Краткие заметки об Интерактивном искусстве
Текст, безусловно, сильный и даже «программный». Почти все производит впечатление правильного и важного, но в то же время никак не отмахнуться от ассоциаций с анекдотом про Вовочку: «Хочу в советский союз». Наверное, слишком тонка грань между провозвестием ростков грядущего и выдачей желаемого за действительное (что по-человечески очень понятно, но как правило никуда не ведет – по крайне мере, куда хотелось бы).
Не сомневаюсь: чтобы оценить достигнутое ВОЗом по достоинству, нужно находиться не вне, а внутри. Но полагаю, что видение извне тоже имеет значение, тем более что «вне» (пока) находится все человечество за исключением пары-тройки десятков людей.
Не буду спорить и с тем, что для оценки такого явления как «интерактивное искусство» я во многом слишком крайний индивидуалист. Однако уже много лет не претендую ни на какую оригинальность собственного творчества, прекрасно осознавая, что символ – тема вечная и неисчерпаемая. Тема, по поводу которой сказано и написано столько, что не под силу обозреть (не то что проработать) за целую жизнь. Обнаруживать, что мысли, к которым шел с таким трудом, уже давно кем-то высказаны (или поставлены под сомнение), стало для меня обычным явлением, которое нисколько не разочаровывает, а напротив, вдохновляет. Когда чувствуешь, что участвуешь в общем движении, общем деле – это всегда вдохновляет, а все индивидуалистическое отходит на второй план. И главный источник этого – сама природа символа, который универсален и уникален, все-объемлющ и все-включающ (all-inclusive), принципиально находится «по ту сторону» утверждения и отрицания, правоты и не-правоты, любых споров об истине, красоте, добре, и прочем. И в этом смысле понятия интерактивное и символическое – синонимы.
Мне кажется, это и есть критерий: если человек (не важно, автор, зритель, наблюдатель, «свидетель» (термин, в свое время предложенный Гротовским) вместо «зрителя») ощущает, чувствует, что соприкоснулся или проник в сферу символического, символо-мифо-ритуального, то интерактивность есть. А если не ощущает и не чувствует, то какими бы ни были внешние формы – значит ее нет. Пожалуй, это некий полевой критерий, эффект, так сказать, «системных расстановок»: если воспринимаешь мир как подлинно символическое пространство-время, то все интерактивно, а если нет, то в чем бы ни участвовал, все распадается на случайности, а то и недоразумения. И напротив, искусственные потуги добиться интерактивности эту самую интерактивность разрушают.
Признаюсь, исходя из сказанного, не берусь определить, действительно интерактивен «Воздушный замок» или это пока лишь некая более-менее специфическая разновидность виртуальной реальности, которая мне представляется с очевидностью псевдо-интерактивной.
В любом случае, я убежден, что для подлинного и полноценного сотрудничества, оно должно осуществляться на трех планах, совместной мысли, речи и действия (если угодно - единомыслия, единословия и единодействия). «Новый литературный жанр» способен в лучшем случае реализовать совместное творчество лишь на уровне речи, но без обеих других составляющих рождение нового невозможно. Особенно важна в этом роль совместного действия.
На данный момент оптимальным мне представляется синтез собственно искусства и арт-терапии (цели и задачи которой выходят далеко за пределы терапии как таковой). В это общее понятие арт-терапии я также включаю драматерапию, музыкотерапию, танцетерапию,... (часть авторов включает в понятие арт-терапии только деятельность по созданию неких арт-объектов, исключая ее чисто процессуальные формы). Излишне говорить о том, что это совместное действие должно происходить «в реале».
Уже сегодня тема: арт-терапия и символ, сказка, миф, ритуал – это огромный пласт исследований, практик и экспериментов. К этому синтезу приходят все, кто погружается в данную сферу. И практически в каждом случае удается найти протоформы любых творческих находок в древней и традиционной культуре. Причем, многократно установлено, что наиболее действенными оказываются самые элементарные (на первый взгляд) формы, формулы, жесты,... Просто обняться, сказать «Прости – Бог простит», также как и «Я люблю тебя» - именно это производит наибольшее впечатление на человеческую душу. И от бесконечного употребления этих форм и фраз они чудесным образом не утрачивают своей силы, потому что за ними стоит глубинное, настоящее. Хочется верить, что никакой «постгуманизм» этого не отменит.
Далее предложу лишь несколько замечаний к тексту в стандартном на сегодняшний день формате фрагментарного цитирования и собственных ответных реплик (хотя таковой «интерактивный» формат сам по себе мне представляется достаточно неэффективным и ущербным):
«Эта сущность имеет интерактивную природу и постигается, а значит и может быть описана только в диалоге.»
НМ: При этом диалог должен принципиально реализовываться на разных языках (в смысле Ю.Лотмана). А точнее, нужны различные режимы взаимодействия, и прежде всего: очный и заочный (реальный и виртуальный), формализованный и неформализованный,...
Далее, следуя тому же Лотману и его единомышленникам, я бы заменил «проблему вербализации» на проблему моделирования, что принципиально шире вербализации, хотя (опять же, исходя из семиотико-культурологического подхода) считаю возможность вербализации основным критерием понимания-осознания любого явления.
Кроме того, любое взаимодействие нужно четко задавать либо содержательно (лучше всего через конкретные темы), либо процессуально (как уже писал, через столь же четко понимаемые всеми участниками и «наблюдателями» режимы общения). В идеале, полагаю, и так и так.
«Мы слишком радужно представляли себе переход в атмосферу Розы Мира...»
НМ: Говоря об атмосфере, для нашего дня даже атмосфера «серебряного века» - недостижимый идеал, не говоря уже о чем-то большем. И апеллируя к этой атмосфере, можно сказать, что проблема индивидуального и коллективного творчества – фактически псевдопроблема – это различие представляется таковым лишь на самом поверхностном уровне. Главный вопрос - есть ли реальное взаимное «опыление» идеями, образами, символами… Если есть, то творческие продукты могут подаваться и как индивидуальные (именно так это происходило в период «серебряного века»), от этого они не перестают быть по сути коллективными и даже соборными. И напротив, если его нет, то любые попытки коллективного творчества будут являться лишь суррогатами.
«...огромные массы воспринимающих искусство станут непосредственными участниками мистерий, а не просто читателями, зрителями, слушателями.»
НМ: Просто так не станут; для этого у людей (в сознании каждого отдельного индивида) должна появиться сфера сакрального, причем совершенно реального, воплощенного. Именно по этой причине я предпочитаю понятие сакральное понятию духовное. Как я пишу в своих текстах: «духовными могут быть лишь устремления, тогда как сакральное это всегда еще и реально-физический факт». А для этого, в свою очередь, у людей должна быть вера – опять же, совершенно конкретная, глубокая и искренняя. Вера во что – до некоторой степени второстепенный вопрос, но во что-то обязательно (хотя, в конечном счете, она бывает только в Одно). А сейчас в этом смысле - веры как подлинного переживания (если угодно, «страха Божьего», хотя оба слова в этой фразе весьма условны) - у людей нет, включая (и зачастую даже в первую очередь) у «верующих».
«В интерактивном пространстве Сети формируется некий разумный эгрегор, некий Солярис, который вступает в личностные отношения с каждой человеческой душой, вербализирующей себя в нём.»
НМ: Прежде чем говорить об интерактивности, тем более о «разумном эгрегоре» и других эффектах, для начала между людьми должна быть установлена хотя бы обычная обратная связь, а как правило и ее нет. Вообще, обратная связь, это важнейший - даже основной - механизм развития, корректировки, и т.д. чего бы то ни было. Это давно известно и описано. Причем имеется в виду нечто большее, чем просто отзывы типа: «понравилось-не понравилось», «согласен–не согласен». Такие реплики ничего корректировать, а тем более развивать, не могут, особенно в наши времена тотального субъективизма. Культура обратной связи – это действительно культура, искусство, которому обучиться потруднее, нежели хорошим манерам. Обратная связь, если она попадает в точку, должна трогать, вызывать движение души, а не просто провоцировать желание объсняться-оправдываться или (упрямо) отстаивать свою точку зрения. А этого нет – нет в интернете, да и вне его, практически нигде.
Вообще, прежде чем описывать достигнутое высокими словами (хотя, безусловно, заслуженными. В сети, похоже, нет даже намека на осознание важности и на стремление реализовать нечто подобное, не говоря о большем), мне кажется, для начала важным добиться по сути элементраных условий взаимопонимания и взаимодействия. (Вспоминаю, что в «прошлой жизни», еще лет двадцать назад, читал книгу одного светилы от консалтинга, который утверждал: «95 процентов всех проблем современных организаций обусловлены всего двумя факторами: целеполагание и обратная связь». За прошедшие годы многократно убеждался, что это касается не только официальных и коммерческих организаций, а любых объединений людей и даже отдельных индивидуумов.)
* * *
И еще одно замечание, как может показаться - совсем уж оффтопное, но только на первый взгляд. Постоянно встречаю в текстах ВОЗа прямо-таки неуважительное отношение к хаосу, который с моей точки зрения не только неправомерно, но и недопустимо пытаться «превращать в космос». И речь вовсе не о том, что теории хаоса сейчас модная тема. Она актуальна (вечно-актуальна) прежде всего в отношении сферы мифо-ритуально-символического. И наиболее ярко эту тему раскрыл Ницше, а за ним Вяч.Иванов, говоря об Аполлоническом и Дионисийском. Причем, эти понятия - с очевидностью для меня - не измышление Ницше, а основополагающая реалия архаической, традиционной, и обще-цивилизационной (в том числе, разумеется, античной) культуры. Можно сказать, что хаос и космос – это инь и ян мироздания, и одно невозможно без другого. Более того, на основании «обширного и горького опыта» берусь утверждать, что основной причиной непонимания и недооценки феноменов символа, мифа и ритуала в человеческой жизни (в том числе, современной) подавляющим большинством людей является именно непонимание роли хаоса.
Это напоминает мне позицию людей, наивно полагающих, что раз основа духовного развития – это прежде всего осознанность, значит нужно всеми силами «избавляться от бессознательного», тогда как его, напротив, следует культивировать.
Судя по всему, по-настоящему интерактивны наши сны, а также мифы («сны человечества»). Они как желе: тронешь в одном месте, и тут же чутко реагирует, перестраивается вся их глубинная структура – именно поэтому они производят впечатление хаоса. Эта структура – в прямом смысле интер-нет (глобальное переплетение), и у человечества на сегодняшний день не существует средств моделирования и фиксации этих явлений в их первозданном виде. Их воздействие на психику, на индивидуальное и коллективное бессознательное, тоже лишь в малой степени изучено. Такова волшебная сила хаоса, которая однако интуитивно и целительно используется человечеством с незапамятных времен. И вообще, к сожалению или к счастью, но самые поразительные и действенные феномены человеческой природы - это слишком «тонкая материя» для внешнего вторжения. Видимо, так тому и быть...