Настоящий постинг является развитием и продолжением расположенной в прикреплённом файле основной работы. В ней комбинации трёх психологических координат и связанные с этими комбинациями характерологические и этические характеристики по существу не рассматривались. Было лишь обозначено, что данные характеристики имеют иерархически более высокий уровень и выводят из «плоскости» элементарных типологических свойств в «объём» более сложных и структурированных представлений, характерных для более «развитых» личностных образований. Анализируется «нормальный» случай сочетания психологических состояний
Красный – Жёлтый – Зелёный. Так как возможны три пары сочетаний из трёх по два + один, то одновременное рассмотрение трёх психологических координат порождает три характерологические и этические «грани» единой «пирамиды». Материалы постинга предполагается использовать в ветке «Об эмпирическом обнаружении реинкарнации – гипотеза».
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=1194.0Красный – Желтый – Зеленый Пары комбинаций Эго-характеристик:
оптимизм – честность; решительность – рефлективность; самостоятельность – объективность. Оптимизм – честность. Умение посмотреть на себя как бы со стороны, т.е. честно, позволяет дать непредвзятую сравнительную характеристику своим природным задаткам и имеющимся навыкам. А это, в свою очередь, источник адекватной аксиологической самооценки. И, поскольку, нет пределов для самосовершенствования, критический взгляд всегда обнаружит актуальные, но нереализованные возможности. Оптимистическое мировоззрение таково, что оно не ограничивается бездеятельной констатацией собственных ограниченных горизонтов. Поскольку оптимист с уверенностью смотрит в грядущий день, он стремится эти горизонты расширить. Результирующим вектором правдивой самооценки и оптимистических планов на будущее является
любознательность.
Решительность – рефлективность. Рефлективность подразумевает перманентное критическое обращение сознания на своё «Я», всесторонний критический анализ принимаемых решений, сопровождающийся зачастую заметной временной паузой сомнений и терзаний. В отличие от «чистой» рефлексии, которая «вечна», решительная натура, в конце концов, принимает решение, «переходит Рубикон». Чёткое разграничение рефлективной фазы и принятия «бесповоротного» решения, обусловленного сочетанием таких свойств как решительность и рефлективность, трансформируется в твёрдость фазы реализации –
упорство. Самостоятельность – объективность. Самостоятельные поступки в объективно, т.е. реально оцениваемой действительности, почти всегда неординарны, а порой и неожиданны. Это естественно, поскольку любая новая, ранее не встречавшаяся, внешняя реальность отлична от имеющегося опыта. Следовательно, реакция субъекта на эту реальность с необходимостью должна быть уникальной, чтобы адекватно соответствовать действительности. Но совершение таких поступков по существу всегда шаги в неожиданную неизвестность. Неизвестность всегда страшит, требует преодоления себя. Таким образом, приходим к такому качеству личности, которое принято называть
храбростью. Полученные характеристики
любознательность, упорство, храбрость являются гранями интегральной эго-характеристики –
целеустремлённости. Пары комбинаций Социальных характеристик:
авторитетность – благородство;инициативность – самокритичность. независимость – справедливость. Авторитетность – благородство. Сочетанию авторитетность и благородство присуще внутреннее диалектическое противоречие, дающее новое качественное единство, в котором всегда присутствует определённый трагизм бытия личности, связанный со свободой и ответственностью служения высшим началам. Авторитетная личность всегда персоналистична и самым суровым оценщиком её поступков является она сама. Причём критерии самооценки соотносятся с теми высшими началами, которым она служит, и, зачастую, окружающим и современникам недоступны. Высшие начала, безусловно, включают интересы общества, частью которого авторитетная персона является. Но не прямолинейно и непосредственно, а опосредованно с перспективой на будущее. По большому счёту на Общество с большой буквы как организм динамический и устремлённый в будущее, развивающийся от несовершенных форм к гармоничным, и направлены интенции творческой персоны. И в этом находит воплощение её благородство как нравственные долг и потребность. Благородная личность в глубине своей чувствует себя элементом общества, желает понимания и приобщения к обществу, к личностям его составляющим. Это стремление можно обозначить таким забытым термином как соборность. Соборность не тождественна коллективизму, который нивелирует персонализм, усредняет личность. Соборность это общение личностей. Но в настоящем, в сегодня авторитетная и благородная личность по большей части одинока. Нередко, например, в политике она предстаёт как реформатор и подвергается обструкции со стороны социума, так как реформаторство сопряжено с социальными катаклизмами. Трагичность реформатора в том, что новое и желаемое качество общества в перспективе требует непопулярных и не понимаемых многими мер в настоящем. Трагичность и в том, что под давлением обстоятельств или во имя долга, авторитетная и благородная личность зачастую вынуждена «наступать на горло собственной песне» или делать трагический выбор между делом жизни с одной стороны и собственным благополучием или благополучием своих близких с другой. Гордое самостояние – обычный удел такой личности, обобщаемое нравственной характеристикой –
аристократизм. Именно об аристократе духа говорится в стихотворении Пушкина «Поэту».
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Пушкинский гений сумел усмотреть в человеке божественную высоту духа, которую личность может в себе найти и развить. Ему самому был присущ духовный аристократизм. И обращено стихотворение, конечно, не только к собратьям по перу. Оно обращено к любой творческой личности.
Инициативность – самокритичность. Инициативная и самокритичная личность, с присущими её внутреннему «Я» качествами как любознательность, упорство и храбрость, отдающая себя без остатка служению, с такими же мерками подходит к социуму, к тем, кто его окружает. Для неё характерна
требовательность. Независимость – справедливость. Справедливость это различение аксиологической иерархичности способностей и адекватная сравнительная социальная оценка индивидуума, возможная при широком социальном опыте. Независимый анализ этого опыта вынуждает констатировать продуктивность и результативность, получаемые от соразмерности требований, предъявляемых как социуму в целом, так и каждому его члену, их реальным возможностям. Независимость и справедливость интегрируются в свойстве
терпимости. Общеизвестны исторические персонажи, в личностных портретах которых несложно обнаружить рассмотренные выше характерологические свойства, а также сочетание нравственных характеристик
аристократизм, требовательность, терпимость. Это мореплаватель Х.Колумб, император Пётр I, А.С. Пушкин, философ Н. Бердяев, первый президент России Б.Н.Ельцин. Осознанную или неосознанную интегральную этическую мотивацию перечисленных выдающихся личностей можно обозначить как
миссионизм. Интегральная эго-характеристика –
целеустремлённость. Интегральная социальная характеристика –
миссионизм. Ответвление "Ельцин - Пётр или Отрепьев?" - пересажено сюда по просьбе автора ветки.