О мультикультурализме и Розе Мира на отдельно взятом домене
ответ на эссе Андрея Охоцимского «Роза Мира, межкультурное общение и Воздушный Замок»
По-моему, автор сократил первоначальную версию текста, убрав оттуда пассаж о чукче («что вижу, то пою») и о книге «Роза Мира», которую не считает пророческой (если я не ошибаюсь). Против в
идения чукчи возразить нечего. Однако, почему бы не показать ему и другие четыре стороны рассматриваемого предмета, которые он мог пока просто не заметить? А вот многие пророчества автора «Розы Мира» уже сбылись, в частности о том, что социалистический лагерь будет разрушен без мировой войны, экономическими и идеологическими средствами, и затем будет осуществлена попытка объединения человечества на основе бездуховной доктрины космополитизма во главе с государственностью США, получившей небывалый прилив сил после распада социалистического лагеря. Всё сбылось буквально один в один. Более того, мы дожили до времени, когда эта попытка вроде бы потерпела неудачу и вопрос, как и на какой основе пойдёт следующая фаза глобализации (и пойдёт ли), становится весьма актуальным.
Оставим сразу разговор о пропагандистских клише, якобы свойственных исключительно российской публицистике. По-моему, такими клише грешит западная публицистика никак не меньше, но меньше всего хочется говорить об этих пропагандистских клише в данной теме.
А для того чтобы закрыть возможность свести взгляды другой стороны в линейный бинар и рассматривать их сквозь призму любых пропагандистских клише, даю следующую ссылку: «
Две сущности — две крайности: США и Россия. Будущая гармония или вечная гармонизация?» Андрей, не сочтите за труд, ознакомьтесь, пожалуйста, с этой небольшой заметкой, чтобы сэкономить массу времени в будущем. Слишком часто наши диалоги описывают один и тот же круг: мне приходится опровергать заданность моих взглядов примитивным бинаром лобового противопоставления «Запад-Россия», в самых разных темах. Хочется сэкономить силы для чего-то более продуктивного.
И уже без всяких экивоков на какие-то «клише» далее обозначим термином «мультикультурализм» то явление, которое и описывает автор, а именно:
Венцом киплинговских размышлений на данную тему я считаю Маугли, архетип человека как он есть, просто человека, лишенного культуры и нации, но не лишенного личности. Образ Маугли можно считать знаковым для англосаксонского мультикультурализма, рассматривающего культуру как что-то вроде одежды.
1) Культура и нация как одежда.
2) Мультикультурализм — концепция, позволяющая разным культурным и национальным типам гармонично сосуществовать
в одной государственной, экономической и политической системе.
В первой же части своего доклада я говорю о двух полярных подходах к глобализации и к идее Розы Мира. Первый — как универсальная единая система. Второй — как диалог систем. Мультикультурализм принадлежит концептуально к первому подходу. Более того, восприятие национальной и культурной принадлежности как формальной стороны жизни (одежды) человека, а не как сущностного его бытия, вне которого духовная жизнь человека крайне обедняется, выхолащивается и унифицируется, — такое отношение является стержнем концепции мультикультурализма, и эта концепция, на мой взгляд, внутренне противоположна духу Розы Мира.
Дух Розы Мира (новой эры) — это прежде всего
атмосфера, в которой культурные и национальные типы обогащаются, раскрываются во всей полноте, а не унифицируются до «общечеловеческих». Это диаметрально иной подход к самому пониманию тех принципов, на которых возводится общечеловеческий
ансамбль. Либо это одно здание, одна система, населяемая людьми в разных национально-культурных одеждах, что никак не влияют на принятые внутри системы, единые и общеобязательные правила общежития (и это мультикультурализм). Либо это ансамбль зданий-систем, их гармоническое общение, а не общежитие, и внутри каждой из систем действуют свои правила, свои каноны, свои структуры; а культурная и национальная принадлежность является не одеждой, но способом бытия человека, в отрыве от которого человек теряет и глубину (корни), и высь (соборность). Это, на мой взгляд, совершенно иная концепция, нежели мультикультурализм.
Но нет, скажете Вы, не надо толкать нам пошлый либерализм вместо Розы Мира! Все равно все они говорят на английском, и царство доллара их всех подчиняет… Однако, позвольте спросить, как Вы технически представляете себе реализацию РЕАЛЬНОЙ Розы Мира, действительно Розы МИРА, а не русскоязычной «Розы СНГ»?
Ну, смотря что вкладывается в понятие «реальной Розы Мира». Я же примерно вот так представляю её основные принципы: «
Роза Мира невозможна внутри одной политической системы и одной экономической формации — по определению». Это если совсем кратко (на более развёрнутые тексты ссылок не даю, по соображениям экономии средств).
Что же касается «пошлого либерализма», то налицо перенос эпитета с одного явления на другое: любой эпитет по отношению, например, к инквизиции нельзя переносить и на католическую церковь как институт, и тем более на христианство в целом. Доктрина неолиберализма так же относится к классическому либерализму, как инквизиция — к христианству. (Термин «неолиберализм» придуман вовсе не российской пропагандой, но западной мыслящей интеллигенцией, см. книгу Дэвида Харви «Краткая история неолиберализма». О самой доктрине можно у нас прочесть
здесь, ссылка для читателей.)
Ведь Роза Мира предполагает интенсивный культурный и умственный обмен и общение, а разве это возможно без общего языка?
Да вот как-то в ООН общаются... Внутри одного государства необходим основной государственный язык (или два-три, но не сотни). Меньше всего хотелось бы представлять эпоху Розы Мира как одно государство, границы которого совпали с границами человечества. Мне кажется, это самый пагубный из возможных сценариев. Даже если это государство будет строиться по принципам Евросоюза. Для межгосударственного и межкультурного общения третий язык не нужен. Достаточно знания одной из сторон языка другой или качественного перевода с одного на другой (культура перевода входит неотъемлемой частью в культуру диалога). Против английского языка, как самого популярного в мире, я ничего не имею (приходится иногда делать и такие сумасшедшие уточнения, увы).
Должен также происходить интенсивный обмен продуктами человеческого труда, интеллекта и таланта, а разве это возможно без общего денежного эквивалента?
Как-то обходились до второй половины 20-го века. Мне, например, представляется существование в мире нескольких валютных и экономических зон б
ольшим благом для человеческой цивилизации, чем одна мировая валюта и доминирование одной экономической формации из одного центра.
Не думаете же Вы, в самом деле, что «Новое Средневековье» 22-23 веков будет заниматься натуральным хозяйством или бартером?
Не исключено, кстати. Если человечество продолжит жить за счёт будущих поколений, как сейчас, и безрассудно-эгоистически переводить ресурсы планеты в мусор, то падение жизненного уровня до уровня 15-16 веков будет закономерным. А то и ниже. Общество потребления неизбежно придёт к такой катастрофе. Остаётся надеяться, что кардинальные изменения в нынешней господствующей системе ценностей наступят раньше, чем буквальное возвращение к средневековому типу хозяйствования.
А для экономического взаимодействия между разными валютными зонами достаточно вернуться к «золотому эквиваленту», от которого могла себе позволить отказаться только валюта-монополист. Любая монополия, в том числе и валютная, непременно становится хищническо-паразитарной и вредна для общего организма. Любая монополия: валютная, экономическая, идеологическая, государственная, даже культурная и религиозная. Для гармонии необходимо многообразие. Видимо, так устроена человеческая природа, изменить которую нельзя, пока «она не изменилась физически».
В нашем «королевстве железных дверей» слез умиления вокруг подобных рассказов не льют и классифицируют их в рубрике «их нравы».
Андрей, а вот это не пропагандистские штампы? По-моему, типичнейшие. И вопрос ещё, с чьей стороны по преимуществу была осуществлена попытка опустить новый «железный занавес». К счастью, провалившаяся, судя по последним тенденциям.
Серверов, подобных прозе.ру или стихи.ру, вне рунета просто нет.
На мой взгляд, такие ресурсы не могут быть первичными фракталами новой культуры. В них нет главного — своего лица, узнаваемого замысла, ведущей идеи, духовного вектора. Для общения нужно лицо. А с «прозой.ру» общение невозможно — как с субъектом. В принципе. Точно так же невозможно общение с соцсетью как таковой или с Интернетом в целом. К слову, общество, построенное по принципу мультикультурализма, тоже не имеет своего узнаваемого лика (культурного и национального). Для общения же нужны разные лики, разные субъекты, отличающиеся друг от друга не только по одёжке, но и по сути. Безликое любить нельзя.
Вдохновленный идеей диалога культур, Замок в реальности достаточно монокультурен. Я бы не стал умиляться тому, что мы все разные. По-моему, основная часть активистов Замка довольно однородна.
Справедливо, если говорить о форумной части в нынешнем её состоянии. Но года три назад и на форуме были представлены некоторые другие культурные типы, особенно ярко — индийский. Надеюсь, что когда-нибудь творческая жизнь в индийских разделах возобновится.
Для портала же в целом тезис о его монокультурности и малолюдности не совсем справедлив. Немного статистики: форумная часть составляет лишь 10-15% от содержания портала, в том числе и по авторскому, и читательскому составу. Вот несколько примеров представленности на портале содержательного диалога культур (беру три последние новости с главной страницы):
1.
Фестиваль «Душа Японии» (записи концертов).
2.
Концерт Марлены Мош (музыкальная культура Армении). Скоро появится страница Марлены Мош и в нашей Сборной (автор зарегистрировалась на форуме).
3. Страница
Владимира Лисового в Сборной (просто посмотрите на перечень работ и лекций).
Это только три последние новости. Для более полной картины рекомендую хотя бы бегло просмотреть следующие рубрики и разделы:
1) Страница
Анастасии Гачевой и подшивка
Семинары и встречи в Музее-библиотеке Николая Фёдорова.
2) Категория
Национальные культуры в библиотеке.
3)
Музыка национальных традиций и
Аутентичный музыкальный фольклор в фонотеке.
4)
Репортажи и аудиобеседы — в меню есть разделы, посвящённые именно национальным культурам. Причём там представлены записи бесед не только с «русскоязычными специалистами», но и непосредственно с носителями национальных культур.
Это была краткая справка для расширения обзора.
Роза Мира возникает в Замке как один из образов именно русской культуры.
Начнём с того, что творческое наследие Даниила Андреева — это явление русской культуры. Станет ли оно явлением и мировой — покажет время. На мой взгляд, станет неизбежно, но не скоро. В последние десятилетия взаимному обогащению западного и восточного культурных типов христианской цивилизации активно мешала агрессивная неолиберальная доктрина, возомнившая себя универсальной для человечества и всё, что не укладывается в её идеологический фундаментализм, подавлявшая всеми доступными средствами. Причём от неолиберального фундаментализма пострадала западная культура больше всех, как в своё время Российская — от фундаментализма материалистической доктрины.
Но похоже, маятник истории качнулся уже в другую сторону и наблюдается тенденция к освобождению от догм неолиберализма на самом Западе. Это позволяет надеяться, что культурный взаимообмен сможет осуществляться в недалёком будущем не через призму политико-идеологических клише, как сейчас. А значит, и творчество Андреева сможет занять такое же достойное место в мировой культуре, как и творчество Толкина, например. К сожалению, на какое-то время неизбежна другая крайность, спровоцированная доктриной неолиберализма, это изоляционизм и национализм. Вот когда маятник, качнувшись вправо, вернётся к «золотой середине», тогда ожидается второе рождение и книги «Роза Мира», сначала в России, а затем и в мировом масштабе. Уверен. Без доказательств.
Далее. Даниил Андреев не раз предостерегал своих будущих читателей от того, чтобы считать его родоначальником какой-то новой религии, а книгу «Роза Мира» её катехизисом. Вообще слова «строить» и «Роза» плохо согласуются: в самом выражении «строить Розу» уже заключена абсурдность. Если же «Розу Мира» понимать как новую постгуманистическую эру, то претензия какого-то человеческого коллектива или даже целой страны на зарождение новой исторической эры внутри них выглядит, мягко говоря, самонадеянной. Исторические эпохи меняются на Небесах, люди же могут как-то осмыслять происходящие глобальные изменения или не осмыслять, по большому счёту это ничего не меняет.
И «старое средневековье» было неоднородно, и в нём, как во все времена, боролись полярные духовные тенденции, с перевесом то одного духа (и тогда наблюдался религиозный и культурный расцвет, из которого мы по сей день черпаем духовные богатства), то другого духа — и тогда средневековье вырождалось в то, что стало потом синонимом «мрачного». То же и с «новым средневековьем». Если в нём победит один дух, человечество войдёт в эпоху «золотого века», предсказанного пророками. Если другой — то по сравнению с инквизицией Розы Мира католическая покажется детской игрой, а новое средневековье превзойдёт мрачностью старое на порядок. К тому же духовный закон поляризации добра и зла в человечестве, с нарастанием мощи одного и другого, до их последнего разрыва, никто не отменял и отменить не сможет.
Идея же возникновения Розы Мира (новой эры) на каком-то сетевом портале просто нелепа. Во всяком случае, даже в мою взбалмошную голову она никогда не залетала. На портале могут быть опробованы какие-то жанры, какие-то новые модели взаимоотношений, но это лишь крупица, капля, одна из бесчисленных проекций будущей культуры. И то в самом оптимистичном случае.