для ВОЗ
Людмила Клешина прислала образцы синтеза музыки и архитектуры, а «ВОЗ» прислал образцы синтеза поэзии и музыки. Людмиле ответил выше, а высказывать свое мнение по поводу последнего не буду, поскольку моя задача всё же чуть-чуть другая – разговор о синтезе музыки и мысли.
Но одно стихотворение разберу, точнее, не его поэзис (разбирать поэзию - дело неблагодарное), а его мысли, поскольку эти мысли воленс-неволенс претендуют на метафизические обобщения, тем более его строки вынесены мысле-эпиграфом к тематической перекличке.
Зинаида Миркина
«Есть звук, раздавшийся в тиши»
Есть, точно есть!
«И ставший небом многозвёздным.»
Это мысль Пифагора.
Если «небо многозвёздное» – это эйдос, то это идея Платона:
фонес, ставший эйдосом.
А если оно – материя, то это ветхозаветная идея:
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной…» (Быт.1:14),
но из стихотворения не ясно, услышал ли Бог этот звук, который
был в тиши, или его голос и есть этот звук?
«Ведь музыка есть путь души,»
Выбор и аксиоматика автора. Потому что и живопись есть путь души,
и архитектура есть путь души, и поэзия есть путь души,
и любая сокровенная мысль есть путь души, и т.д.
Я бы не умалял другие пути души.
«Путь этот неисповедим,»
Неисповедимый – значит не подлежащий пониманию.
Тут известная закавыка: если этот путь неисповедим, то откуда мы
знаем = понимаем, что он от музыки, откуда мы знаем, что он
связан с Богом, что он единственный, что он путь души и т.д.
А если понимаем, то лучше бы прямо заявлять о своем понимании.
«Лишь только музыка – другим
Путям вовеки не поверю.»
Автор подтверждает свою аксиоматику и дистанцируется от других
аксиоматик. Ясно, что заявлениям философов о пути мысли здесь
веры не будет.
«Путь этот ведом лишь сердцам –
Раскрытье Божеских объятий.»
А, всё-таки ведом. Значит, и исповедим.
«Он всеобъемлющ, а не прям,
Неизмерим и всеохватен.»
Верно, это про музыку. Она имеет сложное время и пространство, особую
полноту и глубину, плюс полифонию и симфонию.
«Лишь музыке известен тот Чертёж,
что наш Создатель чертит.»
Тут автор вступает в противоречие уже не с другими искусствами и
путями души, а с другими формами культуры, например, мистикой,
эзотерикой, религией, философией, которые тоже претендуют на то,
что им известен Чертёж нашего Создателя.
В противном случае, надо считать, что религия – всего лишь копия
музыки.
«Лишь только музыка ведёт
В неоспоримое бессмертье.»
Здесь спорить не буду. Не знаю, если это касается человека. А если касается вечности вообще, то скажу, что и мысль вполне спокойно отражает вечные (бесконечные) истины. Да и здесь же автор предоставил нам не музыкальное произведение, а произведение поэтическое. Следовательно, и поэзия ведет к бессмертью. А кроме прочего, автор и мысли какие-то ведь выразил, не бессмыслица же здесь написана. Мысль о музыке, мысль о Боге, мысль о пути, мысль о бессмертии, мысль о гармонии мира и т.д. Следовательно, хорошо бы порассуждать и о синтезе поэзии и философии, музыки и философии.