В нынешнем году повод для продолжения темы весьма весомый: столетие с окончания "синодального периода" в истории Русской Православной Церкви и восстановления в ней патриаршества. И хотя тема не историческая, без некоторых экскурсов в историю здесь всё же не обойтись, иначе будет трудно понять суть критических оценок современного церковного положения дел.
Для начала - одна из таких оценок:
"
От полноты свободы течение наших дел, христианских, превратилось в медленное и вялое. Мы начали друг другу завидовать, друг с другом ссориться и при случае поражать один другого стрелами слова едва ли не так же, как и оружием. Предстоятели начали нападать на предстоятелей, массы христиан возмущаться против масс, постыдное лицемерие и притворство достигли высшей степени зла".
Звучит весьма по-современному? Однако это не из нынешнего 21 века, а из истории ранней Церкви, ибо написано ещё Евсевием Кессарийским и касалось ситуации конца 3-го века от Р.Х., как раз перед очередной волной антихристианских гонений, учинённых римским императором-язычником Диоклетианом. Аналогичные оценки можно найти и из более ранних, и из более поздних периодов церковной истории, даже у Святых Отцов. Да и как иначе, если, к примеру, преемник Григория Богослова на Константинопольской кафедре, придворный чиновник Нектарий, в один и тот же день был и крещён, и возведён во все степени священства, а на следующий день хиротонисан во епископы. Прямо во время Второго Вселенского Собора, который пожелал видеть Нектария епископом (вот тут и выяснилось, что он хотя уже сед, а даже ещё не крещён) и который завершился под его председательством как Константинопольского патриарха. Тот самый Собор, где, согласно свидетельству Григория Богослова, "
трещали как стадо сорок и ожесточились как рой ос, собравшийся в одну кучу", после чего он и сделал для себя вывод: "
Соборы и синоды я приветствую издали, ибо знаю, как они ужасны. Никогда более нога моя не ступит в это собрание журавлей и гусей".
Но вот что знаменательно: вместе с тем это и тот самый Вселенский Собор, где был принят Никео-Царьградский Символ Веры, а Нектарий причислен к лику святых так же, как и Григорий Богослов, так же как и сменивший Нектария на Константинопольской патриаршей кафедре Иоанн Златоуст, так же, как противник Иоанна Златоуста, сменивший его на кафедре, архиепископ Арсакий, родной брат всё того же Нектария...
Пожалуй, достаточно всего лишь этих двух наглядных примеров - из периода гонимой Церкви и из периода Церкви "государственной", - чтобы задаться вопросом: не была ли и тогда Церковь в кризисе? А если взять также другие примеры, коим несть числа (даже всего лишь из восточно-христианских, про западных пап и про западный клир вообще молчу), то вопрос напрашивается уже несколько по-другому: имелся ли вообще в истории Церкви хоть один период, когда она в кризисе не была? Разве что в апостольские времена? Но достаточно почитать "Деяния апостолов" и послания апостолов, как становится ясным: хватало и той порой своих внутрицерковных коллизий. А если заглянуть ещё раньше? Вот Иисус Христос провозгласил Петру: "
Я говорю тебе: ты - Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её" (Мф. 16:18). Но прошло не столь уж много времени, и... "
Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. Говорит Ему Пётр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики" (Мф.26:34-35) И что же? "
...И вдруг запел петух. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. И выйдя вон, плакал горько" (Мф. 26:74-75). Ещё и Церковь земная едва созидается, а первый её кризис уже налицо. И каждый раз с тех пор: и сказано, и забыл, и согрешил, и вспомнил, и плакал горько... Всегда. Неизбывно. Постоянный кризис (=разделение, решение, исход), постоянный катарсис (=очищение, оздоровление, возвышение). Что ещё человек может принести Богу, если Сам Бог не нуждается ни в чём? Плоды своих трудов, физических или интеллектуальных? Результаты своего творчества? Однако, положа руку на сердце, не такая уж это и жертва с нашей стороны, скорее наоборот. "
Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50:18-19) - повторяем мы перед каждым Святым Причастием. Вот и ответ на вопрос. Главное творчество наше - gnothi seauton: в осознании собственных грехов, кои совершаем ежедневно, ежечасно, ежеминутно. И в покаянии. И в искреннем стремлении больше не совершать. И в любви к Богу и к ближним, ибо без Бога и без любви человек - ничто. Ведь даже будучи членом Церкви Христовой так легко впадает в грех. Всё это, да, кризис. Глубокий кризис. Но если хоть на миг окажется (или даже покажется), что кризиса нет, что земная Церковь столь удачно вписалась сама в себя и в окружающий мир, что все в восторге - значит, врата адовы начинают одолевать всерьёз.
Есть небесная Церковь - торжествующая, есть земная Церковь - сражающаяся, и всё это одна Церковь - мистическое Тело Христово, Глава которой Сам Иисус Христос. Не две Церкви - небесная и земная - а единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. И те, кто в ней пока лишь в своей земной жизни, являют собой сообщество (или, точнее, семью) грешников, чающих спасения, утешения и содействия Духа Святого, объединённых любовью к Богу, ко Святой Троице, к Господу и Спасителю Иисусу Христу и находящихся через Него в евхаристическом общении и во взаимной любви. По крайней мере, именно так должно быть, и лишь собственными силами, без помощи Божией, ни для какого человека в полной мере сие недостижимо. Поэтому Святые Тайны, литургия, таинство Евхаристии - вот центр, средоточие всей церковной жизни. И именно потому (особенно хотелось бы подчеркнуть ещё раз) что земная Церковь состоит сплошь из грешников (от них же первый есмь аз) - будь то хоть епископ, хоть иерей, хоть диакон, хоть обычный прихожанин. Разница между ними, пожалуй, лишь в одном: "
От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк. 12:48). Но так или иначе все мы приносим в земную Церковь свои грехи. Врата ада не где-то далеко и вне - они внутри каждого человека в его земной жизни, внутри каждого члена Церкви. И в этом постоянный кризис каждого, кто воцерковлён, каждого верного - лишь внешние могут питать иллюзию, что свободны от подобных проблем и поглядывать свысока на земную Церковь с её недостатками или, наоборот (хотя это оборотная сторона той же медали), ждать от неё какого-то идейного да социального руководства, нового подъёма философского творчества да сплочения общества вокруг христианских культурных ценностей, а то и "сплочения нации", и прочего в том же мирском духе. Но Церковь обращена прежде всего не к обществу, не к классам и не к "массам", а к каждой конкретной, уникальной, неповторимой человеческой личности. Всё прочее, все социальные и культурные явления да процессы имеют значение лишь постольку, поскольку влияют на личность - способствуют спасению или увлекают к погибели. Только когда в Церкви так или иначе забывают об этом, наступает и такой кризис, который оборачивается потом очень тяжёлым катарсисом.
Взять хотя бы известные события столетней давности, главными участниками которых в массе своей оказались православные христиане - как "низы", так и "верхи". Для так называемой Февральской революции 1917 года не было никаких весомых объективных предпосылок, что признавал даже Ленин. Сам он находился далеко за границей, большевиками в Петрограде вообще не пахло, как и другими революционными партиями (типа эсеров, анархо-коммунистов и т.п.) - всех их февральские события застали врасплох. Петроградский гарнизон в подавляющем большинстве состоял из запасных частей, а потому практически небоеспособных. Да и объединяло этих "запасников" единственное: желание подольше оставаться в тылу и не попасть на фронт. А у самих петроградских "народных масс" единственной серьёзной претензией было, чтобы хлебные очереди стали покороче. Маловато для революции. Но работали бесовские факторы субъективного свойства: тогдашней российской "элите" захотелось самой порулить, без царя. Не только светской, но и церковной, почему с самого начала беспорядков (во многом ещё локальных) Священный Синод молчал, как будто это его не касается. Когда же 26 февраля верные правительству войска (не очень многочисленные, но действительно боеспособные) рассеяли толпы и восстановили в северной столице относительный порядок, наступил решающий момент. Именно тогда католическая церковь выпустила краткое, но весьма определённое обращение к своей пастве: каждый, кто примкнёт к революционному движению, будет отлучён от Святых Таинств. И это подействовало: как отмечал заместитель обер-прокурора Синода Н.Д. Жевахов, ни один католик не принял участия в дальнейших трагических событиях. Однако 26 февраля, когда Жевахов предложил выступить с обращением к православной пастве, у церковных иерархов, членов Синода, отклика это не нашло. А когда на следующий день, 27 февраля, с предложением осудить революционное движение выступил сам обер-прокурор Н.П. Раев, Синод его предложение отклонил. Результат известен: сначала 27-го взбунтовались всего несколько сотен человек, учебная команда одного из запасных батальонов, а к вечеру уже был разгромлен Арсенал, десятки тысяч винтовок оказались в руках гражданских, да и десятки тысяч солдат запасных частей "перешли на сторону революции". И пошло-поехало: всеми правдами и неправдами "элита" уломала Николая отречься от престола, при Временном правительстве в войсках вошли в обиход солдатские комитеты, были ликвидированы военно-полевые суды, отменена обязательность выполнения приказов (и всё это в условиях мировой войны!), полное крушение государства стало неизбежным, как и последующее его восстановление через жёсткую диктатуру - "красную" или "белую", но одинаково жестокую. Ну, а у Церкви то же Временное правительство первым делом отобрало все церковно-приходские школы, пошла "чистка" церковного руководства (вплоть до арестов архиереев), на местах явочным порядком начались захваты церковной собственности... Впрочем, сие было только началом того, что потом куда масштабнее продолжили большевики.
А предшествовало всему этому едва ли не целое столетие героизации смутьянов всех мастей. Начиная с декабристов, которые первыми заложили традицию подлости и лжи (обманом выведя солдат на Сенатскую площадь и обманом увлекшие их в ещё более кровавое восстание Черниговского полка) - ту гибельную традицию, которой потом руководствовались все российские "революционные" силы (от террористов-народовольцев до "радикальных реформаторов" 90-х годов прошлого века). И целое столетие, вплоть до февральского переворота 1917 года, мишенью самых изощрённых атак была прежде всего Церковь, от которой "просвещённое общество" настойчиво добивалось лишь одного: стать "ближе к народу", стать "более демократичной", стать "более терпимой" ("толерантной", как сказали бы сейчас), стать "более свободной", стать "более творческой"... Словом, стать более мирской - хотя нет для Церкви более гибельной опасности, чем обмирщение. Был изобретён и главный приём (эффективный, надо сказать) - противопоставление "церковного народа" ("носителя духа") и "церковных иерархов" ("гасителей духа"), с тотальным "обличением" последних (разница лишь, что тогда писали про митрополичьи кареты, а сейчас про митрополичьи иномарки). Тем паче, что конкретных примеров хватало, как хватало их всегда, во все века. Но тем показательней в этой связи судьба протоиерея Валентина Свенцицкого (1881-1931), в которой, как в капле воды, отразилась главная духовная коллизия той эпохи.
К сожалению, ныне он не очень широко известен. Хотя обладал не только великолепным литературным талантом, но был оригинальным мыслителем, оказавшим большое влияние на Эрна, Бердяева и Ильина (некоторые из их ключевых идей были почти буквально позаимствованы у Свенцицкого). Но самое интересное - эволюция взглядов на Церковь: начиная с искренней критики её "тёмных сторон" и с искреннего желания реформировать, сделать "по-настоящему духовной" - до обретения столь же искреннего и твёрдого убеждения, что не в критике церковных недостатков и не в реформах главное дело, а совсем-совсем в другом. К первому этапу, пришедшемуся на революционную смуту 1905-1907 годов и послереволюционные годы, относится, в частности, организация "Христианского братства борьбы" и фантастическая (не только по жанру, как его определил сам Свенцицкий, но и по литературному мастерству) повесть "Второе распятие Христа". До сих пор по силе воздействия она превосходит, пожалуй, все современные "обличения" диакона Андрея Кураева вместе взятые. А во второй половине жизни (где рубежом стал сентябрь 1917-го, когда Свенцицкий был рукоположен в иереи) особое место занимают его проповеди, произнесённые как настоятелем московского храма святителя Николая Чудотворца на Ильинке. И вот проповедь от 26 июня 1927 года, которая напрямую посвящена обсуждаемой теме (дерзну привести целиком - лучше Валентина Свенцицкого мне всё равно не сказать):
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Память всех святых и память русских святых обращает нас к догмату о святости Церкви: там вспоминаются святые мученики за веру – здесь вспоминаются подвижники, пещеры, дремучие непроходимые леса, но всё это – единый дух подвига и служения Христу.
И думается, какое же великое милосердие Божие, какое утверждение веры, какая крепость духа должны быть у нас, верующих христиан, когда в нашей Церкви содержится вся та великая благодать, которая ниспосылала силы для всех этих подвигов и трудов, и как должен чувствовать себя верующий христианин не одиноким в миру, когда для него всё это, живущее в Церкви, живёт и поныне, когда в Церкви для него всё живое есть, когда весь этот сонм святых составляет часть той Церкви, к которой принадлежит и он.
Сколько должно быть постоянной радости в сердце верующего христианина, сознающего себя членом Церкви!
Но при этом возникают в сердце человеческом и искушения. Как всегда, враг подстерегает нас при самых хороших, при самых возвышенных чувствованиях, так и в этом чувстве нашем враг находит повод и возможность для соблазнения нас.
В нашей личной жизни этот враг, когда мы с благоговением рассматриваем высоту христианского учения, соблазняет мыслью, что мы живём совершенно не так, и потому всё то, чему мы учимся и что мы хотим назвать своей верой, – всё это где-то далеко, отвлечённо для нас, а наша жизнь нисколько не исправляется.
И когда приходят на исповедь, с какой-то безнадёжностью говорят: «Грехи всё те же».
И так ходят и год, и два, и три – грехи всё те же. И кажется человеку, что это какое-то неисчерпаемое, бесконечное и ненужное дело – исповедь одних и тех же грехов. А в отношении Церкви и её святости, всех тех сокровищ благодати, которые в ней содержатся, эта же мысль претворяется в иную соблазнительную мысль: что Святая Церковь, в которой спасались угодники Божий, где-то далеко от нас, а вот наша-то Церковь – в ней вот что, вот что...
И как бы тускнеет образ истинной святости Церкви. Но всё это соблазн.
Да, грехи мы исповедуем до последнего нашего издыхания всё одни и те же. Если взять требник и по нему начать отвечать на вопросы о грехах, не много найдётся вопросов, на которые добросовестно и искренно отвечая, ответил бы христианин: «Нет, не грешен».
Но значит ли это, что он не двигается по пути совершенствования? И что значит совершенствоваться, что значит делать плодотворную работу?
Это опасно, когда человек сам начинает замечать своё совершенствование. Наше совершенствование прежде всего состоит в том, что мы по-новому начинаем относиться к греху, по-новому начинаем в нём каяться.
«Несть человек, иже не согрешит» (2 Пар. 6:36). Но как разнообразно в нашей собственной жизни, в разные её моменты, наше покаяние и наше отношение ко греху. Сколько мы видим слёз на исповеди о грехах, содеянных 20–30, а иной раз и 50 лет тому назад. Вот какой путь прошла человеческая душа!
Через 50 лет жизни вдруг начинает делаться нестерпимо стыдно за какой-то как будто давно забытый грех.
Наша душа всё время очищается этим покаянием и двигается по благодати Божией в таинстве Евхаристии к некоему устроению духовному.
Скажут: «Эти плоды духа так мало дают для нас утешения». А разве не ничтожны наши труды?
Но всё же, если мы оглянемся на жизнь верующего христианина и жизнь безбожников, то мы усмотрим существеннейшую разницу вот в этом отношении нашем ко греховности нашей жизни.
А святость Церкви? Могут ли затемнить её церковные недостатки?
Ведь церковные недостатки – это явление не нашего времени, они были всегда.
Достаточно вспомнить слова св. Григория Богослова, который говорил: «Погибла вера в Бога». Достаточно вспомнить слова св. Иоанна Златоустого, который в беседе на послания к Коринфянам говорил: «У нас в Церкви осталось много лишь хороших воспоминаний, что и раньше и ныне собирались для песнопений, но раньше, когда собирались для песнопений, было единомыслие, но теперь едва ли найдёшь хотя бы одного человека, который был бы твоим единомышленником. И раньше говорили мир, а теперь только вражда».
Ведь это всё говорилось тогда, когда ещё были живы некоторые отцы Никейского Собора, когда только что почил Афанасий Великий, когда были ещё живы Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый.
Но что это значит?
Это значит только то, что Церковь земная имеет много недостатков, которые есть результат слабостей и немощей человеческих.
Могут ли поколебать святость Церкви прегрешения отдельных людей? Какой соблазн, какое величайшее неразумие говорить, что я ухожу из Церкви, потому что встретился с недостойным пастырем, что я не буду больше веровать в Церковь, потому что пришлось пережить тяжкое личное впечатление от того или иного носителя благодати.
Святость Церкви не в этом заключается – она заключается в таинствах, в святости благодати Божией, во всём том добром, что сия благодать сделала с душами человеческими; она заключается в том сонме святых, которые спасены сей благодатию, она заключается в каждом истинно добром движении нашей души.
Это светлое и святое составляет святость Церкви. А грехи наши – болезни наши, они есть немощи греховные, которые мы омываем и исцеляем в этой Святой Церкви Христовой.
Вот потому как в личной нашей жизни да не смущает нас лукавая мысль о ненужности наших трудов, когда мы чувствуем немощь грехов наших, так да не смущается в нас и наша вера в святость Церкви, когда мы видим те или иные недостатки в земной Церкви.
Наше сознание грехов не уныние должно вызывать в нас, а лишь ещё большее и большее старание совершать работу Господню. Сознание недостатков церковной жизни должно влечь за собою не отхождение от Святой Церкви, а ещё большую к ней любовь и желание служить на пользу церковную.
Аминь.https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Sventsitskij/propovedi/