Постараюсь, чтобы никому не было обидно, превзойти многословием всех участников ветки (а ветка уже получилась прекрасным дебютом, обещающим большое плавание этому разделу). Всем участникам ветки огромное спасибо за вклад в смысловое целое всего портала!
На мой взгляд, ветка давно просит ответвлений: каждое начинается с конкретного текста (предметного) на конкретную тему, тогда будет легче разобраться и с "начальными понятиями".
(Хотя я очень сомневаюсь, что вообще возможно дать определение таким базовым словам, как бытие, сущность и т.д. Такие слова-смыслы познаются только в контекстах - гранях многогранного смысла: вряд ли одна грань может передать даже приблизительное "понятие о многогранности". Здесь нужен совсем другой язык, ближе к языку искусства нежели языку "понятий и категорий", вторичных и абстрактных в общем-то "вещей". Но это в скобках.)
Боюсь, что продолжая только эту ветку, мы рискуем не увидеть за деревьями леса. Впрочем, это лишь рекомендация; последнее слово за автором раздела - и его "режиссурой". Исходя из своего небольшого форумного опыта, я могу лишь сказать, что раскрытие смысла в таком специфическом жанре, как форумная ветка, зависит во многом от структуры, от умения автора раздела вовремя и в нужном направлении "разветвлять" смысловое русло. Это и есть (по Козыреву) "работа со случайностью": текст ветки форума (в отличие от любых других видов и жанров искусства) невозможно ни запланировать, ни прописать для него какой-то сценарий (даже в общих чертах), ни предугадать, кто и что тут напишет или не напишет.
Возможно двоякое отношение к форумным веткам и это отношение диктует последующие шаги: расставляет приоритеты - критерии (по критериальному подходу им. Геннадия Мира
).
1. Отношение к форуму как к простому разговору. Подход грешит искажениями и отрывом от реальности, хотя бы потому, что на форуме участники пользуются письменной, а не устной речью и обмениваются постами не в реальном времени, а через промежутки времени (подчас немалые). Главный ущерб такого подхода: форумная ветка перестаёт быть интересной постороннему читателю, но только узкому кругу участников. Плюс ко всему, как любой узкогрупповой подход, такое отношение в большинстве случаев скатывается в отношения на "коммунальной кухне" и чревато склоками.
2. Отношение к форуму и форумным веткам как новому жанру литературы. Такой подход даёт шанс "выращивать" коллективные тексты, которые будут интересны постороннему читателю. Но такой подход требует искусства и от участников ветки, а главное - от её автора (режиссёра). Так как это совершенно новый жанр, то никаких готовых рецептов нет, законы этого жанра (а они безусловно существуют) приходится узнавать по ходу дела, ощупью. Но только такой подход может привести к "синтезу" - к рождению коллективного текста, интересного читателям. Первый же подход ни к какому синтезу привести не может.
Остановлюсь вкратце на нескольких моментах, которые вызвали во мне ответное движение мысли, а потом вернусь к тому, с чего начал:
когда люди пишут о синтезе, то и их коллективный текст должен показывать собою такой синтез. Чтобы рассказать о синтезе убедительно, рассказчики должны не только рассказывать, но и показывать самим фактом совместного творчества (текстами, отношениями) пример синтеза. На мой взгляд, это очень существенный момент.
Намного труднее сформулировать определения понятий и категорий, ибо они затрагивают саму суть философии, которая до сих пор сама не смогла определиться в них.
Думаю, что ни понятия, ни категории как раз самую суть и не затрагивают, а если затрагивают, то только по касательной. Определиться в понятиях и категориях вообще невозможно до конца, так как все попытки определиться идут через слова, с которыми тоже надо в свою очередь определяться. И так до бесконечности.
Максимум, что могут сделать и философы, и все, кто пользуется словом (шире - языком), это создавать "живые контексты", в которых тот или иной смысл оживает за счёт взаимосвязей с окружающими его смыслами (словами).
Это тоже очень важный момент. И поиск такого нового языка (не древоподобной структуры) один из главных путей, что может вывести и философию и науку на диалог с теми смысловыми полями, с которыми оперируют религии и искусства. Это другой язык (дело не только в его образности или символичности), а в том, что это язык создания "живых контекстов", а не чётких определений. Принципиально иной подход.
Как мы не пытаемся дать определение собеседнику в диалоге (да и самому диалогу как объекту), но созидаем "живой контекст" этого диалога, так и в отношении ко всему в мире возможен у науки и философии совершенно иной подход, и начинать надо с языка (со слова - в широком смысле).
В этой связи мне остаётся лишь сожалеть, что опубликованные мною материалы о сути понятий, мыслей и вещей, отличающиеся особой, критериальной (оценочной), новизной, прошли мимо всех участников дискуссии.
Москва не сразу строилась. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся... Ну и так далее.
У современных философов понятия, как правило, обессмыслены или зациклены друг через друга. Это такое свойство тавтологичности, вывода из самих себя. В этом заключается абсурд многих наук и естественной логики, с которым люди свыклись, упростив отношения.
Когда слово используют как средство, по-другому и быть не может. Когда людей используют как средство, результат тот же - в социуме. Когда природу используют как средство, мы имеем то, что имеем.
Они думают, что если имеется такое широкое описание отношений, признаков и т.д., то описания становится чётким. Это ошибка, хотя и неявная. Понятие становится чётким тогда и только тогда, когда оно имеет ярко выраженное в среде своего описания смысловое ядро, например, понятие «стол» несёт в себе ядро, которое вносится в него как нужность стола, его необходимость, максимизацию этой необходимости, – с другого смыслового уровня, а не с уровня всех столов. В свою очередь, такое ядро всегда определит стол само безо всякого дополнительного описания.
Интересна мысль Мандельштама (вспомнил, потому что он как раз слово "стол" тоже взял в качестве примера): слово было раньше вещи, слово использует каждый конкретный стол (в конкретном контексте), как душа - тело. Слово "стол" больше всех столов в мире и живёт во всех контекстах, связанных и со словом "стол" и с предметом "стол". Слово "стол" породило саму идею стола (а не наоборот). Слово больше смысловой составляющей в нём и не состоит только из смысла, но включает в себя и образ, и звук, и чувство, и все языковые контексты и переклички. И корни слова на Небе, а не на земле: в Замысле Языка и Нации, а не в эмпирике. Слово и не материально, и не духовно - слово на грани материи и духа, связь одного с другим. Слово - это душа всех предметов в мире. И каждое слово национального языка - лишь часть Слова Соборного (не путать с искусственным "эсперанто), как человек - часть Соборной Души.
Если учесть, что реальная «сущность» равносильна по сути «истине», то в этой фразе, как мне кажется, кроется очень большая ошибка. Вымысел (Высь) и положительные результаты опыта его проверки совсем не означают, что достигнута адекватность истине в 100%.
Сущность сущности рознь. Равносильна истине только сущность Бога. "Я есмь Истина, Путь и Жизнь". Никакой объективной истины (объекта "истина") не существует: истина и есть Бог, как и любовь и есть Бог (любовь и истина конкретны, а не абстрактны). Опыт эмпирический и опыт духовный не одно и то же.
Опыт может служить доказательством истины лишь в физике. А переносить этот принцип на метафизику абсурдно. Ибо метафизика имеет другие способы доказательств истинности – духовные.
А нужно ли вообще доказывать духовные истины? Доказательства убивают свободу. Духовные истины принимаются верой и на веру - и в отсутствии внешних гарантий (доказательств) главная гарантия свободы избирающего духа. Духовный опыт и есть истина - путь. Истина ведь не объект, как не объект жизнь и любовь. И дух познаётся только духом (никакие доказательства извне духу не нужны - по определению: дух определяется только изнутри, из своей свободы).
Необходимо уточнить: в слове передаётся сущность понятия, которым шифруется смысл данного слова. Слова нельзя просто так тусовать, ведь, как правило, передаются не сами слова, а смыслы, заключённые в них.
Дело в том, что слово больше смысла. Смысл - только часть слова. Философы считают, что они оперируют с понятиями и категориями, а по факту они оперируют с теми же словами, что и любой писатель или поэт. Только к слову относятся по-другому - как к средству. Кстати, те писатели, которые используют слово как средство для выражения своих "мыслей и чувств", никогда не становятся великими. Великие лишь те, кто свои мысли, чувства (да и всю жизнь) используют как средство для слова: служат искусству (а не наоборот). Философу тоже не лишнее будет вспоминать иногда, что он оперирует со словами, а не с голыми "понятиями". Слово всегда больше любого "понятия", любой "идеи". В этом смысл первых стихов Евангелия от Иоанна.
Поэтому и Вам предлагаю высказаться по одному понятию. Понятию синтеза. И раз уж у Вас ударение на критериальность, предложите критерии синтеза, отличающие его от просто объединения и ложного объединения. За эту ниточку и будем раскручивать все остальные смыслы.
Лучшее "определение" цели (критерия) синтеза, какое я встречал, это определение Владимира Соловьёва:
"Критерий достойного или идеального бытия вообще есть наибольшая самостоятельность частей при наибольшем единстве целого." (Мы его взяли эпиграфом, путеводной звездой для проекта
Культурный Поиск.)
Это о цели. Но главный критерий любого живого (!) синтеза в другом.
Мои мысли о полифоничности (об ансамбле и объёме) не совсем верно поняты. Зайду с другого боку.
Если заменить слово "синтез" на слово "соборность", высветляются дополнительные, но очень важные смыслы. Например, нация - это синтез? Но возможна ли нация без Соборной Души? И что первичнее?
Синтез порождает Соборную Душу или она делает возможным синтез и задаёт его "структуру"?
Для меня тут ответ однозначен: Соборная Душа первичней и была до проявления феномена "нация" в эмпирической действительности (до синтеза).
Замысел национальной культуры был раньше, чем феномены этой культуры, воспринимаемой нами как синтез в своей совокупности. Замысел архитектурного ансамбля был раньше, чем появились объекты-здания, этот ансамбль составляющие. Замысел пейзажа первичнее деревьев.
Нет в мире объекта "архитектурный ансамбль", "пейзаж" ("лес"), "нация", "культура", а есть лишь объекты: здания, деревья, люди, произведения культуры и т.д. И мы не можем не видеть, как веками, тысячелетиями такие "синтезы", как нация, пейзаж, культура, те или иные ансамбли (включая горные цепи и планетные системы) создаются не простым и случайным суммированием, а следуя Замыслу.
И этот Замысел не голая платоновская идея, а творчество определённой Сущности (Существа), Дирижёра (демиурга).
Это мифологический подход к реальности, который наряду с символическим, мне видится, наиболее близким к подлинной реальности, чем подход всех "реалистов" и апологетов "научного метода" вместе взятых.
Кратко о возможности синтеза религий и культур.
Пока не было Божьего Замысла (воплощённого в Демиурге народа и Соборной Душе), не могла возникнуть никакая нация и никакая национальная культура. То же и с общечеловеческим "Синтезом". Только с появлением в мистической реальности (подлинной реальности, для которой наша эмпирическая данность - лишь одна из частей) Замысла общечеловеческой культуры (синтеза национальных культур) появилась сама возможность воплощения такого синтеза в нашем мире. И за этим Замыслом стоит конкретная Сущность.
Так как ничем иным, кроме как ансамблем-диалогом (по аналогии с ансамблем архитектурным или пейзажем в природе) национальных и религиозных феноменов, такую общечеловеческую культуру (Синтез) представить невозможно: утопии всесмешения (империализм, интернационализм, космополитизм, нью-эйдж и т.д.) кончались и кончатся трагически - распадом, а не синтезом, по одной простой причине: у них нет Соборной Души (великой духовной Сущности, чьим творчеством они являются), или проще: они не благословлены Свыше (для кого-то это символ, а для кого-то самая что ни на есть реальность, реальнее любых наших "теорий и практик").
И так как никакого объекта, замкнутой концепции, единого учения для Диалога-ансамбля не существует, как не существует отдельного здания "архитектурный ансамбль" или отдельного дерева "лес", то это принципиально новый синтез, не имеющий прямых аналогов в истории. И за таким синтезом стоит Женственное Начало, создающее не феномен и не новую религию, но АТМОСФЕРУ, в которой возможен диалог культур и религий (систем, создаваемых по преимуществу мужским духом). И сами системы должны стать открытыми, то есть в них должно произойти внутреннее качественное изменение, делающее их способными к диалогу и к созиданию ансамбля. Должно произойти "размягчение душевных тканей" и появится воля к диалогу-ансамблю, должна быть осознана сама его жизненная насущность, такой диалог (синтез) должен перейти из поля теоретического в поле судьбы, то есть стать вопросом жизни и смерти (буквально!) для миллионов сознаний. А такое происходит сперва на Небесах.
До последнего времени к таким изменениям - от закрытых систем к открытым - не было ни материальных, ни мистических предпосылок.
По пророчествам (не только Даниила Андреева и не только русской религиозной мысли 20-го века), эпоха Синтеза уже наступила, мы живём в её начале (и в конце гуманизма).
Полифония - это не многоголосица, но ансамбль, подчинённый единому Замыслу, за которым стоит Великий Дух.
Соборность - непременное условие, качество и источник Синтеза. А Соборность невозможна как сумма или как абстракция, но только как Живая Соборная Душа.
Если перейти к конкретным примерам: то любое произведение искусства (значимое и жизнеспособное) появляется только в результате встречи автора с Душой этого произведения, независящей от автора и бывшей до него. Эта Душа (логос, эйдос) значимого произведения в культуре органично входит в Замысел Культуры и Метакультуры в целом - Соборного творчества и творчества её Демиурга.
Таким образом, "корни у синтеза" в Небе - в творчестве Демиурга и Соборной Души, в их любви. И так - до самых Высших Духовных Сфер, до Царствия Божьего (Плеромы), которое внутрь нас есть (в духе всё внутри, а не вовне: нет ничего чуждого, ничего от царства необходимости).
И сколько бы ни выглядели такие рассуждения "поэтическими", "мифологическими", они намного ближе к действительности, чем "научные взгляды", а главное - без такого подхода и такого понимания - мы обречены блуждать в эмпирике до бесконечности, а все наши попытки синтеза будут заканчиваться тем же, чем закончился коммунистический синтез и закончится космополитический (его крах мы, наверное, успеем застать при жизни).
Я люблю искусство за то, что оно показывает "личным примером" то, о чём рассказывает и что пытается осмыслить философия (ей надо поучиться у искусства прежде всего Языку). Далее даю небольшой текст (файлом на скачку), где я пытаюсь осмыслить именно с точки зрения синтеза конкретный пример сетевого коллективного творчества - а именно портал "Воздушный Замок" (мне всегда ближе и понятней конкретика, сколько бы она ни выглядела теоретической и сколько бы ни делала обобщений: если есть конкретный и живой пример, пусть маленький, то теоретические обобщения на нём - до самых глобальных масштабов сделанные - мне кажутся убедительнее, чем рассуждения, отталкивающиеся от общего, хотя и очевидного: эта очевидность "общих мест" зачастую кажущаяся, гипнотическая, а гипноз рассеивается лишь конкретикой).
Так как участники этой ветки в то же время являются участниками целого (проекта "Воздушный Замок"), и шире - "Культурный Поиск", то на примере данного конкретного коллективного проекта рассмотреть вопросы, поднимаемые в этой ветке, думаю, было бы интересно не только мне (если возникнет желание обсудить данный текст в свете главного направления этого раздела, посвященного философии синтеза, то лучше, наверное, открыть отдельную ветку, там тогда можно будет разместить текст напрямую, а не файлом, как здесь):