Не раз я уже себя ловил на чувстве, что тот свободолюбивый пафос, который меня переполнял в конце 80-х, давно перестал вызывать сколько-нибудь искренний отклик в душе. Более того, всё чаще он вызывает скептическое сожаление и горькую мысль: мы никогда уже не поймём друг друга с теми,
«кто продолжает считать советский период самым трагическим в судьбах русской интеллигенции».
Душа откликается теперь только на конкретные судьбы конкретных людей, но сам пафос противостояния «мы-они» больше не трогает ни сердца, ни ума, как 30 лет назад. «Мы» – это русская интеллигенция, культурная прослойка, творческие люди, а «они» – это государство, вожди, официоз, идеология, цензура, репрессивный аппарат и т.п. Схема и простая, и понятная. Но абсолютно
внешняя. И нет в ней ни жизненной глубины, ни творческой свободы, как нет их, например, в песнях Рылеева или романе Чернышевского «Что делать?»
Чем уж так трагичнее судьбы писателей в советское время, чем судьба Радищева или Достоевского? Нам остались имена и книги. А противостояние государства и культуры вечно, как мир и грех. И к нам пришли писатели 20-го века
самим ходом времени так же, как пришли к читателям писатели 18-19 веков, несмотря на весь ужасный репрессивный аппарат советской системы. И никак не укладываются в элементарную дихотомию «мы-они» многие и многие вопросы, рождаемые самой жизнью, а не привычными интеллигентскими идеологемами (мы – герои и страдальцы, соль земли; а они – сатрапы, бездари и душители свободы). Да, такие схемы могут в юности порождать пафос гордо посаженной головы, пока эта голова не начинает осознавать, что грех внутри неё самой, а не вовне. И тогда всё меньше правды и всё больше сомнений начинает вскрывать в тебе
формула жанра, вобравшего в себя:
«натиск революции, ее нравственную несовместимость с идеей русской истории, ее противоборство с поэзией и литературой»...
Да так ли? нравственно несовместима? не вытекает из русской идеи? борется с литературой и поэзией? А что стало с самими этими «идеей, нравственностью, литературой и поэзией», когда порождённая безбожной революцией система приказала долго жить? Что пришло на смену бесчеловечной цензуре? И много ещё вылезает из ткани времени вопросов, немилосердно охлаждающих былой диссидентский пафос... И нет на них однозначных ответов, а потому и не принимает больше душа простых и ясных антисоветских схем.
Да, немало пронзительного написано о
«самых трагических, самых горьких судьбах в истории русской интеллигенции – судьбах репрессированных писателей»...
Да, судьбы эти трагичны и горьки. Ну, а какими должны быть судьбы «совести народа» в мире, где распяли Бога? Тёплыми, успешными и сытыми? И несмотря ни на какие козни врага человеческого, мы взахлёб читали и читаем этих писателей, восхищаемся их мужеством и талантом, проникаемся глубиной и красотой их творений, причащаемся высшей нравственной правде через их жизненный и творческий подвиг. Мы знаем этих писателей, они дошли до нас вопреки всем проискам безбожного государства. Но только ли вопреки или отчасти благодаря?..
И тут возникает самый неудобный для антисоветского пафоса вопрос: а кто сосчитает, сколько искалечила дарований и погубила судеб «невидимая рука рынка», пришедшая на смену советской системе?
«Это писатель убитый и забытый, оставшийся без попечения памяти, вычеркнутый из бытия культуры. Осмелившийся на свободомыслие, положивший честь свою за слово, не обугленное фразеологией захваченного в плен настоящего и беспамятного будущего.» Будущее оказалось не таким и беспамятным. А вот каково будущее у русских писателей нового времени? Не тех, кто вышел из советского периода и успел себе сделать имя в борьбе с тоталитаризмом, а осознавших в себе писательский дар уже в либеральной России. Кто знает этих писателей, кто их ценит, кто ими зачитывается и верит им, кто ищет в их творениях высшую Правду?
Самое горькое, что искренние и талантливые люди, которым было так душно в советское безвременье, бессознательно приняли нынешнюю систему ценностей и в ней им не душно. Я вот что имею в виду: когда советская (или антисоветская) сплочённость пишущей и читающей публики ушла в небытие, никакого иного
братского чувства не возникло на пустом месте. Живут прошлым. А современного коллегу по цеху оценивают исключительно по критериям успешности ( = продаваемости). Интереса ни к новым талантам (если они не на слуху), ни к новым жанрам, ни к новому качеству нет и в помине у старой гвардии. Их объединяет только советское (антисоветское) прошлое.
Отчуждение человека от себе подобных и от культуры выросло, по сравнению с советским периодом, в разы. Но кого это волнует? Кого волнует участь безвестных талантов, то есть «вычеркнутых из бытия культуры», причём не так, как в советское время, но окончательно, «без права переписки» (буквально!) и без какой-либо надежды найти себе отклик в будущем? Кто из старой диссидентской гвардии
верит, что такие писатели ныне вообще существуют, что они могут сказать новое слово и что это слово обогатит русскую культуру не меньше, чем их поколение?
Теоретически, наверное, есть достойные писатели и поэты, но практически никто не будет терять время и душевные силы на поиск и труд ознакомления с новым словом, если, конечно, оно само не проорёт в уши, раскрученное «невидимой рукой рынка». Несмотря на весь пафос свободы у писателей советского (антисоветского) прошлого, они готовы замечать только тех из нового поколения, кто
продал свою свободу и тем заслужил милость у нынешней системы ценностей. И не верят бывшие диссиденты, что и в нынешней системе есть своё подполье и что его свободно выбрали те, кто не захотел или не смог отдать своё первородство за чечевичную похлёбку. Не верят. И это каменное неверие, ничем не пробиваемое.
Что тяжелее для писателя: быть гонимым, изгнанным из Союза писателей, но читаемым в самиздате и уверенным, что его слово нужно людям и культуре, а значит рано или поздно будет востребованным, – или полное отчуждение от коллег по цеху, от читателей, от связи поколений, от надежды на будущее? Что тяжелее пережить? Чья вера и труд больше требуют душевного мужества? На совести либеральной модели и каменного равнодушия бывшей антисоветской писательской гвардии сломанных жизней и загубленных дарований никак не меньше, чем на совести НКВД. Одно отличие: у тех была надежда – у нынешних отобрали и её.
Зависеть от царя оказалось легче, чем
зависеть от народа. Несравнимо. А если народ потерял саму потребность в высших формах словесности – зависимость от него равнозначна пожизненному заточению в одиночке. Причём сидельцы соседних камер будут тебя также презирать и не замечать в упор.
На совести советской системы много грехов, как на совести любого человека. Но культурные реалии познаются в сравнении. Нельзя отрицать феномен советской культуры, причём в некоторых областях (сценические искусства, кинематограф, мультипликация) достигшей абсолютных вершин. А где достижения либеральной модели в культуре? Прошло уже три десятилетия, почти половина срока жизни советской.
А что такое чисто советское изобретение «Союз писателей»? И почему ныне он раздробился на десятки карикатурных или коммерческих симулякров? Почему, если советская система «вступила в противоборство с литературой и поэзией», именно эта модель создала одну из лучших в мире систему образования и настоящий культ классической литературы и поэзии, пожалуй, вообще беспрецедентный в истории? Какие душевные качества и духовные потребности воспитывались в человеке этим культом? Не благодаря ли им, воспитанным в советской системе, мы в своё время с такой жгучей духовной жаждой впитывали в конце 80-х, начале 90-х «вычеркнутые из бытия культуры» имена? Значит, не вычеркнутые, но сохранённые во времени? Так ведь получается
фактически?
Культ наживы, культ массового успеха, власть денег оказались действеннее любой цензуры, любого НКВД и КГБ. И не просто действеннее, а безысходно и безнадёжно непробиваемы. Ибо не стены строили снаружи, но убивали атмосферу поэзии в душах. В каждой конкретной душе и без какого-либо заметного внешнего насилия.
А феномен авторской песни – это поистине всенародное единение поэта и слушателя вопреки или благодаря советской системе случилось? И куда и почему оно исчезло в стране, сбросившей наконец иго коммунизма? Может быть, что-то не так с самим нашим понимаем свободы как живой сущности, а не как схематической идеологемы?
Скажу под конец прямо в лоб: только среди авторов нашего портала есть писатели, не уступающие дарованием «вычеркнутым из бытия культуры» в советское время и восполнившим это бытие, когда пришло их время. Моему заявлению не поверят, сочтут его несерьёзным – и не какие-то жуткие карательные органы или партийные догматики, но самые свободомыслящие творческие люди, сложившиеся как личность в советское время и в непосильной борьбе с ним, то есть те,
«кто продолжает считать советский период самым трагическим в судьбах русской интеллигенции». Не поверят, не воспримут всерьёз, равнодушно и снисходительно пройдут мимо. Чтобы вновь и вновь обращаться взором в «советский концлагерь» и черпать там сюжеты, мысли, идеи, накал чувства и вкус свободы, недостижимый без борьбы за неё...
На мой взгляд, самый тлетворный грех советской системы образования – это снобизм. Объяснять не буду. А закончу набившим оскомину, хрестоматийным стихотворением Пушкина:
(Из Пиндемонти)Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Всё это, видите ль,
слова, слова, слова.
Иные, лучшие мне дороги права;
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа –
Не всё ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчёта не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! вот права…