Восхождение и закон
Антихрист сможет появиться в Розе Мира только тогда, когда Роза Мира из духа гармонизации отношений систем сама станет системой. Великий инквизитор не мог появиться в христианской церкви, пока она не стала государственной религией, пока не вытеснила все иные мировоззренческие и религиозные системы из ареала своего обитания и пока у неё не появились реальные рычаги власти для подавления иных систем (ради "врачевания душ").
А по Андрееву, Роза Мира ко времени появления (из- или среди её элиты) антихриста станет единственной мировоззренческой и религиозной системой в человечестве, вберёт в себя все другие, создаст универсальный культ и будет обладать государственной властью. Да, вектор системы будет направлен к уменьшению насилия и к одухотворению человека и природы. И у христианской церкви был великий и благородный духовный вектор. Но став системой, она неизбежно попала под действие закона роста энтропии. Роза Мира же станет единственной, то есть замкнутой на себя системой.
Пока в мире существовало несколько мировых религий и великое множество мировоззренческих систем и не было единого государства, ни одна из систем не могла стать до конца замкнутой. Она волей-неволей соприкасалась с другими системами, открывала как бы окна для входа извне "свежего воздуха", а противостояние с другими системами будило творческие силы изнутри. В замкнутой системе росту энтропии уже нечего будет противопоставить. А человеческая природа такова, что в такой системе неизбежно наступает духовное успокоение (тем более что система светлая и самая гармоничная из всех существовавших в истории). Почва для появления антихриста будет подготовлена ростом энтропии внутри самой Розы Мира, ставшей системой. Это и есть та духовная слепота, следствие духовной успокоенности, о которой Вы говорите.
Можно ли что-то противопоставить объединению человечества? Можно ли предотвратить схлопывание в одну систему Розы Мира? Я не знаю. Андреевская версия будущего - лишь одна из возможностей. А вот закон роста энтропии в замкнутой системе объективен. Его разрушительное действие мы видим на протяжении истории всех человеческих культур, церквей и государств, а не только в материальных системах и телах. История мира, где распяли Бога, трагична. Трагична и судьба человека. И победит антихриста не духовная наука, но Спаситель. Если верить христианским пророчествам. Да и в андреевском мифе так. О "недовершённой миссии" у нас есть отдельная тема, и называется она "Человеческий фактор". Это тот фактор, который не учитывает ни один закон, над которым не властен Сам Бог.
Получается, что объективация — своеобразная «болезнь» духовного роста, очень опасная и распространённая. Но она не есть специальная целенаправленная злая воля.
По Библии то, что мы называем "объективацией", есть состояние падшего мира. В индуизме - это Майя. В буддизме - само бытие есть болезнь. В мифе Розы Мира - это омрачение мира, стадия непросветлённой материи. В религиозной философии - это царство необходимости. А восхождение - это путь в царство свободы, путь к Богу. В христианстве - это преображение мира и человека. В религиях индийского корня - это освобождение от Майи, возвращение частичек бога к своему целому. В буддизме - нирвана как освобождение. Во всех традициях - это путь из царства необходимости в царство свободы.
Чем плотнее царство необходимости, тем сильнее в нём власть закона. И чем выше стадия восхождения, тем меньше и власть закона. Пропорция закона и любви обратно пропорциональна стадии просветлённости мира. В царстве свободы никакого закона уже нет, но только любовь. А в аду нет никакой любви, но только тиранический бездушный закон.
И вот тут возникает проблема: как при помощи закона и уповая на закон, восходить туда, где власть закона с каждым шагом уменьшается? Это всё равно что уповать на верёвку, по которой взбираешься ввысь, постоянно подрезая в этой верёвке нить за нитью.
Всё это может возникнуть только в результате осмысленной «духовной медицины».
Кто будет врачом, а кто пациентом? Кто даст право врачу врачевать (то есть вмешиваться в душу и дух) пациента? Какова степень насилия в таком вмешательстве и каков критерий знаний и прав самого врача? Кто из нас согласится стать пациентом и доверить лезть в свою совесть и душу какому-то авторитету? Или врачами будут становиться только святые, благодаря знанию духовных законов? Елена уже задала вопрос о праве кого-то судить, в соответствии ли с духовными законами кто-то любит. Когда мы уже видим такие зловещие феномены, как ювенальная юстиция, подобные вопросы не выглядят фантастическими.
А ведь бок о бок с наукой идёт и техника: где гарантия, что ради нашего же блага, не будет осуществлена идея встраивания в мозг младенцев какого-то чипа, облегчающего обучение, усвоение знаний, ограждающего от болезней, продлевающего жизнь, увеличивающего способности памяти и др.? И где гарантия, что потом управление этими чипами не попадёт в дурные руки и не обратится против духовной свободы человека? Такой вариант слежения за мыслями при помощи технических устройств во времена антихриста описан и у Андреева. (Что-то тут не то в самой этой идее "духовной медицины".)
Для этого и нужно понимание подлинных духовных законов, а не подложных, ведущих к объективации Духа и всем негативным последствиям Духа Системы
К объективации ведёт грехопадение. Закон роста энтропии самый что ни на есть объективный закон. Самый подлинный. Противостоит ему не другой закон, но творческое начало.
Под Духом Системы я подразумевал как раз злую волю, подменяющую сами духовные основы объединения мира. Любая система, самая благая, но находящаяся в реальности нашего мира и человеческой природы, такой какая она есть, если становится замкнутой, то в ней начинается ускоряющийся рост энтропии, вследствие чего воля системы всё более становится эгоцентричной, а затем и злой, тиранической. И ничего с этим поделать нельзя, пока наш мир и наша природа не изменятся физически, не перейдут на иной уровень материальности, где закон роста энтропии уже не действует, как и многие-многие другие законы. А переход этот - качественный скачок, он не вытекает ни из одной объективной закономерности, что природной, что духовной. Этот переход есть творческая воля Бога, отменяющая те законы, которые выполнили свою функцию. Они одномоментно перестают быть.
Вот о какой духовной науке мы тут говорим.
Слово "наука" и вызывает больше всего вопросов. Оно неслучайно и центрально. Духовны и религии, и нравственные, и молитвенные практики, и великое искусство, и религиозная философия, и великая мистика, и великие культуры. Все эти феномены духовны изначально, органически. Не требуется провозглашать их духовности как некоего нового качества. А вот наука бездуховна от рождения, как и магия. Потому слово "духовная" так и преображает слово "наука", придаёт ему как бы новое звучание. Но мне кажется не только странным, а полным глубокого (и увы, зловещего) смысла само упование на бездуховную науку в надежде, что она станет духовной. Почему не уповать на те феномены, которые уже духовны? И какой духовностью наполнится наука, кто может гарантировать, что светлой, а не инфернальной?
Религии родились вследствие Откровения, культуры оплодотворены метакультурами, религиозная философия питается из духовности тысячелетних религиозных традиций - это всё крайне затрудняет проникновение туда тёмной духовности, несмотря на все законы и реалии царства необходимости с его объективацией (охлаждением) духа. Наука же пуста духовно изначально, никакого истока в мистической и духовной реальности у неё нет и не было, кроме магии. Гораздо больше оснований полагать, что наука, войдя в духовные сферы, будет наполнена духом своего первоисточника (магии). Наука так же утилитарна, как и магия. И так же эгоцентрична (человекоцентрична).
И ещё одна есть большая-большая проблема. Если религиозные системы предохраняет от замкнутости их множественность. То наука уже готовая универсальная система, осталось только придать ей статус духовной. Что бы было с христианством, если бы с первых дней оно стало государственной религией? Не говорю уже об искушении умного духа - стать царём Христу. Роза Мира, не прошедшая длительную стадию гармонизации отношений между разными системами и быстро превратившаяся в универсальную систему духовной науки - сразу подвергнется росту энтропии и выродится в свою противоположность.
Есть веские основания полагать, что свершившийся синтез философско-научных систем станет, вне зависимости от воли и намерений его создателей, в гораздо большей степени тиранической системой, чем была католическая церковь в позднем средневековье или материализм советского разлива. И ту, и другую систему спасало от превращения в абсолютную духовную тиранию наличие в мире альтернативных систем, сдерживающих эгоцентрическую волю каждой. Церковь ещё спасал центральный образ Христа, неустранимый никакими подменами, никакой инквизицией и льющий благодатный свет в души, помимо человеческой воли.
Какой мистический образ будет в центре духовной науки? Единый Закон? Абсолют? И что убережёт эту универсальную науку (а наука уже является универсальной системой) от роста в ней эгоцентрической воли? Какие системы будут ограничивать её извне, если сам пафос духовной науки - это создание философского синтеза? Религиозную философию спасает от превращения в единую систему её несистемность, её текучесть, её личностность, её необъективность. Мифы спасает от схлопывания в единую систему та же их текучая природа и множественность. А что спасёт духовную науку?
Именно понимание законов нашего мира и человеческой природы заставляет задавать такие вопросы. Духовная наука не на Небесах будет располагаться, а в реальности царства необходимости и в реальности падшей человеческой природы. И если нет никаких внешних ограничителей у системы от безудержного роста в ней эгоцентрической воли, то отсев человеческого её наполнения свершится за одно-два поколения в пользу эгоцентризма, который духовно противоположен любви. И никакие духовные законы, не работающие автоматически по самой своей природе, ничего противопоставить росту энтропии и росту эгоцентрической воли в замкнутой универсальной системе не смогут. А научная система не может быть иной, кроме как универсальной: сам базис, сама состоявшаяся в мире структура науки, куда предполагается вливать духовность, уже универсальная система, причём с готовыми общеобязательными методологиями и формулами. Это серьёзная, очень серьёзная проблема.