Критерий истины физикиДанная статья является продолжением двух статей автора в теме
«Какое государство нас ожидает?»Наш президент Д.А. Медведев в интервью российскому телевидению 25.04.12 г., обсуждая проблемы нашего общества, употребил в своих доводах материалистическую формулировку К. Маркса: «Практика – критерий истины» как будто, кроме твёрдой материи, в нашей жизни больше ничего нет. Хотелось бы вслед за «дедушкой Лениным» засомневаться в этой формуле, в том, что критерием истины нашего общества действительно является практика коррупции и унижения личности в наших судах, в которых оправдательных приговоров по-прежнему выносится намного меньше одного процента, в то время как в цивилизованных странах эта цифра приближается к 40 %. Судебная система страны, построенная на абсолютизации обвинительного уклона любого гражданина и на «отмазке» от суда того, у кого есть достаточно денег, – это главная система государства, поддерживающая его целостность террористическими методами. Разве можно спорить с тем, что коррупция – это чистой воды терроризм?
Что может быть парадоксальней в поведении наших лидеров, когда они молча поддерживают такое положение дел! Сводить критерий истины к практике, пусть даже к практике движения денег и недвижимости, и этим измерять все отношения в обществе – что может быть проще! На практике, если кому-то кто-то даёт деньги, – это истина? А если любовь спасает одного из десяти обречённых, – то это неистинно? Практическая реализация коррупции в гигантских размерах – это истина, а быть человечным, поскольку это происходит редко, – это не истина! Последнее, чем выше по иерархии чиновников, тем реже.
Где же критерий истиныС другой стороны, что же является критерием истины, если не практика? Ведь любой опыт, если он истинен, может быть повторен, – говорят учёные-физики, а вслед за ними это требование повторяют многие из нас. И они правы до той границы, за которой находится нравственный идеал. Физики вообще не видят ни этой границы, ни нравственности, как не видел её К. Маркс, когда изобрёл эту свою формулу «Практика – критерий истины». Об этом с физиками говорить бесполезно, как было бесполезно говорить с К. Марксом о спасительной любви, морали и нравственности. Почему? Да потому что он видел убожество капитала, но не мог предполагать, что альтернативой ему может быть не такое же убожество сытой жизни, а спасение души от грехов.
Но мы-то живём в окружении других людей, и нам надо с ними уживаться не только на основе физических законов об ударах и столкновениях материальных масс, долгов и нехватки денег, а и с помощью, прежде всего, моральных законов, уважения и любви.
Уже давно религиозные учения несут в себе смысл нравственного идеала, сила которого с годами не только не падает, а, наоборот, становится мощнее и ярче. Другими словами, со временем происходит максимизация этого идеала, вершины, признаваемой людьми за высшую истину, хотя проверить эту истинность никакими другими физическими опытами невозможно.
О пересмотре адекватностиСегодня возникла парадоксальная ситуация, когда адекватность поведения человека может быть существенно пересмотрена во всех психологических теориях. Именно тот факт, что высшая истина совсем не зависит от человека и в то же самое время не зависит от традиционных экспериментальных проверок физического толка, говорит о глубоком кризисе психологии как науки то ли о душе, то ли о поведении, то ли о реакциях организма на внешние раздражители. Психологи, поставив сознание на второе место за психикой, вообще исключили разум и его законы из причин существования человека. По их мнению человек возник случайно. Но, известно, что случайности в миллионы раз легче разрушить уже созданное кем-то, чем синтезировать слишком сложные для неё вещи. Синтез – это рождение целостности, и оно, это рождение, всегда неслучайно. Вероятность случайного возникновения жизни ускользающе мала. Синтез живого организма есть реакция на целенаправленную и сознательную деятельность того надприродного атрибута, который находится вне создаваемой формы жизни.
Адекватность поведения человека – это соответствие его реакциям и смыслам тому высшему смыслу существования, о котором нам следует сегодня говорить в первую очередь, если мы хотим всерьёз разобраться, в чём же состоит критерий истины.