Ларчик-то просто открывается...
философия – царица наук, и не только, но и всех искусств, современных религий и идеологий. И этим всё сказано.
Этим, действительно, всё сказано. Этот тезис и есть смысл и суть и данного раздела, и пафоса синтеза.
Заодно можно добавить, что нет в мире никаких творцов, кроме человека. Всё есть творчество человека, а в первую очередь - человека-философа: сущности, Абсолют, София. Ни в природе, нигде вообще нет и быть не может никаких творцов и разумных существ. А высшее начало в человеке - разум. Потому что именно он, разум, послушно обслуживает первичную установку воли о центральном положении "я" и строит для этой установки систему мировоззрения.
А вся эта конструкция на чём стоит, почему такой фундамент у данной системы и картины мира? А только потому, что "я" - а) человек; б) философ. Следовательно, в центре мира должен быть человек и философ. А всё остальное - что-то самоданное и безликое, не конкуренты, хотя и большие. Был бы "я" художником - была бы аксиома, что искусство превыше всего. Был бы священником - религия превыше всего. Был бы математиком - математика царица наук была бы и всё бы в мире измерялось числом. А был бы, например, другим существом, не человеком, духом природы - природа была бы превыше всего, а единственными творцами - стихиали. Но и в этой картине мира не было бы Живого Творца, но в лучшем случае Абсолют и самоданная материя. Ибо нет и быть не может в центре мира ничего, кроме моего "я" (первичная установка воли). И Абсолют тогда бы зародился не в человеческой философии, а в природе.
Этим центральным положением "я", для которого всё периферия (различие лишь в размере радиуса внешних сфер), и определяется как первичная аксиоматика мировоззренческой системы, так и утверждение (самоутверждение) той сферы превыше всего, какая является самой ближней к центру ("я").
Аналогично: поэта ведет дух поэзиса, философа – дух Софии, ученого – дух истины, танцора – дух тела, даже инженера – дух изобретательства.
И в данном случае "дух" - такое же неживое (что-то типа "атмосферы"), как и всё, что на периферии для центра "я". И душа - только психика. "Дух тела" - особенно забавно звучит (может, запах?)
Не скажу за других, но поэта ведёт не "дух поэзиса" (что-то эфемерное и формальное), а Живой Язык и Живой Бог (Дар Божий). Даже если поэт атеист, его ведёт Язык и Дар. И то, и другое - Живое и от Живого полученное.
Человеческое эго не является ни творческим центром личности, ни тем началом, что может созидать саму личность как целостность. Таким началом является Замысел Бога Живого о данной конкретной личности, и этот Замысел и есть дух человека, его внутреннее солнце. Но эго, если оно занимает центр личности (эгоцентризм), подменяет собою дух, вытесняет его на периферию. А вслед затем на периферию вытесняется и Божий Замысел и Сам Бог, превращаясь в какой-то человекосотворённый Абсолют или вообще в материю.
Личность теряет целостность и начинает искать синтеза через различные механизмы. Но не складывается, рассыпается от столкновения с конкретикой жизни. И не сложится, ибо целостность может быть только там, где в центре истинный Творец и Его Замысел.
Для эгоцентрика главной проблемой становятся все те, кто не хочет участвовать в синтезе вокруг его центра. В итоге - вообще всё становится внешним и чуждым, кроме собственного "я". А вся ценность всего внешнего (что людей, что искусств) определяется радиусом до него от "я" (исключительно по формальному критерию - ближе, дальше). Чем ближе к "я" - тем ценнее и выше. Если философия ближе - она ценнее и выше. Если государственная деятельность - моё государство (или моя нация) превыше всего. И т.д. И т.п.
Когда это увидишь и поймёшь - вся человекобожеская сущность такого синтеза становится очевидной как дважды два. Я - человек. И нет ничего разумного и творческого, кроме меня. И никакого Живого Бога над собою я потерпеть не могу. Мой Бог - моё Я и всё, что служит для его самоутверждения в центре мира (Абсолют, София, философия).