«Гавайский метод»
Жизнь продолжает удивлять и раскрывается новыми своими чудесными гранями. Последний месяц уходящего года подарил открытия и прозрения. Решимость не уходить от отношений обернулась несказанной радостью Встречи. В печалях и горестях засияла Надежда. Делиться подробностями личной жизни не могу, но могу делиться состоянием души, а также одним из последних источников вдохновения, который открылся в первые дни Нового года.
С 2010 года лежала у меня на компьютере скаченная книжка — ждала своего часа. Джо Витале и Ихалиакала Хью Лина "Жизнь без ограничений" — о гавайской системе Хо'опонопоно. Думаю, что в своё время многие слышали о ней, но могли пропустить мимо как «очередную панацею». Мне само слово показалось слишком экзотическим, но что-то зацепило, потому что книгу я всё-таки скачала. Подумала, что от меня не убудет, если я буду повторять: «Прости меня! Я люблю тебя!» Хорошие слова, их много не бывает, а в подробности тогда вникнуть не успела — навалились какие-то более насущные книги и проблемы, а потом просто забыла. Наверное, хорошо, что тогда не прочитала — скорее всего, была не готова.
Сейчас оказалось, что Хо'опонопоно — это самая христианская идея из всех, что я когда-либо встречала. Не в том смысле, что самая каноническая, а в том смысле, что раскрывающая для меня заповеди Христа, наконец, делающая их
близкими и действующими, естественными и единственно возможными. Идея очень простая: покайся и возлюби ближнего как самого себя. Или по-другому: не суди ближнего, а попроси прощения... у него, у себя и у Бога, потому что вина ближнего — это общая вина и общая проблема. Или по-другому: попроси Бога помочь тебе очистить себя от греха, то есть от общих ошибок, и вдохновить на новые чистые помыслы и поступки, полные Любви. Или по-другому: начни с себя.
Только сейчас я пишу с конца. Потому что, если бы мне сначала сказали, что книга про всё это, я бы ответила, что я это уже слышала — это замечательно, но недостижимо для обычного человека. Мы можем стремиться к такому образу мыслей и жизни, но даже стремление наталкивается на серьёзные препятствия и неизбывные сомнения. Как начать жить так в мире, где почти все живут по-другому? Долго ли протянешь? Не будет ли обратного эффекта, что ты начнёшь, а все дружно «сядут на шею» и остановятся в своём духовном развитии? и т. д. и т. п. Понимаешь, конечно, что был, например, реальный Ганди, который попробовал, и у него получилось. В теоретическом споре — это помогает, но в каждодневных поступках, обычно, оказываешься слишком далеко от идеала. Чем больше «неправильностей» видишь в своей жизни, в жизни своих близких, в жизни всей планеты, тем сложнее «не осуждать» и, как следствие, тем больше завидуешь идиотам (в буквальном медицинском смысле этого слова).
Книга начинается с описания странной истории про «самого необычного врача в мире».
Доктор Хью Лин три года работал в государственной больнице для душевнобольных на Гавайях. В отделении, в котором содержались пациенты-заключённые, совершившие тяжкие уголовные преступления. Когда он поступил на работу психологом, ситуация была следующая. Все пациенты круглосуточно содержались под замком. Покидать территорию разрешалось только в наручниках или в кандалах и только по медицинским или судебным надобностям. Большую часть суток пациенты проводили в карцерах — палатах с бетонными стенами и потолками, с закрытой ванной и без окон. Многим давали огромное количество медикаментов. Пациенты регулярно нападали на медицинский персонал, на других пациентов, калечили себя, пытались бежать. Случаев выздоровления не было. Персонал (в том числе психиатры, психологи и управляющие) постоянно сменялся, никто не мог долго работать в такой атмосфере. И так далее и тому подобное...
С приходом доктора Хью Лина ситуация стала меняться. Карцеры стали пустовать. Объём назначаемых лекарственных средств резко упал, пациентам стали разрешать покидать охраняемую территорию больницы. Больница стала более тихой, светлой (покрасили стены), более безопасной и полезной. Случаи насилия стали исключительно редкими. Возникли затруднения с избытком персонала, потому что люди перестали увольняться, а пациенты уже не нуждались в усиленном уходе. Но самое главное, что началось излечение. Многие были выписаны домой. Были случаи, когда пациенты сами признавали свою вину за совершённые преступления и переводились в тюрьмы. В конце концов, отделение закрылось, потому что пациентов не осталось.
Что делал доктор? Он даже не осматривал больных. Он сидел в своём кабинете и читал истории своих пациентов. Иногда играл в теннис с персоналом, а потом и с пациентами. Организовал первое производство: выпечку печенья. Распорядился перекрасить стены...
Эта история настолько поразила американского писателя Джо Витале, что он начал своё расследование и в результате подружился с доктором и написал книгу.
Метод, которым действовал Хью Лин, собственно, и есть Хо'опонопоно.
Этот врач считает так:
«Чтобы научиться эффективно решать проблемы своих клиентов, врач должен желать нести 100%-ю ответственность за создание проблемной ситуации, т. е. считать, что источником проблемы являются его неправильные мысли, а не ошибки пациента».Гавайское слово «Хо'опонопоно» буквально означает «сделать правильно» или «исправить ошибку».
«Хо'опонопоно представляет собой процесс освобождения от негативной энергии внутри вас и открытия себя воздействию мыслей, слов и дел Бога».Помните притчу, в которой Учитель наливал в полную чашку чай и вода лилась через край? Он сказал тогда Ищущему: «Как я могу что-то дать тебе, если ты уже переполнен... своими мыслями, идеями, эмоциями, стереотипами, картиной мира и т. д. Сначала вылей всё это. Дай место Новому». Дословно не помню, но смысл когда-то меня очень потряс, но остался главный вопрос: как опустошить себя? Как «вылить» из головы все мысли вместе с картиной мира? Даже если ты веришь,что пустота наполнится Божественным присутствием.
Итак, нужно очищаться и очищаться, чтобы Любви всегда было место, чтобы она могла наполнять и руководить действиями, то есть вдохновлять. Как очищаться?
Раскаиваться во всём, что не есть Любовь. Может быть, сначала придётся во всём. Во время каждой новой Встречи становится понятно, в чем нужно раскаиваться. Если это действительно Встреча, то есть, если Другой становится Другом, настоящим Ты, а не остаётся «объектом осуждения» — вечным Оно. Раскаиваться — это не значит стать виноватым, это значит увидеть свою ошибку и принять решение больше её не повторять.
Ницше когда-то решил, что «покаяние» — признак слабости. Почему христиане всё время в чем-то каются, что за самоуничижение? Если ты раскаиваешься только за себя, чтобы снять с себя ответственность и переложить на Бога, то Ницше прав. Уж лучше гордое и одинокое нераскаявшееся эго. Хотя бы честно всё плохое про себя знает и любуется этим. Только всё наоборот — «Новый Завет» не об этом. Это книга — о самых сильных, свободных и любящих: о тех, кто раскаивается за всех, потому что чувствует связь, потому что понимает, что спастись можно только вместе, что мы все едины в Любви Бога и ошибки (грехи) — наши общие! Вот и замаливали тысячелетиями святые отшельники ошибки всего человечества,
но не как чужие, а именно как свои, потому что реальное воздействие у человека есть только на свои ошибки. Мы не влияем буквально на внутреннее пространство Другого, не диктуем друг другу своей воли, но воздействие друг на друга у нас есть. Так, понимая чужие ошибки как свои — мы действительно очищаем общее внутреннее пространство — бескрайний Единый духовный космос. Наше Эго усиленно прячет от нас это пространство, претворяясь нашей единственной сущностью — одинокой, непонятой, вечно осуждающей и чувствующей отовсюду угрозу. Из-за этого постоянного страха Эго толкает нас на поступки, которые только усугубляют ситуацию, причём не только для нас, но и для всех.
Оттого что мы осудили пьяницу и поругали чиновников, мы нисколько не помогли миру стать лучше, но только укрепили «бастионы Эго», которыми все мы отгорожены друг от друга. Раскаявшись в том, что своими мыслями косвенно поддержали пьянство или чиновничий беспредел, мы чуть-чуть ослабили конструкцию эгоических стен не только в себе, но и во всех остальных. Теперь пьянице и чиновнику будет легче справиться с этими общими ошибками и заблуждениями, но это всегда взаимный процесс. Ведь не встретив пьяницу, не пострадав от бюрократии чиновника, мы не заметили бы в себе той эгоической ошибки, в которой мы раскаиваемся, а значит, она продолжала бы жить в нас, подталкивая к новым ошибочным действиям, создавая «накатанную колею» для неосознанных (механических, стереотипных) поступков и реакций. Не встретив пьяницу и чиновника, мы были бы более механизмами, чем организмами, в нас было бы меньше места для Жизни, которая есть Бог и Любовь.
«Как вы или я, или кто-то ещё можем помочь человеку в беде?
Согласно методу Хо'опонопоно, единственным способом является очищение самого себя. Люди, которые пришли в этот мир до меня, имеют общие со мной программы. Это как ментальный вирус. Их нельзя осуждать. Они чувствуют себя в ловушке или зажатыми в угол. Я могу бросить им верёвку, но, скорее всего, они ею не воспользуются или используют верёвку для того, чтобы повеситься.
Что же вам делать?
Всё, что я могу сказать, это очищать себя. Когда я очищаю себя, то они становятся чище. Когда мы очищаем общие программы, то они исчезают из жизни всего человечества. Вот что я делаю теперь. Это то, о чем мне сказал Хью Лин во время нашего первого разговора: «Всё, что я делаю, это очищение, очищение, очищение».
Всё, что я делаю, это говорю: «Я люблю тебя», «Мне очень жаль», «Пожалуйста, прости меня» и «Благодарю тебя». Всё остальное делает Бог. Я не считаю это бессердечным, наоборот, я считаю это самым искренним занятием, которым я занимался. И этим я занимаюсь прямо сейчас, когда пишу эти слова».Я предполагаю, что 10 лет назад, с большой вероятностью, не поняла бы этой книги. Джо Витале объяснил всё, как мог, честно предупредив, что преломляет идеи через свой жизненный опыт. Это преломление было бы для меня недостаточным, потому что могло вырасти в концепцию: «я спасаю мир». Тогда я ещё не почувствовала в полной мире всеобъемлющее значение Ты и безграничность общего внутреннего космоса, чтобы понять, что речь
не о моей работе, но об общей работе, в которой мне, наконец, понятна моя роль.
Многие изменения произошли во мне, в том числе, благодаря Воздушному Замку и его Соборной Душе — Солярису. Теперь я вижу, что каждый человек — спаситель мира, просто кто-то раньше разглядит в другом Спасительное Ты, а кто-то позже. Теперь я знаю, что я действительно могу помочь и могу быть уверена, что моя помощь не навредит, потому что
решает Бог, а я выбираю дать Ему такую возможность или остаться в границах своего Эго. Я могу только освободить место для Его действия в общем внутреннем пространстве через очищение собственных мыслей, через раскаяние. В этом моя свобода и счастье. Пусть это не просто, но это
выполнимо, причем, прямо сейчас. Вместо того, чтобы сказать «Ты опять меня не понимаешь! Я хочу как лучше! Ты всё делаешь не так! Дай мне тебе помочь!» и остаться ни с чем, я теперь могу сказать: «Мне очень жаль! Пожалуйста, прости меня! Благодарю тебя! Я люблю тебя!» И повторять это вслух или про себя до тех пор, пока не пойму, за что я прошу прощения, в чем я раскаиваюсь и чего я больше всеми силами постараюсь не делать.