За творческое мышление!Людмиле и Маргарите…Механическое мышление всегда свидетельствует об отсутствии творчества. …Механическое мышление всегда тоска и мука.
Людмила, полностью согласен! Поэтому и призываю к, и учу творческому мышлению.
"Механизмы композиторского мышления" называются музыкальной интуицией…
Маргарита, фраза точная, общеизвестная и очень обширная. Интуиция – один из механизмов любого мышления: и музыкального, и художественного, и инженерного, и логического.
Я пытаюсь углубиться.
Интуицией называется чувствование мысли до того, как она проявится логически.
А в музыке происходит чувствование звуков. Следовательно, мы сможем говорить об интуиции, если покажем, как чувствование звуков увязывается с чувствованием чувст и чувствованием мыслей. Например, композитор чувствует отличие мажорного аккорда от минорного. Но вопрос: почему минорный аккорд чаще связывается с чувством радости, бодрости, а минорный с чувством грусти или уныния? Аналогично в мышлении. Например, мы (не-композиторы) можем
помыслить антиномию «Борьба добра и зла в мире». Чтобы помыслить это композитору, ему надо выстроить две переплетающиеся цепочки звуков, что потом задним числом объясняется: мол-де одна цепочка – символизирует добрую линию, а вторая – силы зла и т.д. В финале какая-то линия побеждает. Почему? Потому что композитор
интуитивно чувствует, что ему не выписать далее линию добра или зла, или потому что он вне музыки уже явно пришел к мыслительному решению, что победит добро или зло? Но тогда зачем музыка, если всё решилось (помыслилось) вне ее?
Архитектура - это музыка не "застывшая" (т.е. мертвая), а безмолвная - живая, и звучит она вечно, нескончаемо, в отличие от музыки слышимой, звучащей здесь и сейчас. Архитектура не обращается к чувствам, для нее это мелковато по сути, архитектурные формы рождаются как выражение миропонимания.
Людмила, с фразами о безмолвной, беззвучной музыке я сталкиваюсь постоянно. Они эпатируют публику, как фразы о хоккее без клюшки или о еде без пищи. Но в них есть доля истины. Я с этим согласился еще в сообщении #77 (
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4993.75#msg41760). Но как объяснить этот феномен? Как нечто может звучать не звуча? Ответ я попытался дать в сообщениях #118-119 (
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4993.105#msg42045), и заключается он в том, что феномен музыкального восприятия, помимо сенсорного звучания, включает в себя еще и
душевное чувство. Так вот, если удается создать архитектурное сооружение или сыграть шахматную партию, которые вызовут душевное переживание, совершенно идентичное музыкальному чувству, то можно говорить о музыке архитектуры, или музыке шахматной партии, или чего угодно, что доставляет точно такое же переживание.
Касательно мышления и мысли – то же самое. Однако, чтобы так говорить, мы должны допустить постулат (аксиому), что МЫСЛЬ ЗВУЧИТ (см. сообщение #2 –
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=4993.0#msg41490). Но чтобы допустить подобное, мы должны, в свою очередь, сделать то, к чему Вы призываете во фразах, указанных в начале, а именно: преодолеть путы механического мышления и начать мыслить творчески.