Роза Мира - эпоха синтеза
Роза Мира как отношение

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #76 : 02 Августа 2019, 23:32:29 »
Этим суматошным летом озаботилась проблемой несоразмерности внутреннего и внешнего миров. Отсюда возник небольшой текст https://lib.rmvoz.ru/bigzal/internal-and-external, предназначенный для сборника конференции по философским проблемам биологии и медицины (тематикой конференции объясняется специфическая лексика в первых абзацах, не свойственная текстам Замка). Но, оказалось, что это только верхушка айсберга. Главный вопрос: почему эта несоразмерность не сразу бросается в глаза, что маскирует её, создавая видимость безграничного внутреннего пространства?
Со вчерашнего дня меня буквально преследует аналогия с Солнцем. Почему моё внутреннее пространство недостаточно освещено? Что вообще его освещает? Какое солнце? Вспомнился вечный Платон и его рассказ про людей, живущих в пещерах и не подозревающих о Солнце-Благе - источнике подлинного и вечного Мира Идей. Столько раз пересказывала и интерпретировала эту аналогию, и вдруг она заиграла новыми красками. Гениальна интуиция Платона.
Картина видится теперь такая: роль Солнца во внутреннем мире человека (обобщаю свой опыт на всё человечество, поправьте меня, если это не так) давно берёт на себя наше Эго и не справляется с этой ролью. Получается, что наши миры освещены «фальшивыми солнцами эго», каждое из которых, чтобы не вскрылся обман, вынуждено заставлять, маскировать от нас бесконечную внутреннюю вселенную, создавая ту самую «платоновскую пещеру с тусклым искусственным освещением», назову её «платоновские сумерки». «Платоновские сумерки» — это индивидуальный внутренний мир человека, который кажется в той или иной степени: 1) изолированным от других внутренних миров (ни я не могу понять чужой внутренний мир, ни кто-то другой не может понять мой внутренний мир); 2) банальным, то есть несмотря на изолированность и индивидуальность, кажется, что все миры, в целом, похожи, и «нет ничего нового под Солцем»; 3) бесформенным, в основном, там обретаются какие-то смутные идеи и домыслы, которые редко удаётся огранить и представить миру как нечто красивое и ценное; 4) безрадостным, стоит чуть-чуть прекратить работать над собой, как уныние и недовольство тут же овладевают внутренним миром; 5) неглубоким и небесконечным — хотя мы гипотетически предполагаем, что у нашего внутреннего мира нет границ, но на деле редко проверяем, как далеко можно двигаться, безграничность внутреннего мира заменяется, скорее, нечёткостью и невидимостью границ, а не подлинной бесконечностью. Этот список характеристик можно продолжать.
Но суть в том, что все они (характеристики) — фальшивые. Внутреннее пространство, которое является основой всякой жизни (если мы принимаем за аксиому, что жизнь есть сущность, обладающая внутренним миром) должно обладать совершенно другими свойствами и по мере развития форм жизни эти свойства должны проявляться всё больше, они должны как бы разгораться в лучах подлинного Солнца Бытия — бесконечной Божественной Сущности. Назовём это «платоновским полднем». «Платоновский полдень» — это внутреннее пространство как 1) место Встречи, а не место изоляции; 2 и 3) место рождения новых форм, поэтому оно неисчерпаемо в своей уникальности; 4) место Безусловной Радости и Любви, которая не зависит от обстоятельств внешнего пространства, в которое оно оформляется; 5) наконец, это и есть подлинная бесконечность, отражением которой является бесконечность внешнего пространства видимой Вселенной.
Если домыслить сюда проблему Времени и все связанные с ней искажения и аберрации, то будет, наверное, ещё нагляднее, какой контраст возникает между переживаемыми нами псевдо-внутренними мирами и должными характеристиками внутренней духовной основы жизни (это отдельная тема).
Какими фальшивыми зеркалами (по Лукьяненко получилось) пользуется эго, чтобы сотворить свою иллюзию, надо разбираться. Но непременно нужно суметь выбраться из сумеречной пещеры и увидеть Полдень (то абсолютное Благо, о котором говорил Платон). Солнце внутреннего пространства не может быть в каком-то конкретном месте, оно есть сама суть внутреннего, как тайны и корня всякой жизни. Поэтому никто не может оказаться ближе или дальше от Него. Как когда-то Николай Кузанский показал, что у окружности с бесконечным радиусом центр находится в любом месте, то есть везде. Тогда (в XV-XVII веках) это послужило толчком для понимания устройства внешней Вселенной, но пора вернуться к тому, что имел в виду сам Кузанский — к жизни Духа, к бесконечности Бога, к пониманию причастности мира человека внутренней духовной бесконечности.

«Последнее редактирование: 02 Августа 2019, 23:35:54, Наталия Подзолкова»

« #77 : 03 Августа 2019, 17:48:17 »
Суть принципа соразмерности в следующем: расширение форм внешнего всегда должно подкрепляться углублением форм внутреннего.

Сама постановка вопроса о принципе соразмерности внутреннего и внешнего миров очень точная, она позволяет найти ключ к огромному количеству проблем, от межличностных отношений до политических. В очередной раз я убедился, что правильно поставить вопрос – это даже не полдела, это и есть дело. А ответы – это уже плоды сделанного дела. И плоды эти не дело того, кто ставит вопрос. Правильно ставит. В том-то вся и сложность, и трудность дела.

"Жизнь есть сущность, обладающая внутренним миром". По Вл. Соловьёву, живое отличается от мёртвого степенью предвидения будущего (т.е. способностью взаимодействия со временем). Получается, что для моделирования и предвидения будущего необходимо наличие внутреннего мира и его соразмерность с миром внешним. Мне слово "мир" в данном контексте представляется адекватнее слова "пространство", потому что включает в себя и "пространство", и "время" в их интерактивной взаимосвязи. Слово "интерактивность" – ещё один ключ к различению живого и мёртвого (особенно оно важно в работе со случайностью, через которую вторгается в наш мир воля будущего).

Главный вопрос: почему эта несоразмерность не сразу бросается в глаза, что маскирует её, создавая видимость безграничного внутреннего пространства?

Была у меня одна небольшая импровизация, в которой я попробовал ответить на этот вопрос. Кроме живого и мёртвого (бытия и небытия), есть ещё "лживое" (л-живое). Внутренний мир живого может стать л-живым... Мне кажется, что введение в дихотомию "живое-мёртвое" понятия "лживого (л-живого)" позволяет внести в неё третье, духовное и нравственное измерение.

наши миры освещены «фальшивыми солнцами эго»

Прямая перекличка с темой о 24-м шекспировском сонете! Там и солнце есть, и эго, и я, и ты, и глаза, и окно... Чтобы не повторяться, дам ссылку на один свой пост там. Солнце "Ты" должно загореться во внутреннем мире, чтобы и он, и "чужая душа" перестали быть "потёмками"... Сама эта наша интерактивная шекспировская тема – нагляднейшая иллюстрация принципа соразмерности внутреннего и внешнего миров. Вот ещё одна ссылка из той темы на пост Елены (он ключевой и там, и в данном контексте, и в этой теме в целом).

Солнце внутреннего пространства

Иван Ильин (его труды о художественности я считаю одной из мировых вершин искусствоведения и литературной критики) вводит понятие "внутреннего солнца произведения", называет его "художественным предметом". Это внутреннее солнце (художественный предмет) определяет собою всё – стиль, жанр, образный строй, язык и т.п. И чем форма лучше отвечает требованиям художественного предмета, тем гениальнее произведение (обладает большей жизненной силой во времени). Художник руководствуется не своими желаниями, но требованиями внутреннего солнца (художественного предмета). И читатель (зритель, слушатель) только тогда адекватно и сотворчески может воспринимать произведение художника, когда в душе самого читателя возгорается это внутреннее солнце (художественный предмет, высшее "Ты" произведения).

Для настоящей темы показательно разное отношение к Розе Мира (творчеству Даниила Андреева в том числе), о котором мы говорили в начале. Я этому казусу много уже слов посвятил, а вот вопрос о принципе соразмерности внутреннего и внешнего миров ребром не поставил. А поставить надо было. Это качественный вопрос.

Ты осуждён. Молчи. Неумолимый рок
Тебя не первого втолкнул в сырой острог.
Дверь замурована. Но под покровом тьмы
Нащупай лестницу – не ввысь, но вглубь тюрьмы.
Сквозь толщу мокрых стен, сквозь крепостной редут
На берег ветреный ступени приведут.
Там волны вольные, – отчаль же! правь! спеши!
И кто найдёт тебя в морях твоей души?

                                                        Даниил Андреев.
                                                        Из поэтического ансамбля "Русские Боги", глава 3.

Даниил Андреев, призывая своих читателей в моря души, невольно расширил внешний мир их не меньше, а то и больше (если уместна тут сравнительная степень), чем открытие физической вселенной расширило внешний мир средневекового человека. Внешняя вселенная стала многослойной и наполненной разными сущностями, превосходящими масштаб человеческий.

Соразмерность внутреннего и внешнего у тех читателей Андреева, которых, с их же подачи, я называю "родонистами", стала не просто нарушенной, но катастрофически гипертрофированной в сторону внешнего, объективно-информационного. Причём это страшное (!) нарушение соразмерности распространилось и на самого автора "Розы Мира" в сознании родониста – всё субъективное, творческое, поэтическое отодвинуто на задворки, а главной ценностью почитается объективная информация, схема, знание о внешних (пусть иноматериальных) мирах.

Такое катастрофическое разрушение соразмерности внутреннего и внешнего неизбежно сказалась и на плодах – творческое бессилие, озлобленность и вражда рм-сообщества беспрецедентны, по сравнению с любыми другими культурными, философскими или литературными сообществами. Показательна у родонистов и буквально патологическая страсть к культурному водительству, внешним формам организованности (всё время что-то хотят организовать и ничего не могут). Ничтожность реальных плодов на контрасте с этой страстью организовывать и водительствовать производит действительно тягостное впечатление.

Грандиозный внутренний мир Даниила Андреева трансформировался в подавляющий творческое начало внешний мир у многих его читателей. Эта метаморфоза заслуживает внимания и изучения. И принцип соразмерности внутреннего и внешнего – один из важных ключей для её понимания.

внутренней духовной бесконечности

Духовной – это главное! Но если дух есть производная человеческой жизни в рамках её физического существования, то вся духовная бесконечность сводится к длительности существования во времени человеческой культуры (это к вопросу последних дискуссий в том же разделе, где и шекспировская тема залегла).

Подмена интеллектуальным духовного и творческого информационным и приводит к нарушению принципа соразмерности внутреннего и внешнего, а затем и к разрушению поля коммуникаций с другими живыми. Это неизбежно, хотя бы потому, что подавляющая громадность внешнего (объективного) – будь то физическое пространство, трансфизические миры, философские и культурные продукты; не важно, важна их внешняя огромность, по сравнению с внутренним миром – разжигают "солнце эго" (л-живое внутреннее солнце). Иначе с ума сойдёшь, не выдержит рассудок.

"Солнце эго" и создаёт иллюзию внутренней бесконечности, хоть как-то уравновешивающей громадность объективированного мира. Эго и ведёт к отчуждению, к зафутляриванию души. Замкнутый круг. Вернее – футляр (по Чехову). Футляр, как защита, тем необходимей душе, чем сильнее нарушена в ней соразмерность внутреннего (духовного) и внешнего (информационного). Внутри же этого футляра может светить только "л-живое солнце эго". Чтобы зажглось солнце духовное, футляр должен быть разрушен встречей с "Ты".

Бог есть любовь.
И нет истины, где нет любви.
Всё во мне, и я во всём!
Идеальная соразмерность бытия...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 03 Августа 2019, 18:05:38, Ярослав»

« #78 : 03 Августа 2019, 18:09:48 »
P.S. Есть и обратное нарушение соразмерности - огромность внутреннего мира по сравнению с ничтожностью внешнего. Это уже нечеловеческое что-то, поистине дьявольское ("всё не-я должно стать мною"). Внешнее не значимо (только как пища). Этот самодовлеющий внутренний мир и есть то состояние, что я называю не живым, но л-живым.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #79 : 03 Августа 2019, 21:25:27 »
Наталья, спасибо ! Ваши наблюдения - это маленький шедевр философской мысли.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #80 : 03 Августа 2019, 23:32:06 »
Понимание - это прорастание мысли словно живого побега в словах-мыслях собеседника. Спасибо, Ярослав! Теперь от Ваших побегов прорастут мои новые веточки. Спасибо, Людмила! Прочитала Вашу статью "О средовом подходе и мелодиях тишины" https://lib.rmvoz.ru/bigzal/melodii-tishiny и потекли мысли о созидании целостного и соразмерного пространства! Так можно вырастить новое мысле-дерево...


« #81 : 04 Августа 2019, 21:40:36 »
«Несоразмерность внешнего и внутреннего миров сквозит во всём....»

Наталья, Вы подсказали мне слова, как характеризовать нынешнюю катастрофическую ситуацию в храмостроительстве. Это ярчайшее свидетельство  несоразмерности внешнего и внутреннего миров. Храм как Дом Божий несет в себе идею всесовершенного и прекрасного внешнего мира, и чтобы создать художественный образ храма, строителю необходимо обрести соразмерность с Его, внешним для нас, миром. Как глубока образовавшаяся несоразмерность, об этом и говорит отсутствие священного художественного образа в современных сакральных новостройках.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #82 : 04 Августа 2019, 23:21:59 »
Интересно, что я, в свою очередь, отталкивалась именно от архитектурной несоразмерности. Живу в маленьком городе, в его старой части, где дома, в основном, 2-3 этажные, а деревья над тротуарами (и даже иногда над проезжей частью) смыкаются в арки. Дома повторяются только попарно - те, что друг напротив друга стоят, на каждой паре своя лепнина или свой дизайн балкончиков или какие-нибудь выступающие фонарики. И больше эти детали не повторяются. Как в мультфильме-заставке к "Иронии судьбы" до унификации. Поэтому, когда приезжаю в крупные города, бываю буквально раздавлена необъятными зданиями-городами торговых центров, небоскрёбами офисных зданий, в которых такое количество однотипных помещений, что у меня воображения не хватает представить, чем люди могут в этих "ячейках" заниматься. Именно во время таких поездок впервые почувствовала несоразмерность. Архитектура, не соответствующая внутреннему миру человека. Психика, как мне кажется, должна от всего этого испытывать перегрузки. Но долго эта мысль как-то оставалась на периферии сознания.
А сакральный смысл храмостроительства и тексты Флоренского на эту тему - для меня откровение. Спасибо! Такой глубочайший пласт вскрылся.


« #83 : 08 Августа 2019, 00:42:33 »
Постепенно начинаю раскручивать смыслы, на которые обратил внимание Ярослав. Работа очень небыстрая.


Дверь замурована. Но под покровом тьмы
Нащупай лестницу – не ввысь, но вглубь тюрьмы.

Сквозь толщу мокрых стен, сквозь крепостной редут
На берег ветреный ступени приведут.
Там волны вольные, – отчаль же! правь! спеши!
И кто найдёт тебя в морях твоей души?
                                                        Даниил Андреев.

Читала В.В. Налимова про понятие медитации. Он пишет, что, отключаясь от нескончаемого диалога с самим собой, человек в процессе медитации именно и занят тем, что осваивает своё внутреннее пространство, но не ложное, а именно сущностное. Он называет это "поэтическим я". То есть тоже разделяет фальшивое внутреннее пространство эго и сущностное внутреннее пространство поэтического я. Поэты лучше схватывают эту процедуру "освобождения от семантической скованности, раскрепощения спонтанности".

Василий Васильевич Налимов - это второй (после Козырева) ученый, который, как мне кажется, настроен был на волну внутреннего и глубинного развития науки. У него, в основном, пространственные образы, и его "семантический вакуум" - это что-то вроде колыбели внутреннего пространства, не пустота, а, наоборот, изначальная свёртка всех возможных смыслов. Козырев и Налимов, как два недостающих внутренних измерения для современной науки: временнОе и пространственное.

И там же Налимов даёт ссылку на стихотворение Фета. Нашла его.

Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день твой светлый серафим
Громадный шар зажег над мирозданьем

И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.

Нет, ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.

Меж тем как я - добыча суеты,
Игралище ее непостоянства,-
Во мне он вечен, вездесущ, как ты,
Ни времени не знает, ни пространства.

«Последнее редактирование: 09 Августа 2019, 11:01:04, Андрей Охоцимский»

« #84 : 16 Августа 2019, 01:31:38 »
Во мне он вечен, вездесущ, как ты,
Ни времени не знает, ни пространства.

Я бы чуть перефразировал:
Во мне он вечен, вездесущ, как ты,
он сотворяет время и пространство
:))
Внутреннее пространство и время - это бытие в Бытии.
Жизнь - это бытие в квадрате.
А психика, отражающая жизнь внешнюю и внутреннюю - бытие в кубе.

«Последнее редактирование: 16 Августа 2019, 01:45:54, Андрей Иванченко»

« #85 : 16 Августа 2019, 01:58:50 »
Я бы чуть перефразировал...

Поэтический парадокс. По смыслу (с религиозно-философской колокольни) Ваш вариант представляется правильнее фетовского. Но поэтически проигрывает, и сильно. Вариант Фета гармоничнее. Нисколько не хочу Вас обидеть или как-то умалить Вашу мысль. В качестве доказательства приведу подобную (известную всем) правку пушкинского стихотворения:

Александр Пушкин

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.


Митрополит Филарет

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Душу сам наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забытый мною!
Просияй сквозь мрачных дум!
И созиждется Тобою
Сердце чисто, правый ум!


Филарет прав. А пушкинская поэзия сильнее!


Ответ Пушкина:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.


И мы чувствуем, что не Филарету Пушкин отвечает... Не Филарету, но тому, кто "требует поэта к священной жертве"... Аполлон?

И ответ этот на другом плане бытия существует, на другой глубине уже...

Это и есть парадокс поэзии: вроде бы смысловая часть стихов проигрывает, но в целом стихи Пушкина - сильнее (и мудрее!) ПРАВИЛЬНОЙ мысли Филарета, облечённой в поэтическую форму. Не потому ли, что для Филарета слово - средство выражения его религиозного мировоззрения, а для Пушкина - слово цель. И не так важна мысль, составляющая часть слова, как поэтическая гармония ЦЕЛОГО, НЕСКАЗАННОГО...

Моя версия: парадокс сей в том ещё состоит, что не учитывается творческое начало читателя. И этому творческому началу пушкинский вариант даёт больше свободы и простора для размышлений о смысле жизни, чем филаретовский. У Пушкина - открытое вопрошание, приглашение к раздумию... А у Филарета - готовый ответ. Конечный ответ.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #86 : 16 Августа 2019, 09:42:41 »
Вчера вернулась с летней школы по философии неовсеединства. В своём выступлении как раз говорила о несоразмерности внешнего и внутреннего, как-то сейчас эта тема особенно близка. Вообще интересно поговорили на школе, постараюсь сделать потом сообщение в другой ветке.
А перед отъездом переписывалась с одной замечательной женщиной, и она прислала мне подборку своих стихов, которые у неё вспомнились в связи с текстом о соразмерности миров https://lib.rmvoz.ru/bigzal/internal-and-external. Попросила разрешения опубликовать их здесь. Она совсем не против. Тем более, что разговор стал приобретать поэтический оборот.
Итак, стихотворения Любови Сафаровой.

Всё сделалось немило вдруг
без видимых причин.
И всякий раздражает звук,
и в голове стучит.
И тело стало мне тюрьмой -
как в клетке тесно в нём.
Я задыхаюсь, Боже мой,
в творении твоём.
Как струны нервы - слышен звон,
вовнутрь направлен взор.
И хочется - из кожи вон -
на волю, на простор!

       ***
Как раскинет ночь
В небе звёзд парчу -
Занавесь окно
И зажги свечу.
В доме спят. Одна
Посиди в тиши.
Доберись до дна
Тайников души.
Сбрось гордыню, страх,
Вынимай грехи...
Как-то всё не "ах",
Сколько там трухи...
Спесь стряхни и лень,
Вырви ложный стыд
И вчерашний день -
Боль былых обид.
А на самом дне -
Воск... огонь... Бог весть...
Как свеча в окне -
Это ты и есть.

     ***
Надломилась веточка.
Зря молилась, деточка.
Жизнь - не только радости
И не вечен рай.
Бог прощает слабости,
Только бьёт без жалости.
Сердцем, каждой клеточкой
Вызов принимай.

Знай, не наказание
Беды - испытание.
Страх - до неизбежного.
Заступив за край,
Отрешись от прежнего,
От Него, безгрешного.
Расширяй сознание,
Действуй, выбирай.

Стойкой стань и гибкою.
И тогда с улыбкою
Бог посмотрит ласково
На тебя с небес
Уголочка райского.
Ну, теперь ты счастлива?
Не одной молитвою
Дух в тебе воскрес.

        ***
Одномоментность высказанных слов,
Намерений не выказанных вечность
И забытьё среди стихов и снов,
И показная на людях беспечность...
Конечность временнОго бытия
С условными границами пространства,
Где тщетно отыскать пытаюсь я
В непостоянном мире постоянство...

       ***
Собирая небылицы,
От зари и до зари
Золотою кобылицей
Солнце пО небу парит.

А под солнцем, как под Богом,
Думая, что долог век,
Веря в избранность, порокам
Предаётся человек.

Кущи райские забыты,
Первородный грех не смыть.
И оскомина набита
Фразой "быть или не быть..."

Быть, конечно. И влюбляться.
И любить, детей рожать.
Просто - солнцу улыбаться.
Просто - воздухом дышать.

Кулачки зажать на счастье,
Разогнать сомнений тень.
Жить с самим собой в согласье...
Ясно всё, как божий день.

          ***
"Трудно быть Богом."
(Стругацкие).

Трудно быть Богом, наверное.
Строгим, всевидящим оком
Наблюдать за безверием
С высоты одиноко.
Много нас, душ неприкаянных
Мечется в поисках истин,
Молится:"Господи, дай нам
Толику Божьей искры!"

Кто-то, плывя по течению,
Ждёт истечения срока.
Кто, позабыв смирение,
Борется даже с Богом.
Не спасовав перед бедами,
Жизни бросает перчатку.
К цели с упорством следуя,
Попадает в десятку.

Каждый - вершина творения?
Всех одинаково любишь?
Кара грехопадения -
Миф? Никого не судишь?
Крутишь планету, галактика -
Вся под твоим оберегом...
Боже, а знаешь, как это
Трудно быть человеком?..

       ***
время собирать
камни
слишком тяжела
ноша
перезагрузить
память
легче станет быть
может
только надо ли
легче
разные у нас
роли
время иногда
лечит
души не добром
болью
ставит пред лицом
рока
и слезой росы
чище
учит принимать
Бога
так же как питьё
с пищей
время собирать
камни
каждому своя
ноша
равен вес её
карме
жребий наверху
брошен

      ***
И я когда-нибудь умру.
Мы в этом мире все не вечны.
Но так же солнце поутру
Взойдёт. И Путь отыщет Млечный
По звёздам кто-нибудь другой,
Найдёт Непознанного Бога.
Тетрадь и ручка под рукой
Окажутся, не так уж много
Для выражения себя
Нам в этой жизни, в общем, надо.
Порывы ветра, шум дождя,
Сиянье дня, цветенье сада,
Глоток свободы и любовь
Без края и конца - немало,
Чтоб ощущали вновь и вновь
В себе мы Высшее Начало.
Стремленье к свету и добру -
Вот путь. Земное подытожив,
И я когда-нибудь умру...
Бог умереть во мне - не может.


« #87 : 16 Августа 2019, 15:29:39 »
Когда сталкиваешься с настоящей поэзией, банальности "это хорошие стихи и т.п." застревают в горле, язык им противится. Спасибо, Наталия, за встречу с поэтом. Я посмотрел через поиск: стихотворения Любови Сафаровой представлены в Сети широко. И тем не менее делаю заочное предложение (не только как редактор, но и как поэт) - рассмотреть вариант публикации творчества Л. Сафаровой на нашем портале. Я не очень жалую (хотя и жалею) современных стихописцев, но здесь "лица необщее выражение" и в то же время никакого оригинальничанья нет и близко, всё выдержано в строгих классических тонах, и тем острее чувствуется личностность и выстраданность каждого стиха. Не умею я о стихах говорить умно, но в данном случае поговорить хочется... И хочется познакомить наших участников и наших читателей с поэзией Любови полнее.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #88 : 16 Августа 2019, 19:26:00 »
С Любовью Александровной Сафаровой познакомилась в конце мая на выездном заседании Философского семинара (спасибо С.А.Борчикову, что организовал встречу семинара с поэтическим объединением города Касли), и теперь пишем друг другу письма. Привезла тогда домой её сборник "Сумерки" и просто не могла оторваться. Сразу рассказала Любови Александровне про наш Замок с надеждой когда-нибудь увидеть её среди здешних авторов. Очень часто в её стихах просто и лаконично нахожу то, что с большим трудом пытаюсь выразить в своих статьях. Ещё писатель Михаил Анчаров заметил, что поэты лучше и быстрее ученых и философов схватывают суть вещей (точной цитаты не нашла, правда).


« #89 : 17 Августа 2019, 08:49:57 »
Дар напрасный, дар случайный,

Я совершенно согласен с этой вашей оценкой диалога Пушкина и Филарета. Я знаю эту поэтическую дуэль и всегда чувствовал именно так. И полностью согласен, что в художественном смысле мой перифраз слабее Фетовского интуитивного всплеска. И причина та же, что Вы подметили у Филарета - рациональность, надуманность, конечность. А у "оппонентов" полет, простор, незавершенность, призыв к общению.


« #90 : 17 Августа 2019, 08:56:03 »
Много нас, душ неприкаянных
Мечется в поисках истин,
Молится:"Господи, дай нам
Толику Божьей искры!"

Вспомнилась строфа моего друга Ильи Цейтлина:
"Нас слишком много на планете,
Вознеших в небо купола,
Мы как покинутые дети,
что ищут ласки и тепла..."


У Любови божественные стихи чистые, прозрачные, как слезы:
А на самом дне -
Воск... огонь... Бог весть...
Как свеча в окне -
Это ты и есть.

А мне слышится так:
     А на самом дне -
   Гарь... огонь... Бог весть...
     Как свеча в ночи -
     Это ты и есть.

«Последнее редактирование: 17 Августа 2019, 08:59:21, Андрей Иванченко»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика