Ночь и день в сознании общества и человекаЧтобы ответить на вопрос «Какое государство нас ожидает?», необходимо просмотреть тенденции изменения основы нашего существования. По тому, куда мы, общество, движемся, можно однозначно сказать, что нас ожидает в будущем. Ибо согласно принципу критериальности нас ждёт то, что максимизируется нашими же усилиями независимо от нас самих. Такие изменения из-за их необычной глобальности мы можем вообще не замечать, подавленные требованиями многих близких частностей жизни. Как сказал поэт: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии» (С. Есенин). Однако, прозревание наше началось с анализа понимания основ, когда мы отошли на большое расстояние от того, что приносит нам боль и удовольствие – от чувственности к логике сознания.
Такой основой, которая позволяет сегодня увидеть многое из будущего, по мнению автора настоящей статьи, является форма общественного сознания. По аналогии с сознанием человека общественное сознание может принимать любую из двух крайностей, любую из основных логических форм – форму ночного или дневного сознания.
Н.А. Бердяев говорил «об эпохах ночных и дневных» применительно к социальному строю государства. Свою задачу автор настоящей статьи видит в том, чтобы понятия ночи и дня применить к исследованию логики нашего сознания, как личностного, так и общественного.
Автор показывает, что сознанием нашего существования в пределах современного государства является, как это ни прискорбно, но чаще всего ночной тип. Однако, форма нашего общественного сознания не исчерпывается этим. Нам ближе всего сознания пьяное как реализация ночного сознания в условиях реального, то есть дневного для нас, мира.
Адекватность общества и государстваОтвет на вопрос: «Зачем нужны законы в государстве?» может заключать в себе следующее: «Законы государства призваны, прежде всего, сохранять его адекватность (соответствие) так же, как и сохранение личности происходит, прежде всего, за счёт поддержания её адекватности (соответствия) тем жизненным обстоятельствам, в которых она существует, самоопределяется и развивается».
Легче всего поддерживать адекватность пахарю, крестьянину, ремесленнику, воину и тем из нас, кто имеет дело, прежде всего, с реакцией окружающей среды. Чтобы поддерживать свою безопасность, такой человек вынужден учитывать эту реакцию среды и поступать так, чтобы и ему, и среде было выгодно. То есть чтобы диалог между ними носил мирный характер.
Поэтому главной характеристикой адекватности нашего поведения является, прежде всего, безопасность, отсутствие угрозы смерти. Так, потеря адекватности в ночном сознании, если оно приходит к человеку днём, когда он переходит улицу, может привести к гибели человека под колёсами автомобиля, если вдруг он станет переходить улицу бес соответствующего контроля со своей стороны.
Значит, адекватность – это постоянный контроль за своим поведением и за поведением окружающей среды с тем, чтобы минимизировать угрозу своей физической смерти. Вот почему физические законы в нашей жизни имеют такое основополагающее значение.
Дневное сознание человека насквозь адекватно. Законы адекватности жёстко ведут человека. Дневной тип сознания обязательно опирается на главный смысл существования, на главную меру, которая по иерархии смыслов, мер, критериев, проецируется на все отношения. Так, через мало осознаваемую в сознании человека меру достигается адекватность окружающему миру, его безопасность.
Часто думают, что мера человека относится к его виртуальному миру. Это не так. Мера, как только что мы видели из наших рассуждений, мало относится к виртуальной части сознания. Скорее, наоборот, – она является ярким проявлением внутреннего устройства мира, устройства, независящего от рассуждений человека.
Ночное сознание человека не имеет адекватной опоры на физический мир, не содержит основы для адекватности. Его законы алогичны. Как известно, ночной тип сознания характеризуется отменой главной меры происходящего. Поэтому в разное время такое сознание может иметь бесконечное множество опорных мер. Вот эта особенность и характеризует мир виртуальный.
Мы утонули в виртуальных отношенияхГде, прежде всего, нарушается адекватность в нашей общественной жизни? При переходе к денежным расчётам. И тем более, чем больше мы отдаём приоритета финансовой сфере бытия. Так, переход к этой сфере главных оценок жизни человека, к сфере контроля за адекватностью в виртуальном пространстве выдуманных взаимоотношений привёл к тому, что общественная форма сознания постепенно сползла к ночному типу сознания. Но отменить товарно-денежные отношения невозможно.
Общественная форма организации людей уже давно вступила в такую эпоху, когда виртуальная часть общественных отношений переросла возможности их адекватного контроля. Так практически все государства капиталистического типа являются религиозными, так как исповедают религию, в которой богом является золотой телец как главная мера отношений, диктующая свою нравственность и свою мораль. Такая мера является лжеадекватной, а мораль – бесчеловечной.
Уточним, что религия – это форма виртуальных отношений, отличающаяся большой полнотой законодательной базы, в которой главная мера, главный критерий, назначается произвольно без глубокой проверки его на адекватность. Для перевода законов в поле адекватности в религии существует закон веры. Для конкретного человека он выражается в том, что принимает человек или не принимает веру как абсолют истинности. Так вера подменила принцип адекватности. Так любой гипноз ночного сознания подменяет меру дневного. А истинность религии проверяется по степени осознаваемого контакта человека с Богом.
Конечно, можно сказать, что главный критерий, главная мера, которая выбирается людьми, всегда будет виртуальной мерой, идеей, выдуманной людьми. И на этом основании заключить, что и религиозная форма сознания и общественная не отличаются друг от друга по своей логике. Однако, понятие адекватности и соответствующие ей процедуры проверки принятой идеи на её влияние в отношении жизнеспособности людей позволяет сделать окончательное заключение о снятии угрозы разрушения общественных отношений.
И если законы дневного сознания, принятые в государстве в качестве адекватной меры поведения людей и общества, при приближении к виртуальной вершине, принятой в этом государстве за главную меру, перестают действовать, это означает, что управление в таком государстве подчинено ночному типу сознания. И в нём действуют законы сна со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как в ночном сознании, так и в религиях принятая искусственная адекватность является ложной. Нравственные учения, положенные в основу религий, пытаются восстановить истину сознания, опираясь на веру. Однако, разные трактовки одного и того же религиозного учения приводят, как показывает практика, к противоположным результатам, если они определяют ценностные характеристики и оценки дневного сознания. Этот факт лишний раз доказывает, что религиозной адекватности, построенной на вере, не существует. А есть простое соглашение людей.
Опосредованные доказательства наличия в жизни людей нравственной вершины и нравственной основы заставляют нас принять тезис об управляемости миром с высоты Бога. Высокая нравственность оправдывает жизнь любого существа. И лишь подмена Бога виртуальной примитивной вершиной понятного нам порядка безопасности приводит к такому снижению уровня нашей меры, при которой оказываются морально оправданными такие уродливые отношения между людьми, которые уже не вписываются в понятие человечности вообще.
То есть потеря нравственности в мере отношений людей приводит не просто к потере адекватности поведения, но и вообще лишает человека его человеческой основы. Мы видим, что наличие в религиях искусственной вершины адекватности не всегда нарушает законы адекватности всего мира существования человека. Более того, высшая мера религий оказывается спасительной.
Пьяный тип сознания отменяет законы государстваВиртуальный рынок дутых финансов, в котором мы всё больше тонем, всё больше выхолащивает остатки нашего дневного разума и адекватности человека Природе.
Как долго может существовать государство с ночным сознанием? Мы видим на примере своего государства, что виртуальная часть сознания захватила такие сферы жизни людей, где необходимость поддержания адекватности отношений всегда диктовалась смыслом их выживаемости перед лицом Природы с её материальными катастрофами и катаклизмами. Это касается не только искусства, развития технологий, науки. Оказалась нарушенной сама взаимная связь противостояния природным катаклизмам. Она подменилась отношениями людей, основанными на их частной выгоде. Сон разума общества привёл к такому положению дел, когда он перестал замечать главную опасность для своего существования.
Мы знаем, что пьяный человек, движущийся по улице, ведёт себя частично адекватно опасностям улицы, а частично неадекватно. И если ему повезёт, то он переберётся вне перехода на другую сторону улицы с интенсивным движением автомобилей.
Любой коррупционер пренебрегает правилами и законами общества и государства и потому превращается в полного террориста, против которого вполне можно возбуждать уголовные дела по соответствующим терроризму статьям. И всё потому, что он включил в себе пьяное сознание, которое отменило правила и моральные, и юридические.
Ночной тип сознания общества поддерживается правоохранительными органами. Конституция страны превратилась в сказку, конституционный суд – в театр абсурда. Было бы смешно, если бы не было так грустно, когда наблюдаешь, как даже исполнители песен откровенно нагло присваивают себе удачу и доход, вообще забывая об авторах песен. Ослеплённые новым богом аморальности они воруют у авторов их право.
Чиновники точно также воруют, присваивают себе право законодателей и изобретают новые свои законы коррупционной системы отношений с мерой терроризма против государства.
«Сон разума рождает чудовищ» – люди забыли эту истину. Пьяное сознание рождает катастрофу.
Вопрос: «Куда мы движемся?» – оказался риторическим, то есть совершенно ненужным для наших общественных лидеров, на который наши почивающие в пьяном сознании лидеры не отвечают по причине охватившего их наркотического сна, в котором они безмерно увеличивают свои финансы.
Более того, задавать этот вопрос – это признак дурного тона, признак умственной отсталости, идиотизма. Сейчас действует принцип: «Хватай и отнимай безо всяких раздумий!». Поэтому даже Платон выглядит сегодня идиотом.
Так, логика адекватности в жизни была заменена нами на пьяную логику «тёмных», в которой можно доказать всё, даже, что белое является чёрным. Так это происходило много раз в истории нашей страны, например, при отмене НЭПа в начале прошлого века, за несколько лет до 1991 года, в 1993 году при расстреле Верховного Совета. Главное в этой пьяной логике – это убаюкать общество любым наркотиком – веществом, гипнозом, капитализмом – «и делай с ним, что хошь!».
Чушь как главный критерий поведения личностиИ последнее. Чем всё-таки руководствуется в жизни обыкновенный, нормальный человек нашей эпохи, трудяга, мечтающий, чтобы у него была зарплата, сопоставимая с доходами олигархов, счастье в семье и удовлетворение от смысла жизни? Я говорю о рабочих, сельских тружениках, инженерах, о людях искусства, о тех, кто свом трудом зарабатывает себе и своей семье на жизнь.
Некоторые люди не отдают себе отчёта в том, ради чего они совершают тот или иной поступок, то есть не понимают, чем определяется их поведение.
Чаще всего мне бы хотелось для характеристики поведения людей употребить слово «чушь», когда я начинаю анализировать мотивы поведения того или иного человека в тех или иных обстоятельствах.
Попробуем кратко сформулировать понятия «ложь», «истина» и «чушь», выделив главные смысловые отличия между ними.
Ложь – это не-истина, сознательно культивируемая конкретным человеком, логически связанная с истиной, зеркало смысла истины, ведущего к отрицанию истины. Она возникает, когда корыстному человеку выгодно сделать некоторые сознательные шаги для достижения своей цели.
Истина – это отражённый в сознании человека смысл, при своём проявлении только максимизируемый.
Чушь – это абсурд рассуждения и поведения, феномен дикости. Что по этому поводу думают другие люди? «В статье "Феноменология абсурда" М. Стафецкая пишет: "Абсурд – это наличие темного пятна в сознании, наличие черной дыры, в которую сколько ни бросай умственных усилий – все ничего, заполнить ее не удается" (1,140). "Абсурд – симптом разрыва с бытием. Абсурд – плата за ослепление доказательной мощью понятия" (1,141). .. В.Даль толкует как не свой, чужой (чужь), сторонний, незнаемый, непонятный, иноземный, чепуха, дичь, вздор, нелепость, бессмыслица» (Т.Ф. Гусакова. Альтернативы смысла:
http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=74&showentry=13362).
Там же: «Бессмысленное – это всегда нарушение правил языка… Понятие "бессмысленное", являясь размытым, не имеет ясного содержания. Поэтому найти резкую границу, отделяющую осмысленное от бессмысленного, принципиально невозможно». «… абсурд — это логическая ошибка».
Получается, что любой отход от нравственных правил – это чушь, это поведение свиньи, чушки, поведение чуждое. Высший смысл жизни всегда был в нравственных оценках.
Снижение моральных устоев общества в пьяном сознании вызвало небывалый подъём дьявольской силы в психике людей. Для отдельного человека стало очень легко сойти с рельс морали и отдаться в лоно дьявола. Удовольствие, получаемое человеком от деструктивных процедур – от своего гнева, раздражения, психоза, – стало заменять ему удовлетворение, которое он призван получать от сложных процедур конструктивного плана, созидания, от творчества, от подобия Богу.
Даже новое актёрство стало настолько авангардным, что утонуло в диких психозах, а, значит, стало рекламировать садизм и крайнюю распущенность. Виртуальные общественные области деятельности человека, такие как телевидение, газеты, журналы, большинство видов искусства, превратились в нравственную клоаку.
У большинства людей не стало моральных и психических тормозов, когда они, подчиняясь нашёптыванию беса в своей душе, вдруг гневно, ненавидяще начинают обвинять своих самих любимых людей в самых диких преступлениях, которых те не только не совершали, но и намёка на них не было. Страшный сон разворачивается наяву. В обстановке общественного гипноза пьяного сознания люди оказались беззащитными перед внутренними чёрными силами разрушения их благополучия.
Итак, если ничего не менять, куда мы движемся, если пьяное сознание захватило общество, его лидеров, нас, индивидуумов? А может быть, не зря некоторые люди за рубежом считают нас дикарями?
Конечно, социальные психологи могут сказать, что пишу я о так называемом девиантном поведении (совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе) и что эта проблема давно изучена для личности. Но мне кажется, что девиантное поведение переросло рамки неуправляемых личностей и стало нормой новой морали.