Геннадий, а мы
и не вмешиваемся в дела церкви, потому что
не считаем себя чем-то отдельным от церкви. Мы такие же члены церкви, как и оппонирующая сторона. Критика Толстым церкви с нравственных позиций абсолютно справедлива, но его метафизическая, богословская и философская концепция очень слаба, является плоским рассудочным рационализмом и не выдерживает никакой критики. Предавать его анафеме было величайшей исторической глупостью, в ряду целой цепи таких глупостей. Цепь их привела туда, куда привела.
Сейчас мы имеем очень очень похожую ситуацию.
Денис, да,
внешне ситуация - один в один. А вот
внутренне - едва ли такие повторы возможны. Вернее, в данном случае как нельзя лучше подходит афоризм: "история повторяется дважды: как трагедия и как фарс".
Гнев (не прекращающийся до сих пор и очень плохо скрываемый к тому же) на свою голову Александр Мень навлёк не своим "экуменизмом" (это предлог, как и национальная принадлежность отца Александра) и даже не своей эрудированностью и дарованием ("глаза режет"), но тем же, чем, не побоюсь этого сравнения, навлекали на себя гнев церковников все пророки и Сам Господь. "И лучше погибнуть одному человеку, чем всему народу"... Да вот только о народе ли заботились они на самом деле?
А. Мень вошёл в непримиримую
духовную и нравственную конфронтацию с
корпоративным духом,
узурпировавшим право вещать от имени Церкви.
А. Мень и был голосом и пророком подлинной православной Церкви. Привожу на память те его мысли, что являются для
корпоративного духа неприемлемыми, срывают с него маску, обнажают его подлинную суть:
Если православная церковь считает себя христианской, имеет в себе Дух Христов и несёт соборно Истину миру, то ответственность за судьбу народа, страны и самой церкви лежит на пастырях этой церкви, а не на заблудших и не на бесноватых: не на атеистах, не на внешних врагах. Если сердце народа отшатнулось от церкви и если его смогли увлечь ложные учения, материалисты и атеисты, то вина в этом лежит на самих христианах, которые исказили Истину, отвратили людей от подлинной Церкви, подменили её чем-то другим. Если бы такой подмены не произошло, то не было бы у атеистов и материалистов нравственной силы и не стояло бы никакой высшей справедливости за их обличениями христиан. Именно справедливость их обличений церкви и христианства в целом (на примере православной церкви), а не клевета, позволила увлечь страну на страшный и безбожный путь.Этого
корпоративный дух не может не только принять, но и вообще понять, о чём идёт речь. Ибо истина его волнует постольку, поскольку она
на пользу корпорации. И в этом
нравственно корпоративный дух в церкви ничем не отличается от духа внешних врагов церкви. Подход тот же. Но если своей деятельностью атеисты и материалисты потом наглядно изобличают ложь своих изначально ложных учений, то
корпоративный дух, воцарившийся внутри церкви, дискредитирует Истинную Христову Церковь в глазах общества. И второе несравнимо по своим гибельным последствиям с грехами атеистов и коммунистов всех времён и мастей. Никакие не католики, протестанты и другие религии, объявляемые ложными, не причинили православной церкви столько вреда и не нанесли ей столько ущерба, как сами православные, поддавшиеся из чисто человеческих и эгоистических мотивов воздействию
корпоративного духа (духа Великого инквизитора).
В начале XX века передовые умы России, лучшие христианские мыслители, начиная с Владимира Соловьёва, призывали церковь к диалогу, пытались такой диалог созидать. "Вехи" предупреждали правящих иерархов церкви, что если они не смогут найти общего языка с передовой христианской мыслью, с творческим движением внутри христианской культуры, то им будет просто нечего противопоставить атеистической революционной интеллигенции и народ может пойти за ней, а не за церковью. К этим призывам и к этим предупреждениям "самодовольная церковная элита" осталась глуха. Но творческое движение и движение мысли нельзя остановить, заморозить, потому что
это движение угодно Богу, а не является происками бесовскими. К чему такая нравственная глухота и творческое бесплодие православной церкви привели нашу Родину - теперь стало историей. Но кто ответствен за этот срыв? Если ответственны атеисты и искусители, то значит это они пастыри православного народа, а не церковь. За судьбу стада ответственность несёт пастырь, а не волк. А получается, что виноваты во всём волки, а сами пастыри ни при чём.
Но неужели ничему не научили страшные уроки истории? И опять будут искать врагов и причины бед где угодно, но только не в самих себе? Это не христианский подход, но корпоративный (это слово, наверное, более понятно, чем "сектантский", хотя суть та же).
Я хочу ниже продолжить разработку главных фундаментальных условий, при которых диалог с разными течениями как внутри церкви, так и вовне её будет возможен. А без этого диалога церковь обречена: она окончательно превратится в
себялюбиво замкнувшуюся на самой себе корпорацию и
потеряет нравственный авторитет в обществе и какое-либо влияние на судьбы истории. Кому это выгодно и кому это на руку, думаю, очевидно всем, кроме самой "корпорации".