Роза Мира невозможна внутри одной политической системы и одной экономической формации — по определению.
Я уже не раз выдвигал тезис о том, что глобальное духовное противостояние — Духа Системы и Духа Диалога — уже началось и будет в следующие века формировать черты исторического, культурного, социального и религиозного лица человечества. Это центральный Миф постгуманистической эры. Оба Духа отвечают стремлению ко всеобщности и оба ведут к единому человечеству. Но оба придают противоположное духовное содержание этому единству.
Есть, например, две исторических модели существования разных этносов внутри одного государства. Смешение этносов в одну нацию, с постепенной утратой каждым своего языка, религии и культуры. И созидание одного государства, внутри которого каждый из этносов оставляет за собою как свою территорию, так и свой язык, религию и культуру, обогащаясь и духовно, и экономически за счёт более тесного общения с другими этносами в едином государственном, экономическом и культурном пространстве, нежели это было возможно в разных государственных образованиях. Но без растворения в одной нации и без исчезновения в результате смешения с другими этносами. Это две разных модели многонационального государства. Первая отвечает Духу Системы, вторая — Духу Диалога. Исторический пример первой модели — США. Второй — Россия или Индия.
Есть также два разных (пока лишь потенциально) варианта единства религиозного. Первый вариант — это выделение некоего общего знаменателя и создание на его основе единой религиозной системы, в которой снимаются различия древних традиций и сглаживаются противоречия их догматики. Таким образом создаётся некая универсальная религиозная система. Этот вариант несёт в мир Дух Системы. Второй вариант — это принципиально новое отношение каждой из религиозных традиций — и к самой себе, и к иным религиям. Восприятие и самой себя, и каждой из религий как проекций Единого Откровения. Причём, есть чёткое понимание, что без иных проекций и граней нет Целого, соответственно — и тебя самой. При таком понимании и отношении различия религий воспринимаются не как что-то несовершенное и недолжное, что должно быть сведено в одну универсальную религиозную систему, но как необходимость адекватного и объёмного отражения Целого, о котором не только общие духовные истины, но и различия религий призваны свидетельствовать миру. Такой вариант религиозного единства, как диалога-ансамбля разных традиций без их смешения в одну универсальную систему, несёт собою Дух Диалога.
Я намеренно назвал первым Дух Системы, а вторым — Дух Диалога. И сделал это потому, что, к нашему великому горю, в человеческой истории зачастую карикатура и паразитарное явление отображаются в массовом сознании быстрее и легче, чем тот подлинник, который они окарикатиривают и на котором паразитируют. Так раньше проявил себя в массовом сознании и Дух Системы, являющийся не чем иным, как изнаночной карикатурой Духа Диалога, того Духа, что по предсказанием многих глубоких философов и мистиков 20-го века, в т.ч. Даниила Андреева, должен ознаменовать и творчески оплодотворить золотой век единого человечества, Розу Мира.
Теперь я выдвигаю следующий тезис. Как немыслим никакой
ансамбль религий, если в человечестве нет разных религиозных традиций, но победила или была создана одна; как немыслим никакой
ансамбль культур и наций, если все культуры и нации смешались во что-то единообразное, — точно так же не может в человечестве воплотиться Дух Диалога, Роза Мира, если победила одна универсальная политическая и экономическая формация. Либеральная, демократическая, монархическая, капиталистическая, социалистическая, теократическая или какая-то другая, неизвестная пока нам, не важно.
Необходимым условием воплощения в социальном соборном теле человечества Духа Розы Мира, Духа Диалога, является наличие в мире разных политических систем и экономических формаций. Без этого условия ни о какой Розе Мира вообще не может идти речи, но заведомо побеждает Её инфернальная
карикатура, Дух Системы.
Это необходимое, но не достаточное условие. Достаточным условием является пронизанность Духом Диалога каждой из формаций и систем, кардинальное изменение их отношения и к самим себе, и к иным системам, и к Целому. Это уже следующий шаг, который должен привести от вражды и конкурентной борьбы к взаимному обогащению и созиданию всемирного ансамбля. Но никакой
ансамбль, никакая Роза Мира немыслима по определению, если самоутвердилась за счёт подавления других или их унификации одна формация, одна проекция, один лепесток.
Нужно трезво и чётко понимать, что Дух Системы, в каких бы областях и формах он себя ни проявлял, полярен и бесконечно враждебен Духу Диалога. И ничего, кроме духовной тирании, в конечном итоге человечеству не сулит, пусть он трижды провозглашает себя либеральным, демократическим и ратует за свободу. Это всё одёжки, а суть одна — подавление конкурентов, провозглашение и утверждение одной системы универсальной и общеобязательной, а остальных — отсталыми и должными исчезнуть (на их же благо, разумеется).
Посему любая идеология, любой человек, что ратуют за торжество одной единственной формации и политической системы в мире (например, секулярной демократии, рыночной экономики и т.п.), служат на деле Духу Системы, тому Духу, чьей единственной целью является блокировать, извратить, унифицировать, выхолостить Дух Розы Мира, Дух Диалога, а единство всемирного ансамбля превратить в безликую уравниловку, а затем и в самую страшную и безысходную из всех когда-либо существовавших в истории тираний. Это конечная цель, но ей служат все, кто провозглашает одну систему универсальной и единственной. Будь то религиозная или политическая, или экономическая система, — важен вектор, установка воли на самоутверждение за счёт других.
На нынешнем историческом этапе противостояние полярных Духов грядущего единства отражается в двух принципиально разных подходах:
В национальной сфере — как две модели: космополитическая и федеративно-имперская (если под последней понимать саму суть имперской модели, а не её крайние и тоталитарные формы). Если космополитическая модель уже в истории себя явила вполне и о ней можно делать выводы на конкретном примере — США или (но пока отчасти) ЕС, то альтернатива лишь контурно и размыто, как слабое подобие, отражается в России или в Индии. Хотя вектора различить можно. В любом случае понятно, что в модели космополитической национальные культуры исчезают и растворяются. А общечеловеческая культура (Аримойя) отражается не как ансамбль культур, а как одна единственная постмодернистская интеркультура, достигшая единства прежде всего за счёт понижения качества и исключения сакральных ценностей как таковых. Пример — универсальный масскульт, шоу, комиксы, понятные всем без слов и т.д.
В религиозной жизни оба Духа проявляют себя — как попытка унификации в общем знаменателе великих традиций, безликом рационалистическом экуменизме, как правило эзотерическо-оккультного характера (это религиозный космополитизм). Этой крайности противостоит другая — замкнутость на себе (религиозный национализм и провинциализм). Дух Диалога пока негласно проявляет себя лишь в смягчении риторики или таких одиноких подвижниках открытого христианства, каким был Александр Мень. В культурной и философской сферах Дух Диалога проявил себя уже достаточно полно и достиг больших побед. Зато в научной — наоборот: там нетерпимость к иным научным путям и косность научного фундаментализма превосходят религиозную нетерпимость и косность в разы. В научной среде Дух Системы пока одерживает безоговорочную победу над Духом Диалога: альтернативная наука — это только лженаука, ересь, и ничего больше, и ничего не может быть никогда.
В политической и социальной сфере на современном этапе Духу Системы прежде всего служат адепты неолиберализма, провозглашающие универсальной и общеобязательной секулярную демократию по западному образцу и одну экономическую формацию (называемую рыночной, но на самом деле уже являющуюся диктатом финансово-ростовщического уклада и соответствующих ему ценностных приоритетов). Вся борьба за свободу с какими-то диктаторскими режимами, иерархиями и сакральностью — это борьба с конкурентами во имя торжества одной иерархии (финансовой) и одной системы ценностей — безликого юридизма, вытеснившего собою все традиционнные и нравственные ценности и призванного служить орудием защиты финансовой иерархии. Причём, равенство всех перед законом является такой же ложью, как и демократия (власть народа), и целиком обуславливается местом в финансовой иерархии. Любая ценность любого явления и существа определяется ею и только ею. Это и есть абсолютное торжество Духа Системы над Духом Диалога.
Все (а это пока лишь разрозненные голоса или школы), кто не просто усомнился в универсальности либеральной модели, но и в первичности и тотальной власти объективного экономизма над нравственной и духовной жизнью, и провозглашают необходимость появления и существования в мире иных формаций и моделей, с иными принципами в основании, — работают на Дух Диалога. И пока иные модели не появятся на исторической сцене и не станут наравне с либеральной значимыми и признанными в человечестве, — вместо ансамбля систем, Розы Мира, всё будет карикатура и ложь. И тогда изоляционисты и националисты даже предпочтительнее, чем либеральные унификаторы. По крайней мере, путь ко всемирной тирании от национализма намного длиннее, чем от неолиберализма, с его универсальными претензиями и с его тоталитарным, лживым и абсолютно нетерпимым духом.
Дух Системы может терпеть рядом с собою представителей Духа Диалога только как временное тактическое отступление. На деле — это враги не на жизнь, а на смерть. Для Духа Системы враги все и всё, что не является частью Системы или её винтиками. А самый главный, мистически и духовно, враг — это Дух Диалога, тот предвечный подлинник, на котором паразитирует Дух Системы. Эта лютая зеркальная ненависть к своему духовному подлиннику обусловлена самой демонической сущностью, её духовным ядром.
Подлинную внутреннюю природу той же неолиберальной Системы обнаружить не так трудно: достаточно посмотреть на реакцию толерантных либералов на исповедующих иные системы ценностей, когда такие люди становятся на пути Системы и всерьёз ей препятствуют. Маска слетает — и обнажается такая злоба, такое презрение и такая жестокость, какие были присущи только самым бесчеловечным тираниям прошлого. Хотя разделять людей на
разные биологические виды, и не по расовому или классовому принципу (то есть формально), но
исключительно по идеологическому — до этого даже изверги нацизма не додумались. Даже религиозные фанатики не считают неверных иным биологическим видом, но лишь заблудшими, которых, конечно, лучше уничтожить, для их же блага. А тут — идеологически не исповедуешь моей Системы, значит — ты иной биологический вид. Со всеми вытекающими. Впрочем, место в финансовой иерархии всё искупает: там господа, и у них другие критерии, они вообще вне досягаемости... Далее представить себе единое человечество под эгидой этого духа несложно. Хотя и жутко.
Парадокс же в том, что неолиберальная модель теряет большую часть своей тьмы и духовного яда, если в мире появляются реальные и весомые альтернативы ей. Иные, принципиально иные, подчёркиваю, формации и системы. Тогда каждая — часть целого, лепесток. И может речь идти о диалоге, о взаимном сотрудничестве, в идеале — об ансамбле. Тогда и либеральная модель становится иной по своей внутренней сути и дополняет, уравновешивает, помогает избавиться от гордыни и собственных пороков иным формациям. Как только остаётся одна — словно открывается внутренний клапан в адские пучины, и оттуда начинает литься такое зло, такой цинизм и такая бесчеловечная жестокость, что и предположить нельзя было в этих добрых и милых людях...
Видимо, так устроен человек, что ему необходимы альтернативные системы, иначе — он превращается либо в скота, либо в демона. Тут скорее всего корень в фундаментальном духовном соблазне — в гордыне. Не потому ли в мире столько наций, культур и религий, чтобы ни одна из них не могла осуществить на практике соблазн универсальности?
Я поймал (впрочем, уже осознанно) себя на том, что я ничего так не боюсь, как торжества одной системы. Мне видится мрачным кошмаром та Роза Мира (универсальная сверхрелигия, поглотившая все древние религии), о которой мечтает большинство последователей Даниила Андреева: ничего кроме ужасов инквизиции в такой системе я себе представить не могу. Наверное, сказывается возраст — знание собственной человеческой природы. Также я не хочу жить в мире, где победила одна политическая система и одна экономическая формация. Кроме безысходной тирании, я себе ничем иным закономерный результат этой победы представить просто не в состоянии. Пусть эта модель будет трижды либеральной и демократической, а формация трижды рыночной. Если она останется одна и не будет альтернатив — труба, вырождение и духовная смерть неминуемы. Причём, почти мгновенно произойдёт качественный скачок к тирании, никто даже не заметит как и почему. И бежать будет поздно, потому что некуда.
Если представлять Розу Мира как благо, а не как зло, которым пугают (и во многом справедливо) противники глобализма, то видится мир, где существуют несколько центров силы — разных политических и экономических формаций. Наряду с демократиями — монархии, социалистические государства и даже феодальные (в каком-то новом исполнении). И эти системы не являются маргиналами, но обладают политическим авторитетом и экономическим весом таким же, как и западная модель. А ещё мне кажется, что может появиться небывшая политическая модель («фрактальная демократия», например) и такая экономика, где запрещён ростовщический процент. Причём, запрещён потому, что главенство нравственного закона признано на политическом уровне над всеми законами экономическими. И такая модель окажется конкурентоспособной и не будет проигрывать экономически моделям, опирающимся на другие стороны человеческой природы (эгоизм, жадность, стремление к личной выгоде и т. д.) Но я не хочу, чтобы и эта новая модель осталась в мире без альтернатив. Пусть сам факт её существования подталкивает другие формации стать более человечными.
Если в мире исчезнут независимые государства, а останется одна политическая система (любая), одна экономическая формация (любая), одна религия (любая), один культурный тип (как в США), одна национальность «человек мира», одна система ценностей (закон, перед которым все равны), — мне такое усреднённое благолепие представляется законченным осуществлением дьявольской воли: «всё не-я должно стать мною». А кому-то именно такой мир представляется Розой Мира...
Дух Системы и Дух Диалога исторически направлены к противоположным целям. Пока мы в пути, оба Духа могут находить в нас приют и призывать нас двигаться в ту или иную сторону. Мы петляем, шарахаемся, возвращаемся... Но как только цель будет достигнута — и человечество станет единым, в нём воплотится по преимуществу только один Дух. Что напрямую зависит от того, останутся к тому времени альтернативные политические системы и экономические формации (а ещё лучше, если наряду с ними появятся новые), или окончательно восторжествует одна, та что ныне доминирует. Последнее — катастрофа.