Метаистория и геополитика
Свободная культура

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #121 : 27 Ноября 2018, 16:21:54 »
Валерий Байдин прислал мне небольшой текст и попросил разместить в одной из подходящих тем на форуме. Я считаю, статья вписывается в контекст настоящей дискуссии.


HOMO INFORMATICUS
Взгляд с Запада

Статья представляет собою тезисно изложенные мысли, не предполагает анализа игровых и зрелищных мультимедиа (кино- и телеиндустрии, развлекательных шоу и пр.), а также телефонных коммуникаций.

Информацию (от латинских in-formo «придавать вид, формировать; обучать, воспитывать»; informatio «изложение, истолкование») следует понимать как средство формирования представлений и мотиваций у воспринимающей стороны. Современная медиаиндустрия (от лат. medium «посредник») представляет собою систему управления обществом, формирует информационные потоки (новостные ленты, «топовые» новости, сенсации, инфовбросы, «хайпы»), новые тренды в разных областях, распространяет рекламные и развлекательные материалы.   

В минувшие десятилетия под воздействием многообразных медиафакторов возникло общество информационного потребления, в разной степени характерное для большинства стран мира. Современные медиа прочно овладели общественным сознанием, способны выявлять и учитывать влечения, вкусы, мании и фобии массового потребителя. Журналист (медийный агент) является либо сознательным участником, либо заложником сложной «информационной игры» управляющих структур с обществом. Достоверность распространяемого контента не может быть проверена.

Задача современных «информационных каналов» (ТВ, радио, интернета) сводится к ретрансляции и «правильному истолкованию» информации, полученной из источников, строго контролируемых правительством. Истинное знание о ситуации в стране и мире остаётся государственной тайной. Что станет «информацией для масс» решают спецслужбы и руководство медиаструктур. Все распространяемые ими медиапродукты внешне деидеологизированы, тщательно отфильтрованы и подготовлены ad usum profanum. Происходит непрерывное манипулирование дозированной информацией и дозированной дезинформацией, призванное создать ощущение объективности.

Все медиапродукты объединяются в базовые блоки: официоз, политика, экономика, спорт, реклама, погода, здоровье, досуг, детские программы, образование, культура, религия… В зависимости от потребностей момента, контенту придаётся успокаивающая, праздничная, отвлекающая, алармистская окраска. Практически вся официальная информация направлена на формирование (переформатирование) массового сознания и является особым видом пропаганды. Её успех напрямую зависит от степени медиазависимости и внушаемости населения. Ярким примером такого успеха является феномен «свидомости», возникший на Украине под мощнейшим влиянием масс-медиа. Цель — создание «нового единомыслия», т.е. принудительного общественного консенсуса по ключевым вопросам жизни государства и общества. 

В условиях жесткого противоборства глобальных военно-политических и экономических соперников все каналы альтернативной информации активно блокируются, сопровождаются политизированными фейками, дискредитирующими утверждения противника. По разные стороны политических границ навязывание «тотальной правды» парадоксально превращает все сообщения и комментарии в полуправду, в «альтернативную» истину. Обладание даже самой обширной информацией не обеспечивает интеллектуальной свободы и не гарантирует основные права личности. В частную жизнь вторгаются агрессивные медиауслуги (реклама, интернет-торговля, цифровизация трудовой деятельности и общественной жизни). В разных странах зарождаются предпосылки медийного тоталитаризма — корпоративной диктатуры правящих структур. 

Однако информационные стратегии государственного менеджмента, направленные на формирование послушного, пассивного потребителя, входят в противоречие с потребностью развития креативных слоёв общества, формирования с этой целью перспективных образовательных и культурных проектов.

Реакция на возникающую ситуацию различна у представителей разных поколений и общественных групп. У старших возрастных страт (более 60 лет) «информационная усталость» ведёт к отказу от попыток понять смысл происходящего и к принятию «информационных мифов». Критическое отношение к информации сменяется признанием её официальных версий. По сути, связь между этой частью общества и государственными медиа становятся квазирелигиозной.

В средней страте (35-60 лет) при склонности к рефлексии и скептицизму информация, транслируемая масс-медиа, отторгается как «ненужная», «пустая», «бессмысленная». Проявляется «медийный эскапизм» (уход в развлекательность, в тематику, связанную с проблемами работы, семьи, здоровья, отдыха, экологии), падает интерес к письменным текстам, предпочтение отдаётся зрелищам, телешоу, информации в видеоформатах и пр.

Для наиболее активных культурных групп и молодёжной возрастной страты (15-35 лет) почти исключительным медиаресурсом остаётся интернет. В этой среде существуют стойкие навыки «информационного непослушания», поиска очагов «своей» (элитарной) информации, отторжения «чужого» (профанного) медиапространства, «информационного спама», «культурного трэша». В ней наиболее активно действуют блогеры и «интернет-гуру» — независимые истолкователи информации и распространители неофициального контента. Эта информационная ниша находится под нарастающим давлением госструктур (контроль поисковых систем, мессенджеров, веб-порталов, блогеров и возникающих вокруг них сетевых сообществ). Манипуляции с цепочками частных мнений, атаки ботов, фальсификации, диффамации и прямые блокировки приводят к быстрому затуханию альтернативных информационных потоков, стираемых медиарегуляторами из глобальной интернет-памяти. Итогом прессинга, цензуры новостей, смыслов, мнений становится атомизация нонконформистского медийного пространства, уход инакомыслящих в «постинформационный мир».

Современные масс-медиа вполне способны создать виртуальное зазеркалье реальности, наполненное псевдособытиями, информационными двойниками существующих людей и фантомными вождями. Для неспособных к «информационному сопротивлению» потребителей уготован путь интеллектуальной и социальной деградации, принятия навязываемого свыше «информационного конформизма», погружения в полную виртуальность (видеоигры, телешоу, телесериалы).

Насколько устойчивым окажется общество, стиснутое в жёстко формируемом информационном пространстве?

Концепт создания внушаемого и послушного homo informaticus осуществим, но порочен — ведёт к расчеловечиванию и «роботизации» масс. Общество, программируемое медиаструктурами, становится нежизнеспособным. В эпоху глобальных рисков потребность в человеческом интеллекте, интуиции, реакции на неопределённость и воле к жизни будет лишь возрастать. Несомненно, даже в условиях медийного тоталитаризма будут появляться «медиа-отказники», добровольные изгои, люди свободы.

Современные медиа оказываются перед выбором между двумя противоположными стратегиями: «покорение человека» и власть над миром мутантов или «воссоздание человека», очеловечивание общества, сохранение его культурной ойкумены.

18 ноября 2018 года, Москва

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 27 Ноября 2018, 16:52:49, ВОЗ»

« #122 : 29 Ноября 2018, 21:37:36 »
Опасность расчеловечивания через масс-медиа Валерий Байдин описал лаконично и точно. Можно только добавить, что подмена духовного информационным - одна из самых ключевых подмен современного мира, на которой во многом и выстраивается идеология неолиберализма. Остаётся сожалеть, что в статье В. Байдина рассмотрена исключительно инфернальная составляющая глобального информационного пространства и почти не затронута другая его сторона, интерактивно-творческая, одухотворяющая человека. Только в последнем абзаце сказано о возможной альтернативе информационному тоталитаризму:

Современные медиа оказываются перед выбором между двумя противоположными стратегиями: «покорение человека» и власть над миром мутантов или «воссоздание человека», очеловечивание общества, сохранение его культурной ойкумены.

Интернет несёт не только духовные подмены и опасности, но и открывает невиданные ранее возможности для творческого созидания - прежде всего через свою интерактивность. Очень много статей сейчас пишется и глубоких мыслей высказывается на тему формирования общества "информационного потребления" и т.п. Всё верно, всё правильно. Но так мало ещё говорится о творческом  преображении виртуального пространства в произведение искусства. Обличать новую среду недостаточно, необходимо творчески овладеть ею. Противопоставлять размагничивающему душу масс-культу нужно не только его всевозможные обличения, но и подлинную культуру - не в прошлом лишь, но и в настоящем. В интернете должна возникнуть качественная интернет-культура, интерактивное искусство, возвышающее, а не снижающее дух человека. Иначе все обличения потеряют свой смысл.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 30 Ноября 2018, 06:25:13, Ярослав»

« #123 : 21 Апреля 2020, 03:09:37 »
Ответвление из темы о коронавирусе, начавшееся с реакции на этот пост. Прим.ред.


Зато в плане того понимания, которое я озвучил, я наткнулся на стопроцентного единомышленника. Прошу прощения за шероховатую лексику, но семантика - в десятку...
Слепков про коронавирус
Песня воистину кошмарна. После ее прослушивания у меня заболело сердце. Какой бы посыл ни вкладывал в нее автор, на фоне подобного словесного обрамления это просто перестает иметь какое-либо значение. Для меня в этой песне в сконцентрированном виде предстала та сторона российского менталитета (я не решусь назвать это культурой), которую я не могу принять и близкие встречи с которой заставляют меня чувствовать, что я родился не в той стране. Глядя с чувством некой обреченности на соотношение лайков и дизлайков у этого видео на YouTube, добавил свой голос ко второму счетчику. Ведь все равно это ничего не изменит… Конечно, прошу меня извинить за такую оценку, но я должен был ее высказать.
 
Но начинал писать пост я не за этим. Хотелось поделиться несколькими музыкальными видеозаписями, которые, на мой взгляд, весьма достойны прослушивания. Коронавирусная эпидемия и возникшие из-за нее ограничения позволили немного по другому, чем обычно, увидеть творчество музыкантов, которым привычнее выступать перед слушателями на сцене или играть в студии, нежели делать это в домашней обстановке. Среди предложенных видео есть и целые домашние концерты, и отдельные музыкальные номера, от живущих в самых разных концах мира исполнителей — и знаменитых, и не очень.
 
https://youtu.be/16DCFUhgHws
 
Тигран Амасян, джазовый пианист и композитор из Армении. К сожалению, я не смогу перечислить произведения, которые он исполняет, но его репертуар основан в том числе на интерпретациях традиционной армянской музыки. Насколько я знаю, стрим этого концерта транслировался на официальном сайте правительства Армении.

 
https://youtu.be/X3hyxTQuLlk
 
Margot Krimmel, арфистка и преподаватель игры на арфе из США. Исполняет собственное сочинение. Как поясняет исполнительница, оно посвящено ее сестре, живущей на расстоянии 2000 миль. Но музыка поможет преодолеть любое расстояние.
 
https://youtu.be/fiSsIJfoc1s
 
Soundset.PL, польская вокальная группа. В условиях самоизоляции музыканты исполнили ирландский гимн «An Irish Blessing»
 
       ...Пусть привстанет дорога, чтобы встретить тебя,
       Пусть всегда ветер дует лишь в спину тебе,
       И пусть солнце согреет твое лицо,
       И дождь мягко падет на твои поля.
       И до тех пор, пока мы не встретимся вновь,
       Пусть Бог спрячет тебя в ладони своей.

https://youtu.be/3rhyRyp2RaE
 
Troy Gifford и Eric Hansen, два превосходных, но практически не известных гитариста из США. Дуэтом исполняют сочинение одного из них, в жанре испанской гитары. Музыка довольно меланхоличная, да и сами они выглядят так, словно жизнь в средоточии либеральной Системы порядком их потрепала (здесь должен быть грустный смайлик).
 
https://youtu.be/6Wf3MnIlvbc
 
Eivor Palsdottir, фолк-певица с Фарерских островов. После того, как в Дании объявили карантин, она начала еженедельно проводить сольные трансляции из своей квартиры в Копенгагене, исполняя преимущественно свои песни. И я очень рекомендую познакомиться с ее творчеством поближе.
 
https://youtu.be/3Fql5-U0Cmk

И конечно же, Борис Гребенщиков. Думаю, что в представлении он не нуждается, по крайней мере для посетителей данного портала. Помимо этого концерта в поддержку благотворительного фонда, и участия в прочих музыкальных карантинных мероприятиях «по приглашению», он после начала вынужденной изоляции начал ежедневно выкладывать в Интернет по одной песне, сыгранной «в акустике». Остается добавить, что и сегодня им была выложена песня, но в отличие от предыдущих дней, песня совершенно новая и во многом посвященная нынешней эпидемии.

«Последнее редактирование: 22 Апреля 2020, 07:05:45, Золушка»

« #124 : 21 Апреля 2020, 03:44:24 »
Спасибо, Дмитрий, за подборку. Но вот момент в Вашем посте, на который я не могу не отреагировать - уж больно он эмоционально-показательный:

Для меня в этой песне в сконцентрированном виде предстала та сторона российского менталитета (я не решусь назвать это культурой), которую я не могу принять и близкие встречи с которой заставляют меня чувствовать, что я родился не в той стране.

Песня отвратительная, согласен. И не только эстетически. Она ЛЖИВАЯ, как и сам образ автора-исполнителя. И мне очень жаль, что Вы на такую элементарную ложь ловитесь. Это типичный представитель коммерческой масскультуры, которая не в российском и даже не в советском менталитете родилась (она вообще не имеет национальных корней, а к нам пришла в 90-е извне и была буквально навязана). Это типичный представитель т.н. "звёзд", живущий, мягко говоря, не бедствуя. Но использует образ "народного парня", паразитирует на нём. И как же нужно не уважать народ, чтобы его представлять таким и "канать" под своего парня таким образом! Но это лишь первый слой лживости. А второй - верните всё назад: нам, борцам с режимом, так тепло и сытно жилось в этой неправильной стране. И кого это дубинками бил ОМОН?.. Гнусь какая... тьфу...

Ладно, хуже другое... Выводы, которые нашли себе очередной повод! При чём тут российский менталитет?! При чём тут вообще русская культура и страна? Такого дерьма полно везде...

"Родился не в той стране"... Вы так ЧУВСТВУЕТЕ? А ТАК чувствовать Вас заставляет подобный повод?.. А у "тех ли родителей" родились? А на "том ли языке говорите"? А какая страна - та? И что мешает уехать в ту страну и исправить ошибку рождения? Родина не та... Мать не та... Вольному воля... Наступили на ногу в трамвае - ненавижу эту страну. Я культурный - а кругом быдло... Это и есть зеркало души, инверсия внутреннего мира во внешний. А повод всегда найдётся.

А вот позиция настоящего интеллигента и действительно СВОБОДНОГО внутренне человека:

ГОТОВНОСТЬ

Я не сам ли выбрал час рожденья,
Век и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод?

Апокалиптическому Зверю
Вверженный в зияющую пасть,
Павший глубже, чем возможно пасть,
В скрежете и в смраде –  верю!

Верю в правоту верховных сил,
Расковавших древние стихии,
И из недр обугленной России
Говорю: «Ты прав, что так судил!

Надо до алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия.
Если ж дров в плавильной печи мало:
Господи! Вот плоть моя».

Максимилиан Волошин. 1921
(отсылаю к конкретному посту и всему контексту темы, где это стихотворение приведено у нас)

Простите за мою эмоциональную реакцию, но, может быть, Вам её будет принять и понять легче с помощью вот этой песни Александра Башлачёва (Вам ближе всё-таки именно этот пласт нашей культуры):

Александр Башлачёв. Случай в Сибири

https://youtu.be/_LAQwrWob7k

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Апреля 2020, 03:53:30, Ярослав»

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
« #125 : 21 Апреля 2020, 04:56:22 »
Я вообще волею пославшего меня сюда автора родился в сумасшедшем доме. Но я-то герой и своего автора выбрал сам на свою голову, с меня и спрос другой. А для нормальных людей, которым родная страна не по росту, есть у меня хороший рецепт. Товарищи учёные должны изобрести приборчик, в котором будет загораться лампочка одним цветом для тех, у кого есть антитела, и другим - для тех, у кого таковых нет. Первые не должны соблюдать режим самоизоляции и ходить в намордниках, а вторые должны и то, и то, ради своего же блага и прочей осторожности здорового остатка жизни с предсказуемым исходом. Скажу проще для совсем уже умных: разделение общества на безопасных и опасных членов позволит поддержать падающую экономику, а не толкать её. Экономика того стоит. А человек и так давно согласился быть функцией. Наличие двух координат, икс и игрек, увеличивает свободу тех, у кого игрек загорается, и обеспечивает безопасность тем, у кого - икс. Разумно? Ответ на этот вопрос также может послужить к последующей градации по цвету штамов. Но это уже другая палата ума с номером иного порядка. С ним лучше обращаться в личку к нашему адвокату. А с меня достаточно кинуть идею, ибо мне терять с рождения нечего, кроме своих простыней, принятых моим автором сослепу за рубашку (и слава сюжету, не смирительную). К тому же я не считаю себя лучше моей страны, а это уже последний диагноз для интеллигента их бывших. Такое не лечится. Даже вечным бегом на дальние дистанции.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов

« #126 : 21 Апреля 2020, 14:25:49 »
Это типичный представитель коммерческой масскультуры, которая не в российском и даже не в советском менталитете родилась (она вообще не имеет национальных корней, а к нам пришла в 90-е извне и была буквально навязана).
Если это чужеродная коммерческая масс-культура, то почему она принимается людьми, а не отторгается? Ведь его клипы набирают миллионы просмотров, и даже песни, подобные приведенной выше, значительному большинству нравятся. Даже на этом портале для кого-то смыслы, вложенные в песню, оказываются «в десяточку», а слова - всего-лишь «шероховаты». Собственно, я и сам не могу отказать Слепакову в наличии таланта, хотя форма его проявления мне зачастую категорически не нравится. Если предположить, что отзывы и лайки на клипа на Ютубе репрезентативно отражают вкусы нашего общества в целом, то вырисовывается картина, что эта как бы навязанная нам культура практически уже вытеснила собой исконно нашу. Если же нет, то из этого придется сделать вывод, что в плане культурной общности общество в значительной степени раздроблено. Думаю, что второе гораздо ближе к истине, чем первое, но это тоже отдельная большая беда.

Но это лишь первый слой лживости. А второй - верните всё назад: нам, борцам с режимом, так тепло и сытно жилось в этой неправильной стране. И кого это дубинками бил ОМОН?.. Гнусь какая... тьфу...
Не могу согласиться в полной мере. Песни Слепакова, порой в предельно гротескной форме, но отражают действительность, по крайней мере в том виде, в котором она предстает для значимого процента
россиян.
 
А пресловутые «дубинки ОМОНа» - это лишь еще одна трещина, на этот раз в ментальной общности составляющих Россию людей, которая вполне разрастись до непреодолимой расселины. И, похоже, мы уже оказались по разные её стороны. По крайней мере, такой вывод я вынес для себя из предыдущих попыток выстроить диалог на эту тему. Для меня это вопрос принципиальный, но поскольку ресурс посвящен все же в первую очередь не политике, я продолжаю что-то иногда писать сюда, все-таки уповая на культуру диалога и надеясь сохранить какие-то связующие нити, только уже между не культурами, а скорее, их осколками. Когда-нибудь придет время снова сближаться, и xотелось бы не потерять совсем друг друга из виду к тому времени. Можно соглашаться не со всем, что пишется здесь, и даже иметь диаметрально противоположную точку зрения по каким-то вопросам, но по моему ощущению, такие ресурсы, как этот, когда-нибудь смогут стать своего рода центрами кристаллизации для мостов, которые так или иначе придется снова выстраивать.

Наступили на ногу в трамвае - ненавижу эту страну.
Нет. Не надо трактовать это столь расширительно. Чаще всего тот, кто наступил, извинится, и иногда даже получится потом улыбнуться друг другу. Но бывает и так, что вначале отдавят ногу, следом вдогонку обматерят, и стоишь потом, пытаясь осознать - это что-то не так с миром вокруг, или с тобой самим? Понятно, что внешний мир - это в какой-то степени отражение мира внутреннего, но если слишком педантично придерживаться этого тезиса, то, наверное, придется взять билет в Катманду в один конец, надеть оранжевую тогу, обрить голову и уйти в горы в поисках просветления.
К тому же я не считаю себя лучше моей страны, а это уже последний диагноз для интеллигента их бывших. Такое не лечится.
Палата особого режима уже заготовлена? Со смирительными простынями и коротеньким карандашиком на длинной цепочке для пометок на связанных за спиной рукавах? Чтобы для совсем уже неизлечимых инопланетян? После десяти лет работы в коллективе, где в кумирах числились Сталин, и, ступенькой ниже, отцы-основатели марксизма, а из современников внимали Хазину, Глазьеву, Константину Сёмину, где самым популярным предложением для решения всех возможных проблем было увеличить количество расстрелов, как в Китае, а самой популярной цитатой - "падающего толкни", где матерный язык существенно превалировал над литературным, и где любили слушать в том числе именно того самого Слепакова, уже мало чем можно испугать...

P.S. Почти совсем в оффтопик ушли.

«Последнее редактирование: 21 Апреля 2020, 15:02:52, Дмитрий Т.»

« #127 : 21 Апреля 2020, 16:32:46 »
Если предположить, что отзывы и лайки на клипа на Ютубе репрезентативно отражают вкусы нашего общества в целом, то вырисовывается картина, что эта как бы навязанная нам культура практически уже вытеснила собой исконно нашу. Если же нет, то из этого придется сделать вывод, что в плане культурной общности общество в значительной степени раздроблено.

Большинство воспитывается массовой культурой. Массовая культура была и в СССР, но вектор был совершенно иной. Эстрада была не то, что сейчас. И это при том, что часть лиц та же.

У меня в 2007 году появилась идея-фикс искать неизвестных, но действительно талантливых музыкантов, которые мне понравятся. Нашёл крупицы. Но для меня очень дорогие. А мог бы слушать Слепакова :)

Просмотры в ютубе у таких исполнителей исчисляются тысячами, за редким исключением - десятками тысяч. У некоторых и вовсе сотнями. Дорога к миллионным просмотрам закрыта. У людей испорчен вкус. Вкус формируется годами. У многих нет времени искать, слушают то, что в топе. Вкус портится с годами. Сначала человек осуждает то, как и что поют, ругается, но слушает. Затем начинает считать, что: "А ни чё поют, прикольно!" Вот так примерно и портится вкус.


« #128 : 21 Апреля 2020, 19:09:59 »
Если это чужеродная коммерческая масс-культура, то почему она принимается людьми, а не отторгается?

Поначалу отторгалась. Я хорошо помню этот процесс замены одной культурой (той же рок-культуры) коммерческим масскультом. Это была политика сверху, а не снизу. И она проводилась вполне осознанно в 90-е годы. Именно демократами-западниками, пришедшими к власти. А потом - инерция стиля началась, мы уже стали вписаны в Систему, где пирамида культуры перевёрнута. И пришла к нам коммерческая масскультура именно оттуда. Это очень и очень серьёзный вопрос, для его осмысления я и открыл новую тему "Государство и культура". Почему Вы решили написать в этой теме свои размышления, я не понял...

Даже на этом портале для кого-то смыслы, вложенные в песню, оказываются «в десяточку», а слова - всего-лишь «шероховаты».

Это и есть причина выбора темы?
1. Ролик размещён не на "этом портале", а на Ютубе, ресурсе Гугла.
2. Здесь была дана ссылка. Дал её Андрей Иванченко, проживающий в США.
3. Вы уже не раз упрекали весь наш портал за то, что на нём что-то не то появляется, что должно бы, на Ваш взгляд... Вы предлагаете ввести жёсткую цензуру в интерактиве? В Библиотеке, в Сборной, в Галерее такого низкого качества продукция у нас не размещается, даже в виде ссылок. Но интерактив на то и интерактив, что тут нельзя вводить слишком жёсткие рамки отбора (умрёт). Он у нас и без того альтернативно одарённый форум. Тот же Андрей Иванченко называл меня чуть ли не "фюрером" и сетовал на зажим свободы слова...

Если же нет, то из этого придется сделать вывод, что в плане культурной общности общество в значительной степени раздроблено.

Конечно, расколото. Ещё как. И перевёрнутая пирамида культуры - это трагедия. И не только для России - для всего мира.

еще одна трещина, на этот раз в ментальной общности составляющих Россию людей, которая вполне разрастись до непреодолимой расселины. И, похоже, мы уже оказались по разные её стороны.

А когда в России было единство в политической сфере? Кроме двух Отечественных войн - и не припомню. Да и там не было абсолютного единства, но политические вопросы отступали временно на второй план. Раскол в России со времён церковного, а на самом деле - ещё ранее (можно отчитывать и от Грозного, и от Смуты, и от раскола на стяжателей и нестяжателей, и от княжеской междоусобицы), один из серьёзных факторов её истории и культуры. И в 19-веке были западники и славянофилы, народники и поклонники чистого искусства.

А в какой стране общество едино и нет этой расселины?

А Вы бы хотели жить в стране (наедине с собой ответьте на этот вопрос), где все сплошь и рядом являются сторонниками партии Яблоко и поклонниками БГ? Или по крайней мере, таких подавляющее большинство. И оно едино. Вам было бы комфортнее жить в таком оазисе единства мнений и вкусов? А как же эта сладкая роль чужого и диссидента, как от неё-то избавиться тогда? Тоже ведь проблема нешуточная, если призадуматься на минуту-другую... Я не о Вас лично сейчас, а о типичном русском интеллигенте средней руки...

И, похоже, мы уже оказались по разные её стороны. По крайней мере, такой вывод я вынес для себя из предыдущих попыток выстроить диалог на эту тему.

Да не пытались Вы толком вести ДИАЛОГ. Малейшая нестыковка Вашей позиции с другой вызывала примерно ту же реакцию - "я чужой" - и Вы просто уходили от глубокого разговора. Единство мнений, которое Вам хочется видеть, возможно только в том или ином политическом лагере, внутри него. В культурном поле такое невозможно в принципе. У нас и в Редколлегии находятся люди самых разных политических взглядов. И мы порою спорим по политическим вопросам очень остро и ни к какому единству не пришли в них. И слава Богу, на мой взгляд. Такое единство хуже спора.

Палата особого режима уже заготовлена?

Так Вам всё-таки нравится роль диссидента? Тогда попробуйте найти верный подход к Сумалётову (только осторожнее будьте с ним - палец глубоко в рот не кладите без конфеты), может быть, он и уделит Вам соответствующую коечку на своём Аэродроме. Но там чувство юмора нужно иметь крепкое... Я бы не торопился на Вашем месте туда, хотя роль гонимого за правду привлекательна весьма, это я понимаю вполне... В общем, вольному воля.

После десяти лет работы в коллективе, где в кумирах числились Сталин, и, ступенькой ниже, отцы-основатели марксизма, а из современников внимали Хазину, Глазьеву, Константину Сёмину, где самым популярным предложением для решения всех возможных проблем было увеличить количество расстрелов...

Дмитрий, с таким тоном и с такого уровня аргументацией не диалог получится, а череда взаимных обвинений, всё в одну кучу. Если хочется обсуждать вопросы серьёзно и глубоко - пожалуйста. (Та же проблема сталинизма, например. Я на неё уже не раз выходил. Собираюсь и новую тему открыть.) А если хочется навесить ярлык, через запятую проговорив кучу обвинений, а потом хлопнуть дверью - тоже пожалуйста. Свобода, она, и в Замке свобода.

уже мало чем можно испугать...

Жаль. Очень бы хотелось Вас испугать в дальнейшем. Но Вы пугаетесь и находите на то повод раньше, чем такая мысль приходит кому-нибудь в голову. Да и понять Вас можно: страна не та, народ не тот, общество не то, культура не та... Вы так и не ответили на вопрос: а есть ли на земле то место, где эту досадную ошибку Вашего рождения можно попытаться исправить? Переделать же страну и народ всё равно не получится. Не проще ли пойти другим путём..

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
« #129 : 21 Апреля 2020, 19:17:22 »
Тогда попробуйте найти верный подход к Сумалётову...

А можно обойтись без твоих вечных подковырок, писатель? Вход на Аэродром свободный. С выходом острее...

Между прочим, Антон и Дмитрий наглядно иллюстрируют радикальные обвинения политики России - с прямо противоположных позиций. Крайности, как и рельсы, на горизонте сходятся... Точно ведь Штирлиц получается? Одно напрягает - не понятно, на кого работает...

А на Аэродром загляните. Может, и обойдётся...

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов

« #130 : 21 Апреля 2020, 21:08:22 »
Между прочим, Антон и Дмитрий наглядно иллюстрируют радикальные обвинения политики России - с прямо противоположных позиций.

Не России, а руководства Российской Федерации. Отвечаю за себя.

Крайности, как и рельсы, на горизонте сходятся... Точно ведь Штирлиц получается? Одно напрягает - не понятно, на кого работает...

На себя работает (незаменимый человек, всё построил так, что уберут его, и рухнет всё). А должен был на Родину :) Плохо, когда всё завязано на одного. Безотносительно того, хорош этот один или нет.


« #131 : 21 Апреля 2020, 21:16:19 »
Не России, а руководства Российской Федерации.

Словосочетание "политика России" и подразумевает тот же смысл. К культуре слово "политика" неприменимо, как и к народу.

На себя работает (незаменимый человек, всё построил так, что уберут его, и рухнет всё). А должен был на Родину

К сожалению (или к чему?), в России испокон веков воспроизводится именно такая модель управления. Начиная с Московского царства - так точно. Исключений не было. Пока не рухнуло за 20 лет (а могло и не раз!), делать категорические выводы рано. Всё бы давным-давно рухнуло, если бы он работал только на себя, а не на Россию. Другой вопрос, что образ будущего России противоположные политические лагеря видят совершенно разным. И что они не разорвали страну на части, когда она была слаба, уже не самый плохой вариант. Окрепнет организм - появятся и другие варианты. Государственность, как и человек, переживает разные стадии. Нельзя требовать от юности того же, чего от зрелости.

Ситуация усложняется многократно ещё и потому, что существует новый и очень мощный метаисторический игрок - глобальная Система. А не только государства, как было всегда. И с этой Системой уже началась война... (Было бы интересно представить этот расклад сил в мифе Розы Мира.) Раскол элит на Западе не менее серьёзный, чем в России. И скорее всего, даже более серьёзный. Как и его последствия...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 22 Апреля 2020, 00:19:20, Ярослав»

« #132 : 22 Апреля 2020, 02:10:30 »
Я хорошо помню этот процесс замены одной культурой (той же рок-культуры) коммерческим масскультом. Это была политика сверху, а не снизу. И она проводилась вполне осознанно в 90-е годы. Именно демократами-западниками, пришедшими к власти.
Насколько помню я, западный масс-культ сперва стал просачиваться к нам через начавшие появляться у населения видеомагнитофоны (где уж они доставали кассеты с боевиками и прочей чернухой, я не знаю), и через возникающие местные телеканалы, на которых тоже начали крутить западные фильмы и музыку. Это, кажется, было еще при СССР, либо в самые первые годы после его распада. Потом уже появились видеосалончики, кабельное ТВ, транслировавшее спутниковые каналы, и следом пошел поток трэша собственного розлива по центральным каналам (все эти криминальные сериалы, примитивная музыка и т.д.). Впрочем, точную хронологию я могу за давностью и путать. Но я склонен думать, что в самом начале это был в значительной степени стихийный процесс, а не режиссируемый кем-то централизовано. Просто когда запреты и барьеры начали исчезать, сработал эффект запретного плода и люди начали массово смотреть то, что стало им доступно, а не показываемое по приевшимся первому-второму каналам.

В процессе написания поста мне подсказали, что первые альтернативные телеканалы появились в Сыктывкаре в 1989-м и 1990-м годах. Так что помню более-менее верно.

Почему Вы решили написать в этой теме свои размышления, я не понял...
Слепаков попутал... Изначально я хотел написать только то, что было во второй части поста. В итоге оно вышло скомканным, а на фоне последующей дискуссии, наверное, и вовсе потерялось.

Вы предлагаете ввести жёсткую цензуру в интерактиве?
Нет. В данном случае я ничего такого не писал. Просто возникла потребность высказать свои ощущения от конкретной песни. Ощущения были очень так себе, поэтому и слова получились соответствующие. У кого-то другого она может оказаться диаметрально противоположной.

По всему остальному, в том числе относящемуся к мне лично, отвечу буквально в двух словах. Ответ Сумалетову не был серьезным. За исключением описания коллектива, который действительно был именно таким. Я не причисляю себя к интеллигентам. Может быть, я действительно не умею вести диалог. Так же я не состою и не хочу состоять ни в какой партии, и критериев моих симпатий к партиям и политикам всего два - это честность и человечность. Может быть, условное Яблоко и не идеал, но к нынешним руководителям нашего государства оба критерия, на мой взгляд, не применимы даже в минимальной степени. Я просто хочу жить, не получая в морду за убеждения (а порой и просто так), хочу, чтобы у других людей тоже была свобода, в тех пределах, когда она не начинает использоваться разрушительным образом, чтобы государство было для людей, а не наоборот, как сейчас. Примерно как у Стругацких - "счастья всем, даром, и чтобы никто не ушёл обиженным"


« #133 : 22 Апреля 2020, 09:32:22 »
Спасибо за критику и за толерантность. Но в разрезе этой новой темы я хотел бы поделиться цитатой, которая удивительным образом очень хорошо оправдывает и стиль Слепакова, и как ни странно, поведение и роль короновируса.

Цитировать
«Когда Юнг впервые встретился с образом трикстера, последний сразу же напомнил ему карнавальные традиции, для которых характерна обращённость традиционного иерархического социального порядка, а также средневековые традиции, в которых чёрта называли «дураком от Бога». Юнг подметил в образе Трикстера большое сходство с алхимической фигурой Меркурия, с присущей последнему тенденцией к лукавству, совершению то забавных, то злых проделок, способностью к мгновенному перевоплощению, обладанию двойственной божественно-животной природой, подверженностью пыткам и мукам самого разного рода, близостью к образу целителя и спасителя.

Однако, несмотря на присущие ему качества героя, в результате присущей ему глупости Трикстер создаёт то, для создания чего никто иной оказывается непригодным, даже если потратит свои самые лучшие силы. Юнг обнаружил, что в качестве мифического образа трикстер соответствует ещё и внутренним переживаниям.

Когда бы и где бы ни появлялся трикстер, несмотря на свой невзрачный вид, он обладает способностью превращать то, что казалось ранее бессмысленным, в нечто, наделённое смыслом

Пробуждение образа трикстера означает: подступила беда или, по меньшей мере, возникла опасная ситуация. «Когда Трикстер начинает действовать в сказках, художественных произведениях, синхронизированных событиях, ошибочных действиях, фантазиях-проекциях и личных переживаниях… коллективная фигура Трикстера воссоздаётся вновь и вновь, она наделяет человека пробуждающей его энергией, а также божественным образом потенциального целителя и спасителя» (Samuels, 1968).

«Мотив трюкача, – пишет Юнг в том же исследовании, – проявляется не только в мифической форме, но также присущ ничего не подозревающему современному человеку, когда он чувствует себя игрушкой в руках “случая”, который парализует его волю и действия своим откровенно злым умыслом. Мы тогда говорим о “вещах, приносящих несчастье”, “заколдованности” и “зловредности” объекта. Здесь Трикстер представлен противоречивыми тенденциями бессознательного… и в некоторых случаях – подобием второй личности детского или подчиненного характера…»

Первыми симптомами в жизни тех, кто подвергся «атаке трикстера», я бы назвал крушение самых точных и выверенных наперёд планов. Это порождение многовариантности в любой, даже самой определённой ситуации.

"Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском фольклоре."
Дмитрий Гаврилов

Слепаков - шут, но при всей его нецензурщине он шут умный и добрый. И для многих исцеляющий. Его некоторые песни вносят больше смысла и понимания в разнообразные ситуации (и политические и социально-бытовые), чем многотомные и многочасовые тексты "экспертов" в политике, экономике и психологии.

А вирус, который все характеризуют не просто как страшный и разрушительный, но и как непредсказуемый, изменчивый, задающий загадки и устраивающий жутковатые трюки и перформансы - это тоже трюкач, шут, джокер. Он несет смерть, но бьет и обнажает слабые места, выносит наружу то, что червоточило внутри. Многие говорят, что, независимо от победы над заболеванием, жизнь всего мира изменится радикально. А то, что он ломает шутя все планы, я испытал на всех своих поездках, запланированных вначале года и рухнувших. И я думаю, что я совсем не одинок.

Но что еще я понял из этой книги и описания роли шута - что неумение шутить, иронизировать, позволять себе быть ИНЫМ, смешным, нелепым, "умаляться как дитя" - это большой недостаток, который я никогда не стремился в себе обнаружить и искоренить. А без этой способности невозможно общаться с детьми, невозможно их понимать. И я искренне сожалею, что не осознал это раньше. Так что немного перефразируя классику можно сказать вслед за Мюнхазеном:
— Шутите и улыбайтесь, господа. Серьезное лицо — это ещё не признак ума. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!
А если вы не верите мне, спросите у Сумалетова :)))

«Последнее редактирование: 23 Апреля 2020, 01:33:54, Золушка»

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
« #134 : 23 Апреля 2020, 01:50:31 »
Слепаков - шут, но при всей его нецензурщине он шут умный и добрый

Э-э... щас...
Итак, пишу с самым серьёзным выражением лица, какое только способен вынести. Лицо напоказ - это ещё не лицо. Шут и использование маски шута не одно и то же, как нецензурная лексика и пошлость. Пошлость не альтернатива серьёзным лицам. Вот Довлатов - шут и виртуоз. И Высоцкий был шут. А Слепаков играет роль шута в коммерческих целях. Для того, чтобы занять свою нишу "простого парня от народа". Шутов бьют, шуты юродивые, а здесь - виллы и сытая жизнь. Маечка и треники - только на публику. Под Высоцкого тоже многие "канали", но, как говорил Фёдор Михайлович молодому Мережковскому: "чтобы писать, страдать нужно". А Слепаков поёт о дубинках ОМОНа, пользуясь от пуза при этом всеми благами "режима" и сладкой жизни поп-звезды. Единственная - действительно искренняя нота в его песенке - это страх, что сладкая жизнь может кончиться... Такому "шуту" необходимо существование того статус-кво, которое он высмеивает и против которого якобы негодует. Не сниженная лексика несовместима с культурой, но лживость. Сделать качественный текст с использованием такой лексики гораздо сложнее, чем без неё. А тут - лишь конъюнктура, приносящая быстрые и лёгкие дивиденды. Напялить маску шута и быть шутом - две большие разницы, как ругаться матом, когда это модно, и действительно чувствовать народную душу, жить ею, болеть её болями. Сравните Шукшина и Слепакова - и очи откроются: кто есть кто и зачем, и с чем и за что борется. Шут и хам не синонимы!

Дешёвка это. Подделка. Говоря по-нашему, по-простому, по-графоманскому: с таким "шутом" ни один уважающий русское слово литературный герой рядом строчить не сядет.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов
«Последнее редактирование: 23 Апреля 2020, 02:08:05, Сумалётов»

« #135 : 23 Апреля 2020, 02:27:07 »
Цитировать
Дешёвка это. Подделка. Говоря по-нашему, по-простому, по-графоманскому: с таким "шутом" ни один уважающий русское слово литературный герой рядом строчить не сядет.

Не смею возражать, ибо свобода каждого сметь свое суждение иметь - это святое. Надеюсь вы, Слава, тоже так относитесь к своему мнению? Или оно несет некий оттенок всеобщности и общеобязательности?  ;-)



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика