Философия синтеза
Симфоническая метафизика

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #121 : 19 Ноябрь 2019, 15:32:12 »
Часть 4. Разум и мышление

Не берусь в этой теме дискутировать о природе мысли, достаточно общепризнано, что мысль возвышается над чувственностью, хоть сенсорной, хоть душевной, хоть социально-словесной и обладает определенной обобщающей силой, способной непосредственно или опосредованно интегрировать множество чувств. По отношению к духовной чувственности многие люди считают, что духовность выше мыслительности, но в любом случае касательно функции обобщения, приоритет всё равно принадлежит мысли. Например, мысль «яблоко» отражает миллиарды миллиардов яблок и ощущений круглого с косточками, зеленого или красного, сладкого и сочного и т.д. И даже – духовную аллегорию о яблоке как запретном плоде с дерева добра и зла и т.п.
С категорией Разума история аналогичная, как с Духом. Одни люди его считают онтологической субстанцией – мировым Умом, Нусом, Логосом, идентичным Духу и даже Богу, другие – высшим уровнем исторического развития человеческой культуры. Для одних он – гносеологическая Моно-субстанция, для других он субсистенция и как таковой – мышление. Отсюда – знаменитый лозунг Декарта: cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую).
В любом случае мысли формируются как бы двумя способами: как и из оформления огромного количества содержаний мира, души, духа, так и из самодеятельности (изнутри) самого разума (мышления) как его мыследвижения и мыслефлуктуации. Плюс исторически мысль здорово связана со словом (всеобщей соформой). Всё это абстрактно показано на схеме:



В принципе, ничего особо нового в этой схеме нет. Кроме пожалуй, двух моментов:
во-первых, постулирования двух непосредственных чувствований самой чистой мысли: наряду с платоновским эйдосом, еще и (музыкального) фонеса (см. #2), во-вторых, плюс признания этих двух чувственных мод основанием и условием синтеза искусств и философии (мышления), поскольку эти моды могут выступать сим-функцией (на схеме обозначено f-сим), формирующей идентичные и корреляционные структуры между искусствами и философией, в частности, между живописью и метафизикой (эйдос), музыкой и метафизикой (фонес) и т.д.
Таким образом, такое обширное (в 4-х частях) теоретическое отступление для целей темы оправдано.

«Последнее редактирование: 19 Ноябрь 2019, 15:47:24, Сергей Борчиков»

« #122 : 19 Ноябрь 2019, 18:48:33 »
Сергей, лучше бы Вам вообще слово "дух" не употреблять, чтобы не выглядел этот "сбоку бантик" совсем уж неадекватным. Какой смысл Вы вкладываете в слово "дух", я так и не понял (и уже не надеюсь), но он явно ничего не имеет общего ни с христианской традицией, ни с русской религиозной философией; да и вообще ни с одной религиозной традицией. Как и Ваш "Абсолют в регионе сущностей" ничего не имеет общего по смыслу с Богом в религиозном контексте (любом). Так как большинство Ваших читателей вкладывают в эти слова традиционное понимание их, то Вам (если Вы хотите быть адекватно понятым) нужно либо ввести новые слова, либо всякий раз расшифровывать старые - объясняя, что они обозначают в Вашей системе, в Вашем понимании человека (там "дух" ведь тоже ничего не имеет общего с религиозным смыслом этого слова). Всякий раз, употребляя слова "дух" и "Бог", Вам придётся сталкиваться с тем же, с чем и в нашем с Вами случае, - с выходом на первичную аксиоматику и с тем недоумением, какое она вызывает в человеке, привыкшем к христианскому пониманию слов "Бог", "душа", "дух", "человек" и т.п. И вновь Вы будете пенять такому человеку на его "аксиомободание", и кончится всё тем же, чем всегда. Либо Вы окончательно потеряете всех читателей, даже гипотетических. Кроме тех, кто связан с Вами лично или по служебной необходимости.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #123 : 20 Ноябрь 2019, 11:41:08 »
Симфония жизни Духа, по А.Н. Срябину

Ярослав, Вы снова сбиваетесь на тему моей личности. Мне это не интересно. Мне интересно бытие Духа. Если Вам тоже оно интересно, подключайтесь. Покажите Ваш Дух и Дух тех систем, на которые ссылаетесь. Давайте сравним эти духовные концепции. Дух для меня не «бантик», а одна из самых главенствующих Субстанций-Субсистенций человеческого существа.
Для примера многообразия жизни Духа, с которым я согласен, сошлюсь на стихотворную «Поэму экстаза» А.Н. Скрябина. Привожу ее курсивом, с сокращениями (только строки, касающиеся духа), и даю мои комментарии, фиксирующие предикаты Духа и его бытия. При беглом подсчете их насчиталось аж 75 (!).
С удовольствием послушаю Ваши или еще чьи-либо описания и предикации бытия Духа (чего он может, а чего не может) или, как говорит Наталия Подзолкова, континуум внутренней жизни.

А.Н. Скрябин + комментарии:

Дух,
Жаждой жизни окрыленный,
Увлекается в полёт
На высоты отрицанья.

– Дух может 1) жаждать, 2) увлекаться, 3) отрицать, 4) летать, следовательно, может и 5) пребывать в бездействии в низинах.

Там в лучах его мечты
Возникает мир волшебный
Дивных образов и чувств.

– Дух может 6) мечтать, 7) удивляться, 8) пребывать в образах и чувствах [о чем я тоже говорил в #120].

Дух желающий,
Дух, мечтою все созидающий,
Отдается блаженству любви,

– Дух может 9) играть, 10) любить, 11) блаженствовать, 12) созидать.

Среди возникнувших творений
Он томленьем пребывает,
Высотою вдохновений
Их к расцвету призывает,
И полётом опьяненный
Он готов уж впасть в забвенье,

– Дух может 13) творить, 14) томиться, 15) вдохновляться, 16) призывать, 17) опьяняться, 18) впадать в забвенье.

Но внезапно...
Предчувствия мрачного
Ритмы тревожные
В мир очарованный
Грубо врываются,
Но лишь на миг.
Легким усилием
Воли Божественной
Он изгоняет
Призраки страшные.

– Духу  присущи 19) мрачные предчувствия, 20) чувство страха, 21) божественная воля.

И лишь достиг
Желанной победы
Он над собой,
Дух играющий,
Дух ласкающий,
Дух, надеждою радость зовущий,
Отдается блаженству любви.

– Дух занимается 22) самоборьбой и может 23) побеждать, 24) ласкать, 25) радоваться, 26) отдаваться.

Меж цветов своих творений
Он лобзаньем пребывает,
Целым миром возбуждений
Их к экстазу призывает.
Опьяняясь их дыханьем,
Ослепляясь красотой,
Он несется, он резвится,
Он танцует, он кружится
Целой гаммой ощущений
Он истерзан, истомлен.

– Дух может 27) лобызать свои творческие произведения, 28) испытывать чувство экстаза, 29) чувствовать красоту, 30) носиться, 31) резвиться, 32) танцевать, 33) кружиться, 34) быть истомленным, 35) истерзанным, 36) испытывать гамму ощущений [или как я отмечал в #120, континуум ощущений и чувств].

Предчувствия светлого,
Ритмы веселые
В нем зарождаются.
Сладостный миг!
Лучами надежды
Вновь озаренный
К жизни стремлением
Он загорается.

– Дух 36) предоставляет пространство для ритмов (музыки), 37) стремится к жизни.

Чудно постиг
Он силу божественной
Воли своей.
В темные бездны
Взором сжигающим
Он проникает,
Исполненный гнева
И возмущенья
Дерзкий вызов он бросает, —
Загорается борьба.

– Дух может 38) познавать, 39) проникать в бездны, 40) гневаться, 41) возмущаться, 42) дерзить, 43) бороться.

Забывая о цели любимой,
Дух отдается борьбе с опьяненьем.
Он весь упоенье,
Весь наслажденье
Этой игрой
Свободной, божественной,
Этой любовью-борьбой.

– Дух может 44) впадать в забвенье, 45) наслаждаться, 46) предаваться свободе, 47) единиться с божественностью.

В дивном величии
Чистой бесцельности
И в сочетании
Противу стремлений
В едином сознании,
В единой любви
Дух познает
Природу божественной
Своей сущности.

– Духу 48) знакомо чувство бесцельности и 49) присуще величие, а также 50) единство сознания.   

Он понимает,
Что хочет борьбы.
Он захотел —
И события
В стройном порядке
Окружили
Этот порыв.

– Духу присущи 51) понимание и 52) действенное изменение событий.

Он торжествует!..
Но чем омрачен
Этот радостный миг?
Именно тем,
Что он цели достиг.
Он сожалеет
О прошлой борьбе;
И на мгновение
Чувствует он
Скуку, уныние и пустоту.

– Дух может 53) торжествовать, 54) сожалеть, 55) скучать, 56) унывать, 57) чувствовать пустоту.

Дух уносится в полет
В область скорби и страданья.
И в свободном возвращении
В мир мечтаний и тревог
Он чудесно постигает
Смысл тайны бездны зла.

– Дух может 58) летать, 59) скорбить, 60) страдать, 61) постигать зло.

[Речь самого Духа:]
«Я к жизни призываю вас,
Скрытые стремленья!
Вы, утонувшие
В темных глубинах
Духа творящего,
Вы боязливые
Жизни зародыши,
Вам дерзновенье
Я приношу!

– Дух 62) имеет скрытые стремления и 63) со-бытийствует с ними.

Когда всё поднимется
Против меня,
Тогда я начну
Свою Игру.

– Дух 64) несгибаемый.

О мир ожидающий,
Мир истомленный!
Ты жаждешь быть созданным,
Ты ищешь творца.
До меня долетел
Нежно сладостный стон
Призыва.
Я прихожу.
Я уже пребываю в тебе,
О мой мир!

– Дух 65) пребывающий в миру и 66) помощник, откликающийся на просьбы мира.

Таинственной прелестью
Чувств неизведанных,
Сонмом мечтаний и грез,
Огнем вдохновения,
Исканием Истины,
Желаньем запретным
Свободы божественной.
О мир мой возлюбленный,
Я прихожу.

– Дух обладает 67) таинственными чувствами, 68) грёзами, 69) ищет Истину, 70) преступает запреты.

Целой гаммой ароматов
Буду нежить и томить,
Игрой благоуханий
То нежных, то острых,
Игрой прикосновений,
То легких, то бьющих.

– О континууме ощущений и чувств уже писал выше.

Я миг, излучающий вечность,
Я утверждение,
Я Экстаз».

– Дух во времени 71) миг, 72) вечность, 73) собственно сам Экстаз.

Дух на вершине бытья.
И чувствует он
Силы божественной,
Воли свободной
Прилив бесконечный.
Он весь дерзновение.

– Дух может 74) вспрыгивать на вершины бытия (ср. «прыжок» (Shrung) М.Хайдеггера), 75) чувствовать бесконечность.

«Последнее редактирование: 20 Ноябрь 2019, 11:47:23, Сергей Борчиков»

« #124 : 20 Ноябрь 2019, 13:43:56 »
Ярослав, Вы снова сбиваетесь на тему моей личности. Мне это не интересно.

Вам показалось. Мне это тем более не интересно.

С удовольствием послушаю Ваши или еще чьи-либо описания и предикации бытия Духа

Вы уже имели удовольствие это всё послушать в нашем диалоге "Истина истины". Описывать новый круг не вижу смысла. Равно как и разбираться в Ваших схемах - сам факт их существования уже слишком говорящий. На мой взгляд, это вообще не философия, а что-то совсем другое...

Скрябина вряд ли можно отнести к великим мыслителям, как и его тексты - к философии духа. Это песнь эгоцентризму, возведённому в абсолют. И что Вам так близок и понятен именно Скрябин, на мой взгляд, тоже весьма показательно.

P.S. Эпизод со студенткой, рассказанный Вами, мне открыл саму суть Вашей системы и Вашего отношения к миру и к людям в несравнимо большей степени, чем все Ваши схемы, вместе взятые.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 20 Ноябрь 2019, 20:50:53, Ярослав»

« #125 : 21 Ноябрь 2019, 13:08:02 »
Скрябина вряд ли можно отнести к великим мыслителям, как и его тексты - к философии духа.

Скрябина никто и не относит к великим мыслителям. Он величайший композитор, признанный таковым не нами с Вами. Это первое.

Второе. У Скрябина есть поэтические тексты, предшествующие его великим музыкальным произведениям. Они еще ждут своей оценки специалистами. Но я как исследователь уже  оцениваю их очень и очень высоко. Вы можете с этим поспорить, но тогда Вам надо показать: как и почему у гениальных музыкальных произведений такая якобы примитивная поэтическая (программная) основа? В силу же моего тезиса о синтезе поэзии и музыки, я считаю, наоборот, что если бы не было ДУХОВНОГО МИРА его стихов, не было бы и ДУХОВНОГО МИРА его музыки. В противном случае надо отрицать первое.

И третье. В силу единства философии с музыкой и поэзией, в скрябинских произведениях наличествуют и философские идеи (как, например, и у Шекспира, и у других творцов). Это идеи духа и Я, борьбы и свободы, наслаждения и страдания, сущности и бытия, творчества и познания, противоречий и всеединства, и многие-многие другие. Вам или кому-то могут не нравиться его решения этих идей (вполне допустимо), точно так же, как Скрябину могли бы не понравиться, а мне сейчас не нравятся некоторые Ваши решения (аналогично равноправно), но заключать из этого, что его решения менее правильные или ошибочные, чем Ваше, а Ваши интерпретации более правильные, чем мои (например, я не считаю, что у Скрябина эгоцентризм), это вряд ли соответствует уровню духовности, к которому Вы тут всех призываете.
А что касается философии, то отвечу Вам Вашими же словами:

На мой взгляд, это вообще не философия, а что-то совсем другое...

потому что Вы опять ни слова не сказали по теме – о синтезе музыки и философии, ярким представителем которого является гений Скрябина.


« #126 : 21 Ноябрь 2019, 13:39:03 »
это вряд ли соответствует уровню духовности, к которому Вы тут всех призываете

Это вряд ли соответствует тому уровню интеллектуальности, пред которой Вы тут всех призываете пасть.
Нормально?
Так вот, этот тон вряд ли соответствует тому минимуму интеллигентности, который принят у нас за норму на форуме. Разговаривать в таком тоне и с таким градусом ехидства не считаю для себя правильным.

В конце концов, читатель сам может сравнить и уровень аргументации, и уровень мысли, и уровень способности вести диалог у всех участников дискуссий - сравнить и сделать свой выбор.

Вы опять ни слова не сказали по теме – о синтезе музыки и философии

Я уже достаточно сказал о том, какой синтез и почему мне видится благом, а какой - нет. Мы говорим с Вами на разных языках, только и всего. А призывать кого-то тут к духовности у меня нет ни права, ни желания. Тем более что не считаю себя самого носителем особой духовности.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2019, 14:12:30, Ярослав»

« #127 : 21 Ноябрь 2019, 21:22:13 »
Мы говорим с Вами на разных языках, только и всего.

Согласен.


« #128 : 26 Ноябрь 2019, 03:28:05 »
Здравствуйте Все! Я здесь "на новеньких", признаюсь сразу, прочла только первую страницу и изо всех тем, встретившихся при чтении, хочу высказаться по одной, а именно: о симфониях. О нет, не ждите о меня музыковедческого трактата, скорее - мнение многоопытного слушателя, филармонического завсегдатая. Однако и мне не чужды теоретические познания, т.е. подход к музыке "от ума".
Итак, мы знаем, что музыка, подобно всему сущему, развивается от простого к сложному: условно говоря, от плача к симфонии. Ещё по этому поводу говорят, что без Гайдна не было бы Моцарта. Вот на этом теоретическую часть закончим и перейдём к ощущениям.

Ах, Моцарт, ты не достоин сам себя! Ты, Моцарт, поверил гармонию арифметикой. Ну, а дальше уже совсем от меня: симфонии классиков - это орнамент по всем его правилам ритмов, счёта и симметрий. И не надо там искать какого-нибудь ума, просто украшения, некий идеальный порядок завитушек и фигурок. С чувствами тут дело обстоит так: они накладываются на музыку самим слушателем в зависимости от обстоятельств.
За чувствами надо обращаться к романтикам, и опять же ни у Шопена, ни у Бетховена не стоит искать философии. Тут дело такое: как записать и передать чувства? Нет, не инициировать их посредством слов или действий, а передать непосредственно чувство. Вот это и есть музыка. Максимум, переводимого в членораздельную речь у Бетховена - это призыв. Ну, да, к радости, к борьбе, к тому, чтобы встать и что-то делать. Это, как известно, он сам словесно изрекал по поводу своей музыки.
Теперь перепрыгнем к "программным" произведениям, хотя стоит упомянуть описательные: музыкальные картины природы, в том числе с кукушками, пароходами, топотом копыт, даже выстрелами и т.п. Мысль появляется, когда автор пишет изначально программу, практически сценарий своей симфонии. И тут уже угадаете вы его или нет, зависит от ваших познаний в истории, биографии автора, положенного в основу программы сюжета. Яснее всего высказывается музыка в кино. Вот по моему мнению, это не совсем музыка, а только музыкальное сопровождение. Опять же, если музыка передаёт чувства героев фильма, то не надо в ней искать философской мысли.
Когда говорят о "понимании" музыки, имеют в виду способность услышать её гармонию, что зависит не только от абсолютного слуха, чувства ритма, но и от развитости художественного/ образного мышления, от общей эрудиции, опыта слушания. По поводу музыки правильнее всего сказать: расслабьтесь и получайте удовольствие.


« #129 : 26 Ноябрь 2019, 03:58:37 »
Здравствуйте, Маргарита!

Ах, Моцарт, ты не достоин сам себя! Ты, Моцарт, поверил гармонию арифметикой.

Это Сальери у Пушкина поверил алгеброй гармонию, а не Моцарт.

Маргарита, если Вам интересны на нашем портале темы, имеющие отношение к музыке, даю краткую справку (а это авторский философский раздел С.А. Борчикова):

В Интерактиве:
Музыкальная культура
Этническая музыка

В Избранном - категория Музыка

Фонотека (там много записей; некоторые со ссылками на интерактивные темы)

Устные беседы:
Беседы о музыке, дневники фестивалей и конференций, интервью с композиторами
Беседы о фольклоре и этнической музыке, фестивали, концерты





Справка для С.А. Борчикова (к разговору о музыке в природе):
"Отражение стихиалей в музыке".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2019, 04:47:12, Ярослав»

« #130 : 26 Ноябрь 2019, 10:46:22 »
Это Сальери у Пушкина поверил алгеброй гармонию, а не Моцарт.
Спасибо, Ярослав за сноски, посмотрю. В данном случае (повторяю, пока прочла только первую страницу в этой теме) я иду от той постановки вопроса, которую определил автор. Надеюсь, не помешала Вам в этой теме.
Касательно Моцарта и Пушкина отмечу, что я не цитировала осознано. Я имела в виду простую математику (просчитанность, геометричность-орнаментальность) музыки Моцарта и вообще классиков. А в посте я писала не столько о музыке, сколько о возможности её смыслового прочтения.


« #131 : 26 Ноябрь 2019, 17:01:58 »
Маргарита, рад что Вы подключились к дискуссии. И рад, что в отличии от некоторых точно схватили суть темы:

А в посте я писала не столько о музыке, сколько о возможности её смыслового прочтения.

И на этом пути рассуждений возникает развилка:
1) негативная,
2) позитивная.
(1) Негативная дорожка возникает тогда, когда музыка внешним образом пришпандоривается к каким-либо мыслям или идеям, либо идеи, мысли, интерпретации внешним же образом пришпандориваются к музыке. Тогда Ваш совет верен: слушай, получай удовольствие и не заморачивайся.
(2) Но есть еще позитивная дорожка. На ней обнаруживаются встроенные в структуру музыку, имманентные ее форме и содержанию мысли и смыслы. И вот об этом имманентном симбиозе музыкального звучания и внутреннего мышления идет речь в настоящей теме.
Вот что писал один из величайших теоретиков музыки Б.В. Асафьев:

Цитата: Б.В. Асафьев
Все эти разъяснения необходимы, чтобы понять самое важное и в музыке: что она прежде всего искусство интонации, а вне интонации — только комбинация звуков... что содержание не вливается в музыку, как вино в бокалы различных форм, а слито с интонацией, как звукообразный смысл, ибо смысл без выражения в движении, высказывании, песне, игре инструмента — тоже всего лишь абстракция. Но и игра инструмента вне интонирования — тоже всего лишь «игровая забава» или «служебный сигнал». (с.275)

Музыка — всецело интонационное искусство и не является ни механическим перенесением акустических феноменов в область художественного воображения, ни натуралистическим раскрытием чувственной сферы. Как всякая познавательная и перестраивающая действительность деятельность человека, музыка руководится сознанием и представляет собою разумную деятельность. (с.343)

«...мысль, чтобы стать звуково выраженной, становится интонацией». (с.211)

«Последнее редактирование: 26 Ноябрь 2019, 17:10:51, Сергей Борчиков»

« #132 : 28 Ноябрь 2019, 20:49:46 »
она прежде всего искусство интонации, а вне интонации — только комбинация звуков... что содержание не вливается в музыку, как вино в бокалы различных форм, а слито с интонацией, как звукообразный смысл,

Cергей, в цитате Асафьев пишет о том же, что говорю я, а именно: музыка - это запись эмоций, а не смысла. Или так: охи и ахи по поводу тех или иных явлений и событий. Так, как современные компонисты имитируют звуки и шумы, можно просто сделать запись с "натуры" и накреировать  "шедевров", не имея никакого музыкального образования. Считывать звукоподражание просто и, возможно, в нём угадывается смысл, но это редко симфония звуков. Про богатство эмоций в таких произведениях говорить вообще не приходится.


« #133 : 29 Ноябрь 2019, 10:17:33 »
О лже-музыке речь не веду. Для этого есть музыкальные критики.
Отражение в музыке эмоций, чувств, душевных и духовных феноменов - аксиоматика для первого класса. Об этом спору нет.
Главный вопрос темы: отражает ли музыка еще и мысль? Есть ряд теоретиков и композиторов, говорящих о музыкальном мышлении, о мыслях в музыке. И тогда возникает вопрос о формах и содержании этих мыслей. Чем я и пытаюсь заниматься в данной теме. Дополняя ее еще идеей звучания самих метафизических мыслей за пределами музыки.
Тот, кто не согласен с такой позицией, должен либо поставить крест на теме вообще как на фикции, либо аргументированно разбивать приводимые аргументы. А их уже несколько десятков приведено. Будут и еще.


« #134 : 29 Ноябрь 2019, 13:46:10 »
Ну, вот, рассердился. Я ведь просто изложила своё представление о том, что по моему мнению является содержанием музыки. Каждый волен видеть в абстракции то, что хочет увидеть. Это не есть заблуждение, это уровень развития фантазии. Со мной, однако, согласны и музыканты (их надо спросить в первую очередь).
Возможно кто-нибудь это уже цитировал:

"Музыкальное мышление – это специфический интеллектуальный процесс осознания своеобразия, закономерностей музыкальной культуры и понимания произведений музыкального искусства.

Специфика, своеобразие музыкального мышления зависят от степени развитости музыкальных способностей, а также условий той музыкальной среды, в которой живет и воспитывается человек.
Для европейской музыкальной культуры характерно гомофонно-гармоническое мышление: развитие музыкальной мысли по вертикали, связанное с логикой движения гармонических последовательностей и развитием на этом основании хоровых и оркестровых жанров.
Музыкальное мышление изучается с древнейших времен. Так система соотношения музыкальных тонов, открытая Пифагором в процессе его экспериментов с монохордом, можно сказать, положила начало развитию науки о музыкальном мышлении.
 
2. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
В музыкальном искусстве к наглядно-действительному мышлению можно отнести деятельность исполнителя, педагога, просветителя.
Наглядно-образное мышление связано со спецификой слушательского восприятия.
Отвлеченное /теоретическое, абстрактно-логическое/ мышление связано с деятельностью композитора, музыковеда. В связи со спецификой музыкального искусства можно выделить еще один вид мышления, характерный для всех видов музыкальной деятельности – это творческое мышление.
Все эти виды музыкального мышления имеют также общественно-исторический характер, т.е. принадлежат к определенной исторической эпохе. Так появляется стиль различных эпох: стиль старинных полифонистов, стиль венских классиков, стиль романтизма, импрессионизма и др. Еще большую индивидуализацию музыкального мышления мы можем наблюдать в творчестве, в манере выражения музыкальной мысли, характерную для того или иного композитора, исполнителя. Каждый большой художник, даже если он действует в рамках предлагаемого обществом стилевого направления, представляет собой неповторимую индивидуальность /личность/.
Музыкальное мышление связано непосредственно с рождением художественного образа. В современной музыкальной психологии художественный образ музыкального произведения рассматривается как единство трех начал – материального, духовного и логического. К материальному началу относят:
– нотный текст,
- акустические параметры,
- мелодию,
- гармонию,
- метроритм,
- динамику,
- тембр,
- регистр,
- фактуру;
к духовному началу:
– настроения,
- ассоциации,
- выражение,
- волю,
- чувства;
к логическому началу:
– форму,
- жанр,
содержание.
Когда есть понимание всех этих начал музыкального образа в сознании композитора, исполнителя, слушателя, только тогда мы можем говорить о наличии подлинного музыкального мышления.
 
В музыкальной деятельности мышление сконцентрировано главным образом на следующих аспектах:
- продумывание образного строя произведения – возможных ассоциаций, настроений и стоящих над ними мыслей;
- обдумывание музыкальной ткани произведения – логика развития мысли в гармоническом построении, особенностей мелодий, ритма, фактуры, динамики, агогики, формообразования;
- нахождение наиболее совершенных путей, способов и средств воплощения на инструменте или на нотной бумаге мыслей и чувств.

По мнению многих музыкантов-педагогов в современном музыкальном обучении довольно часто преобладает тренаж профессионально-игровых способностей учащихся, при котором пополнение знаний обогащающего и теоретического характера происходит медленно.
Вывод: Расширение музыкального и общего интеллектуального кругозора, активно способствующего развитию музыкального мышления, должно быть постоянной заботой молодого музыканта, ибо это повышает его профессиональные возможности.
 
3. Логика развития музыкальной мысли
...


« #135 : 29 Ноябрь 2019, 14:13:53 »
Ещё раз посмотрела название 4 части "Разум и мышление" и подумала, что её следовало бы, исходя и содержания постов, назвать "Размышления об отражении духа в музыке ". Причём, хотя комментарии говорят об индивидуальном отражении, в музыке времён общественных потрясений отражается дух общественный. Симфония звуков в таком случае есть симфония чувств индивидов направленных духом общественных движений, приводящих к гармонии или дисгармонии. Вербально это отражается от идеологических постулатов движения до суждений в очередях и пивнушках. Это и будет "самая чистая мысль" на соответствующем уровне разума и мышления.



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика