Я как раз говорил о понятиях дух, Бог, Абсолют, вдохновение, творчество, свобода.
Разве в Библии эти слова являются понятиями, а не символами? Вы различаете понятие и символ, Андрей?
С другой же стороны, то что полностью не подчиняется никаким законам и определениям, то не может быть подведено под понятие, а следовательно, оно непознаваемо в принципе.
Дух и не познаётся ничем иным, кроме духа. Это не значит, что он непознаваем в принципе. Если бы у человека не было духа, тогда - да, непознаваем.
А логика фразы "подчиняется законам и определениям" мне кажется вывернутой наизнанку: это законы и определения подчиняются и вытекают из того или иного духа и его творческой воли. Причина перепутана со следствием, на мой взгляд.
Об этом непознаваемом нельзя говорить, можно только молчать. Но книги Данте, Шекспира и Достоевского...
Тоже странная связка. Либо говорить на языке объективных закономерностей и систематизации понятий (об этом же шла речь) - либо молчать. Есть же другой язык, и не один. И Вы как раз приводите примеры другого языка...
Значит, надо признать, что при всей своей неопределености и трудно-постижимости духовный мир состоит из неких определенных явлений, которые подчиняются инъюнкции-определению и пониманию-понятию.
Опять: кто на ком стоял, кто и чему подчиняется?
представьте себе ангелов - ипостаси чистого разума, духи строго подчиненные Богу, но свободные больше всех других существ, и даже способные к отпадению и восстанию против Бога
С чего Вы взяли, что ангелы - это ипостаси чистого разума? А не чистого чувства или чистой воли, например? И что значит "строго подчинённые Богу" - как объективному Закону или как Любящему и Любимому? В первом случае никакое отпадение и восстание невозможно: попробуй восстань против закона всемирного тяготения?
Но примерно так же вероятно, как то, что люди откажутся от мобильников и интернета и вернутся к телеграфу и почтовым голубям.
Опять ложная альтернатива. Люди либо угробят Планету (если она позволит им это), исчезнут как вид или откатятся не к телеграфу, а в каменный век. Либо кардинально изменится сама установка воли на постоянно растущее потребление. Мобильники и компьютеры станут служить десятилетиями, а не переводить в геометрической прогрессии ресурсы Земли в мусор. Служить не только людям, но и Земле, возвращая Ей то, что взято было в кредит уже на века вперёд. Это если, конечно, конфликт человеческой цивилизации и нашей Планеты не перейдёт в критическую и необратимую стадию. Ну, тогда человечеству не поздоровится... И совсем другие вопросы будут стоять перед его маленьким остатком; а о мобильниках и компьютерах придётся тогда забыть навсегда.
Ход развития ума, духа, свободы - это плод "хода Времени" Козырева.
Этот "ход Времени" предполагает существование Земли, как живого организма, в будущем. Если такое существование научно-технический прогресс поставит под угрозу, то Времени придётся запустить процесс насильственного прерывания прогресса. Время, по Козыреву, есть творческая и организующая сила. А в космосе действуют не только Божественные силы, но и противобожеские. Не всё, что прогрессирует во времени, есть от Бога. Далеко не всё.
И тут промедление смерти подобно. Надо скорее познавать законы духа...
Законы духа - противоречие в терминах. Законы и появляются там, где недостаёт духа (любви). Промедление, может, и подобно смерти, а вот перенесение на сферу духа научной методологии и есть духовная смерть как таковая, без всякого подобия.
Андрей, я вот ещё что подумал: не смешиваете ли Вы так же, как смешиваете независимое и объективное, объективное и общее? Может, отсюда тоже растут ноги нашего взаимного недопонимания?
Поясню. Любовь к Родине, например, является общим духовным качеством для многих людей. Но не является из-за этой общности ни объективным законом, действующим на всех одинаково, ни независящей от личности объективной закономерностью, ни объективной категорией. То же можно сказать и про другие формы любви. То же справедливо и для веры в Бога. Такая вера является общим (лучше: соборным) духовным качеством для миллионов и миллионов. Но вера в Бога не есть объективная закономерность, независимая от личности категория, то есть - не есть объективный закон, несмотря на общее проявление веры во множестве душ. То же можно сказать и о совести, и о творческом начале. И вообще о всех качествах человека, которые принято называть духовными. Эти качества общие для многих людей, но они не следствие какого-то объективного закона и не являются независимыми от личности и её свободной воли.
Духовное общее зарождается в глубине личной свободы, а не является следствием объективного закона и доказательством его существования.