Ярослав у Вас в статье о языке сказано; ""Поэзия – это власть". "Поэт, ты царь".
Эта статья почти 20 лет тому назад написана. Сейчас мне некоторые оценки там кажутся слишком категоричными, слишком прямыми. Хотя основные параллели и вектора видятся по сей день так же, пусть и не в такой однозначной форме. Высказанные там мысли лучше обсуждать в
теме, начатой этой статьёй (чтобы не повторяться в т.ч.)
Я думал, когда вы вспомните о Бродском, вы приведете его слова из нобелевской речи. Но вы их опустили, а они важны и для этой темы и в принципе. Как бы вы их интерпретировали:
"Поэт - орудие языка", "Поэт - видовая цель человечества"?
Целью статьи не было дать анализ мировоззрения Бродского, потому я и опустил в том числе и его нобелевскую речь. Цель статьи показать два вектора развития русской поэзии, с одной стороны, и связь поэзии с исторической судьбой народа - с другой. Да, высказанные Бродским в нобелевской речи мысли о языке близки и моим мыслям о том же предмете. Только ведь это не мысли Бродского и не мои мысли, то же утверждал и Мандельштам. Да и Пушкин, как выяснилось.
К слову, рассуждения о "власти поэзии" (о поэте и Языке, о человеке и Поэте), например, у М. Гершензона в его сборнике "Мудрость Пушкина" (особенно в статье, посвящённой стихотворению "Я памятник себе воздвиг нерукотворный") или у А. Синявского (Абрама Терца) в его "Прогулках с Пушкиным" (особенно в главе, посвящённой Медному всаднику) - интереснее, многозначнее и глубже, чем (слишком лобовые, на мой вкус) формулы Бродского. Ну, да нобелевская речь не статья, другой жанр.
"Поэт - орудие языка" - так-то оно так, да вот только поэт не орудие и даже не проводник. Связь поэта с языком, скорее, дружеская или любовная (со всей трагичностью любви и дружбы). Хотя роль ведущего в этой дружеской паре, безусловно, принадлежит Языку (в силу масштаба этой сущности). Но поэт не просто ведомый (не орудие), а творческое и свободное (порою своевольное) существо. И общение его с Языком взаимное, как и взаимно их творческое обогащение. Что же касается "видовой цели", то тут гордыни больше, чем истины. Видовая цель человечества - Богочеловечество. Если говорить о качестве, то мне представляется качество читателя важнее для движения к этой цели, чем качество поэта...