ПОЛИГОРИЯ (символ и категория)
Слово «категория» (гр.) составлено из двух: 1) «ката» – сверху вниз и 2) «агория» – говорить в народном собрании. Суммарно имеет расхожий смысл – выступать против кого-то, обвинять кого-то, т.е. говорить прилюдно с позиции верха. Но в логику, скорее всего, приходит в связке со словом «каталогос» (гр.) (ср. «каталог») – список граждан, подлежащих воинской повинности, т.е. обозначенная сверху особая категория (род, вид) граждан. Поэтому у Аристотеля категория – общее, родовое понятие, сверху задающее смысл для всех понятий, под него подпадающих.
В связи с появлением полифонических смыслов, я ввожу в логику термин «полигория», т.е. такое понятие, которое не просто оповещение сверху, не просто общее для видовых элементов одного рода, а еще охватывает и покрывает частично или полностью элементы других видов других родов. Эти элементы могут принадлежать к другим категориям или даже пока вообще не принадлежать ни к каким категориям, а летать в качестве вольных идей в свободном пространстве духа-разума, как ласточки-энсимы (см. #13).
Понятия-полигории описывают полиструктуру, политенции, полизаконы, полифонию, единомногое и многоединое и т.д. и т.п. – одним словом, все те понятия, которые подпадают под мыслеаккорд «ПОЛИ». И тогда ясно, что они представляют сложные категории. Но значение полигорий больше, чем просто суммация категорий. Если категории объединяют только логические родо-видовые эйдосы, то полигории способны подминать под себя понятия не только по логическому, не только по эйдосному, но и по фонесному (звуковому, волновому, см. #2) смыслу.
В качестве примера полигорий могу привести такие понятия, как «всеединство» В.С. Соловьева, «многоединое» В.И. Моисеева, «полнота» И.И. Шашкова, «красота» – категория-полигория всей мировой эстетики.
Полигорию следует отличать от амфигории (амфиболии, гр.), т.е. от двусмысленности и даже путающей многосмысленности. Отсюда амфиболон – это то, что окружает со всех сторон, и не в смысле гармоничного дополнения, а наоборот, полонения и ущемления.
Амфиболон – это идея, ограничивающая и закабаляющая человеческое существо, человеческую уникацию. К амфиболонам можно отнести многоликие химеры и фикции чистого разума, соблазнительные иллюзионы.
В этом смысле катаболон – это нечто противоположное амфиболону, это продукт категории, ниспускающей свою мощь сверху в низ и позволяющей (полагающей) чему-то играть роль логического основания категории.
По аналогии, таким катаболоном для полигории является символ (симболон, гр), который явно не амфиболон, т.е. не расстраивающая строй двусмысленность и даже бессмысленность, а нечто, возводящее этот строй на новый уровень поли-синтеза.
Символ в творчестве, в том числе и музыкальном, всегда политенциален (# 20, 22), поскольку объединяет всевозможные ретенции и протенции, а в философии – всегда полигориален, поскольку объединят всевозможные полисмыслы, полисути, полиинтенции, поликатегории, полиосновании, полисубстанции.
Символ отличается от амфиболона тем, что в нем всегда репродуцируется резонанс смыслов, как правило, поликультурных. А в амфиболоне главную роль играет он сам – как стяжка всего Поли в Моно.
Полигория же, заманивая символ, как ласточку, сесть на куст логической структуры (категории), способствует синтезу логического мышления и мышления символического, в том числе музыкального (прямо к теме настоящего форума).