Намалеванный черт не страшен, но от реального черта лучше держаться подальше. Вот
интервью со специалистом, который повествует о ходе болезни. Не стоит забывать, что значительная часть выздоровевших или выздоравливающих прошли через интенсивную терапию (аппарат сердце-легкие). Цифр я точно не знаю, но по-моему около 10%. Цифры смертности варьируют от 0.2% в Германии до почти 4% в Испании и 7% в Италии. При этом на экспоненциальной стадии распространения эпидемии статистика смертности и должна быть заниженной по чисто математическим причинам (из-за постоянного преобладания новых случаев). Стабилизированную смертность можно наблюдать в Китае, который уже практически справился с эпидемией благодаря драконовским мерам и дисциплинированности населения - и это 4% - их можно сопоставить с 10% смертностью от испанки 1918 г., скорректированной на прогресс медицины. Так что основная борьба сейчас идет за то, чтобы количество тяжелых новых случаев не превысило количество наличных установок реанимации... может быть итальянские 7% как раз и связаны с тем, что возможности интенсивной терапии уже исчерпаны, и не все нуждающиеся её получают. О таких вещах сейчас не пишут ... вчера в Италии умерло где-то 370, тогда как за день до этого было 200 - то есть рост продолжается при том, что система здравоохранения по-видимому уже на стадии насыщения. Это и есть то, чего все боятся и пытаются предотвратить.
По сравнению с обычным гриппом, этот вирус не только намного смертоноснее, но и более заразный, о чем говорят экспоненциальные темпы роста, а также количество заболевающих медиков. Россия (как и США) сейчас на самой начальной стадии, но скученность населения в общественном транспорте в крупных городах кажется угрожающей и призывает к самому серьезному подходу. В Италии состояние близкое к теперешнему московскому было примерно месяц назад, а взрыв от почти нуля до теперешней катастрофы произошел за последние 2 недели - вряд ли кто это предвидел и готовился. Преимущество России - большое количество больничных коек и мед. работников и общая централизованная организация здравоохранения, но технические возможности ограниченны. Сколько в Москве аппаратов искусственного дыхания?
Не забудем, что обычным гриппом переболевают почти все, иногда более одного раза в год, так что относительная смертность мизерная, наверное около 0.001% (20 000 на 200 000 000 по цифрам Иванченко). При таком же бесконтрольном распространении коронавируса, китайский процент в 4% смертности транслируется в 8 000 000 (восемь миллионов смертей). Как я уже упоминал, при достижении массовых масштабов, сопоставимых с обычным гриппом, смертность еще вырастет из-за ограниченного количества установок интенсивной терапии, и обществу в целом угрожает тяжелый кризис, который сейчас трудно себе представить, так как ныне живущее поколение такого еще не испытывало.
Чтобы статистика помогала предвидеть, надо смотреть не на абсолютные цифры, а на относительные темпы роста, т.е. дневное изменение параметра относительно самой величины, и экстраполировать в будущее именно относительный рост (скажем, 30% в день). Если за 3 дня какой-то показатель (скажем общее количество заболевших) удваивается, это означает, что за месяц, при сохранении таких темпов роста, этот показатель возрастет примерно в 1000 раз.