Метаистория и геополитика
Свободная культура

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #121 : 27 Ноябрь 2018, 16:21:54 »
Валерий Байдин прислал мне небольшой текст и попросил разместить в одной из подходящих тем на форуме. Я считаю, статья вписывается в контекст настоящей дискуссии.


HOMO INFORMATICUS
Взгляд с Запада

Статья представляет собою тезисно изложенные мысли, не предполагает анализа игровых и зрелищных мультимедиа (кино- и телеиндустрии, развлекательных шоу и пр.), а также телефонных коммуникаций.

Информацию (от латинских in-formo «придавать вид, формировать; обучать, воспитывать»; informatio «изложение, истолкование») следует понимать как средство формирования представлений и мотиваций у воспринимающей стороны. Современная медиаиндустрия (от лат. medium «посредник») представляет собою систему управления обществом, формирует информационные потоки (новостные ленты, «топовые» новости, сенсации, инфовбросы, «хайпы»), новые тренды в разных областях, распространяет рекламные и развлекательные материалы.   

В минувшие десятилетия под воздействием многообразных медиафакторов возникло общество информационного потребления, в разной степени характерное для большинства стран мира. Современные медиа прочно овладели общественным сознанием, способны выявлять и учитывать влечения, вкусы, мании и фобии массового потребителя. Журналист (медийный агент) является либо сознательным участником, либо заложником сложной «информационной игры» управляющих структур с обществом. Достоверность распространяемого контента не может быть проверена.

Задача современных «информационных каналов» (ТВ, радио, интернета) сводится к ретрансляции и «правильному истолкованию» информации, полученной из источников, строго контролируемых правительством. Истинное знание о ситуации в стране и мире остаётся государственной тайной. Что станет «информацией для масс» решают спецслужбы и руководство медиаструктур. Все распространяемые ими медиапродукты внешне деидеологизированы, тщательно отфильтрованы и подготовлены ad usum profanum. Происходит непрерывное манипулирование дозированной информацией и дозированной дезинформацией, призванное создать ощущение объективности.

Все медиапродукты объединяются в базовые блоки: официоз, политика, экономика, спорт, реклама, погода, здоровье, досуг, детские программы, образование, культура, религия… В зависимости от потребностей момента, контенту придаётся успокаивающая, праздничная, отвлекающая, алармистская окраска. Практически вся официальная информация направлена на формирование (переформатирование) массового сознания и является особым видом пропаганды. Её успех напрямую зависит от степени медиазависимости и внушаемости населения. Ярким примером такого успеха является феномен «свидомости», возникший на Украине под мощнейшим влиянием масс-медиа. Цель — создание «нового единомыслия», т.е. принудительного общественного консенсуса по ключевым вопросам жизни государства и общества. 

В условиях жесткого противоборства глобальных военно-политических и экономических соперников все каналы альтернативной информации активно блокируются, сопровождаются политизированными фейками, дискредитирующими утверждения противника. По разные стороны политических границ навязывание «тотальной правды» парадоксально превращает все сообщения и комментарии в полуправду, в «альтернативную» истину. Обладание даже самой обширной информацией не обеспечивает интеллектуальной свободы и не гарантирует основные права личности. В частную жизнь вторгаются агрессивные медиауслуги (реклама, интернет-торговля, цифровизация трудовой деятельности и общественной жизни). В разных странах зарождаются предпосылки медийного тоталитаризма — корпоративной диктатуры правящих структур. 

Однако информационные стратегии государственного менеджмента, направленные на формирование послушного, пассивного потребителя, входят в противоречие с потребностью развития креативных слоёв общества, формирования с этой целью перспективных образовательных и культурных проектов.

Реакция на возникающую ситуацию различна у представителей разных поколений и общественных групп. У старших возрастных страт (более 60 лет) «информационная усталость» ведёт к отказу от попыток понять смысл происходящего и к принятию «информационных мифов». Критическое отношение к информации сменяется признанием её официальных версий. По сути, связь между этой частью общества и государственными медиа становятся квазирелигиозной.

В средней страте (35-60 лет) при склонности к рефлексии и скептицизму информация, транслируемая масс-медиа, отторгается как «ненужная», «пустая», «бессмысленная». Проявляется «медийный эскапизм» (уход в развлекательность, в тематику, связанную с проблемами работы, семьи, здоровья, отдыха, экологии), падает интерес к письменным текстам, предпочтение отдаётся зрелищам, телешоу, информации в видеоформатах и пр.

Для наиболее активных культурных групп и молодёжной возрастной страты (15-35 лет) почти исключительным медиаресурсом остаётся интернет. В этой среде существуют стойкие навыки «информационного непослушания», поиска очагов «своей» (элитарной) информации, отторжения «чужого» (профанного) медиапространства, «информационного спама», «культурного трэша». В ней наиболее активно действуют блогеры и «интернет-гуру» — независимые истолкователи информации и распространители неофициального контента. Эта информационная ниша находится под нарастающим давлением госструктур (контроль поисковых систем, мессенджеров, веб-порталов, блогеров и возникающих вокруг них сетевых сообществ). Манипуляции с цепочками частных мнений, атаки ботов, фальсификации, диффамации и прямые блокировки приводят к быстрому затуханию альтернативных информационных потоков, стираемых медиарегуляторами из глобальной интернет-памяти. Итогом прессинга, цензуры новостей, смыслов, мнений становится атомизация нонконформистского медийного пространства, уход инакомыслящих в «постинформационный мир».

Современные масс-медиа вполне способны создать виртуальное зазеркалье реальности, наполненное псевдособытиями, информационными двойниками существующих людей и фантомными вождями. Для неспособных к «информационному сопротивлению» потребителей уготован путь интеллектуальной и социальной деградации, принятия навязываемого свыше «информационного конформизма», погружения в полную виртуальность (видеоигры, телешоу, телесериалы).

Насколько устойчивым окажется общество, стиснутое в жёстко формируемом информационном пространстве?

Концепт создания внушаемого и послушного homo informaticus осуществим, но порочен — ведёт к расчеловечиванию и «роботизации» масс. Общество, программируемое медиаструктурами, становится нежизнеспособным. В эпоху глобальных рисков потребность в человеческом интеллекте, интуиции, реакции на неопределённость и воле к жизни будет лишь возрастать. Несомненно, даже в условиях медийного тоталитаризма будут появляться «медиа-отказники», добровольные изгои, люди свободы.

Современные медиа оказываются перед выбором между двумя противоположными стратегиями: «покорение человека» и власть над миром мутантов или «воссоздание человека», очеловечивание общества, сохранение его культурной ойкумены.

18 ноября 2018 года, Москва

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2018, 16:52:49, ВОЗ»

« #122 : 29 Ноябрь 2018, 21:37:36 »
Опасность расчеловечивания через масс-медиа Валерий Байдин описал лаконично и точно. Можно только добавить, что подмена духовного информационным - одна из самых ключевых подмен современного мира, на которой во многом и выстраивается идеология неолиберализма. Остаётся сожалеть, что в статье В. Байдина рассмотрена исключительно инфернальная составляющая глобального информационного пространства и почти не затронута другая его сторона, интерактивно-творческая, одухотворяющая человека. Только в последнем абзаце сказано о возможной альтернативе информационному тоталитаризму:

Современные медиа оказываются перед выбором между двумя противоположными стратегиями: «покорение человека» и власть над миром мутантов или «воссоздание человека», очеловечивание общества, сохранение его культурной ойкумены.

Интернет несёт не только духовные подмены и опасности, но и открывает невиданные ранее возможности для творческого созидания - прежде всего через свою интерактивность. Очень много статей сейчас пишется и глубоких мыслей высказывается на тему формирования общества "информационного потребления" и т.п. Всё верно, всё правильно. Но так мало ещё говорится о творческом  преображении виртуального пространства в произведение искусства. Обличать новую среду недостаточно, необходимо творчески овладеть ею. Противопоставлять размагничивающему душу масс-культу нужно не только его всевозможные обличения, но и подлинную культуру - не в прошлом лишь, но и в настоящем. В интернете должна возникнуть качественная интернет-культура, интерактивное искусство, возвышающее, а не снижающее дух человека. Иначе все обличения потеряют свой смысл.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2018, 06:25:13, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика