Ответ "псевдофилософа" философуИ далее целая филиппика в адрес формулы. Эмоциональное неприятие формулы не позволяет автору увидеть, что формула – всего лишь инструмент для свёртки идеи.
Да нет там и намёка на "филиппику в адрес формулы" (формуле формулово, и никакой разрухи). И мотив неверный указан: нет у меня "эмоционального неприятия формулы" (я закончил физмат школу и сдал на отлично полный курс высшей математики и физики в Ленинградском Политехническом институте, ныне - университете). В общем, у меня и справка есть.
Нет и быть не может "эмоционального неприятия формулы" и у астрофизика М. Вороткова, упомянутого в статье. А есть лишь понимание природы формулы, языка формулы и понимание, для чего и каких областей такой язык годится, а для каких нет.
Не об "инструменте свёртки идеи" у меня идёт речь (это-то проще простого увидеть; непонятно, зачем о таких очевидностях вообще говорить и, тем более, говорить, что они могут быть кому-то не очевидны). Речь идёт
о принципиальной неповторимости диалога живого с живым, которую формула исключает по определению формулы. Формула построена
на повторимости результата при одинаковых вводных и независимости от личности, вставляющей эти вводные в формулу. Живое реагирует совершенно по-другому! Что не важно для формулы, то принципиально важно для живого и меняет кардинально его ответ на одни и те же вводные (вопросы).
Если идея хороша или верна, то она хороша и верна хоть в образе, хоть в формуле, а если не хороша и не верна, то ее не спасет ни наукообразная формула, ни духовная эмоция.
Идея в образе даёт гораздо большую степень свободы воспринимающему её, чем идея в наукообразной формуле. На языке образов диалог живого с живым сохраняет свою конкретную неповторимость, а на языке формул - нет.
… Это главная установка воли наукообразной философии».
Пример некорректного цитирования: пропущена фраза, к которой относилось это предложение. В цитате (сделанной с пропуском) оно относится к предыдущей фразе, что меняет связь предложений в тексте и существенно искажает смысл. Поэтому опровергать критику искажённого смысла не имеет смысла (оставляю оба смысла на совести оппонента).
«Теорию Времени Козырева – как новую парадигму науки – породило новое отношение человека к Природе. Время у Козырева творчески активно и является инструментом в руках Творца».
И т.д.
Если я начну разбирать их внутренние противоречия, то уйду с рельс жанра эссе, а не хотелось бы.
Сойдите, пожалуйста, с рельсов жанра - хотя бы для вскрытия внутренних противоречий только этого, последнего в списке перечисленных Вами противоречивых тезисов. Разберите его противоречия, сделайте милость. В чём они заключаются?
Из аргументов, приведенных автором, так и не понял, какие относятся к моей позиции, а какие к местечковой идеологической борьбе с родонизмом и наукообразным материализмом.
1. Родонизм не более местечковое явление, чем Интегральное сообщество. И в том, и в другом можно проследить на живой конкретике две полярных универсалистских тенденции, о которых у меня идёт речь. Равно как и духовное искажение продолжателями идей тех мыслителей, кого они провозглашают своими маяками и учителями.
2. Никакой "идеологической борьбы с родонизмом и наукообразным материализмом" я и наш ресурс никогда не вели. С нами вели и ведут, это правда. А причина борьбы: мы самим фактом своего существования разрушили монополию родонизма в Сети и явили реальную альтернативу его подходу к Розе Мира - как учению, мировоззренческой системе, объективному знанию, объективной информации и т.п. Мы на практике показали, что есть другой подход, и он даёт совершенно другого качества плоды. Мы не боремся с родонизмом - мы всё показываем на личном примере. Это и не даёт покоя, и пугает. Если бы мы боролись, мы бы стали играть в ту же игру по тем же правилам, то есть - доказывать, что есть только одна правильная (наша) трактовка и концепция Розы Мира, обличая ложные. А мы говорим, что Роза Мира не столько концепция, сколько ОТНОШЕНИЕ. И не просто говорим, а являем
зримые плоды этого ОТНОШЕНИЯ. И это отношение глубоко личное и неповторимое у каждой души, соприкоснувшейся с мифом Розы Мира. Это очень важно, потому что лишает саму постановку вопроса, чья трактовка правильней, смысла, что и делает невозможной вражду этих трактовок, а следовательно - появляются силы для творческого созидания и общения.
3. К Вашей позиции вообще практически ничего в моём эссе напрямую отношения не имеет. Это не критика позиции и философии С.А. Борчикова - даже близко.
«Универсалистская тенденция делает неизбежной вражду систем».
Круто, не больше не меньше.
Круто не круто, но факт. Именно «универсалистская тенденция» делает невозможным сосуществование двух систем с такой тенденцией на одном поле, будь то локальный синтез, будь всеобщий. Как одна и та же формула не может давать разные результаты на одни и те же вводные; как не может быть двух разных математик и физик, дающих разные ответы по одним и тем же формулам; так не может быть и двух равноправных универсальных систем в одном синтезе (любом). В этом и заключается неизбежность их вражды: только одна из них может быть истинной. А вот синтез, по аналогии с неповторимостью козыревского эксперимента, самой своей неповторимостью исключает вражду с другим, таким же неповторимым синтезом - на одном поле. Это принципиально
иной подход, иное отношение. Вот об этих двух принципиально иных подходах и моё небольшое эссе, а вовсе не критика философской системы С.А. Борчикова.
Но надо же как-то сохранить лицо, одновременно провозгласив самый что ни на есть универсальный синтез: синтез природы, живых существ, социума, мифологий, религий, искусств, наук, философий, и объявив его злом, ведущим к вражде систем.
Словом "синтез", как и словом "философия", называются прямо противоположные духовные пути, ведущие к полярным духовным плодам. Я, насколько мог, подробно описал в статье "Богочеловеческий и человекобожеский синтез", в чём смысл этой полярности . В данном эссе такой задачи не ставилось, а ссылка на эту статью дана была. Т.ч. желание "сохранить лицо" там, где нет угрозы его потерять, вряд ли можно считать ведущим мотивом моего тезиса.
Синтез синтезу рознь. Какой-то добро (рост жизни), а какой-то зло (её угасание). И это нужно рассматривать всякий раз на конкретном примере конкретного синтеза. Но и знание, что есть два противоположных пути глобального синтеза, как и знание стилистических признаков их, тоже не повредит.
Пусть даже изменив вековечное определение сущности философии как мудрости, на искусство общения и т.д.
Философия -
как искусство общения и искусство перевода - относится только к философии синтеза, а не сделано было как новое определение философии вообще. И не просто к философии любого синтеза моя фраза относится, а к синтезу-диалогу, синтезу-отношению, синтезу - гармонизации систем. Это совершенно ясно из контекста. Эссеистика как жанр лучше отвечает задачам искусства перевода и общения систем, чем наукообразная философия.
Но почему тогда вместо понимания меня, он критикует и упрекает мою позицию, не совсем понятно.
Вот пример косвенного выпада в мой адрес...
Мне это тоже не совсем понятно. Почему Вы прочли в моём эссе не то, что там было сказано прямым текстом - это дополнительная,
через рассмотрение стиля и языка философствования, попытка осмысления двух универсальных тенденций в конце безрелигиозной эры. Может быть, Вам причудились там "косвенные выпады в Ваш адрес"? Попробуйте представить, что у меня могут быть другого рода мотивы, чем "уесть философа С.А. Борчикова", и тогда некоторые отдельные фразы, а, может быть, и эссе в целом по-другому увидятся.
Разве это понимание моей философской системы? Для меня ответ однозначный – полное ее непонимание.
А следовательно (простой силлогизм), само (таковое понимание=непонимание) не является философией синтеза и любви.
Поверьте, Сергей, я ничего не думал вообще о Вашей "философской системе", когда строчил этот опус. Тем более что я о ней имею весьма смутное представление, несмотря на многолетние наши с Вами попытки диалога. И ни на какое понимание этой системы я не претендую, равно как и на синтез с ней. Я делал, было, пару попыток лучше понять Вашу систему, но Вы их, мягко говоря, не приветствовали. Я и в прошлый Ваш заход к нам хотел задать несколько вопросов в "первичной аксиоматике", да не успел. Их цель была бы не критиковать Вашу систему, а понять, вернее сделать хотя бы шаг к пониманию. Пока же у меня на месте Вашей системы в голове только вопрос "а смысл?" Если Вам, действительно, интересно и хочется, чтобы я приблизился к пониманию смысла этой системы, то позвольте мне задавать Вам о ней вопросы, а не бейте по рукам, как только речь заходит о первичных её аксиомах. Без понимания их никакое понимание и последующих построений невозможно.
я услышал бурчание идеолога
Ну да, я и говорю: "сумбур вместо музыки"... Пардон, философии. Только вот почему - "идеолога"?
Вопрос, кстати, важный - об
идеологе. Мне бы очень хотелось получить на него вразумительный ответ, иначе буду вынужден считать это переходом на личность на грани фола (что вряд ли поспособствует гармонизации моего отношения к полемисту С.А. Борчикову).
Итак: идеологию какой партии я исповедую? Или какое движение или идеологическое сообщество создаю и куда его веду? В чём, хотя бы в общих чертах, суть этой идеологии, каковы её основные тезисы, какова её цель?
В Сборной представлены все мои тексты и книги, которые я считаю лучшим из написанного. Не могли бы Вы привести пример (желательно со ссылкой), где сформулирована та идеология, идеологом которой я являюсь?
Мне не раз приходилось выслушивать обвинения в том, что у нас тут авторитарный идеологический сайт, что мы инакомыслящих баним пачками, что Я. Таран тоталитарный идеолог, не терпящий возражений... И т.д. И т.п. Только вот идеологии самые разные приписывались, полярные (от либералов, экуменистов, меневцев до государственников, националистов, коммунистов). Всё зависело от идеологической принадлежности самого обличителя, ставящего по принципу зеркальной противоположности и свой диагноз.
Так,
во имя какой идеологии я изрекаю своё бурчание, по Вашему мнению? Мне, правда, любопытно.
Кстати, скажу Вам по секрету: на нашем идеологическом тоталитарном ресурсе список банов пуст. И не было ни одного прецедента, когда туда попадал кто-либо по идеологическому признаку. Но это так, вишенка на торте.
В целом я не услышал и шелеста философской листвы, я увидел гербарий – экскурсионную пробежку по видам и типам синтеза.
Не мы читаем книги - книги читают нас. Лучше Чехова на это не ответишь.
Внутрь этих видов и типов синтеза практически не заглянули, и с мудрецами, их культивирующими и отстаивающими, любовно не повзаимодействовали, как с Д. Андреевым.
1. А можно ли было на шести неполных вордовских страницах заглянуть внутрь этих видов и типов синтеза и доказать по ходу, что заглянул-таки, то есть - подробно описав это заглядывание? И цель, и смысл этого маленького текста - в другом. А что касается видов и типов синтеза, то они все присутствуют как в одном глобальном векторе, так и в его духовной противоположности. Духовная направленность определяется не тем,
что синтезируется, и даже не тем,
как (при помощи каких методик), а
кто синтезирует и с
кем. Живое с живым или мёртвое с мёртвым. Попытка синтезировать живое с мёртвым и есть либо утопия, либо покушение на жизнь живого, поэтому живое и даёт такие ответы, которые бы исключили подобный синтез. И потому никогда (не убив это живое) сторонникам наукообразного синтеза не найти общего знаменателя и не прийти к единству своих теорий. Наукообразный синтез может синтезировать только мёртвое с мёртвым, но универсалистская претензия заставляет его покушаться и на синтез живого, не имея на то ни согласия этого живого, ни языка, на котором можно это согласие получить.
2. Я упомянул в эссе только четыре имени: Козырева, Бердяева, Андреева и Пушкина. Откуда Вам знать, с кем из них я и как "повзаимодействовал" в течение жизни? И откуда известно, с кем и как я "повзаимодействовал" из не упомянутых в этом небольшом тексте? В чём упрёк: что шестистраничный текст не содержит развёрнутого списка имён, которые имеют отношение к идее всеединства (а заодно с примерами и доказательствами "любовного взаимодействия" с ними автора текста)? Эдак можно кого угодно вывести за ушко да на солнышко.
3. Параллель с родонизмом я провёл вовсе не с целью какой-то идеологической борьбы (здесь Вы, мягко говоря, преувеличиваете слухи о моей смерти), а в том числе и для того, чтобы показать на конкретном примере, насколько
далеки духовно могут быть сторонники той или иной идеи и того или иного мыслителя от этой идеи и от него самого; насколько может быть извращена, сведена в плоскость и сама идея, и дискредитировано заодно имя того, кто с нею ассоциируется в культуре. Идеи всеединства, имени Владимира Соловьёва и других провозглашавших её мыслителей это касается в той же мере, что и Розы Мира, и Даниила Андреева. Есть такие горе-последователи и у Н.А. Козырева. История стара как мир: инквизиция тоже провозглашала себя защитницей Христовой Истины.
О разном
подходе и отношении к одному и тому же предмету, дающих противоположные вектора движения, но применительно к универсалистской тенденции (во всех её проявлениях в определённую историческую эпоху, в которой нам выпало жить) эта моя маленькая импровизация. Цель её - найти отклик в читателе, имеющем родственный моему духовный опыт, а не написать трактат, из которого было бы явным моё многолетнее усердие и проделанная исследовательская работа. Я и к философии отношусь как к составной части Поэзии (с большой буквы - как высшей форме бытия Языка). Можно называть такое моё
отношение "псевдофилософией", как угодно. Только это уже немного другая тема...