Не жить, а делать вид, что живёшь...
Вектор в "культурном разоблачении", в "культурном раздевании" современного человека базируется на одной аксиоме: "Сделать так, чтобы у человека отпала потребность отличать подлинное от суррогата". Восприятие настоящего искусства обостряет внутреннее чувство реальности, если это чувство усыпить, человек постепенно привыкает не жить, а делать вид, что он живет.
Антон верно подметил решающую роль тестирования в воспитании человека с отпавшей совестью. Ведь именно совесть - тот орган, благодаря которому человек может отличить подлинное от подделки. Тестирование - система проверки знаний, когда можно сделать вид, что знаешь. Неважно, насколько это действительно так. Важно, что с детства в человеке взращивается мысль: нужно правильно сделать вид, чтобы получить высокий балл. Что всегда можно выкрутиться, не зная, главное - уметь выкручиваться. Тяга к истине, многогранному познанию, творческий подход только мешают в решении тестов. И как нам рассказывали на уроках биологии одну из эволюционных теорий, что внутри вида жирафов постепенно оставались особи с длинной шеей, потому что жирафы питались с высоких деревьев. Закон выживания выживает из организма человека те или иные черты и поощряет в нем другие.
В тестировании даже не само тестирование страшно, а воспитание с детства в человеке мысли о том, что настоящее знание не имеет ценности. Из целостной системы представление человека о разных гранях мира превращается в разобранную мозаику фактов-готовых ответов. Люди разучиваются приходить к ответу сами, разучиваются искать свой собственный, новый ответ. Среди школьников сейчас наиболее популярно стремление не самому прийти к ответу, создать свое оригинальное решение, а как можно скорее найти готовый ответ-полуфабрикат. В процессе такого образования ребенок превращается в обезьянку, для которой речь - только система сигналов, чтобы получить желанный фрукт. Здесь все образование сводится к системе сигналов-лампочек, трафаретов, остается только выбрать подходящий. Создание нового, оригинального не входит в систему вовсе, даже как еще один вариант. То есть исключается и возможность, что ученик превзойдет учителя, придумает небывалое решение, не предусмотренное за него заранее. Ребенок привыкает, что за него уже все решено, ребенка с детства воспитывают с переносным потолком над его способностями. Тестовая система по нулям оценит того, кто умнее экзаменаторов-составителей. Как в племени, где девушкам надевают на шею кольца, чтобы шея вырастала длиннее, а потом, если кольца убрать, девушка умирает, так как мышцы, поддерживающие позвоночник, атрофированы. Мы с самого детства окружаем ребенка готовыми ответами и мыслью о непредусмотренности выхода из полуфабрикатного царства. В итоге атрофируется воля, и ребенок вырастает творческим импотентом, даже не представляющим, что можно жить иначе. Ему не нужна культура, настоящее искусство, настоящие чувства, потому что орган, которым воспринимают такие вещи, у него недоразвит.
Не только в области искусства дурной вкус возводят в категорию нормы. Отношения, любовь сводят к понятиям взаимного компромисса, удовлетворения потребностей и умения делать вид, что все хорошо и "как надо". В обществе расползается набор вариантов "как надо", можно выбрать.
Современный человек может выбирать, но не может создавать новое. Восприятие подлинного, качественного искусства основывается именно на способности человека создавать новое, неожиданное. Это всегда шаг в неизвестность, на неосвоенные территории. Чтобы воспринять произведение, нельзя это новое параллельным переносом доставить к себе в душу. Чтобы воспринять, нужно создать самому, чтобы понять что-то, нужно самому подумать, чтобы вместить чувство, нужно самому почувствовать.
Разве нужно прятать от Вас то, что Вам не нужно? Вы и сами это не возьмете. Так и с классикой. Если у человека уже нет потребности и нет способности понимать, он сам добровольно откажется от избыточного, тяготящего качества, чтобы "развлечься", "отдохнуть" и не напрягаться. В любовных отношениях то же самое происходит. Зачем сложно, зачем что-то строить, что-то творить вместе? Все относительно, все дозволено, когда всем все равно. Все равно, по большому счету, с тем или с этим человеком завязывать отношения. В принципе, все на одно лицо, да и отнюдь не лицо тебя в первую очередь интересует.
У Марины Цветаевой есть афоризм: "Я не дам тебе делать то, чего ты не хочешь". Сейчас человек идет по пути наименьшего сопротивления и постепенно забывает, что же он на самом деле хочет. И потом начинает придумывать аргументы, чтобы доказать себе, что по-другому и нельзя было, что это единственный и действительно желанный вариант. Оступиться в компромисс - самое страшное, самое замаскированное искушение, из-за которого у людей не сбываются мечты. Проблема не в том, что мечты не сбываются, проблема в том, что хотим мы каждый день разного, и мелкие желания, если расплодятся, в итоге затмевают главное, с предчувствия которого мы начинали свой путь. В этом мире нет ничего грустнее и безысходнее компромисса. Когда человеку самому уже начинает казаться, что он хочет именно этого.
Если доступ к культурным ценностям будет только за деньги, в сознании еще раз укрепится мысль, что сильнее денег нет ничего. Сами ценности и произведения в такой подаче превращаются в карикатуры на свободу. Свобода по билету. А лучше еще, если со скидкой.