Развитие психологииТрадиционная психология впитала в себя несколько направлений исследования, которые, как видно из приведённой ниже цитаты во многом противоречивы:
«… таким образом, психология в своем развитии прошла несколько этапов:
1 этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
2 этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
3 этап - психология как наука о поведении. Возникает в ХХ веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, - а именно, поведение, поступки и реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
4 этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики».
И ещё: «в 20 веке психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако, до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукой сохраняется ее прежнее название» (
А. Морозов. Деловая психология. Лекция 1. Предмет психологии, ее задачи и методы).
Основное противоречиеТрадиционная психология претендует на теорию сознания, хотя рассматривает сознание примитивно как непознаваемую логическую машину. Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев — сознательного (“Сверх-Я”), предсознательного (“Я”) и бессознательного (“Оно”), то есть она состоит из сознания.
Даже С. Гроф говорит о психическом здоровье человека и предлагает метод холотропного дыхания, объяснение результатов которого полностью базируется на сознании.
Под сознанием вся современная наука, тем более, психология, понимают производную психики, заключающуюся в некоторых состояниях организма, которые называются состояниями сознания.
Вызывает недоумение такая сводимая к психике трактовка понятия сознания, прежде всего, тем, что это понятие сужается до неопределённого значения.
Наука совсем запуталась в нагромождении совершенно иррациональных конгломератов психики, таких, как подсознание, предсознание, коллективное сознание, архетипы сознания. Каким-либо образом дифференцировать их от самого понятия сознания не удалось ещё никому.
Психика как болезнь сознанияКомплекс психических переменных при своей максимизации приводит к абсурдному результату: с увеличением значения психики для людей человек теряет свою адекватность, его ум снижает свои кондиции, а рефлексия достигает степени неадекватности, при которой нормальная жизнь человека становится проблематичной.
Как наука о психике психология превратилась в свою противоположность: всеми своими достижениями она направлена на минимизацию собственного значения. Более абсурдной ситуации трудно себе представить. Стремление человека к нормальности делает саму психологию ненужной или сводит её ещё до одного метода лечения тяжёлой болезни. Грубо говоря, психика – это рак сознания.
На этом фоне становится понятным, почему, например, психолог и психиатр В. Франкл ушёл от чисто психологических методов лечении и применяет смысловую терапию.
Традиционная психология считает способности потребностями. Однако, человек в норме способности максимизирует, а потребности минимизирует, как следует из критериального подхода. Иначе он становится либо дегенератом, либо наркоманом. Подобная чушь является основой многих психологических теорий, методов и приёмов.
С другой стороны, введение в научный обиход понятий Сознания Природы, логики Рождения и критериального сознания позволяет по-иному взглянуть на процессы, которые по традиции отнесены к психологическим. Гипотеза Сознания Природы даёт все основания взглянуть на поведение человека, его разум с позиций самых высоких, с той вершины природной идеи, о которой говорили ещё древние мыслители.
Отношения как языкЯзык есть любые упорядоченные отношения в Природе, которые имеют мерность, оценку, продолжительность и качество роста или увядания. Из описание связи языка и сознания следует, что язык в общем случае является отражением сознательных процессов. Без языка представить сознание невозможно. Например, язык эмоций, у которого сила, качество, энергичность, воля, наполненность смыслом всегда поражали воображение человека своею тайной.
Главная гипотеза Жизни: Сознание Природы является первопричиной живых и неживых форм – пока не имеет своего научного подтверждения, но опосредованные результаты исследования этого вопроса носят обнадёживающий характер.
Современная наука пренебрегла методом построения любого языка, исходя из того критериального поля, которое характерно для любой области знаний или сферы деятельности человека и Природы.
От этого, однако, ничего не меняется – любое наше понятие или суждение, любая мысль или вещь носят в себе естественное смысловое ядро, построенное на главном для них критерии как главной оценки, с высоты которой любой атрибут Природы вписывается в окружающую среду. И хотя элементы любого языка описательны, предикативны, они, тем не менее, всегда в своих понятиях несут свою главную смысловую оценку, вписывающуюся в поле оценок среды существования.
Дух как Сознание ПриродыТрадиционная психология тщательно избегает говорить о духовности. В крайнем случае в ней мистическое выдаётся за духовное. Лишь С. Гроф начал систематическое исследование того, что раньше психологам представлялось неуловимым.
Дух определить сложно. Считается многими, что он является первичной субстанцией. Дух может предстать как идея: проникся духом. «В таком же духе рассуждал», - разговорная концентрация на смысловом ядре высказывания.
Дух народа и человека – ещё один упор на главном человеческом смысле.
В христианстве множество упоминаний действия Духа Святого. Например, слова Христа о хуле на Духа. Мф. 10, 20 (Дух будет говорить через учеников)
Когда святитель Григорий Палама говорит об излиянии Святого Духа, Его обитании, он имеет в виду, что нам даются Божественные Энергии, а не сам Святой Дух. Он говорит о нетварных энергиях, об энергийном исхождении Благодати из общей сущности Отца, Сына и Духа.
Дух Святой во многих случаях рассматривался как призрак ангельского типа.
Согласно гипотезе автора Дух является результатом деятельности высшего уровня Сознания Природы. Является ли в таком случае Дух Святой отражением Жизни? Несомненно. Ибо причиной жизненных процессов согласно гипотезы автора является Сознание Природы. Так называемое духовное преобразование человека (духовная трансформация) есть, по сути, постоянный контакт в форме диалога с высшими уровнями Сознания Природы. Это процесс просветления и контакт с Божественным уровнем самой Природы. Отделить тут Природу от Духа Святого, от высших уровней Сознания Природы пока не представляется возможным. Однако, в таких случаях, при контакте человека и Духа, всегда человек должен быть в соответствующей степени одухотворён, представлен в своём сознании на высших ступенях природной иерархии смыслов. Вот этой готовности и добивались адепты разных духовных школ в своей предварительной духовной подготовке.
Мы можем говорить не просто о силе и воздействии духа на человека, но и о единстве Духа и Сознания Природы.