Две сущности — две крайности: США и Россия.
Будущая гармония или вечная гармонизация?
При очередном обострении «любви-ненависти» между государственными сущностями — США (лидером современной западной цивилизации) и России (христианская цивилизация восточного типа) — становится выпуклой их показательная зеркальность:
Поражённость государства уицраориальным духом у США проявляется в наибольшей степени вовне, а у России — вовнутрь. И зеркально — доброе начало. Россия — как государство — чаще ведёт себя благородно и бескорыстно (порой до самозабвения) во внешней политике и грубо, корыстно (порой до полнейшей тупости, лютого коварства и бесчеловечной жестокости) — во внутренней. Это извечная болезнь Российской государственности, наследуемая от одной стадии к другой. И прямая противоположность — США.
Достаточно сравнить судьбу североамериканских индейцев и сибирских народов или уровень жизни республик СССР и метрополии, чтобы убедиться в полярном отношении к покоряемым народам у США (англосаксов, протестантов) и России (русских, православных). Россия — отдаёт жизненную силу вовне и приносит в жертву свой народ. США — забирает жизненную энергию извне и отдаёт её своему населению. Это преломлённое в государстве глубинное свойство самого народа.
Русские могут быть удивительно широки, отзывчивы и благородны по отношению к чужеземцам, могут глубоко понимать и ценить чужие культуры, не только легко уживаться с ними, но и способствовать их самобытному развитию, любить эту их самобытность даже больше своей. Но русские часто слепы и как-то по-свински расточительны по отношению к собственным богатствам и талантам.
США — наоборот: к чужим слепы, невосприимчивы до тупости и грубы до хамства. И бережны, терпимы и добры — к своим. Эти две полярные природы (русскую и англосаксонскую) прекрасно показал Лесков в потрясающем по метаисторическому символизму «Левше».
Оба греха бесчеловечного государственного эгоизма — что по отношению к своим, что по отношению к чужим — остаются преступлениями против Божественной любви и гармонии. Оба греха разрушительны, оба попирают, убивают и растлевают человеческие судьбы и души, гасят дух. Но почему-то болезнь Российского государства кажется менее антихристианской. Наверное, потому что я сам русский человек и ношу в себе те же русские болезни и грехи. Свой грех, как водится, не так бросается в глаза.
Христова заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» — нарушается Россией преимущественно в отношении самоё себя, а США — в отношении ближнего. Если под самим собой подразумевать свой народ, а под ближним — соседей по Планете. Российское государство чаще ведёт себя по отношению к собственному народу как поработитель и завоеватель, а по отношению к завоёванным народам — как благотворитель.
Оба греха — и против себя, и против ближнего — против любви. Но почему-то грех против ближнего как-то бесчеловечнее, что ли, чем тот же грех по отношению к самому себе. Хотя, наверное, это и неправильно — и одна любовь не жива без другой. Если так можно выразиться, «пропорции перераспределения любви» у США и России противоположны.
И всё же положение, когда сами сыты и обираем при этом других, труднее принимать нравственно. Россия не только сор старается из избы не выносить, но впадает в обратную крайность — сор копится за внешним фасадом. США — с лёгкостью освобождаются от сора, хоть на голову прохожего — лишь бы не на свою. Россия — для поэзии и для духа. США — для жизни и для тела. И то, и то негармонично для целостного человека. Душа живая раздираема противоречиями и там, и там. И хочется гармонии во всём, и чтобы всё было прекрасно в человеке... Возможно ли это?
Смогут ли когда-нибудь США и Россия прийти к взаимному дополнению и обогащению, без подавления одной стороной другой в конкурентной гонке или поражения одной из сторон в войне? Что для этого должно измениться и в мире, и в нас самих?
Мы — больше мечтатели. Западный человек — больше прагматик. Может ли польза не только ползать, но и летать? И может ли птица-тройка вести нормальную жизнь, не перестав при этом быть птицей? Возможны ли взлёты без сокрушительных падений, как у России? Смогут ли когда-нибудь ужиться в одном общественном организме жертвенность и здравый смысл, вдохновение и трезвый расчёт?
Россия и США — две крайности в человечестве. Есть ли золотая середина? И сможет ли человечество достигнуть её и гармонично существовать, не впадая в крайности, не раскачиваясь от одной к другой? Не остановится ли тогда творческое движение Истории и не провалится ли человечество из достигнутой гармонии в небытие? Не являются ли крайности — своего рода разностью потенциалов, без которой невозможно движение? Что страшнее для человека: взлёты и падения или остановка движения? Смогут ли крайности если и не примириться в гармонии, но хотя бы уважать друг друга и понимать, что одна крайность невозможна без другой?
Не будет России — не будет и США. И наоборот. Обе крайности исчезнут из Истории только вместе, а их место займут другие полюса и другие противоречия. Этого, мне кажется, не понимают политические пророки в России, предрекая и вожделея крах США, и ещё меньше понимают это американские политические умы.
И не только политические умы не понимают и не принимают смысла трагического раскола христианского мира. Возможно ли и нужно ли объединение христианских церквей? Возможна ли и угодна ли Промыслу победа одной из конфессий как истинной? В чём смысл Вселенского Христианства? В чём глубинная духовная Идея Розы Мира? Не в том ли, чтобы каждая из частей приняла другие части в их отличии, ценила и благословляла это различие — как необходимое условие Жизни Единой Церкви?
Не будет противоречий между религиями — остановится творческое движение. Победив на Земле, Истинная Церковь станет застывшей проекцией, частью, возомнившей себя Целым. Не может быть вмещена в мир сей Истинная Церковь, но только — в различных проекциях, гранях, которые неизбежно противоречат друг другу на уровне человеческой логики. Впадают в крайности и борются друг с другом.
Сама борьба противоположностей должна стать иной — это борьба не за утверждение одной из проекций, но за то, чтобы каждая из них осознала другие, в их отличиях, как залог собственного бытия и развития. Не просто взаимное уважение к иным церквам должно стать духовной нормой, но жизненная потребность в творческом диалоге, целью которого будет не слияние церквей или создание единой сверхрелигии, но обогащение каждой церкви — за счёт прежде всего тех различий, что есть у других.
Тот же дух должен привести разные государственные сущности, политические и экономические формации к иному восприятию друг друга — не как конкурентов или врагов, но как разных граней единого Мира. А различие формаций и сущностей является необходимым условием единства. Победа же одной из систем означает смерть не только других, но и её самой.
Мы вошли в тот этап Истории, когда на мировую арену вышли два глобальных Духа — дух системы и дух диалога. Борьба между ними за будущее единого человечества определяет судьбу и смысл новейшей истории, на долгие века. Слепой ошибкой, губительной и для России, и для Запада, было желание вписать Российскую цивилизацию в Западную, привести политические и экономические формации к общему знаменателю. Унитарное слияние двух цивилизаций привело бы к смерти обеих, а не только Российской.
Духу Системы объяснить сие невозможно: он не видит, что его победа — это смерть. Ему запрещено это видеть. Ему запрещено видеть и Дух Диалога — как иную Сущность, но только как одного из духов системы, как конкурента, как ложную систему, которую надо подавить во имя истинной, своей.
Россия — по самой своей сути, что искажённо отражается и в государственном её характере, ближе Духу Диалога, чем Духу Системы, несмотря на все её провалы в разные формы фундаментализма и косности. И наоборот — США и современный Запад, несмотря на их формальную толерантность, выражают по преимуществу в новейшей истории Дух Системы.
И пока Западная цивилизация не перестанет ощущать себя эталоном цивилизации и лидером, который должен привести всех отстающих к этому эталону, она не освободится от духовного морока и будет тянуть за собою всё человечество в бездну небытия. Новое дыхание жизни и возрождение творческого духа Западная цивилизация может обрести только в осознании себя лишь одной из цивилизаций, одной из частей мира, формаций и возможных моделей, а другие цивилизации — не отстающими, а именно иными, без которых нет и быть не может ни Целого, ни самого Запада.
И помочь Западу, себе и миру Россия сможет только одним — осознанием своего неповторимого пути, своей судьбы и своей цивилизации. В становлении в России иной государственной модели, иной экономической формации заинтересован Дух Диалога.
В России, после долгого, многовекового противостояния с Западом, после мучительных экспериментов и падений, периодов слепого подражательства, должна появиться
не новая формация, но диалог формаций. Своего рода модель для глобального диалога систем. Любая попытка построить в России единую и передовую систему обречена на провал. Россия должна явить миру иное —
ансамбль систем.
Не чем иным такую — никогда не существовавшую и не имеющую прямых аналогов в истории — культурную, общественную, политическую и экономическую модель, кроме как «фрактально-демократической монархией по принципу Игры в бисер», я себе представить не могу. Само это громоздкое и неуклюжее определение говорит о трудности сведения такой модели в единую систему.
Ни одно государство ещё не строило себя как диалог и ансамбль систем и формаций. Внутри религиозных систем это удалось, пожалуй, только индуизму. Внутри государственных — пока никому. Это творческая задача и миссия России. Борясь с ней, США делают то же, что СССР делал в безумной попытке загнать весь мир в одну единственную формацию, обосновывая её будущее торжество квазирелигиозной философией материализма. Более человечную, кстати, формацию (экономически, не политически), а потому и более утопичную, мечтательную...
Системная ошибка «красного эксперимента» — нефрактальный принцип системы, одна модель и формация вместо диалога. Точно так же ныне США пытаются обосновать веру в своё лидерство на пути к торжеству всемирной демократии примитивным экономическим детерминизмом, возведённым в культ.
Тотальный юридический формализм напоминает жреческую магию окосневшего священства, как напоминала её КПСС со всеми своими ритуалами и парткомами. Но вопиющие двойные стандарты, несовместимые с элементарной нравственностью и честностью, чем дальше, тем больше вылезают из-под мантий жреческой софистики. Тотальная ложь жрецов очередной универсальной системы становится очевидной — и система, разбухая, подходит к смертному одру. И вновь и вновь мир удивляется, насколько же далеки первоначальные устремления и декларируемые цели системы от её реальных плодов.
Так всегда бывает, когда цель видится точкой на горизонте и оправдывает средства. Когда средства подбираются исключительно для достижения цели, нравственный закон становится релевантным. Если цель жизни — будущий результат, а не сама жизнь, то этот результат может быть только смертью. Подлинная цель должна органически вырастать из средств, шаг за шагом, фрактал за фракталом. И видеться не результатом, который нужно достичь, но процессом, вечной гармонизацией, а не «будущей гармонией».