Метафизика синтеза
Меня пригласили поучаствовать в «Воздушном замке» с авторским проектом. Я согласился.
С чего начать? Я метафизик. А посему начать могу только с метафизики.
Метафизика изучает сущее как таковое, бытие как таковое, сущность как таковую, культуру как таковую. То есть всё «как таковое».
Нужно ли это «как таковое» другим философам, ученым, художникам, верующим? Бесспорно. Верующие говорят о добре как таковом, художники говорят о красоте как таковой, ученые говорят о знании как таковом, философы говорят об истине как таковой, все вместе – о творчестве как таковом.
Отсюда понятно, что без метафизики не обходится ни одна отрасль культуры, что, конечно, не означает, что любой ученый или художник достиг высот метафизического мастерства. Метафизика у них, скорее, скрытый компонент индивидуального творчества.
Но если уж речь идет о синтезе этих отраслей в одной совокупной культуре, то метафизика, без сомнения, является той платформой, на которой этот синтез осуществим в наибольшей степени.
Ибо на почве искусства видим пока огромное множество видов искусств и уникальных творцов, порой настолько далеких друг от друга, что диву даешься, как искусство еще существует в целом.
На почве религии говорить о синтезе – еще меньше оснований. Если уж даже в христианстве – три почти нестыкующихся ветви, то разные конфессии состоят между собой в лучшем случае в толерантном невмешательстве, в худшем – в совершенном непонимании и неприятии. К тому же главный лозунг всех религий – не творческий синтез, а борьба за чистоту собственной веры.
На почве науки, кажется, для синтеза больше оснований. Однако бесчисленное количество отраслей науки и школ внутри одной отрасли, помноженное на коммерциализацию научной деятельности, отодвигают синтез в проблематическую область.
Наверное, не лучше положение дел и в философии, если брать ее масскультурный, идеологический вариант. И только деятельность мудрецов, святых, ученых, гениев, которые в истории культуры опираются друг на друга и задают вектор совокупного совершенствования, вселяет оптимизм в синтетические тенденции.
Философия изначально родилась как любовь к мудрости. Именно любовь, а не вражда, не рознь, не борьба с инакомыслящими. Любовь как таковая несет в себе объединяющий фактор. Хотя любовь – реалия всё же больше феноменологическая, чем метафизическая. А посему возникает вопрос о синтезе как таковом и его механизмах.
В настоящем авторском проекте я попытаюсь поговорить о проблемах метафизики как та сложилась в тысячелетних традициях мудрецов и гениев и преломляется в современности. Не с целью просто поговорить, для красивого словца, а именно с уклоном: что мы (философы, художники, ученые, верующие, все люди) можем взять из нее для того, чтобы наше бытие и творчество (помимо того, что оно уже несет людям) заключало в себе еще и запал синтеза. Ибо синтез – это то, без чего культура лишена внутреннего стержня.
Я рассчитываю на соучастников. Поскольку этот проект тоже вижу синтетическим, развивающимся в совместном духовном, интеллектуальном и творческом поиске. А посему не только от меня, но и от сомышленников и даже оппонентов будет зависеть его успех.