Валерий Байдин прислал мне небольшой текст и попросил разместить в одной из подходящих тем на форуме. Я считаю, статья вписывается в контекст настоящей дискуссии.
HOMO INFORMATICUS
Взгляд с Запада
Статья представляет собою тезисно изложенные мысли, не предполагает анализа игровых и зрелищных мультимедиа (кино- и телеиндустрии, развлекательных шоу и пр.), а также телефонных коммуникаций.Информацию (от латинских
in-formo «придавать вид, формировать; обучать, воспитывать»;
informatio «изложение, истолкование») следует понимать как
средство формирования представлений и мотиваций у воспринимающей стороны. Современная медиаиндустрия (от лат.
medium «посредник») представляет собою
систему управления обществом, формирует информационные потоки (новостные ленты, «топовые» новости, сенсации, инфовбросы, «хайпы»), новые тренды в разных областях, распространяет рекламные и развлекательные материалы.
В минувшие десятилетия под воздействием многообразных медиафакторов возникло общество информационного потребления, в разной степени характерное для большинства стран мира. Современные медиа прочно овладели общественным сознанием, способны выявлять и учитывать влечения, вкусы, мании и фобии массового потребителя. Журналист (медийный агент) является либо сознательным участником, либо заложником сложной «информационной игры» управляющих структур с обществом. Достоверность распространяемого контента не может быть проверена.
Задача современных «информационных каналов» (ТВ, радио, интернета) сводится к ретрансляции и «правильному истолкованию» информации, полученной из источников, строго контролируемых правительством. Истинное знание о ситуации в стране и мире остаётся государственной тайной. Что станет «информацией для масс» решают спецслужбы и руководство медиаструктур. Все распространяемые ими медиапродукты внешне деидеологизированы, тщательно отфильтрованы и подготовлены
ad usum profanum. Происходит непрерывное манипулирование дозированной информацией и дозированной дезинформацией, призванное создать ощущение объективности.
Все медиапродукты объединяются в базовые блоки: официоз, политика, экономика, спорт, реклама, погода, здоровье, досуг, детские программы, образование, культура, религия… В зависимости от потребностей момента, контенту придаётся успокаивающая, праздничная, отвлекающая, алармистская окраска. Практически вся официальная информация направлена на формирование (переформатирование) массового сознания и является особым видом пропаганды. Её успех напрямую зависит от степени медиазависимости и внушаемости населения. Ярким примером такого успеха является феномен «свидомости», возникший на Украине под мощнейшим влиянием масс-медиа. Цель — создание «нового единомыслия», т.е. принудительного общественного консенсуса по ключевым вопросам жизни государства и общества.
В условиях жесткого противоборства глобальных военно-политических и экономических соперников все каналы альтернативной информации активно блокируются, сопровождаются политизированными фейками, дискредитирующими утверждения противника. По разные стороны политических границ навязывание «тотальной правды» парадоксально превращает все сообщения и комментарии в полуправду, в «альтернативную» истину. Обладание даже самой обширной информацией не обеспечивает интеллектуальной свободы и не гарантирует основные права личности. В частную жизнь вторгаются агрессивные медиауслуги (реклама, интернет-торговля, цифровизация трудовой деятельности и общественной жизни). В разных странах зарождаются предпосылки медийного тоталитаризма — корпоративной диктатуры правящих структур.
Однако информационные стратегии государственного менеджмента, направленные на формирование послушного, пассивного потребителя, входят в противоречие с потребностью развития креативных слоёв общества, формирования с этой целью перспективных образовательных и культурных проектов.
Реакция на возникающую ситуацию различна у представителей разных поколений и общественных групп. У старших возрастных страт (более 60 лет) «информационная усталость» ведёт к отказу от попыток понять смысл происходящего и к принятию «информационных мифов». Критическое отношение к информации сменяется признанием её официальных версий. По сути, связь между этой частью общества и государственными медиа становятся квазирелигиозной.
В средней страте (35-60 лет) при склонности к рефлексии и скептицизму информация, транслируемая масс-медиа, отторгается как «ненужная», «пустая», «бессмысленная». Проявляется «медийный эскапизм» (уход в развлекательность, в тематику, связанную с проблемами работы, семьи, здоровья, отдыха, экологии), падает интерес к письменным текстам, предпочтение отдаётся зрелищам, телешоу, информации в видеоформатах и пр.
Для наиболее активных культурных групп и молодёжной возрастной страты (15-35 лет) почти исключительным медиаресурсом остаётся интернет. В этой среде существуют стойкие навыки «информационного непослушания», поиска очагов «своей» (элитарной) информации, отторжения «чужого» (профанного) медиапространства, «информационного спама», «культурного трэша». В ней наиболее активно действуют блогеры и «интернет-гуру» — независимые истолкователи информации и распространители неофициального контента. Эта информационная ниша находится под нарастающим давлением госструктур (контроль поисковых систем, мессенджеров, веб-порталов, блогеров и возникающих вокруг них сетевых сообществ). Манипуляции с цепочками частных мнений, атаки ботов, фальсификации, диффамации и прямые блокировки приводят к быстрому затуханию альтернативных информационных потоков, стираемых медиарегуляторами из глобальной интернет-памяти. Итогом прессинга, цензуры новостей, смыслов, мнений становится атомизация нонконформистского медийного пространства, уход инакомыслящих в «постинформационный мир».
Современные масс-медиа вполне способны создать виртуальное зазеркалье реальности, наполненное псевдособытиями, информационными двойниками существующих людей и фантомными вождями. Для неспособных к «информационному сопротивлению» потребителей уготован путь интеллектуальной и социальной деградации, принятия навязываемого свыше «информационного конформизма», погружения в полную виртуальность (видеоигры, телешоу, телесериалы).
Насколько устойчивым окажется общество, стиснутое в жёстко формируемом информационном пространстве?
Концепт создания внушаемого и послушного homo informaticus осуществим, но порочен — ведёт к расчеловечиванию и «роботизации» масс. Общество, программируемое медиаструктурами, становится нежизнеспособным. В эпоху глобальных рисков потребность в человеческом интеллекте, интуиции, реакции на неопределённость и воле к жизни будет лишь возрастать. Несомненно, даже в условиях медийного тоталитаризма будут появляться «медиа-отказники», добровольные изгои, люди свободы.
Современные медиа оказываются перед выбором между двумя противоположными стратегиями: «покорение человека» и власть над миром мутантов или «воссоздание человека», очеловечивание общества, сохранение его культурной ойкумены.
18 ноября 2018 года, Москва