Пост перенесён из темы "Разоблачения Романа Сибирского".
ВОЗ.
Я долго отсутствовала ввиду ряда уважительных и совершенно неуважительных для редактора портала(!) причин, поэтому прочитала развернувшуюся дискуссию залпом.
Чисто по-человечески поддерживаю Ярослава. Каждому человеку необходима поддержка, как первая помощь, если на него выплеснули критическую порцию злобы, которая, хочешь ты того или нет, не может не действовать на душу и не разъедать ее. Но Ярослав сильный человек и должен справиться. Просто обязан, если придерживаться любимого высказывания Антона про свободу как обязанность, которое и для меня стало своеобразным внутренним слоганом.
Чем сильный человек отличается от слабого? Тем, что сильный в итоге слабее слабого, ибо неспособен на самое действенное и болезненное в трех координатах оружие: сильный человек не способен на подлость. Подлость - прерогатива слабых людей, которые не чувствуют своей личности и потому не понимают, чем они жертвуют, совершая подлость.
Что же вообще такое подлость? Чем подлость отличается от яркого всплеска злобы, ненависти и т.д.? Можно обратиться к этимологии слова "подлец". Была на Руси такая казнь, как нельзя актуальная в эту зиму, когда виновного на морозе обливали водой до тех пор, пока виновный не заледенеет. Виновный замерзал. Отсюда слово "мерзавец" - тот, кого приговорили к позорной казни. А вот подлец - это тот, кто подливал воду. Тот, кому ничего не грозило, тот, который ничем не рисковал. Просто подливал воду. Подрабатывал, может быть, помощником палача. А именно он, подрабатывающий, прослыл подлецом.
Открытые вспышки ненависти, как и открытые вспышки любой эмоции - обнажают человека, делают его беззащитным. И только сильный человек может позволить себе предстать беззащитным. Подлец слаб, поэтому делает все сбоку, тихо, не обнажая своих истинных эмоций: можно и так повернуть, и эдак. Подлец всегда оставляет себе путь к отступлению, только обезумевший подлец идет ва-банк.
В чем механизм подлости и почему подлость - такое болезненное оружие? Кто сильнее всего может ранить человека? Тот, кто близко к нему подошел. Тот, перед кем человек перестал стесняться и показывался слабым (слабым - по меркам подлеца), искренним, беззащитным. Искренний человек всем своим существом верит в чудо искренности. И только такой верой может победить. Верой без гарантий. Гарантии нужны подлецам, как сильному человеку нужна вера. Вера как воздух. Вера как потребность, как то, без чего невозможна искренность, без чего не расправить крылья.
В современных условиях интернетов Ярославу ничего не стоило (при его-то уровне начитанности, скорости мышления) представиться академиком-профессором с какими-нибудь регалиями. Как это можно проверить? Меня, когда берут на работу в реале по договору или по устной договоренности, очень редко просят предоставить копии диплома. А даже если и просят копии, то кто мешает их подделать? Нарисовать в фотошопе? А в интернете? В общем, если бы не одно "но", Ярослав спокойно мог представиться ученым. И если бы он добивался в интернете дешевого признания, то именно так и следовало поступить. Только "но" оказалось слишком крепким орешком. "Но" - это дарование Ярослава, и то, что он на самом деле мастер своего дела.
Кто такой истинный мастер своего дела? Человек, достигший профессионализма в чем-то? Имеющий справку о соответствии лица и специальности? И чем тогда мастер отличается от ремесленника? Ремесленнику достаточно быть профессионалом. Ремесленнику нужна справка. Лучший ремесленник был бы высоко техничный робот. А мастер - это совокупность уникального опыта, это глубина личности, это выработанные привычки, это годы работы над собой, а не только над своим делом. Более того, это постоянное недовольство собой и постоянная готовность не учить, а учиться. Мастер - это судьба и отпечаток, горе пути. Чем меньше возможности заменить мастера роботом или даже другим мастером, тем более этот мастер своеобразен, уникален и потому ценен. Подлые черты убивают мастера, потому что убивают его уникальность, замалчивают ее.
Подлость можно сделать, только если до этого человек был искренен с тобой, только если была привязанность. Сложно представить, как можно сделать подлость совершенно чужому человеку. Когда человек открывается тебе, он идет на риск. Никакая справка об образовании не скажет, можно ли человеку доверять. Искренность и есть подвиг веры. Веры в то, что другой человек не совершит подлость, не "дорисует рога на твоей иконе".
И еще одно размышление вослед. Чтобы творить, необходимо вдохновение. В замкнутой системе творчество невозможно, потому что нет энергообмена с окружающим миром, нет подвига разрыва границ. Во имя свое создать что-то настоящее и живое невозможно. Да и долго продолжать что-то создавать - тоже. Нужно быть абсолютно чуждым творческому процессу, чтобы предположить возможность долгоиграющего творчества, нацеленного на самовосхваление. Нужно быть не только самому далеким от мастерства, но и так ни разу в жизни и не понять, не оценить ни одного мастера, чтобы предположить, что мысли о собственной реализации могут хоть как-то способствовать творчеству. Это иная система координат.
Еще неизвестно, кто больше кого создает: Бог человека, или человек Бога. Мастер свое творение, или творение - мастера. Вот и весь мистический подтекст. Очевидно, что поэт пишет слова. Мистика или скрытый смысл творчества, его таинство в том, что слова преобразуют человека и его судьбу.