Но вызывает удивление желание создать универсальную систему духовного восхождения человека
Долго думала, что Антон имел в виду под «универсальной системой духовного восхождения», и кто её тут предлагал и, кажется, поняла, о чём речь. Вспомнилась такая старая аналогия про гору: путей к вершине может быть бессчетное множество, и у каждого свой путь. (Более того, Андреев предложил даже множество «вершин» - затомисов, но всё-таки эти вершины тоже есть разные мета-пути к некой всеобщей «вершине» Духа). Поэтому, если где-то прозвучало слово «универсальность» - то
не касательно единого для всех пути, а касательно природы самой горы и законов (боюсь уже этого слова
) восхождения по ней, или, давайте скажем,
правил безопасности (специально, чтобы порадовать нашего Корифея
) и так далее. Если мы не поймём природу духовного мира, а будем двигаться в нём так же, как в мире осязаемом или в мире рассудочном, мы просто никуда не попадём, и будем жаловаться, что нет никакой горы, что нас обманывают. Вот о чём говорит Уилбер со своими «инъюнкциями». Представьте, что человек, привыкший только плавать, ляжет на тропинку и начнёт изо всех сил грести, или наоборот, привыкший ходить, попробует идти по воде как по суше. Здесь сразу возникает образ Иисуса, идущего по воде, и образ людей, которые наблюдают за ним с берега. Или образ Джонатана Ливингстона, когда он вдруг исчезает с одного места и тут же появился в другом. Это прекрасная иллюстрация: существо, не освоившее духовной инъюнкции, всегда будет смотреть на существо, которое свободно перемещается «в пространстве Духа» (человека, ангела, какую-то иную сущность) как на чудо или как на обман. Вместо того, чтобы тоже учиться.
(Это вполне универсальное правило: человек, не освоивший «инъюнкции» стихосложения, смотрит на поэтов как на богов или как на бездельников-пустословов; человек, не освоивший «инъюнкции» китайского языка, смотрит на человека, понимающего смысл иероглифов и умеющего легко по ним читать, как на мага-кудесника или неприятного чужака...)
Данте и Андреев как великие «духовные путешественники», оставили нам карты «духовной территории», а в трудах других великих «первопроходцев Духа» (Будды, Платона, Плотина, Августина, Экхарта, Бёме, Кузанского, Соловьёва, Булгакова, Флоренского, Карсавина, Меня и т. д.) мы можем найти опыт восхождения. Несмотря на то, что каждый такой опыт уникален, из него можно извлечь «универсальные уроки» поведения на этой новой для человеческого опыта территории, но, конечно, не «универсальный путь восхождения». Даже если кто-то решит шаг за шагом пройти путь какого-то мистика или святого, всё равно получится совершенно новое путешествие. Как Тур Хейердал, который соблюдал аутентичность на «Кон-Тики» или на «Ра», совершил совершенно уникальные и потрясающие
именно по своей новизне путешествия.
Сочинился такой каламбур: духовная территория — довольно
дикая местность, кругом сплошь нехоженые тропы...