Православие в Розе Мира
На пути к «Гибельной Щели» (находится ли церковь в глубоком кризисе)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Можно все это увидеть не столько как церковное явление, сколько как проявление радикальной анти-ковидной оппозиционности, которая существует практически во всех странах и везде носит "внесистемный" характер. Присутствует широкий диапазон акций от ворчания на своей кухне до массовых манифестаций с битьем окон или без оного. В России оппозиция ковидным мерам, на мой взгляд довольно-таки массовая, но выражает себя приглушенно и в официальном информационном поле её как бы нет. Тем более интересно, что единственное (насколько я знаю) открытое и организационно оформленное анти-ковидное действо совершилось именно в лоне РПЦ. По сути дела, лишь там нашелся кто-то, кто не побоялся открыто выступить против властей. Я здесь не обсуждаю адекватность выступления по сути, важно то, что реальная народная оппозиционность выразила себя на языке православия. О. Сергий никогда бы так не выступал, если бы он не знал, что он выражает точку зрения приличной части населения. Все это напоминает Средние века, когда оппозиционность тоже часто собиралась вокруг диссидентов от церкви. Не буду судить, хорошо это или плохо, но российская ситуация в этом смысле достаточно уникальна. Некоторые ждут нового средневековья - а оно вот уже на дворе и даже чем-то похоже на старое ...

Говори что думаешь, но думай что говоришь

В России оппозиция ковидным мерам, на мой взгляд довольно-таки массовая, но выражает себя приглушенно и в официальном информационном поле её как бы нет.

Ещё одно характерное наблюдение (а что именно оно характеризует - другой вопрос). В современной России не было массовых протестов с битьём витрин, сжиганием автомобилей, мародёрством и т.п. Даже в октябре 93-го, когда на улицах Москвы шла практически гражданская война, не было случаев мародёрства и всего того, что стало уже неотъемлемым атрибутом массовых беспорядков и протестов в "цивилизованном мире". В Белоруссии, к слову, тоже не было подобных случаев, насколько мне известно.

Некоторые ждут нового средневековья - а оно вот уже на дворе и даже чем-то похоже на старое ...

Мне представляется выражение "некоторые ждут" не соответствующим самому смыслу символа "новое средневековье" (во всяком случае тому смыслу, что вкладывал в этот символ Бердяев, с одноимённой статьи которого и прижилось это определение постгуманистической эры). Новое средневековье так же можно "ждать", как и кризис гуманизма. Эпохи умирают и рождаются вне зависимости от чьих-то ожиданий. Никто в конце средних веков не ждал "новой античности", и Ренессанс не был плодом чьих-то ожиданий. И в конце античности никто не ждал средневековья. Сам символ "новое средневековье" говорит только о цикличности исторического маятника, но не о возврате к средневековью - буквально, как и гуманизм не был возвратом к античности.

Любая эра имеет свои созидательные и свои разрушительные качества; несёт в себе как добро, так и зло; как семя жизни, так и семя смерти - как сама природа человеческая. Творческая потенция любой эпохи ограничена во времени и неизбежно исчерпывается. Так уже исчерпала свою творческую потенцию и гуманистическая эра (тяжелейшего кризиса культуры не видеть уже нельзя). И понятно, что на смену ей идёт другая эра, другая культура. И скорее всего, она будет возвратом к средневековым системам ценностей, но на новом витке, разумеется. Т.ч. жди тут или не жди, а смерть старого так же неизбежна, как и рождение нового. Пока "человек не изменился физически"...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика