Суть принципа соразмерности в следующем: расширение форм внешнего всегда должно подкрепляться углублением форм внутреннего.Сама постановка вопроса
о принципе соразмерности внутреннего и внешнего миров очень точная, она позволяет найти ключ к огромному количеству проблем, от межличностных
отношений до политических. В очередной раз я убедился, что
правильно поставить вопрос – это даже не полдела, это и есть
дело. А ответы – это уже плоды сделанного дела. И плоды эти не дело того, кто ставит вопрос. Правильно ставит. В том-то вся и сложность, и трудность
дела.
"
Жизнь есть сущность, обладающая внутренним миром". По Вл. Соловьёву, живое отличается от мёртвого степенью предвидения будущего (т.е. способностью взаимодействия со временем). Получается, что для моделирования и предвидения будущего необходимо наличие внутреннего мира и его соразмерность с миром внешним. Мне слово "мир" в данном контексте представляется адекватнее слова "пространство", потому что включает в себя и "пространство", и "время" в их
интерактивной взаимосвязи. Слово "интерактивность" – ещё один ключ к различению живого и мёртвого (особенно оно важно в работе со случайностью, через которую вторгается в наш мир воля будущего).
Главный вопрос: почему эта несоразмерность не сразу бросается в глаза, что маскирует её, создавая видимость безграничного внутреннего пространства?
Была у меня одна
небольшая импровизация, в которой я попробовал ответить на этот вопрос. Кроме живого и мёртвого (бытия и небытия), есть ещё "лживое" (л-живое). Внутренний мир живого может стать л-живым... Мне кажется, что введение в дихотомию "живое-мёртвое" понятия "лживого (л-живого)" позволяет внести в неё третье, духовное и нравственное измерение.
наши миры освещены «фальшивыми солнцами эго»
Прямая перекличка с темой о 24-м шекспировском сонете! Там и солнце есть, и эго, и я, и ты, и глаза, и окно... Чтобы не повторяться, дам
ссылку на один свой пост там. Солнце "Ты" должно загореться во внутреннем мире, чтобы и он, и "чужая душа" перестали быть "потёмками"... Сама эта наша
интерактивная шекспировская тема – нагляднейшая иллюстрация принципа соразмерности внутреннего и внешнего миров. Вот ещё одна ссылка из той темы на
пост Елены (он ключевой и там, и в данном контексте, и в этой теме в целом).
Солнце внутреннего пространства
Иван Ильин (его труды о художественности я считаю одной из мировых вершин искусствоведения и литературной критики) вводит понятие "внутреннего солнца произведения", называет его "художественным предметом". Это внутреннее солнце (художественный предмет) определяет собою всё – стиль, жанр, образный строй, язык и т.п. И чем форма лучше отвечает требованиям художественного предмета, тем гениальнее произведение (обладает большей жизненной силой во времени). Художник руководствуется не своими желаниями, но требованиями внутреннего солнца (художественного предмета). И читатель (зритель, слушатель) только тогда адекватно и сотворчески может воспринимать произведение художника, когда в душе самого читателя возгорается это внутреннее солнце (художественный предмет, высшее "Ты" произведения).
Для настоящей темы показательно разное отношение к Розе Мира (творчеству Даниила Андреева в том числе), о котором мы говорили в начале. Я этому казусу много уже слов посвятил, а вот вопрос о принципе соразмерности внутреннего и внешнего миров ребром не поставил. А поставить надо было. Это качественный вопрос.
Ты осуждён. Молчи. Неумолимый рок
Тебя не первого втолкнул в сырой острог.
Дверь замурована. Но под покровом тьмы
Нащупай лестницу – не ввысь, но вглубь тюрьмы.
Сквозь толщу мокрых стен, сквозь крепостной редут
На берег ветреный ступени приведут.
Там волны вольные, – отчаль же! правь! спеши!
И кто найдёт тебя в морях твоей души? Даниил Андреев. Из поэтического ансамбля "Русские Боги", глава 3.Даниил Андреев, призывая своих читателей в моря души, невольно расширил внешний мир их не меньше, а то и больше (если уместна тут сравнительная степень), чем открытие физической вселенной расширило внешний мир средневекового человека. Внешняя вселенная стала многослойной и наполненной разными сущностями, превосходящими масштаб человеческий.
Соразмерность внутреннего и внешнего у тех читателей Андреева, которых, с их же подачи, я называю "родонистами", стала не просто нарушенной, но катастрофически гипертрофированной в сторону внешнего, объективно-информационного. Причём это страшное (!) нарушение соразмерности распространилось и на самого автора "Розы Мира" в сознании родониста – всё субъективное, творческое, поэтическое отодвинуто на задворки, а главной ценностью почитается объективная информация, схема, знание о внешних (пусть иноматериальных) мирах.
Такое катастрофическое
разрушение соразмерности внутреннего и внешнего неизбежно сказалась и на плодах – творческое бессилие, озлобленность и вражда рм-сообщества беспрецедентны, по сравнению с любыми другими культурными, философскими или литературными сообществами. Показательна у родонистов и буквально патологическая страсть к культурному водительству, внешним формам организованности (всё время что-то хотят организовать и ничего не могут). Ничтожность реальных плодов на контрасте с этой страстью организовывать и водительствовать производит действительно тягостное впечатление.
Грандиозный внутренний мир Даниила Андреева трансформировался в подавляющий творческое начало внешний мир у многих его читателей. Эта метаморфоза заслуживает внимания и изучения. И принцип соразмерности внутреннего и внешнего – один из важных ключей для её понимания.
внутренней духовной бесконечности
Духовной – это главное! Но если дух есть производная человеческой жизни в рамках её физического существования, то вся духовная бесконечность сводится к длительности существования во времени человеческой культуры (это к вопросу последних дискуссий в том же разделе, где и шекспировская тема залегла).
Подмена интеллектуальным духовного и творческого информационным и приводит к нарушению принципа соразмерности внутреннего и внешнего, а затем и к разрушению поля коммуникаций с другими живыми. Это неизбежно, хотя бы потому, что подавляющая громадность внешнего (объективного) – будь то физическое пространство, трансфизические миры, философские и культурные продукты; не важно, важна их внешняя огромность, по сравнению с внутренним миром – разжигают "солнце эго" (л-живое внутреннее солнце). Иначе с ума сойдёшь, не выдержит рассудок.
"Солнце эго" и создаёт иллюзию внутренней бесконечности, хоть как-то уравновешивающей громадность объективированного мира. Эго и ведёт к отчуждению, к
зафутляриванию души. Замкнутый круг. Вернее – футляр (по Чехову). Футляр, как защита, тем необходимей душе, чем сильнее нарушена в ней соразмерность внутреннего (духовного) и внешнего (информационного). Внутри же этого футляра может светить только "л-живое солнце эго". Чтобы зажглось солнце духовное, футляр должен быть разрушен встречей с "Ты".
Бог есть любовь.
И нет истины, где нет любви.
Всё во мне, и я во всём!
Идеальная соразмерность бытия...