Сергей, я пообещал Вам больше не мешать в этой теме искать механизмы синтеза музыки и философии (на самом деле - это синтез безрелигиозных составляющих музыки и философии, которому предшествует бесчеловечное разделение единого целого на религиозную и безрелигиозную части).
Наши картины мира настолько отличаются, что мы, вкладывая в одни и те же слова совершенно разные смыслы, в ходе обмена мнениями уходим в обсуждения каких-то деталей, хотя движемся при этом в различных реальностях. Получается бессмысленный разговор (ещё бессмысленнее, чем известная картинка о споре слепых, что есть слон). Инерция диалога заставляет меня отвечать на обращённые ко мне вопросы, но всякий раз у меня остаётся осадок полной бесполезности этого занятия. Поэтому отвечу в последний раз и очень постараюсь не реагировать более здесь (всё самое главное я уже и так сказал):
Точно так же как для Вашего стиля философствования характерен Моносубстанциализм – вырыв из куста субстанций одной избранной субстанции и наделение ее качествами супер-субстанции Всего Всеединого.
Это справедливо только для той картины мира, которую Вы принимаете за единственную реальность. Дух не субстанция, начнём с этого. Равно как и человеческий дух не зарождается в процессе физического существования и в рамках одной человеческой жизни. Далее мы выходим неизбежно на первичную аксиоматику, на первичные установки веры и воли.
В Вашей картине мира всё духовное, разумное, творческое, идеальное и сущностное есть порождение человека и его культуры, вне их не существовавшее и не существующее. Ни в природе, ни в космосе нет разумных и творческих существ, кроме человека. Сам Абсолют зародился в ходе человеческого творчества, прежде всего философского. Нет духовной первореальности - всё это порождено и принадлежит человеческой культуре и существует в ней как регион сущностей. У человека нет бессмертной души и нет никаких миров, где она существует до физического рождения человека и после его физической смерти.
Для моей картины мира - это полный неадекват. Я исхожу из другого духовного опыта и другого видения реальности, когда обсуждаю с Вами те или иные творческие феномены или духовные смыслы. Но Вы требуете вынесения всех религиозных смыслов за скобки, ибо они в Вашей картине мира и в Вашей философской системе не нужны. А для меня такое вынесение за скобки религиозных смыслов является и бессмысленным, и невозможным.
Я рад, что в этом вопросе мы с Вами думаем одинаково.
Это вряд ли... И как показывают дальнейшие Ваши рассуждения - совсем не одинаково, да и о разных предметах к тому же думаем.
Что он творит, если всё уже сотворено?
Этот конечный вопрос обессмысливает подводящую к нему цепочку рассуждений, потому и отвечать на промежуточные вопросы нет смысла. Отвечу по аналогии: если человеческий дух сотворён Творцом как Замысел о данной конкретной личности, её судьбе и пути, это не означает, что личности уже творить нечего и всё уже сотворено за неё. Личность творит свою судьбу и себя, но творчество это имеет внутреннее солнце, Божий Замысел в духовном мире.
Та же аналогия уместна и в отношении природы, и творящих её духов и существ (в Вашей картине не существующих, как и Творец Мира). И та же аналогия работает в отношении великих (имеющих длительный срок жизни) произведений человеческой культуры. У каждого из них есть не зависящий от человека-творца Замысел, Дух, внутреннее солнце, который человек-творец воплощает в культуре (это воплощение и есть творчество человека). В Вашей картине мира нет ничего разумного и творческого, кроме человека и созданных его деятельностью реалий, включая идеальные. Вопрос о появлении самого человека, как и природы, несущественный и переносится в две догмы - о самоданной материи и самоданном бытии. И т.д.
не влечет требования обязательной моносубстанциальности только духовной формали, а в итоге не умаляет значения произведения искусства или философии, если там господствуют иные формали, помимо духовной, или вообще существует полисубстанциальная полифония и симифония
Смешение планов приводит и к ложным выводам. Если дух человека и Бог, творящий духовные реальности, это одна из "формалей", "сущностей человеческой культуры", "субстанций" и т.п. - то это одна картина мира (как я уже сказал, она, на мой взгляд, не адекватна не только реальности мира, но и реальности человеческой культуры). И уже в этой неадекватной реальности Вы делаете выводы о какой-то "мноносубстанциональности" иной реальности, противопоставляя ей поли- и сим- субстанциональность и -фонию своей системы.
Симфония с множеством партий и инструментов, с дирижёром и партитурой не исключает композитора. То же самое относится и к полифонии мира. Только в Вашей "полифонии" отсутствует Творец (композитор). В лучшем случае остаётся дирижёр (человек), который сам и творит духовную партитуру. Но в духовной реальности это не так. Духовное принадлежит вечному и высшему плану бытия. На мой взгляд, именно Ваша система абсолютно моносубстанциональна и совсем не полифонична. По большому счёту, в ней есть одна живая сущность - человек, его бытие и его творчество. Это и есть моно-, а не поли- (вернее: плоскость, а не объём).
Полифонию проекций и смыслов Духовного Целого в Вашей картине мира исключает отрицание этого Целого, вернее - его сведение лишь к одному плану бытия, причём бытия, ограниченного рамками физической жизни человека. И уже внутри этой неимоверно суженной (причём по разным измерениям, а не только по религиозной вертикали) картине реальности Вы говорите о полифонии и симфонии, хотя сама реальность, где ютятся эти поли- и сим-, не просто моно-, а одна комната с зеркальными вовнутрь окнами в многомиллионном городе.
И самое смешное, что всех, кто говорит о существовании этого города за пределами Вашей комнаты-системы, Вы упрекаете либо в бездоказательности, либо в моносубстанционализме, либо в фантазиях, лишённых объективного подтверждения, либо в неэрудированности (здесь идут в ход ссылки на мировые имена и т.п.) Только вот все эти мировые имена отражаются в зеркальных окнах Вашей комнаты-системы, и эти отражения, мягко говоря, мало общего имеют с той реальностью, где эти мировые имена существуют и какую они осмысляют (и поныне). От этих имён остался лишь гербарий на подоконнике зеркального окна Вашей системы... И всё бы ничего, если б не было категорического "нет" на любое приглашение взглянуть за пределы этих зеркал, раскрыть, хоть на малую щёлочку, окна...
На мой взгляд, вся Ваша метафизическая система и есть одно Эго, не желающее признавать никаких иных реальностей, кроме своей, где оно на вершине и в центре. Отсюда и все эти сногсшибательные идеи об отсутствии творчества в природе; о зарождении Абсолюта и разума 3000 лет назад, когда человек сотворил философию. Эго превыше всего, а оно - философ и творец. И нет иных творцов, кроме человека. А среди человеков творцы и разума, и Абсолюта - это философы; и философия - царица наук. Вот первичная, иррациональная установка воли. Все остальные построения системы, ограничения горизонтов и табуирования смыслов вытекают из неё и обуславливаются ею. Ничего личного, только метафизика.