Дихотомии и границы
Ярослав, одно дело чувствовать красоту природы, находясь на природе, другое – создавать философские и эстетические конструкции природы.
Безусловно. Но человек говорит о своём чувстве и своём духовном опыте на том языке, каким лучше владеет (языке философии, языке музыки, поэзии, живописи т.д.) Сие не означает того, что человек говорит о неких конструкциях, а не о самой природе. И главное: все философские и эстетические конструкции природы, создаваемые человеком, определяются и вытекают из духовного опыта общения с природой и первичных установок веры этого человека. То есть, эти конструкции могут иметь совершенно разное духовное содержание, вплоть до отрицания в природе творчества и бытия её творящих духов (как в Вашем случае). Именно этот духовный вектор и определяет в итоге духовную ценность и глубину тех или иных конструкций. (Само слово "конструкции" уже о многом говорит, об отношении к живому в т.ч.)
стал взаимодействовать не с природой (природа осталась за окном), а во-первых, с эстетическими (философскими) мыслями (интенциями) Е. Морошкина, подкрепляемыми опять же не природой, а художественными изображениями природы
1. Е. Морошкин делится своим духовным опытом, в том числе и опытом своего личного общения с природой.
2. Как можно подкреплять "самой природой" свой духовный опыт в статье, посвящённой отображению родственного духовного опыта в произведениях искусства? Да и как можно подкреплять "самой природой" что-либо в философской или искусствоведческой работе? И вообще - в культурном творчестве, за исключением паркового и т.п.
первична материя (Маркс) или первично идеальное (Платон)?
Красота есть воплощённая истина и воплощённое добро. Это определение красоты, данное Вл. Соловьёвым, вполне удовлетворяет обеим идеям. Не важно в данном случае, что первично, что вторично; а важно - что это
воплощённые истина и добро (благо). Гораздо существеннее в контексте темы о музыке и мышлении (в природе в т.ч.) следующее утверждение:
красота – идеальный феномен деятельности творческих личностей
Если мы признаём красоту в природе, то какой вывод из этого следует?
Вы делаете такой:
И на природу она переносится по сродству и созвучию материальных процессов во время творчества творцов.
Под "творцами" Вы подразумеваете исключительно человеческие существа. Всем другим формам жизни либо отказываете в существовании вообще (как стихиалям природы), либо отказываете в сознательности и творчестве. Т.к. данный вывод не вытекает логически ни из одного предыдущего тезиса, он есть прямое следствие Вашей установки веры (а не мысли). Эту первичную установку веры можно ориентировочно свести к такой аксиоме: "кроме человека в мире не существует никакого творческого и разумного субъекта, всё творческое есть производная человеческой деятельности и культуры, включая идеальные сущности". Не думаю, что моя формулировка слишком грешит против сути Вашей системы. А что касается деталей и частностей, то это другая тема, тут Вы правы.
Иной духовный опыт создаёт иные установки веры, из которых следуют и другие выводы. Например: человек учится в своём творчестве красоте и гармонии у природы, подражает природе. И не мёртвой природе, а Божьему миру и прекрасным созданиям Божьих детей. Человек способен видеть творческое начало в произведениях не только человеческих, но и природных, и космических. Но для такого видения нужна иная установка веры (или "структура души", если так понятнее).
Однако не хотелось бы снова начинать аксиоматические бодания на новом витке дискуссии.
Проблема в том, что самые существенные мысли (хоть в этой теме, хоть в других) вытекают непосредственно из первичных аксиом веры, определяются ими, а следовательно - имеют преимущественное влияние и на всю остальную цепочку мыслей, задавая ей определённый вектор и границы, выход за которые табуируется именно первичными аксиомами веры. Например, аксиомой об отсутствии, кроме человека, иных творческих существ в природе или аксиомой об отсутствии у человека души до физического рождения и после физической смерти. Эти аксиомы имеют ключевое значение и для самого предмета духовного опыта, и для его содержания. А то и другое порождает мысли определённого свойства, равно как и делает недоступными мысли свойства иного.
Не обязательно "бодаться" в таких вопросах ("бодаться" можно в любых вопросах). Лучше и продуктивнее давать право на существование иного духовного опыта своим собеседникам. И общаться с ними как с равноценными мирами, а не в бинаре "истинное" (моё) и "ложное" (мне недоступное). Но именно Ваши
категорические (а в случае несогласия с ними - язвительные) утверждения, типа: "в природе нет музыки", "Бог не творит мир и человека", "у человека нет бессмертной души", "нет вечного личностного духа" и т.д. и т.п. - такие категорические заявления делают невозможным Ваш диалог с людьми, обладающими иным духовным опытом. Отсюда и возникает у Вас восприятие их опыта как исключительно "бодания" с Вашим. Было бы разумнее не категорическое "нет", но "я не имею внутри себя подтверждения Вашего опыта, но не отрицаю его истинности на этом основании". Вы же свой опыт переносите на всю "мировую философию", а здесь уже начинаются такие искажения целостной картины, что создают непроходимые границы между её частями. Синтез же предлагается только с теми частями, какие попадают в границы Вашего духовного опыта и Вашей системы, им сформированной.
Потому что тема не об этом. Тема – о синтезе музыки и мышления. А он, этот синтез, и его механизмы совсем не зависят от решения ни основного вопроса философии, ни основного вопроса эстетики.
Оба этих "основных вопроса" разрешены в религиозной философии и не являются в ней ни основными, ни вообще вопросами. Вопрос о первичности бытия и сознания снимается в религиозной философии пониманием нераздельности того и другого в Боге и духовном мире. А на человеческое бытие и сознание влияет и бытие, и сознание многих и многих существ космоса, в том числе - и природного. Да и само сознание и бытие человека имеют несколько уровней. Отследить первичность и вторичность того или иного бытия и сознания не представляется возможным, да это ничего и не даст для основного вопроса религиозной философии - вопроса о
смысле жизни. Мы уже с Вами выходили на понимание "основного вопроса" и его разрешения в религиозной философии, но не пришли к взаимопониманию, потому что вновь упёрлись в первичную аксиому Вашей системы: "человек - единственная разумная и творческая реальность в мире". Остальные сущности творятся человеческой культурой и философией и существуют только к них.
Тема о синтезе музыки и мышления также вышла на те же самые первичные аксиомы духовного опыта. О каком синтезе какой музыки и какого мышления идёт речь? Композитор мыслит музыкой. И музыка имеет свою философию, как и философия свою музыку. Мышление тоже музыка, как и музыка тоже мышление. Это вроде бы очевидные вещи.
А вот далее начинаются вопросы изначальных установок веры. Музыка имеет не только искусствоведческую, культурологическую и, собственно, звуковую составляющие, но и духовно-религиозную. Какая-то в большей степени, какая-то в меньшей. Духовная музыка и есть осуществлённый синтез религии и музыки. А религиозная философия и есть синтез философии и религии. Вы же предлагаете как бы выпарить из музыки музыку, удалив из неё все религиозные смыслы. Затем то же проделать с философией, вынеся из неё все религиозные вопросы за скобки. А "верующим" (в том смысле, какой Вы вкладываете в этот эпитет) предлагаете задаться вопросами синтеза религии + музыки и религии + философии в других темах. А это, мол, тема только о музыке и философии. Мой вопрос "зачем?" и относился к сей операции, а не к музыковедению и философии как таковым. Зачем сначала разделять единое (духовную музыку на религию и музыку и религиозную философию на две её составляющих), чтобы затем искать механизмы синтеза?
Если для человека, имеющего религиозный духовный опыт, религиозная составляющая в музыке неотделима от эстетической, а религиозная составляющая философии неотделима от мысли, то как он может согласиться на выхолащивание музыки и философии от религиозной составляющей, а затем искать механизмы синтеза этих выпаренных частей единого целого?
Для безрелигиозной картины мира самой такой проблемы не стоит: в ней музыка отдельно, религия отдельно, философия отдельно. И уже потом синтез этих отдельностей. Если всё это есть творчество человека и только человека, тогда, да, такое разграничение сфер можно (хоть и с потерями) провести, а потом искать механизмы их синтеза. А если есть иной духовный опыт, который говорит о том, что смысл человеческого творчества не познаётся вне религиозной его природы? Что человеческое творчество имеет свой исток в творчестве Божественном? Что всё, созданное человеком, познаётся только в религиозном его осмыслении? Что тогда делать? "Все в сад?" Собственно, и в этой теме к тому же пришли: как только речь зашла о Боге, Вы потребовали удалить эти посты.
Мне давно кажется, что данный раздел следует переименовать в "Безрелигиозная философия синтеза" или в "Философия безрелигиозного синтеза". Но так как слово "безрелигиозный" может нести негативный оттенок (хотя для меня это лишь констатация факта), приходится обходиться без прилагательного. Для меня давно понятно, что Вы, исходя из своего духовного опыта, предлагаете искать механизмы "человекобожеского синтеза" (во всех областях). Я тоже сейчас не вкладываю оценочного критерия в это определение (о духовном векторе такого синтеза есть отдельная тема и не в этом разделе), только констатирую факт: творчеством, сознанием и свободой наделён в данной картине мира только человек. Никакие иные существа, включая Творца, ничего не творят в той реальности, внутри которой ищутся механизмы синтеза. Всё есть творчество человека, и только человека. И сам синтез есть творчество человека и только среди сотворённых человеком феноменов проводится. Это и есть человекобожеский синтез - по определению: человек единственный творец в мире.
Уж что-что, а я никогда никого не призывал и не призываю верить. Я же философ, я призываю мыслить
Это ещё одна дихотомия, как и в случае с основными вопросами, имеющая смысл исключительно в безрелигиозной системе мысли. Направление мыслям задаёт духовный опыт, базирующийся на глубинных установках веры. И Ваши мысли, и Ваши категорические постулаты - не исключение. И Ваше настойчивое и последовательно проводимое от темы к теме желание вынести все религиозные вопросы за скобки - тому наглядное подтверждение. Вы призываете
мыслить, а не верить человека, утверждая, "что Бог его не творил", "что нет у него бессмертной души", "что нет никакого творчества природы, но только творчество человека" и т.п. Это и есть
верить, а не
мыслить. Только предмет веры и её вектор иные, безрелигиозные. Вы изначально, исходя из установок своей веры, задаёте рамки и направления мыслям, которые готовы слушать. А все иные - "в сад", "к верующим", "в синтез религии и философии" и т.п.
Я уже не говорю о том, что людям, имеющим отличный от Вашего духовный опыт, в принципе невозможно мыслить о творчестве, об искусстве, о философии вне религиозного их смысла. Само это "вне" для определённого духовного опыта абсурдно и бессмысленно. Вы же требуете доказательств существования такого духовного опыта, хотя свой собственный
принимаете на веру. Вера в отсутствие в человеке бессмертной души, а в природе - творческого и разумного бытия, точно такая же вера, как и вера в бессмертную душу и в существование духов природы. И та, и другая основываются на духовном опыте. Спорить о вере нельзя. Но не обязательно ведь спорить, чтобы общаться.
Необходимым условием общения в философской сфере является признание иного духовного опыта такой же реальностью, как и собственный опыт. К сожалению, Вы отрицаете все те реальности, каким не нашли подтверждения в своём духовном опыте. И отрицаете настойчиво и последовательно, переходя порою и к некорректным полемическим приёмам. Потому я и говорю, что для избежания "боданий" необходимо изначально повесить здесь табличку "Верующим вход запрещён", то есть - это раздел "Безрелигиозной философии синтеза, не имеющего религиозного измерения".
говорят о духе духа, духе народа, духе войны, духе аудитории, духе форума и т.д.
В русском языке и слово "воля" имеет два значения. Не нужно путать одно с другим. С тем же успехом можно было под "духом" подразумевать и "запах" (с душком). Есть дух как атман, монада, Дух Божий, Высшее Я, духовная вселенная и т.д. А есть дух как атмосфера, общий (разлитый в воздухе) смысл, стиль и т.п. Это разные значения одного и того же слова. И по-моему, это очевидно. И вряд ли является корректным аргументом перенесение одного значения на другое.
Я думаю, что Б.В. Асафьев вполне слышал музыку мышления, музыку разума, музыку интенций или в его терминах – мыслимого интонирования. Потрясающий синтез музыки и метафизики!
Мне кажется, что любой мыслящий человек слышит музыку мышления. Во всяком случае, у своих любимых философов я такую музыку слышу, хотя она и передаётся словами. Да и музыка поэзии - это вовсе не только звукоряд, но и музыка мысли, и музыка чувства, и музыка образов - в их целостности. Слово включает в себя и звук (музыку), и зрительный образ, и чувство, и смысл. И не является их суммой. Впрочем, это уже другая тема, но и в ней - вне религиозного смысла - крайне сужаются границы как осмысляемого предмета, так и самой мысли.
Сужение границ духовного опыта приводит к распаду целостности мировосприятия и появлению в нём различных дихотомий, продолжающих распадаться на следующие дихотомии. Чтобы как-то остановить этот распад и не сойти с ума, выдвигается идея синтеза и становится буквально идеей фикс, а само слово "синтез" фетишем (синтез ради синтеза). Но так как синтез сей основывается не на изначальной целостности духовной первореальности, то всё упование сводится к знанию неких механизмов, при помощи которых можно от распада перейти к синтезу. Причина же самого распада находится вне границ безрелигиозной картины мира и потому не осмысляется вообще. Без устранения причины разрушения духовной целостности любой синтез частей будет механическим и релевантным: можно и так и эдак сложить, а затем разложить и сложить по-другому. Дурная бесконечность.