Роза Мира - эпоха синтеза
Интерактивное искусство — Солярис (Роза Мира как надсистема); доклад к 110-летию Д.Л. Андреева

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Елена, с Вами полностью согласен. Единственная эффективная единящая сила в мире есть любовь. Этот онтологический плюс любви феноменологически узаконен христианством, а философски доказан В.С. Соловьевым.
Однако практика ее применения, как и всего прочего, имеет в обществе и негативные прецеденты. Известно, сколько религиозных войн и бытовых стычек совершаются на почве любви и ревности (чрезмерного рвения) по ее поводу.
Повторю мой тезис: найдя верную духовную и теоретическую силу - любовь, человечество пока не нашло адекватного практического механизма ее повсеместного воплощения.
И, чтобы не докучать рассуждательствами (за что меня на ВОЗ порой упрекают), тоже приведу стихотворение - Лопе де Вега. За 400 лет оно ни на йоту не потеряло своей актуальности.

               Лопе де Вега
              Одиночество
 
        Одиночеством к людям гонимый,
        Прихожу к одиночеству снова —
        Ибо, кроме моих размышлений,
        Не встречал я друга иного.

        Что мне хрупкая оболочка,
        Где живу я и умираю?
        От себя я так отдалился,
        Что вот-вот себя потеряю.

        Мне с собой ни сладко, ни горько,
        Но одно я постиг несомненно:
        Человек — воплощенье духа —
        Как в тюрьме, в своем теле бренном.

        Мне понятно многое в мире,
        Одного не пойму до гроба:
        Как безмозглый, спесивый невежда
        Терпит собственную особу?

        Я управлюсь с любой помехой,
        Рад с любой докукой сразиться,
        Но себя защитить не умею
        От назойливого тупицы.

        Он меня же ославит дурнем —
        Ведь ему, говоря по чести,
        Невдомек, что глупость и скромность
        Не могли бы ужиться вместе.

        Но различие между нами
        Беспристрастное видит зренье:
        Его глупость — в безмерной спеси,
        И моя разумность — в смиренье.

        То ли в наше время природа
        Изобилует мудрецами,
        То ль они свой скромный рассудок
        До небес превозносят сами.

        Самый мудрый сказал: «Я знаю,
        Что я ничего не знаю»,
        Величайшее с наименьшим
        В беспримерном смиренье равняя.

        Но себя я не чту премудрым,
        Ибо чту себя несчастливым,
        А когда и где неудачник
        Обладал умом прозорливым?

        Этот мир, должно быть, стеклянный,
        Он надтреснут, и в час урочный
        На осколки он разлетится,
        Потому что стекло непрочно.

        Нам порой говорит рассудок,
        Что и мы уцелеем едва ли:
        Картой меньше — и мы внакладе,
        Картой больше — опять проиграли!

        Говорят, что правда на небо
        Вознеслась из нашей юдоли, —
        Постарались люди на совесть,
        Чтоб она не вернулась боле.

        Мы, испанцы, от прочих народов
        Отделились чертой приметной:
        Те живут в серебряном веке,
        Нам на долю достался медный.

        И какой настоящий испанец
        С болью в сердце не видит ныне,
        Что мужчины на вид все те же,
        Только мужества нет и в помине!

        Бог велел, чтобы хлеб свой насущный
        Человек до скончанья света
        Добывал в труде, — потому что
        Он презрел господни заветы.

        А сегодня богоотступник
        На кусок дармоеда презренный
        Променял, не страшась позора,
        Старой чести залог бесценный.

        И теперь Добродетель и Мудрость,
        Как слепцы в бесприютном скитанье,
        Ковыляют, держась друг за друга,
        Со слезами прося подаянья.

        Есть два полюса в этом мире,
        Два магнита для всякого сброда:
        Покровительство (вместо счастья),
        Деньги (вместо знатного рода).

        Слышу колокол похоронный,
        Но не вздрогну, мыслью объятый,
        Что крестов на погосте столько,
        Сколько было людей когда-то.

        Вижу мраморные надгробья,
        Возвещающие в печали
        Не о том, чем покойники были,
        А о том, чем они не бывали.

        Правы авторы эпитафий —
        Только здесь убогий и сирый
        Наконец торжество обретает
        Над князьями этого мира.

        Говорят, недостойна зависть;
        Грешен я — она мне знакома:
        Зависть к тем, кому нету дела,
        Что творится за стенами дома.

        Нет у них ни книг, ни записок,
        Нет бумаги в шкафу ни листочка,
        За чернильницей ходят к соседу,
        Если надо черкнуть две строчки.

        Ни бедны они, ни богаты:
        Есть очаг и похлебка в миске;
        Не мешают им спать заботы,
        Искательства, происки, иски;

        Не злословят они о сильных,
        Не питают к слабым презренья,
        Никогда, словно я, не пишут
        Покровителям поздравленья.

        С этой завистью неразлучен,
        Никому не промолвив слова,
        Одиночеством к людям гонимый,
        Прихожу к одиночеству снова.

«Последнее редактирование: 29 Декабря 2016, 11:17:38, Золушка»

Другими словами, понимание есть, а практическая процедура не выработана, навык не обретен и не обкатан - так чтобы стать, как говорил Кант, всеобщим законодательством.

Я не знаю, на чём основана вера в магическую силу процедур и алгоритмов в области человеческих отношений, но как-то история не даёт видимых оснований для такой веры, по-моему.

Чтобы «нравственный закон внутри меня» стал «всеобщим законодательством», необходимы два условия: соответствие этого всеобщего законодательства внутреннему нравственному закону и свободное желание человека ему следовать. И то, и другое не процедурами и алгоритмами достигается, но общественной атмосферой, чем-то таким, что витает в воздухе и неизвестно откуда и как приходит.

Владимир Соловьёв и Даниил Андреев свидетельствовали о сошествии Вечной Женственности в наш планетарный космос. Вот этим свидетельствам я верю — и потому верю, что изменится сама атмосфера в обществе, появится потребность в диалоге, и этот диалог будет другого качества, чем мы знали из истории культур и религий. И в тенденциях современной культуры я уже нахожу немалые основания для этой веры.

В каких-то отдельных ареалах, сообществах, группах, партиях, школах, направлениях, семинарах и порталах за счет создания методологических уставов и правил удается еще достичь некоторого относительного единения самостных векторов, но за пределами этих сообществ ситуация оставляет желать лучшего.

То что такие лакуны появляются в культуре, уже говорит о многом. Во-первых, о потребности в творческом и содержательном диалоге. А во-вторых, о возникновении технических средств, дающих возможность для создания таких лакун. И то, и другое вовсе не за счёт каких-то правил и уставов достигается.

Появление Интернета я считаю одним из главных эмпирических подтверждений пророчеств Соловьёва и Андреева об эпохе Вечной Женственности — о новой атмосфере в человечестве, способной создать качественно иной диалог систем (их симфонию). Для меня синтез и есть процесс творческого и содержательного диалога, но об этом в другой теме поговорим.

Конкретные сообщества, возникшие благодаря атмосфере диалога и технической возможности для его осуществления, порождают те или иные формальные процедуры, всегда конкретные и направленные для достижения конкретных целей, что могут меняться по мере становления сообщества. Это локальные алгоритмы, а не всеобщие. Качество всеобщности есть только у самой атмосферы диалога и у технической среды (в частности Интернета). Не будь этих двух всеобщих условий (внутренней потребности и внешней среды), мы бы с Вами никогда не встретились, и никакие правила и алгоритмы нам не помогли бы.

Вот задача: как практически осуществлять выход за пределы онтоизоляции и проникание в монаду каждой самости содержаний из других онтоизолятов без ущерба потерять специфику собственной самости?

Это называется «соборностью» — гармонизацией индивидуального и коллективного начал. Практически же эта задача решается в отдельных лакунах (сообществах) по-разному, в зависимости от их специфики. Гармонизация — это не результат, а процесс.

Известно, сколько религиозных войн и бытовых стычек совершаются на почве любви и ревности (чрезмерного рвения) по ее поводу.

Ревность — это «обезьяна любви», её духовная противоположность — эгоизм (бунт эго). То же относится и к религиозным войнам, вызванным коллективным эго, одержимым духом ненависти и страха, а вовсе не духом любви. Религия в данном случае — маска и повод, а не причина.

найдя верную духовную и теоретическую силу - любовь, человечество пока не нашло адекватного практического механизма ее повсеместного воплощения

«Практический механизм любви» — какофоническое сочетание слов, не находите? А всеобщий алгоритм есть и давно известен — это подобное к подобному. Это единственный реально работающий и действенный «механизм». В истории цивилизаций этот «механизм» А. Тойнби описывал как закон мимесиса (подражания творческому меньшинству).

И, чтобы не докучать рассуждательствами (за что меня на ВОЗ порой упрекают)

Кто это Вас упрекал? Что-то не припомню... Наоборот — благодарили (это помню). Интерактивная часть и существует для рассуждательств. В том числе.

С наступающим Вас Новым Годом, Сергей! И спасибо старому году за то, что он вновь привёл Вас в наш Воздушный Замок.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 29 Декабря 2016, 22:44:39, Ярослав»

Люди не хотят больше пассивно внимать кумиру, даже гению. Люди хотят интерактивного участия, собственного творческого акта. (…) Но то интерактивное творчество, когда люди слышат и понимают друг друга, когда размывается граница между искусством и реальной жизнью, осуществимо только в небольших лакунах, небольших сообществах. Это и есть те кластеры или соты, или фракталы, где всходят ростки новой культуры, формируются модели новых социальных отношений.

Действительно, всё это сегодня происходит, и не только на нашем портале. Несколько лет назад, как раз в то время, когда Воздушный Замок делал свои первые шаги, меня заинтересовали процессы, происходящие на фотосайтах. Я интуитивно чувствовал, что там происходит нечто совсем новое и очень симптоматичное для нашего времени. Происходило формирование новых изобразительных жанров и наполнение жанров давно известных новыми смыслами. Первый случай – макрофотография, до этого существовавшая не как жанр художественный, а как нечто прикладное к научным исследованиям. И только в последние лет десять появилось понимание, что макро может стать для человека путем творческой самореализации. На фестивале «Первозданная Россия» в позапрошлом году, когда сетевое сообщество «Макроклуб» представляло свою экспозицию, ей был предпослан специальный текст на эту тему. Там говорилось о том, что именно размещение фотографий в Интернете и возможность их обсуждения создало условия для того, чтобы авторы макро нашли друг друга, осознали родственность своих поисков и возможность появления самостоятельного, уже не связанного с прикладными задачами, чисто художественного искусства макро. Теперь оно уже безусловно существует, со своей эстетикой, своим кругом изобразительных средств и творческих задач. То, что во время фестиваля работы демонстрировались в большом формате и органично и художественно полноценно в нем смотрелись, окончательно убеждает в том, что новый вид искусства состоялся.

Еще одна область, где происходят активные процессы эстетического осознания в интерактивной среде – жанр фотонатюрморта. В отличии от макро, в изобразительном искусстве натюрморт имеет давнюю историю, и вместе со всеми накопленными культурными смыслами он включается в современный художественный процесс. Я уже немного об этом писал и в дальнейшем напишу подробнее.

Всё это, казалось бы, находится в плане чисто эстетических поисков, но, если вдуматься, становится и свидетельством и катализатором некоторых социальных сдвигов. В том же фестивальном тексте говорилось о возникновении интернет-сообщества со своей творческой атмосферой, соединившего русскоязычных авторов независимо от страны проживания, от своей основной профессии, возраста. Само такое объединение людей не на основе решения каких-то материально ощутимых задач, а на основе какого-то неформулируемого, но ими ясно осознаваемого эстетического и нравственного родства, уже является новым социальным феноменом. И далее, о чем уже они не говорят, но что ясно чувствуется в их работах и иногда, между строк, в их отзывах: эта общность восторженного и внимательного отношения к природе может перерастать в род коллективной молитвы. Нечто подобное случается и в концертном зале, когда от звучащей музыки к слушателям передаются вдохновенные токи (так Алла Андреева говорила, что для нее и ее окружения посещение Большого зала консерватории было наполнено настоящим религиозным смыслом и в какой-то мере было заменой богослужению). Но здесь, в интерактивном сообществе, нечто другое: здесь обнаруживается новое сочетание камерности и соединенности с миром и, главное, возможность своего личного вклада в творимое целое. Новизна такого сочетания – огромное, неизведанное поле и для художественного движения, и для раскрытия личностного потенциала в каждом человеке.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Февраля 2017, 10:28:18, Е. Морошкин»

Еще на один момент хочется обратить внимание. Самореализация человека в искусстве – вещь понятная, и известно, какие пути искусство может человеку предложить. Но теперь само понятие самореализации получает новое наполнение, и те стороны внутренней жизни человека, которые до этого были только его личным достоянием, теперь в более непосредственных формах могут быть вовлечены в этот интерактивный процесс.

Расскажу о том, каким образом за последнее время изменилась моя жизнь. Перемены не только в том, что я стал раскрывать себя в новых видах творчества, но и в том, что другими событиями стала наполняться моя повседневная жизнь. Здесь всё взаимосвязано. Не будь Воздушного Замка, не восстановились бы давным-давно сошедшие на нет отношения с очень давними моими знакомыми – а теперь у меня есть повод их разыскать, интересоваться их нынешними делами, и в результате в нашей Фонотеке появляются беседы с ними. Я, в течение десятков лет человек достаточно замкнутый, с довольно небольшим кругом общения, в последнее время стал этот круг расширять с невероятной скоростью. Я говорю не о сетевом общении, а о реальном. Есть для этого повод: ввести их творчество, их жизненные накопления в творимое нами целое. И по мере того, как Воздушный Замок становится проектом всё более серьезного звучания, возрастает и моя смелость: я не стесняюсь привлечь к нашей работе людей такого масштаба, о знакомстве с которыми я раньше не смел и мечтать.

Я теперь в большей степени, чем раньше, могу мыслить свое существование как своего рода явление искусства. Такое самоощущение всегда у меня было,  как есть оно, наверное, у каждого человека: он мысленно структурирует свою прожитую и проживаемую сейчас жизнь в виде какого-то осмысленного мифа, находит в ней красивые и многозначащие закономерности. Но естественно, что человек держит всё это при себе, ни с кем этими соображениями не делясь. Причина понятна: слишком странны будут для других людей те внутренние пружины его индивидуальной жизни, которые он выделяет для себя как важные.

Людям искусства здесь в какой-то степени помогает их творчество, в нем можно как-то обозначить, пусть условно, зашифрованно, свой личный миф. При этом в традиционных искусствах держалась разумная дистанция между тем, что человек думает о самом себе, и формой выражения этих мыслей. А теперь, с появлением новых форматов общения и новых видов творчества, всё пришло в движение. Появились очень ценные возможности, но людей внутренне незрелых они же провоцируют на то, чтобы свою незрелость выставить на всеобщее обозрение, и даже этим гордиться.

Какой мы можем в этой ситуации подать пример, что можем делать с этими раскрывающимися возможностями? Высветлять и возвышать. Не новые, интерактивные виды искусства сводить до уровня ничем не наполненной житейской прозы, а нащупывать новые формы существования, держа в уме высшие достижения культуры. Ориентироваться на их уровень не только в новом искусстве, но и каким-то образом в жизни. Каким образом? Не знаю, но чувствую, что интерактивность Сети будет подсказывать какие-то пути. Раз она небывало сблизила жизнь с творчеством в том смысле, что текущий жизненный материал сделала непосредственно материалом искусства, то должны быть и какие-то новые токи в обратном направлении. Творчество всех прошедших поколений должно найти какие-то новые пути наполнить жизнь, сделать ее по-новому осмысленной. Это должно происходить не только у людей искусства, для которых такое взаимовлияние изначально является естественным, но и для всех, чья жизнь связана с интерактивной Сетью.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Февраля 2017, 10:33:36, Е. Морошкин»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
При этом в традиционных искусствах держалась разумная дистанция между тем, что человек думает о самом себе и формой выражения этих мыслей.

Евгений, это очень глубокая мысль, которая задевает интимные струны инструментов творчества. Видимо, мы все время стремимся преодолеть эту дистанцию, и это стремление является одним из стимулов творчества. Можно сказать несколько иначе, что существует постоянное напряжение между самовыражением (сделать по-своему, из себя) и эстетизмом (удовлетворить объективным внешним критериям красоты). Можно добавить и третий мотив - стремление впечатлить, обратить на себя внимание.


Ссылка на материал Ивана Засурского перенесена в более подходящую тему.
Прим. ред.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 22 Января 2017, 11:51:42, Золушка»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
в традиционных искусствах держалась разумная дистанция между тем, что человек думает о самом себе, и формой выражения этих мыслей. А теперь, с появлением новых форматов общения и новых видов творчества, всё пришло в движение.
теперь само понятие самореализации получает новое наполнение, и те стороны внутренней жизни человека, которые до этого были только его личным достоянием, теперь в более непосредственных формах могут быть вовлечены в этот интерактивный процесс.

Андрей чуть выше опередил меня, подчеркнув, к моей радости, то, что показалось мне очень важным и знаковым в словах Евгения. То, о чём он говорит, уже входит в нашу жизнь, является частью её. Мало кто сегодня видит происходящее. Ещё меньше людей способны это осознать пока. Но это лишь пока. Эпоха, в которой личное, повседневное, частное чётко разграничивалось с актом творения (творческим актом) в том виде, в котором мы его понимаем в широком смысле, безвозвратно уходит в прошлое. Наступает время, когда вся наша жизнь становится непрерывным творческим актом, приобретая необходимую полноту и целостность. Уже сегодня для тех, кто это почувствовал, творение личного (индивидуального) мифа становится глубоко творческим и жизненно необходимым процессом, маленьким ручейком вливаемым в большой общекультурный процесс. Это уникальное явление, аналогов которому ещё не было. Уникальность его ещё и в том, что мы не просто творим его, но ощущаем и осознаём это! Это творится нами и на наших глазах. Не опускаться до уровня массового потребителя, но, вовлекая его, поднимать к заданным высотам, делать его участником творимого, со-творцом. В этом видится сверхзадача для каждого, кто осознаёт происходящее. Думаю, что Замок сейчас формирует и кристаллизует то, что на примере одного портала в скором времени должно стать повсеместным и массовым явлением с широким спектром культурных интересов и творимых культурных феноменов.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 23 Января 2017, 16:37:38, Сергей С.»

Думаю, что Замок сейчас формирует и кристаллизует то, что на примере одного портала в скором времени должно стать повсеместным и массовым явлением с широким спектром культурных интересов и творимых культурных феноменов.

Осторожнее.  Тенденция подмечена Евгением и акцентирована Андреем и Вами, имхо, верная. Но. Для её развития нужны десятилетия и поколения.

Путинцева Т

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Идея жизни как творчества имеет ницшеанский оттенок, во всяком случае ницшеанские корни. Нашел доклад на эту тему (англ.). Вообще на английском на поиск life as art выходит много, например вот это, без излишней философии. В России по-моему эта тема была популярна в эпоху романтизма, а потом пути русской и западной культуры стали расходиться все сильнее и сильнее, так что сейчас эта мысль кажется оригинальной. В любом случае, каждое поколение переживает её по-своему.

Говори что думаешь, но думай что говоришь

Для её развития нужны десятилетия и поколения.

Интернет ворвался в жизнь стремительно. Здесь все процессы идут намного быстрее, чем в плотной среде. Для создания «точки кристаллизации» требуются годы, а сам процесс кристаллизации может произойти если не мгновенно, то очень и очень быстро. В любом случае переход от количества в качество должен состояться в Сети, должны люди наконец-то и эту среду («глину») начать претворять в новые жанры искусства, как любую среду. Проблема в другом — в тотальной массовости Интернета. Отсюда другая крайность — страшная инерционность моды, несмотря на стремительность изменения форм. С этой проблемой даже кино не сталкивалось. Это отдельная тема уже.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

В России по-моему эта тема была популярна в эпоху романтизма, а потом пути русской и западной культуры стали расходиться все сильнее и сильнее, так что сейчас эта мысль кажется оригинальной.

Эта тема была популярна в России во времена Серебряного Века, особенно у символистов. Но у них не было технической возможности осуществить идею жизни-мистерии. Не думаю, что корни идеи в ницшеанстве. Скорее — в античной мистериальности и в христианской тоске по целостности (идея всеединства в русской философии).

Расходиться же, на мой взгляд, всё сильнее и сильнее стали не русская и западная культуры, но религиозное и секулярное мироощущения. Сейчас этот разрыв достиг последнего предела. После чего ожидается обратное движение — к сближению.

Противопоставление русского и западного типа культуры (зачастую слишком политизированное, чтобы видеть глубины) мало что объясняет во взаимоотношениях церкви и светской культуры. А именно в этих взаимоотношениях корень всех проблем (и внутри церкви, и внутри культуры). Любой христианской церкви, не только православной. И любой культуры, не только русской.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Татьяна, я не знаю, сколько для этого потребуется времени, но думаю, что уже в обозримом будущем мы сможем увидеть заметные ростки этих изменений. На днях у меня произошла встреча, которая дала такую надежду. Кроме того, время стремительно ускоряется. Интернет ускоряет процессы многократно. Главное, суметь правильно распорядиться его возможностями.

Андрей, я думаю, что основное отличие современности от минувших эпох в данном вопросе кроется в том, что современные средства дают возможность сделать эту идею не только популярной в широких массах, но и вполне доступной к широкому воплощению. Интерактивность, сглаживание границ и времени на воплощение дают наглядность, сближают людей по интересам вне зависимости от возрастных, территориальных и прочих различий, дают не мыслимую ещё совсем недавно свободу выбора, увлекают своими возможностями, их вариативностью. Должно быть, Вы правы в том, что сегодня для русского (в первую очередь российского) человека в этих идеях присутствует определённая новизна, но тем выше и потенциал, имхо.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Эта тема [жизнь как творчество] была популярна в России во времена Серебряного Века, особенно у символистов.

Эллис, Бальмонт, А.Белый, Черубина де Габриак... Потрясающая и, имхо, не повторившаяся пока в соотносимом виде нигде в мире, наполненная взлётами, падениями, курьёзами, раздирающими душу душевными драмами и трагедиями, встречами и расставаниями, дружбой и предательством, любовью и ненавистью попытка целой плеяды самых разных, но объединённых общей идеей людей возвыситься до идеала, сделать мечты жизнью...

Вот, вспомнилось в связи с этим из Тэффи:

* * *
В эмиграции Бальмонты поселились в маленькой меблированной квартире. Окно в столовой было всегда завешено толстой бурой портьерой, потому что поэт разбил стекло. Вставить новое стекло не имело никакого смысла, — оно легко могло снова разбиться. Поэтому в комнате было всегда темно и холодно.

— Ужасная квартира, — говорили они. — Нет стекла и дует.

В «ужасной квартире» жила с ними их молоденькая дочка Мирра (названная так в память Мирры Лохвицкой, одной из трех признаваемых поэтесс), существо очень оригинальное, часто удивлявшее своими странностями. Как-то в детстве разделась она голая и залезла под стол, и никакими уговорами нельзя было ее оттуда вытащить. Родители решили, что это, вероятно, какая-то болезнь и позвали доктора.

Доктор, внимательно посмотрев на Елену, спросил:

— Вы, очевидно, ее мать?

— Да.

Еще внимательнее на Бальмонта.

— А вы отец?

— М-м-м-да.

Доктор развел руками.

— Ну так чего же вы от нее хотите?

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Интернет ворвался в жизнь стремительно. Здесь все процессы идут намного быстрее, чем в плотной среде.

Может быть оттого, что мы - люди - пока что снимаем сливки с нового явления, хватаем свойство за свойством (в основном - "лежащие на поверхности"), крутим интернет, как кубик Рубика сразу после его появления. Настоящее освоение интернета - в самом начале сейчас, имхо. К тому же процесс осложнён коммерсантами, организующими в сети процессы и возможности, которые вполне покупаются людьми, за которые "потребитель виртуала" готов платить. Наиболее массово удовлетворяются наиболее примитивные потребности, естественно (максимум дохода за счёт максимального количества потребителей). Здесь "технологии" более всего отработаны. (Секс, игрушки, маркетинг). Именно эти процессы идут быстрее.
 Гораздо медленнее и тяжелее вычленить и "освоить" те свойства интернета, которые присущи только ему,  не являются "аналогами" свойств и явлений реала.

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 23 Января 2017, 21:20:46, КАРР»

Идея жизни как творчества имеет ницшеанский оттенок

Спасибо за ссылки, Андрей. Я не гуманитарий: не знала, что есть и развито такое направление. Мысли на эту тему бродили, но неоформленными... Отдельными строчками, мелкими догадками
 (типа
 ...............................
от Камчатки до Китая.
Я жила, как будто книгу
о самой себе читая
....)

Путинцева Т

Ноосфера... как много в этом слове, для сердца русского слилось ;D. Когда-то, в далеком советском детстве, небольшая книга Вернадского о ноосфере (или о Вернадском и ноосфере - точно уже не помню, осталась лишь в памяти красивая, голубовато-синяя - как бы море переходит в небо - обложка книги) стала моим первым религиозным откровением о бессмертии. Я уверовал тогда, что смерти нет: верней, что смерти нет, я знал всегда, но не с кем было разделить это знание, не на что было опереться. Теория ноосферы Вернадского стала моей первой точкой опоры, первым Откровением.  Я уверовал в то, что мы все рано или поздно перейдем на ноосферный уровень бытия, в котором будем существовать вечно, вместе с бессмертными творениями культуры и науки, вместе с общечеловеческой памятью. С годами первое религиозное откровение забылось. Ну, а потом я впервые прочитал само Евангелие. И надобность в моем религиозном осмыслении ноосферы отпала как бы сама собой. И вот сейчас, спустя столько лет, снова заинтересовался ноосферой. Мне кажется, есть незримая связь между "видениями" ноосферы Вернадским и другими русскими космистами и тем, что мы делаем сейчас, здесь, в Воздушном Замке, в интерактивном Солярисе.   

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 23 Января 2017, 21:24:44, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика