«
Тезаурос» (греч. – сокровищница) – основной информационно-образовательный ресурс сайта гуманитарного религиозного образования, открывшегося на портале «Воздушный Замок» несколько дней назад. Почему в Воздушном Замке? Не только из-за гостеприимства его хозяев, но и вследствие существенной переклички идей и оценок того, что происходит в информационном пространстве, каковы самые острые вызовы, предъявляемые временем нашей культурной традиции, и что делать, чтобы эта традиция получила новый импульс для роста.
Интерактивный характер открывшегося ресурса заявлен в его названии. И заявлен он был до того, как Тезаурос разместился в Замке, даже до того, как переезд был задуман. И то, что книга, в которой размещена «Страна знаний», тоже называется интерактивной, может считаться самым ярким и примечательным знаком отмеченной переклички. Интерактивность как форма обеспечения обратной связи и организации диалога в мире телекоммуникаций стала уже избитым – если не сказать назойливым – слоганом передовых информационных проектов. Но чаще всего за этим названием стоит лишь техническая сторона дела – новая опция в отлаженной системе отношений «человек-машина» или «человек-программа», столь же мало оживотворяющая ее, сколько применение слов «мышка» или «собака» в языке компьютерщиков сделала обозначаемые реальности живыми. Интерактивность редко поднимается до уровня интерсубъективности, межличностного диалога. Создателей Тезауроса и Воздушного Замка роднит желание подняться до него.
Тезаурос, как заявлено на главной странице сайта, призван содействовать повышению гуманитарного качества духовно-нравственного, религиоведческого и теологического образования и стимулировать инновационную активность в новой для нашей страны предметной области школьного образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Школьное образование отмечено особо, потому что и концепция гуманитарного религиозного образования, и Тезаурос как проект, нацеленный на ее воплощение, вызревали в ходе изучения опыта современной зарубежной школы, а потом и на ниве собственной школьной практики.
«Третья парадигма» школьного религиозного образования (о ней можно подробнее прочесть в разделе «
публикации» Тезауроса и в книге «
Гуманитарное религиозное образование», представленной на портале) стала складываться за рубежом в то время, пока у нас еще царила идеология победившего социализма. После выхода из этой эпохи как-то само собой в нашем профессиональном и непрофессиональном сообществах, одинаково много рассуждавших о религии в школе, сформировалось представление, что религия может либо проповедоваться, либо изучаться «нейтрально, объективно, научно-критически, отстраненно, непредвзято и т.п., и т.д.». О том, что ни то, ни другое не годится для школы, мало кто задумывался в пылу яростного столкновения поборников двух подходов, хотя об этом догадывались и писали лучшие педагогические умы России еще в XIX веке. Когда же задумывались, то чаще всего делали самый простой из возможных выводов: религии вообще в школе не место. Большим достижением всего нашего общества нужно признать победу той трезвой точки зрения, согласно которой отрезать религию от культуры не представляется возможным, поэтому простое решение в этом случае оказывается ложным. Пользуясь словами крупного английского реформатора викторианских времен, если мы уберем из школы религию, испугавшись проблем, связанных с нею, мы получим проблемы, связанные с ее отсутствием.
О том, что собой представляет «третий путь», заложенный в концепции гуманитарного религиозного образования и «
религии как дара», модератором данного раздела написано около сотни статей, диссертация и несколько монографий. Заинтересованным читателям интерактивной книги автор с удовольствием предоставит эти материалы, предупредив заранее, что они написаны довольно тяжелым научно-теоретическим языком. Посетители же и участники Тезауроса смогут воспользоваться плодами практических разработок, оценить их качество и (будем надеяться) поучаствовать в их усовершенствовании и развитии без обязательного знакомства с теорией. Практикующие педагоги, решившиеся опробовать представленные в Тезауросе программы и наработки, могут рассчитывать также на организационную помощь и методическую поддержку.
А.Ф. Лосев писал, что цель религиозного воспитания состоит в расширении внутреннего религиозного опыта учащихся с тем, чтобы они могли осознать себя на всечеловеческом древе религии и истории. Мы уподобляем сам Тезаурос растущему древу, корни которого – традиция и культура, цветы же и плоды – те духовные озарения, которыми мы приглашаем наполнить наш ресурс сегодняшних взрослых и детей.