Часть 2. Музыка и жизнь (мир)Б.М. Ярустовский так или иначе касается третьего мыслевектора «
Пара», когда начинает рассматривать отражательную по отношению к жизни функцию музыки:
«…В произведениях высокого, чаще непрограммного симфонизма, благодаря активнейшей жизни выразительных качеств, их непрерывному изменению, изменению их взаимосвязи, взаимоотражения – иначе говоря, благодаря возникающему процессу перманентного переинтонирования и рождается полноценное, богатое образное качество, моделирующее характерные явления жизни… Именно с этим явлением – процессом переинтонирования, моделирующим, пересоздающим в музыкальном произведении жизнь отражаемого явления действительности, и связано в реалистическом музыкальном искусстве подлинное новаторство в области поисков выразительных средств, системы их взаимоотношений и взаимодействия» (с.329).
Сказано немного искусствоведчески расплывчато, ведь музыка напрямую не отражает жизнь, но если приводить к более структурному языку, то можно в этом процессе отражения выделить два направления: А – от жизни к музыке, В – от произведения к жизни, а в каждом направлении еще по два подпроцесса.
А. От жизни (мира) – к музпроизвдениюСначала жизнь с помощью средств сознания и музыкального мышления отражается (моделируется) в самом музыкальном мышлении композитора. Запишу абстрактную формулу с помощью средств проективно модальной онтологии В.И. Моисеева:
ММ = F!Ж (1)
где ММ – музыкальное мышление, F – субстанция сознания, ! (стрелка вниз - редактор не дает ее написать) – проектор или обобщенный оператор средств музыкального мышления, Ж – жизнь.
Затем (хотя это может идти и одновременно) уже музыкальное мышление и его содержание (моды), подпадают под средства музыкального творчества, порождая музыкальное произведение:
Пр = МТ!ММ (2)
где ПР – музыкальное произведение (например, симфония), МТ – музыкальное творчество, ! – проектор или обобщенный оператор средств музыкального творчества, ММ – музыкальное мышление.
Если подставить в формулу 2 формулу 1 и затем растворить F и даже процессуальность МТ в операторе, то получим упрощенную формулу связи музыкального произведения и жизни (действительности):
Пр = МТ!ММ = МТ!F!Ж = МТ!Ж = !Ж (2*)
Что означает: произведение есть проекция, модель жизни.
Но если сосредоточиться только на формуле 2, то можно заметить, что она есть динамическое единство двух составляющих музыкального творчества (МТ) и музыкального мышления (ММ), которые друг по отношению к другу играют роль дополнительности или «пара» – «МТ!ММ»: музыкальное мышление есть парамузыка при собственно музыке, а музыка есть парамышление при собственно мышлении. См. вопрошание в сообщении #39.
В. От музпроизведения – к жизниЕсли есть музыкальное произведение, то есть и его слушатели. И тогда у слушателей процесс идет обратный: не пректирования-моделирования, а сюръектирования, т.е. репроектирования и воплощения музыки в жизни. Вот цитата из Б.М. Ярустовского:
«Главная задача темы в непрограммной симфонии – дать импульс для активной работы сознания, рождения фантазии слушателя, который сам многое домысливает, до многого доходит, мобилизуя ресурсы своего художественного воображения; и, индивидуализируя, конкретизируя слышимое в соответствии со своим личным жизненно-художественным опытом, он в немалой степени обогащает и углубляет его.
С характером образности связано и главное, что нас интересует, – драматургия симфонизма, характер образного моделирования, пересоздания действительности… с позиций определенного эстетического идеала» (с.334).
И в этом процессе тоже можно выделить две стадии.
Прежде всего, произведение Пр при его прослушивании трансформируется в музыкальное мышление ММ слушателя, вызывая в нем определенные чувства, идеи, мысли, идеалы. Однако для этого необходимо овладение средствами музыкального языка, его формами, операторами, присутствующими в музыкальном творчестве МТ композитора и скрытые в дешифрующем музыку операторе-сюръекторе ? (стрелка вверх, аналогично редактор не дает ее написать):
ММ = Пр?МТ (3)
Далее слушатель, обладая определенными модами (идеями, идеалами, мыслями) в ММ и опредленными формами (формалями) по претворению идеалов в жизнь (F), может их сюръецировать в действительность. Это то, о чем мечтают все композиторы в мире: что музыка может изменить жизнь, действительность. Да, она может это сделать, но только в том случае, если люди (и никто и ничто другое) под воздействием этой музыки будут изменять свою и чужую жизнь:
Ж = ММ?F (4)
Хотя если подставить в формулу 4 формулу 3 и затем формали и операторы музыкального творчества и человеческого сознания вкупе обозначить одним сюръектором – созидательной силой музыки, то получается упрощенное, иллюзорное мнение, что музыкальное произведение само по себе может изменить жизнь:
Ж = ММ?F = Пр?МТ?F = Пр?F = Пр? (4*)
Что означает: жизнь может изменяться от музыки.
В результате создается иллюзия, что композитор совсем не нужен. Жизнь есть парамузыка по отношению к музыке. Или еще привлекательнее: жизнь (мир, космос, небо, Бог) сами имеют музыку, а музыкальное произведение – всего лишь парамузыка, кем-то подслушанная и крючками-нотами записанная.