Страна знаний
Тезаурос – новая обитель Воздушного Замка

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

«Тезаурос» (греч. – сокровищница) – основной  информационно-образовательный ресурс сайта гуманитарного религиозного образования, открывшегося на портале «Воздушный Замок» несколько дней назад. Почему в Воздушном Замке? Не только из-за гостеприимства его хозяев, но и вследствие существенной переклички идей и оценок того, что происходит в информационном пространстве, каковы самые острые вызовы, предъявляемые временем нашей культурной традиции, и что делать, чтобы эта традиция получила новый импульс для роста.
  Интерактивный характер открывшегося ресурса заявлен в его названии. И заявлен он был до того, как Тезаурос разместился в Замке, даже до того, как переезд был задуман. И то, что книга, в которой размещена «Страна знаний», тоже называется интерактивной, может считаться самым ярким и примечательным знаком отмеченной переклички. Интерактивность как форма обеспечения обратной связи и организации диалога в мире телекоммуникаций стала уже избитым – если не сказать назойливым – слоганом передовых информационных проектов. Но чаще всего за этим названием стоит лишь техническая сторона дела – новая опция в отлаженной системе отношений «человек-машина» или «человек-программа», столь же мало оживотворяющая ее, сколько применение слов «мышка» или «собака» в языке компьютерщиков сделала обозначаемые реальности живыми. Интерактивность редко поднимается до уровня интерсубъективности, межличностного диалога. Создателей Тезауроса и Воздушного Замка роднит желание подняться до него.
  Тезаурос, как заявлено на главной странице сайта, призван содействовать повышению гуманитарного качества духовно-нравственного, религиоведческого и теологического образования и стимулировать инновационную активность в новой для нашей страны предметной области школьного образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Школьное образование отмечено особо, потому что и концепция гуманитарного религиозного образования, и Тезаурос как проект, нацеленный на ее воплощение, вызревали в ходе изучения опыта современной зарубежной школы, а потом и на ниве собственной школьной практики.
  «Третья парадигма» школьного религиозного образования (о ней можно подробнее прочесть в разделе «публикации» Тезауроса и в книге «Гуманитарное религиозное образование», представленной на портале) стала складываться за рубежом в то время, пока у нас еще царила идеология победившего социализма. После выхода из этой эпохи как-то само собой в нашем профессиональном и непрофессиональном сообществах, одинаково много рассуждавших о религии в школе, сформировалось представление, что религия может либо проповедоваться, либо изучаться «нейтрально, объективно, научно-критически, отстраненно, непредвзято и т.п., и т.д.». О том, что ни то, ни другое не годится для школы, мало кто задумывался в пылу яростного столкновения поборников двух подходов, хотя об этом догадывались и писали лучшие педагогические умы России еще в XIX веке. Когда же задумывались, то чаще всего делали самый простой из возможных выводов: религии вообще в школе не место. Большим достижением всего нашего общества нужно признать победу той трезвой точки зрения, согласно которой отрезать религию от культуры не представляется возможным, поэтому простое решение в этом случае оказывается ложным. Пользуясь словами крупного английского реформатора викторианских времен, если мы уберем из школы религию, испугавшись проблем, связанных с нею, мы получим проблемы, связанные с ее отсутствием.
  О том, что собой представляет «третий путь», заложенный в концепции гуманитарного религиозного образования и «религии как дара», модератором данного раздела написано около сотни статей, диссертация и несколько монографий. Заинтересованным читателям интерактивной книги автор с удовольствием предоставит эти материалы, предупредив заранее, что они написаны довольно тяжелым научно-теоретическим языком. Посетители же и участники Тезауроса смогут воспользоваться плодами практических разработок, оценить их качество и (будем надеяться) поучаствовать в их усовершенствовании и развитии без обязательного знакомства с теорией. Практикующие педагоги, решившиеся опробовать представленные в Тезауросе программы и наработки, могут рассчитывать также на организационную помощь и методическую поддержку.
  А.Ф. Лосев писал, что цель религиозного воспитания состоит в расширении внутреннего религиозного опыта учащихся с тем, чтобы они могли осознать себя на всечеловеческом древе религии и истории. Мы уподобляем сам Тезаурос растущему древу, корни которого – традиция и культура, цветы же и плоды – те духовные озарения, которыми мы приглашаем наполнить наш ресурс сегодняшних взрослых и детей.

«Последнее редактирование: 28 Сентября 2017, 23:34:16, Золушка»

Поздравляю всех участников и читателей Воздушного Замка с началом работы на нашем домене сайта Тезаурос! И выражаю от себя лично глубокую благодарность Фёдору Николаевичу и за понимание общности целей и духовной близости обоих замыслов, и за саму идею Тезауроса, и за его богатое и новаторское содержание. Это только первая очередь сайта, в планах — создание интерактивного функционала, с личными кабинетами и возможностью проводить учебные курсы в разных группах. Пока же интерактивную работу можно вести здесь, в разделе «Страна знаний», куда вслед за Фёдором Николаевичем и я приглашаю всех ознакомившихся с идеями и курсами Тезауроса и желающих принять участие в их развитии. Педагогическая тематика — ключевая и для раздела «Роза Мира — творчество диалога», а гуманитарное религиозное образование — тем более. Вряд ли эта тематика может оставить равнодушным любого человека, если он не равнодушен к вопросам воспитания и культуры вообще.

Первое знакомство с проектом можно начать и с нашей Игры в бисер, где теперь присутствует Тезаурос. Тексты для его «башенок» написаны Ф.Н. Козыревым и дают представление о главных идеях и направлениях проекта. Приведу здесь только один текст целиком (в первоначальной редакции, без сокращений) — это описание учебного курса «Религия в мировой культуре», в разделах которого уже есть возможность отправлять свои комментарии или дополнения (в течение следующей недели будет протестирована техническая составляющая и можно вносить свою лепту в эти интереснейшие и актуальнейшие вопросы и подходы). Ключевые моменты я выделил жирным, а также поставил ссылки на разделы курса:

«Учебный курс „Религия в мировой культуре“ продолжает образование школьника в предметной области „Основы духовно-нравственной культуры народов России“ на уровне 8-9-х классов общеобразовательных школ. Рекомендуется к использованию после прохождения курса „Духовно-нравственные беседы“ или независимо от него. Данный учебный курс разработан на феноменологической основе. Это значит, что учащимся предлагается знакомство не с отдельной традицией, а с проявлениями религиозной жизни, общими для разных традиций и культур. Особое внимание на этом этапе обучения уделяется раскрытию религиозного символизма и связанных с ним культурных архетипов. Это достигается чередованием насыщенных символикой понятийных и образных рядов и применением дидактических приемов, стимулирующих интерпретативную активность учащихся. Содержание учебного курса собрано в шесть тематических блоков: Пробуждение, Молитва, Жертва, Подвиг, Святость, Бессмертие. Учебный курс представляет собой принципиально незаконченный проект, в развитие которого с помощью интерактивного ресурса могут внести свой вклад все его участники: разработчики, эксперты, учителя и учащиеся.»
Ф.Н. Козырев

Очень хочется верить, что идеи этого проекта будут не только поняты, но и поддержаны живым участием и творческой энергией. Дай Бог, чтобы Тезаурос не потонул в житейском море людского равнодушия, как многие и многие светлые, достойные, качественные и содержательные начинания. Постараемся и мы в меру сил сознательно и последовательно противостоять энтропии. От нас многое зависит в этом мире, хотя и кажется, что ничего не зависит уже.

Удачи, Тезаурос!

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

«Тезаурос» (греч. – сокровищница) – основной  информационно-образовательный ресурс сайта гуманитарного религиозного образования, открывшегося на портале «Воздушный Замок» несколько дней назад...
Удачи, Тезаурос!

Удачи!


Прекрасная новость!

Очень интересно будет видеть, как этот проект будет расти, подобно живому организму.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Удачи и много-много радостных событий, Тезаурос!

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Замечательный проект! Спасибо! Будем работать.


Удачи, Тезаурос!

Очень интересно будет видеть, как этот проект будет расти

Будем работать.

Дух дышит, где хочет

Полностью переверстан и приведён в соответствие с источником учебный курс "Религия в мировой культуре", состоящий из 6 больших тем. Также исправлен ряд технических ошибок и добавлена удобная навигация по сайту. Приступаем к созданию "Галереи Тезаурос" и к размещению на сайте в полном объёме курса "Духовно-нравственные беседы".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Создана стартовая версия Галереи «Тезаурос».

Открыто три альбома: Утро (для учебного курса «Религия в мировой культуре», тема 1 «Пробуждение», задание 5; начальная); Сон и пробуждение (тема 1, задание 8; начальная); Образ святого Антония (тема 4 «Подвиг», задание 3; относительно полная версия).

Ожидается открытие ещё нескольких альбомов. Пополнение альбомов осуществляется участниками образовательного процесса в ходе выполнения заданий, а также «вольными» посетителями сайта. Этим обусловлено небольшое количество изображений в стартовом варианте.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

В Фонотеке создана подшивка «Музыка Тезауроса».

Аудиоматериалы, представленные в этой подшивке, служат методическим сопровождением сайта гуманитарного религиозного образования «Тезаурос». Каждый альбом соответствует определённому заданию или разделу учебного курса, указанному в подзаголовке.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Учебный курс "Духовно-нравственные беседы" размещён в ознакомительном варианте; заполнены, бывшие пустыми до этого:

Часть 2. Мудрость Востока

    Беседа 3. Дао и Дзен (pdf-файл)
    Беседа 6. Мудрец Соломон (pdf-файл)

Часть 3. Жемчужины добродетели

    Беседа 3. Выбор Сократа (pdf-файл)
    Беседа 6. Исповедник истины митрополит Филипп (pdf-файл).


__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Проекту «Тезаурос» скоро два года, а интерактивность близка к нулевой отметке. Было бы отрадно узнать, что наши разработки оказались кому-то полезны. Если таковые есть, отзовитесь!
Думаю, что низкая востребованность Тезауроса среди педагогов объясняется в значительной степени страшной, переходящей все разумные пределы бюрократичностью и унификацией школьной жизни. Все это происходит под видом повышения технологической оснащенности и эффективности. Я совсем не противник технологий, но если их внедрение предполагает вымывание личного плана взаимодействия, лишает возможности самовыражения и учителя, и ученика, то лучше вернуться к той практике школьного образования, которая существовала сто и двести лет назад. 
Будем надеяться, что это когда-нибудь прекратится, и учитель снова получит возможность творчески подходить к организации урока, к выбору подходов и приоритетов в своей работе. В этом случае и Тезаурос должен получить более широкое применение. Ведь пятилетняя апробация наших методик несомненно доказала, что они работают.
Напомню, что в библиотеке Воздушного замка желающие могут найти мою книгу «Гуманитарное религиозное образование», которую я рекомендую всем, приступающим к освоению нашего подхода. Недавно в сети появилась другая моя книга на ту же тему: «Религия как дар. Педагогические статьи и доклады» (М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014). В том же издательстве готовится к выпуску еще одна книга: «РЕЛИГИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: обзор современной ситуации, тенденций и инноваций». Это сильно сжатая и существенно обновленная версия моего главного исследования «Религиозное образование в светской школе» (2005). Она позволит читателю обрести более широкое и системное видение основных направлений инновации в области школьного религиозного образования, которые предлагает современная педагогическая наука, а также понять, какое место в них занимает подход, называемый нами интерепретативным. Для тех, кто не хотел бы слишком погружаться в теоретические вопросы, а предпочел бы сразу брать интерепретативный подход «за рога», я очень рекомендую две мои статьи о нем, которые вошли в сборник «Избранные лекции в магистратуре по проблемам духовно-нравственного воспитания. Научно-методическое пособие» (Под ред. А.Г. Козловой, Л.А. Немчиковой, А.С. Роботовой. Вып. 1. - СПб., Лингвистический центр «Тайкун», 2017). Я не вправе пока публиковать эти материалы, но готов поделиться ими в индивидуальном порядке с теми, кто готов всерьез взяться за дело.
Наконец, что касается учебного курса «Духовно-нравственные беседы»: на сайт выгружены главы из учебников-тетрадей к трем модулям курса. Этого достаточно, чтобы составить о нем общее представление. Но учебно-методический комплект гораздо богаче. В него входят и презентации к урокам, и методические руководства с постраничными комментариями  к учебникам, и другие материалы для учителя. Эти материалы не для широкой аудитории, а только для тех, кто уже включил наш курс в учебный план. Этим подвижникам я желаю стойкости и дерзновения. И предлагаю личную поддержку.     


Напомню, что в библиотеке Воздушного замка желающие могут найти мою книгу, которую я рекомендую всем, приступающим к освоению нашего подхода.

Справка для читателя:
Козырев Ф.Н. «Гуманитарное религиозное образование».

В Галерее «Тезаурос» создано ещё шесть стартовых альбомов: «Букет сатори», «Моление о чаше»,  «Агнец Божий», «Образы святости»,  «Добродетели и пороки»,  «Всевидящее око».

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.
«Последнее редактирование: 25 Июня 2019, 06:04:06, ВОЗ»

Фёдор Николаевич, это замечательный проект, на мой взгляд! :)

Качество учебных материалов представляется как весьма высокое и могущее быть полезным даже и не только для детей, но и для взрослых. Для самообразования и для того чтобы такие темы своим детям объяснить при случае.

Из того что освоил, особенно мне нравится вот этот материал:
https://rmvoz.ru/tezauros/files/file/beseda-2.pdf

Очень радует включение проповеди Антония Сурожского на страницах 6-7.

Интересуют дела и мысли, касающиеся популяризации творчества Даниила Андреева, а также светлой духовности вообще — через поиск, создание и распространение коллекций картинок, аудио и видео.

Спасибо за отзыв, Михаил!



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика