врун какой
Самое смешное, что не врун. Павел действительно считает своё мнение, вернее мнение той группы, чью идеологию и чьи взгляды он считает своими, мнением всей церкви, всего православия. Это типичная аберрация человеческая: чтобы верить в истинность своего мнения, необходимо примкнуть к какой-то группе (желательно, большой), выражающей точно такое же мнение. Свои всегда правы, чужие всегда заблуждаются. Это первичная аксиома, определяющая всю оценочную шкалу. Но это то состояние духа, что Достоевский назвал самым дьявольским искажением нашей природы (а он, как никто, знал, что говорит). В этой точке находится корень всех войн и всех тираний.
Я иррационально всю жизнь боялся группового единомыслия. Как чумы - буквально. Вот почему, видимо, меня никакая группа никогда не считала своим - и каких только ярлыков не навешивали на меня! Интеллигент-диссидент, государственник, ненавидящий свободу, мракобес и инквизитор, недоучка-двоечник и рафинированный высоколобый эстет, самовыраженец и постмодернист, реакционер и консерватор. Можно перечислять эти полярные оценки до бесконечности. Я тут привёл пример со своей персоной с одною лишь целью - наглядно показать, насколько обусловлены оценки члена группового эгрегора и насколько они не зависят от реальности, если человек однажды поставил знак равенства между своими мыслями и какой-то коллективной идеологией. К слову (если помните) для исповедующего идеологию индивидуализма (тоже ведь типично групповую!) я был приверженцем совкового коллективизма и казармы. Ну, и наоборот, соответственно.
Типичное в человеке - самое неинтересное, самая косная часть (мёртвая материя) души. Вот почему так страшны схемы, идеологии, коллективные оценки: когда они становятся идолами, человек теряет образ и подобие Божье, духовно умирает. Сам того не замечая и не страдая до поры от превращения своей личности в рупор чьей-то чужой воли. Особенно легко потерять себя и стать таким рупором в политическом поле. Там очень сложно остаться самостоятельно мыслящим человеком (т.е. в прямом смысле - человеком). К великому нашему горю, на втором после политики месте по силе воздействия "коллективного эйцехоре" идут различные религиозные и квазирелигиозные эгрегоры.
И человек не замечает, как в нём происходит тяжелейшая духовная "инверсия": он начинает видеть частицу целым, а другие частицы и даже само целое становятся либо врагами, либо умаляются в его представлении до ничтожества. И человек уже не своё личное мнение выражает (он забыл вообще, что это такое по большому счёту), но вещает от имени Истины (церкви, партии, идеологии). Он даже теряет индивидуальный стиль речи, но не замечает этой потери, как и всех других своих потерь в борьбе с врагами истины. Именно - истины, а не одного
лишь своего частного мнения (этого мнения уже нет). Так видится теперь реальность:
есть истина и свои в истине - а есть ложь и чужие во лжи.
Это уже полная блокировка способностей вести с кем-либо диалог. Сама потребность в таком диалоге исчезает, как исчезает весь духовный и идейный спектр, кроме одной узенькой полоски, воспринимаемой отныне как полнота истины, окружённая со всех сторон враждебным мраком. Попробуйте объяснить Свидетелю Иеговы, что его интерпретация Библии лишь одна из множества интерпретаций; или нашим братьям-родонистам - что их понимание творчества Даниила Андреева лишь узенькая полоска, а не то, что Андреев подлинно явил своим творчеством миру. Я не о понимании даже Розы Мира говорю (как эпохи, интеррелигии, интеркультуры и т.д.), а ещё примитивнее - о самом восприятии одной книги.
Люди, подчинившие своё мнение групповому эгрегору, уже не могут признать своё мнение лишь частичкой целого, лишь полоской спектра, потому что это уже
не их мнение. Вот здесь и кроется
ловушка, которая переворачивает реальность с ног на голову:
конус расширяющийся - нормальное состояние человека мыслящего и познающего мир, - становится
конусом сужающимся (
сектантское состояние духа).
Те же процессы мы видим и в церкви. Да в любом сообществе человеческом. Это две полярных устремлённости человеческого духа. И победа энтропийной (сужающейся) тенденции образует своего рода завихрения - секты, партии и т.д. Все секты типичны по духу. Слова и вывески не имеют никакого значения: все секты калечат человека одинаково - убивают одни и те же качества души, играют на одних и тех же слабостях, разжигают одни и те же страсти. И ведут к одной и той же цели одного и того же
хозяина - "разделяй и властвуй".
Диалог могут вести только расширяющиеся конусы познания. Сужающиеся - могут только враждовать. Это закон. А диалог сегодня - единственное спасение для мира. И поэтому борьба с сектантским духом (или корпоративным духом, если это определение понятнее) на всех фронтах и во всех сферах становится в этом столетии одной из главных духовных задач творческой интеллигенции (всех культур, всех церквей). От исхода этой борьбы зависит будущее нашего мира.