Это иррациональное желание вытекает из свойств самой Русской Души (всемирной отзывчивости)...
Выскажу, быть может, крамольную мысль, но французская душа или немецкая, или английская, или испанская, или татарская, или башкирская, или калмыцкая и т.д. и т.п. не менее всемирно-отзывчивы, нежели русская. Только по-своему.
Вы ведёте защиту Православия и Церкви на портале, имеющем в своём имени «Роза Мира», то по умолчанию другие участники диалога попадают в разряд таких «внешних критиков Церкви» (по Вашим же словам: «всё здесь сводится в итоге — верую в Соборную Апостольскую Церковь или не верую»), а «Роза Мира» тогда воспринимается как некая сектантская система, противопоставляющая себя Церкви.
Слово "здесь" во фразе "всё здесь сводится в итоге - верую в Соборную Апостольскую Церковь или не верую" относится не к порталу "Роза Мира", а к вопросу об отношении к Церкви. Здесь, в этом вопросе, только в веру всё и упирается. А насчёт внешних, Вы и сами знаете, кто внешний Церкви - те, кто не вошли в неё через Таинство Крещения.
Вот почему я вынужден жирным шрифтом после некоторых Ваших текстов выделять опровержения такого вывода, который читатель может сделать, исходя из самого пафоса этих текстов. А то, что Вы «никого ни в чём не упрекаете по умолчанию», из Ваших текстов напрямую не следует: Вы полемизируете с некими критиками Церкви, не верующими в Церковь, и полемизируете при этом с конкретными людьми на конкретном ресурсе. Логическая увязка одних с другими происходит естественным и однозначным образом.
Ваше право комментировать как угодно. И опровергать жирным шрифтом, и даже удалять, если что-то из моих текстов противоречит Вашей редакционной политике и не вписывается в принятую здесь идеологию. Но со своей стороны уже давным-давно привык говорить и писать то, что думаю, и так, как думаю. Меняться поздно.
Духовный смысл и есть смысл истории. Под действительной же историей можно понимать разные планы бытия. Миф и увязывает их в единое целое. И собственно, вся библеистика есть не что иное, как раскрытие Мифа. Причём, раскрывается он в зависимости от того, какие представления о физическом, материальном, трансфизическом, трансматериальном и духовном космосе имеются у читающих Миф. По мере расширения и углубления знаний о космосе, расширяется и углубляется понимание Мифа.
Из того, что у Вас читал по этим аспектам (не только в этой теме, разумеется), могу заключить весьма и весьма глубокое понимание Вами и сущностной специфики Мифа, и сущностной специфики религиозной догматики, и на этой основе глубокое понимание самой догматики как символического выражения великих духовных событий. Поэтому хотел бы отметить лишь один момент: ту опасность, которая ненароком поджидает на пути Мифоцентрической (условно говоря) трактовки смысла истории и символоцентрической (тоже условно говоря) трактовки самого Мифа. Из последнего, в частности, вытекает то обстоятельство, что в обычной языковой и речевой практике слово "миф" ныне имеет ближайшее значение небылицы, выдуманной, мнимой истории. Наличие у символа бесконечного множества значений (как то отмечал ещё Лосев) составляет как сильную сторону символической репрезентации, так может обернуться и слабой стороной, где всё зависит только от того или иного частного произвола. Историческая практика мифотворчества в конце концов именно к этому и привела. Тем паче, что понятие мифа гораздо шире понятия религиозного, что порой девальвирует и религиозное, когда говорят о "религиозной мифологии". Миф может увязать в единое целое что угодно и как угодно - при этом понятие "мифической истинности" (есть и такое) относится только к характеристике гармонического взаимосочетания элементов в самом мифе. Но если взять соотношение с действительной историей, то Боговоплощение, земная жизнь, смерть, Воскресение и Вознесение Иисуса Христа есть действительное историческое событие, как и событие метаисторическое, ибо здесь собственно историческое (земная эмпирическая история) вновь непосредственно пересеклось с уровнем метаисторическим. И никакого Мифа для увязки их в единое целое не требуется - достаточно Откровения. Всё, что сверх него, это уже мифология в современном расхожем смысле слова. Что, однако, не распространяется на художественные литературные произведения и произведения искусства. Будучи во многом также образно-символическими по своей природе, они задают собственную условную реальность, которая несводима ни к реальности мифологической, ни к какой другой. И в этом плане художественная литература и культура вообще (светская, как её называют) имеет несколько неожиданное, но вполне закономерное сходство с религиозным культом, от которого культура, собственно, и берёт свой исток. Она также являет собой дерзновенное проникновение в тайны бытия, с одной стороны, а с другой стороны - своей предзаданной условностью - являет и смиренность перед этими тайнами, отнюдь не настаивая на буквальности своих художественных образов. Однако есть книги, а есть Книга, которая и не миф, и не художественное произведение, а данное людям Откровение. При всём, быть может, несовершенстве своего материального воплощения, в словах и текстах различных человеческих языков, главный инвариант в ней и явственен, и вполне однозначен, и незыблем. И позволяет судить о смысле истории, каковой есть Промысел Божий о мире и человеке - в той мере, в какой Промысел этот выражен и в Ветхом Завете, и в Новом Завете (в данном случае имею в виду не соответствуюшие части Священного Писания, а те Заветы, которые действительно имели место быть как историческо-метаисторические события). Меняются человеческие знания о тварном мире, меняются научные картины мира, меняются социальные идеологии - но суть Заветов остаётся неизменной. Именно поэтому в Православной Церкви остаётся неизменным то же понимание этих Заветов - как две тысячи лет назад, так и сейчас. И именно поэтому всевозможные идеи о необходимости некоего "Вечного завета", якобы, в дополнение к Ветхому и Новому (таковые идеи тоже озвучивались и в религиозной русской философии, и в культуре "серебряного века") суть человекобожеские устремления, за которыми не стоит никакого духовного события, соразмерного Боговоплощению Иисуса Христа и сошествию Духа Святого как неотъемлемого сущностного момента действительной истории Боговоплощения.
Вопрос в том, является ли невосполнимым ущербом для Целого и для каждой его грани исчезновение одной из них. Самодостаточность грани без других граней и есть разное отношение любой системы и к самой себе, и к другим граням (или проекциям, если есть понимание, что Целое не является суммой частей). В нашей дискуссии «самодостаточность» мне видится ключевым словом, позволяющим раскрыть и понять большинство наших разногласий.
Повторяю, самодостаточность существования - это другое, и суть разногласий не в этом. Суть в универсальности или не универсальности культур. По-Вашему, каждая культура есть только некая грань, проекция, лишь часть Целого - а по-моему, каждая культура универсальна сама в себе, даже безотносительно некоего Целого, и потому ничем в самобытности своей ни дополнена, ни заменена быть не может. Как и сам человек, ибо без людей никаких культур вообще нет. Тут суть не в самодостаточности, делать упор на неё - значит всё заведомо упрощать. Например, ежедневно на Земле умирают более 150 тысяч человек, что никак не влияет на самодостаточность существования человечества. Но каждый человек абсолютно уникален в своей личностной неповторимости, и эти потери невосполнимы ничем, даже тем, что само человечество со всей культурой продолжает существовать, а кроме того ежедневно же в мире рождаются около 370 тысяч новых людей. "Не люди умирают, а миры", говоря словами Евгения Евтушенко (Царствие ему Небесное!). И как каждый человек, каждая абсолютно уникальная личность в духовном плане есть не некая грань Целого, не проекция, а универсально обладает всей полнотой человечества, а потому каждый человек самоценен, так и каждая культура в духовном плане - не грань и не проекция, не частична, а универсальна. В том числе обладает всей полнотой духовности, всей полнотой истины, а не является какой-то её частной проекцией, которую нужно дополнять другими частными проекциями. И вместе с тем индивидуальна, ибо именно индивидуальность есть воплощение универсальности, а не сингулярность, которая только частично содержит в себе проекцию некоего всеобщего. И именно в универсальности индивидуального заложена имманентная потребность в общении, подобно тому, как в человеческой ипостаси не только "я", но имманентно заложено и отношение "ты". Разница только в том, что языки и культуры индивидуальны, но не обладают личностными ипостасями, как каждый человек - самоидентичность их состоит в ином. Отсюда специфика взаимообщения разных культур, специфика и сложность диалога между ними. Однако как индивидуальности, как индивидуальные воплощения универсального, все культуры по природе своей имеют потребность в общении, в диалоге. Именно потому, что каждая содержит свою полноту истины. Такова презумпция, ибо Истина (с большой буквы) есть Сам Бог, но тварный мир - не Его грань или проекция, а Его творение, природа коего принципиально, онтологически отлична от непостижимой природы Бога. Кроме того необходимо учитывать, на мой взгляд, принцип голографичности каждой культуры, принцип репрезентативности (а не проекции) её относительно Истины и ещё ряд аспектов. Соответственно, сводить всё лишь к некоей самодостаточности или несамодостаточности - значит заведомо упрощать.
В Ветхом Завете не один дух: от имени Бога там периодически говорит совсем не Бог.
Если "не один дух" и "от имени Бога там периодически говорит совсем не Бог", то кто? дьявол?
А теперь — понимают? Или в церкви нет уже ни фарисеев, ни книжников, ни лицемеров?
Есть и те, и другие, и третьи, и четвёртые, и пятые... Вообще, я уже писал, что земная Церковь почти сплошь состоит из грешников. Для того она и нужна, ибо сказано - "не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию" (Лк.5:31-32).
Если Мир был сотворён во всём совершенстве, то Бог ни в каком творчестве человека не нуждался изначально для воплощения Своего совершенного Замысла.
А Он и творил мир из ничего без всякого участия человека. Наоборот, сотворил и самого человека. Но по Своему образу и подобию - по образу и подобию Творца. Поэтому человек изначально был сотворён именно творцом. Таковым остаётся он и в падшем своём состоянии, только творить уже способен не только нечто доброе, но и очень даже злое. Вот об этом забывать не стоит - не стоит абсолютизировать человеческое творчество как таковое, безотносительно к его духу.
В отношении к миру как падшему или становящемуся, но омрачённому, заключается разное отношение к церкви, культуре и природе и необходимости их диалога...
Одно уточнение: первый подход не является отношением к миру Соборной Церкви, но лишь типичным подходом на определённой стадии развития церкви исторической.
Попросил бы дополнительно уточнить это уточнение: на чём конкретно в Священном Писании и Предании основывается Ваше утверждение (если я правильно понял), что Соборная Церковь не считает нынешний мир падшим, а считает "становящимся, но омрачённым"?
Под талантами в Евангельских притчах не творчество Евхаристии подразумевается, вот в чём дело. Реализовать же талант, как что-то не главное, как хобби, как прилагающееся к главному — творчеству Евхаристии, невозможно психологически.
Неужели? А то, что писать пером или кистью, печатать тексты на машинке или набирать на клавиатуре выступает как хобби по отношению к тому, чтобы есть, пить, дышать - это, значит, никакого психологического дискомфорта не вызывает. Хотя соотношение примерно то же, только не в физическом, а в духовном плане. Тем более, что в Таинстве Причастия происходит не только духовное, но и телесное приобщение к дарам Святого Духа, а совершителем Таинства является Сам Бог.
Реализация Божьего Дара предполагает служение, полную самоотдачу, чувство призвания и неповторимости этого Дара, нужности его миру и Богу. Если же этот дар есть нечто второстепенное, по сравнению с совершением таинств, с богослужением в храме, с Евхаристией, тогда достаточно для спасения души исполнять таинства, исповедоваться и причащаться, стараться не совершать зла и каяться в совершённом. А реализовал ли ты свой талант (и на каком качественном уровне) — вопрос не жизни и смерти и не вопрос спасения души. И вообще в этой озабоченности своими талантами столько гордыни, эгоистического самовыражения, вечной фронды... Простой прихожанин (дом-семья-работа) ближе и понятнее, чем эти мечущиеся со своими талантами интеллигенты... Вот где проходит незримая линия отчуждения (разумеется, это благое отчуждение церкви от зла, не так ли?)
На вопрос "не так ли?" мой ответ: не так. Линия отчуждения, если можно так выразиться, начинается там, где начинается именно фронда талантом. А фронда талантом и творчеством начинается там, где его начинают противопоставлять всему другому. Талант - дар Божий, и таковым даром не обойдён ни один человек, только каждый по-разному. Этот дар есть нечто второстепенное (говоря Вашими словами, хотя это весьма неточно) по сравнению со Святыми Таинствами, с Евхаристией и с причастностью человека к ним в том смысле (о чём выше уже говорил), как и творческая деятельность в жизни "второстепенна" по сравнению с дыханием и с самой жизнью: человек должен дышать, должен элементарно жить, быть живым, чтобы быть в состоянии заниматься творчеством. Это необходимое условие, но недостаточное для полноценной человеческой жизни в которой всегда есть и сугубо личностный смысл. У всех. Даже у тех, кого почти полностью втянула в себя повседневность дом-семья-работа, хотя и это отнюдь не рутина. Воспитание детей в семье - тоже творческий процесс, да ещё какой творческий. Так называемых "простых людей" вообще нет, всякий человек одинаково сложен - будь он граф и великий русский писатель Лев Николаевич Толстой или неграмотный русский крестьянин, о котором и имени в истории не сохранилось, но который кормил оного графа, чтобы тот мог творить свои гениальные литературные произведения. Но у Бога все одинаково живы, Богу все одинаково ведомы, потому для церковного поминовения усопших достаточно только имени, а даже и при человеческом незнании имён можно поминать. И в духовном плане причастие Святых Тайн отнюдь не гарантирует спасения - это необходимое условие, но достаточность зависит только лично от самого человека, от его свободы, от его личных усилий. Далее. Евангельская притча о талантах тоже ведь не случайна: кому больше дано, с того больше спросится. Не творить, жить без хотя бы малейшего проявления творчества, ни один человек вообще не может, ибо создан по образу Творца - такова человеческая природа (которую лишь исказило до противоестественности, но отнюдь не устранило грехопадение). И здесь, как во всём, решающую роль играют мотивы деятельности: во имя ли Бога и людей или во имя только себя самого. Если человек всерьёз считает своё творчество служением Богу и благодеянием для других людей (а благотворное служение людям - это и есть служение Богу, как сказано в Евангелиях), то тогда это именно служение, именно благодеяние, именно творение милости другим - а кто творят подобное благодеяние лишь ради мирского признания, "они уже получают награду свою" (Мф.6:2). Потому-то в предстоянии пред Богом, в Церкви, в храме все прихожане одинаково равны: будь то великий кондитер или пекарь с соседнего хлебозавода, будь то знаменитая модельерша или швея с соседней фабрики, будь то гениальный писатель или наборщик из типографии... А лично каждого судить лишь Богу.
Здесь ли начинается? У всех ли так? И продолжается только после Воскресения мертвых? Или есть иные планы бытия? Вот, интересная тема, гляньте (только пролистайте до конца, пожалуйста).
Эту тему уже читал недели три назад, полностью. И как тогда воздержался от участия, так и сейчас воздержусь. Не потому, что нечего сказать (тоже давно и немало думал на эту тему), а просто не имею возможности втягиваться в ещё одну дискуссию. Уж извините. Может, когда-то потом... Всё в руках Божьих.
Чтобы мне не повторяться (прочтите, этот небольшой отрывок, пожалуйста).
Откровение Вечной Женственности раскрывается изнутри феноменов, созданных Откровением Мужественного Духа (таковы все религии и культуры) — как новая атмосфера, как изменение отношения к себе и другим, как сама потребность в диалоге.
В том отрывке также говорится про женственный дух: "Это жертвенный дух, который не создаёт великое и своё, но растит и раскрывает созданное духом мужественным".
Вот с этим не согласен, тут мне гораздо ближе мысль Елены:
Рядом с вами, мужчины, существует параллельная цивилизация - женщины, а вы ищите в далёком космосе братьев по разуму. Присмотритесь и прислушайтесь к нам...
Хоть это отчасти и шутка, но в каждой шутке лишь доля шутки. И мысль в этом высказывании Елены глубокая. Я бы добавил только, что параллельно существует ещё и третья цивилизация - цивилизация детей. Та самая, о которой Иисус Христос сказал: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное" (Мф.18:3). Правда, провозглашать некое Откровение Вечного Детства почему-то никому ещё в голову не приходило, насколько мне известно. Хотя при желании можно было бы насчёт этого создать не менее развёрнутые (и разнообразные) концепции, нежели насчёт Откровения Вечной Женственности. И быть может, они-то как раз ещё более соответствовали бы той искомой новой атмосфере, о которой речь.
Но это к слову. А что касается главной Вашей мысли насчёт того, что Роза Мира имеет в виду не какое-то конкретное устройство мировой социальности или даже интеррелигии, а именно саму атмосферу, Дух Диалога, то с этой мыслью полностью согласен (Вашу книгу о родонизме я тоже читал). Потому-то уже неоднократно говорил и о грандиозности замысла "Воздушного Замка", но и о грандиозной сложности этого замысла. Тут в основе кроется самая фундаментальная антиномичность, которая наличествует в логике (имею в виду не расхожее понятие, а логику как науку) применительно к самой возможности суждений о Боге. Там проблема состоит в следующем: любое такое суждение предполагает включение Бога в определённый универсум рассуждения, в определённый логический универсум, как и любое суждение о чём бы то ни было - но это автоматически уравнивает Бога именно с чем бы то ни было, что делает любые суждения о Боге заведомо не адекватными, ибо Он кардинально отличается от всех тварных вещей и существ. Эта проблема сродни проблеме, как высказать принципиально несказуемое. Слава Богу, в самой логике найдены средства разрешения этой фундаментальной антиномичности, но в расхожих рассуждениях опасность обходиться без них сохраняется всегда (просто в силу элементарного незнания оных средств и необходимости их использовать). Так и в данном случае - уже само использование таких терминов, как "Роза Мира", "Аримойя", "интеррелигия" и т.д. означает, что выражение мысли идёт на языке определённой субкультуры, что (как минимум) требует адекватного перевода на другие языки культуры. Аналогично и применительно к выражению "Вечная Женственность", как оно бытовало и бытует (весьма по-разному к тому же) у некоторых представителей религиозной русской философии (не беру западную, где эта идея появилась ещё раньше и откуда отчасти её заимствовал Владимир Соловьёв). Однако, как заметил, в иной терминологии выражать на "Воздушном Замке" не очень-то стремятся. Тем самым вольно или невольно, но сама главная мысль низводится на некий субкультурный уровень. Вот это прежде всего имел в виду.
Пророками Вечно Женственного были в русской культуре Владимир Соловьёв и Даниил Андреев, Николай Козырев и Александр Мень.
Никто из них пророком себя не называл да и не считал, насколько мне известно. И уж тем более Александр Мень, который, будучи священником, прекрасно понимал всю крайнюю рискованность (вплоть до духовной пагубности) таковых притязаний. Если найдёте в его текстах или выступлениях хоть одно место, где бы он не то, что называет себя пророком, а и служение своё называл бы пророчеством, будет очень интересно посмотреть.
Юрий, я Вас уже призывал не скатываться в карикатуру... У меня ни малейшего уважения к Марине Цвигун нет, равно как и интереса углубляться в эту тему.
Упомянул о ней отнюдь не ради какой-то карикатуры, а как действительный пример того, как ныне человек объявляет себя пророком, хотя таковым не является. Да и не может Марина Цвигун быть карикатурой, как не может быть карикатурой любой человек. Мне её глубоко и искренне жаль.
А кто в истории православной Церкви объявлял себя пророком и провозглашал свои концепции от имени Бога? Получается, что времена пророков канули в Лету и остались только в книгах Ветхого Завета?
Не только в книгах Ветхого Завета. Последний из великих пророков - это уже в Новом Завете: Иоанн Предтеча. А в Церкви среди даров Святого Духа есть дар пророчествовать - и "кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение" (1Кор.14:3). Поэтому "никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих" (1Кор.12:3-14) Всё это достаточно общеизвестно и неизменно в Православной Церкви с апостольских времён.
Откровение Вечной Женственности не есть «концепция, провозглашаемая от имени Бога». Равно как и пророчество не сводится к таковым. И никогда не сводилось.
В собственно религиозном смысле пророк - всё-таки тот, который провозглашает нечто по воле Бога и от имени Бога. Все прочие словоупотребления - это уже метафоры, и не более. Именно как метафору использовал это слово и Пушкин, равно как и слово "царь" ("ты царь: живи один...), да и другие не менее возвышенные. Вестник же в собственно религиозном смысле вообще один - Тот, Который принёс миру Благую Весть. Но опять-таки Сын Человеческий принёс её от имени Бога-Отца.
мы с Вами расходимся во взгляде на исключительную роль Православия, которое стоит каким-то светлым особняком в истории церквей и исполнено Святого Духа, в отличие от других, куда вкрался дух великого инквизитора...
Это не совсем так или даже, пожалуй, совсем не так. Дух великого инквизитора, конечно, можно при желании поместить куда угодно и усмотреть в чём угодно, но к традиционным религиям он отношение вообще имеет лишь постольку-поскольку. Хотя бы потому, что ни одна из них не сулит людям на земле того, что первым делом посулил оный дух - земные хлебы и земную сытость, земное благополучие, богатство и власть над другими людьми и над миром. Наоборот, все так или иначе, но обращены прежде всего к трансцендентному, к горнему, к не от мира сего. И именно в этом состоит исключительная роль. Например, недавно Римский папа в очередной раз заявил, что вся полнота истины только в Католической церкви. Аналогичная же позиция (применительно к себе) и у других христианских конфессий. И за их пределами ситуация аналогична - взять хотя бы мусульманство. А в рамках мусульманства есть сунниты и шииты, со своими сущностными разногласиями насчёт вероучительных истин... Так что все стоят светлым особняком, говоря Вашими словами. И это только подчёркивает то обстоятельство, что всякая культура универсальна в себе, а не какая-то частная проекция. И среди всех культур как раз различные конфессии и различные религии имеют наибольший шанс на конструктивный диалог между собой. Разумеется, если они начнут спорить, чья религия истинней, то никакого проку не будет. Никакого проку не будет также, если попытаются найти консенсус, что каждая - лишь частная проекция некой всеобщей истины, что все равноспасительны. Это означало бы подменять своим человеческим суждением суждение Бога и претендовать на Истину, каковой является только Сам Бог. Чтобы всеми традиционными религиями была признана их равноспасительность, требуется такое мощное и такое непосредственное Божье волеизъявление, которое ни у кого не оставляло бы никаких сомнений - требуется прямое и непосредственное вмешательство Бога. А пока такового не наблюдается, у всех будут веские основания считать, что не Божья воля, а дьявольское наущение побуждает. Ибо на деле ведёт не к признанию равноценности каждой религии, а к их механическому смешению, к утрате каждой своей индивидуальной универсальности, где конкретному человеку уже без разницы - христианином быть или мусульманином, буддистом или язычником. Поэтому такие темы вообще вне диалога. Как вне диалога споры, типа, какой язык лучше - английский, русский или немецкий. Или обсуждение того, что, мол, коль все языки равноценны и суть лишь разные проекции, то без разницы на каком какому народу говорить - здесь всё должно идти сугубо естественным путём, без каких-то искусственных реформ и насильственных навязываний. В языковой практике любые искусственные вмешательства приводят к самым пагубным последствиям и ничего, кроме вражды, не сеют. Так что всё это были бы абсурдные темы абсурдных споров. Однако что значит полнота истины в религиозном смысле? Она означает прежде всего спасительность, ибо как бы ни отличались друг от друга разные религии и разные религиозные общины, главная суть их земной миссии одна - сотериологическая. При этом каждая считает, что её для спасения человека достаточно. И все признают наличие Абсолютного Верховного Арбитра (пусть и называется зачастую по-разному, и даже понимается по-разному). И это составляет главную основу для взаимоуважительного диалога разных христианских конфессий и даже разных традиционных религий - прежде всего диалога между самими верующими, между конкретными людьми. Ведь спасительность - это уже не из области чего-то массового, это вопрос сугубо личностный, ибо касается спасения именно личного (опять-таки, как бы его ни представлять). Поэтому тут каждому судить и решать для себя и только за себя. Каждый православный христианин (и я в том числе) считает, что вся полнота истины в Православной Церкви, что Православие единственно спасительно для меня, и к тому есть все основания - и вероучительные, и нравственные, и рациональные, и духовные. Если бы считал иначе, то не был бы православным христианином. При этом прекрасно отдаю себе отчёт, что и католики считают аналогичным образом применительно к Католической церкви - иначе не были бы католиками, - и у каждого из них есть какие-то свои основания так считать. Аналогично о мусульманах и т.п. Но лично для меня (как и любого другого) в плане личного спасения это ничего не значит. Не мне (и вообще не человеку) судить, будут ли спасены инославные христиане, а также исповедующие другие религии или исповедующие атеизм - это в конечном счёте судить Богу, ибо спасает только Бог. Более того, сама по себе принадлежность к Православной Церкви отнюдь не является, так сказать, автоматической гарантией спасения. Святые Таинства Крещения, Миропомазания, Евхаристии являются лишь необходимым условием, но отнюдь не достаточным - ещё и самому жить надо по Божьим заповедям, по любви к Богу и к ближним. Я все это себе представляю именно так. И вновь повторяю, что это моя личная точка зрения, а не нечто, якобы, "от имени Церкви" и т.п. Но что Православная Церковь на земле единственна, что Русская Православная Церковь есть Православная Церковь, как и все остальные Поместные Православные Церкви, - так это помимо всего прочего ещё и эмпирический факт.
В Церкви Небесной и мистической — да, невозможен. В церкви земной — ещё как возможен. Либо нужно признать, что великий инквизитор — это исключительно католический дух.
И не католический тоже, даже Достоевский так не считал, хотя, конечно, не случайно вложил в уста Ивану Карамазову эту легенду в "католической" форме (тут надо вспомнить, помимо всего прочего, дискуссии той поры о "папоцезаризме", "христианском социализме" и т.д.). Дух Великого инквизитора - дьявольский дух, ибо повествование в той легенде прямо ведётся от лица служителя дьявола. И если такой дух усматривать в земной Церкви, то это уже не Христова церковь, а церковь антихриста. И тогда прав отец Василий из "Капитана Брамы".
После Боговоплощения человеческая история явила такие страшные формы зла, какие не снились предыдущим эпохам. Происходит поляризация и усиление Добра и Зла после Боговоплощения, до последнего разрыва. Роль и возможности дьявола не стоит ни преувеличивать, ни приуменьшать. Но стоит помнить, что дьявол никогда не является под своим именем. И главное, чего не стоит делать, это смешивать образ Бога с дьявольскими чертами и покрывать их ссылками на Дух Святой. Бороться с дьяволом дьявольскими методами не стоит также. Да и вообще бороться — в смысле «кто кого»...
Ну, не знаю, чем электрический стул, газовая камера или испепеление атомной бомбой страшнее для человека, нежели когда его живьём варят в котле, сажают на кол или разрывают на куски четвёркой лошадей. А ведь о многих старинных формах мы ныне попросту не ведаем. Так что насчёт "не снились предыдущим эпохам" столь же верно, как и то, что и в настоящую эпоху даже в кошмарном сне не приснятся те формы зла, которые были в эпохи предыдущие, до Боговоплощения. Как мудро подмечено Александром Кушнером:
Что ни век, то век железный.
Но дымится сад чудесный,
Блещет тучка; я в пять лет
Должен был от скарлатины
Умереть, живи в невинный
Век, в котором горя нет.
Ты себя в счастливцы прочишь,
А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме
Флорентийской и проказе?
Хочешь ехать в первом классе,
А не в трюме, в полутьме?
Идея о поляризации и усилении Добра и зла до последнего разрыва - эта идея Свенцицкого, заимствованная и развитая потом Бердяевым, выглядит, конечно, привлекательно и кое-что, возможно, тоже объясняет в частных моментах. Однако вместе с тем кроется в ней некая несуразность: выходит, что в мире одновременно нарастает как Добро, так и отсутствие добра (а ничего иного, кроме этого, зло из себя не представляет). Либо надо признать субстранциальность зла, его равновеликость с Добром и тоже обозначать с большой буквы - Зло. Однако такой дуализм неприемлем по многим основаниям. Да и то, что дьявол никогда не является под своим именем - это выражение сколь расхоже, столь сомнительно. Как и то, что, мол, дьявол больше всего стремится сделать вид, что его не существует и т.д. Ныне дьявол, действительно, уже не царит в мире (вследствие как раз Боговоплощения), хотя бесы никуда не делись, а человек порой и бесам может фору дать, как всегда. И уж, действительно, чего не стоит делать - так это смешивать образ Бога с дьявольскими чертами, даже из самых благих побуждений. В том числе и слишком уж легко заявлять о наличии дьявольского духа в земной Церкви Христовой. Пусть даже в форме эвфемизма, типа "дух великого инквизитора" и т.п.
Церковь-Культура существует на Небесах, в мистической глубине бытия. В нашем же мире существуют различные проекции этой единой Церкви-Культуры, которые не могут признать друг друга равноценными вследствие человеческого эгоизма, принимающего коллективные формы «корпоративного духа» (само собою, этот дух называть себя предпочитает другими именами).
Если в мистической глубине бытия, то откуда нам знать, что там именно некая Церковь-Культура, а не та Церковь Христова, о которой речь в Откровении Нового Завета? А насчёт того, вследствие ли навеянного дьявольским духом корпоративного эгоизма различные проекции не могут признать друг друга равноценными или, наоборот, наличие таких конкурирующих проекций есть Божий Замысел, чтобы человек не возгордился сверх меры, ибо эгоизм одного в мирской жизни может быть ограничен только эгоизмом другого - тоже судить нам по силам ли? Тут пока больше вопросов, чем ответов.
Когда Культура сольётся с Культом на Земле, тогда поклоняться будут Богу в духе и истине, а не в Храме.
Скорее всего тогда будет "новое небо и новая земля", о которых ныне в конкретности нам судить невозможно: в любом случае окажутся только фантазиями.
Наши разногласия коренятся ещё в том, что мы по-разному видим мистическую реальность: некоторые её планы, чья реальность не вызывает у меня сомнений, для Вас являются в лучшем случае гипотезами, а в худшем — бесовскими наваждениями.
Насчёт бесовских наваждений применительно к кому бы то ни было и к чьему-либо личному духовному опыту я вообще ничего не говорил, ибо просто не могу судить о личном духовном опыте других людей. Дай Бог, со своим разобраться.
Вообще отношение в современной исторической церкви к мистике является по преимуществу отражением отношения священнического (жреческого) начала к пророческому и мистическому (мягко говоря, подозрительное отношение). Это отношение и становится типическим и делает погоду, выдавая себя за Соборное и злоупотребляя при этом ссылками на Святой Дух.
Повторяю ещё раз: то отношение к духовному плану бытия, которое имеет место в современной Православной Церкви, остаётся неизменным вот уже на протяжении почти двух тысяч лет - с самого момента основания земной Церкви Иисусом Христом. Поэтому либо следует конкретно обосновать, что это именно в современной исторической Церкви так, как Вы считаете, а прежде в ней было иначе, либо признать, что так было всегда, но тогда, получается, что земная Православная Церковь неудовлетворительна как таковая, независимо от того или иного исторического периода. Проясните, пожалуйста, первое или второе Вы имеете в виду?
Зло может рядиться не только «в одежды творчества, искусства и т.п.», но и в рясы...
Да, зло может рядиться во что угодно, таково его злое творчество. Но это лишь ещё раз подтверждает, что не всякое творчество - благо и не всякое благотворно.
Идентификация одного из сегментов исторической церкви с Церковью Соборной и есть осуществление универсального дьявольского метода «разделяй и властвуй».
А что же тогда разделение "
исторической церкви с Церковью Соборной"?
И пока Православие будет стоять на своей исключительности, на том, что это не одна из конфессий, но единственная истинная Соборная и Апостольская Церковь... — до тех пор «разделяй и властвуй» будет продолжать успешно работать и внутри православной церкви, и внутри русской культуры... И я не вижу смысла уже из дипломатических соображений не называть вещи своими именами.
В этой связи всего лишь напомню:
Никакой критики Церкви в этой теме никогда не было. Никто из нас никогда не умалял роли религии и Церкви и не противопоставлял свой личный духовный опыт — Соборному.
Без комментариев и без рефренов.
Вот этому косному и ограниченному духу (духу тёмно-эфирного эгрегора, в мифологии Даниила Андреева); духу, что, сам того не ведая, льёт воду на «чёртову мельницу разделяй и властвуй»...
Поясню, почему лично для меня неприемлема мифологема такового эгрегора. И в оригинальной мифологии Даниила Андреева, и в другой, расхожей и не очень-то оригинальной, мифологии (той, которая относит себя к "эзотерической") под эгрегором понимается некое негативное духовное образование, некий тёмный дух, порождаемый мыслями и эмоциями людских сообществ, который самосознанием не обладает, но тем не менее обладает собственными волевыми импульсами, посредством коих оказывает вредоносное воздействие на эти людские сообщества и на составляющих их людей. В научном плане, как соответствующая гипотеза и при соответствующем терминологическом переоформлении, такая идея вполне имеет право на существование, исследование и эмпирическую верификацию, ибо в мире есть и системные эффекты, и телеономные процессы и прочее в этом роде. Но как именно духовное образование в указанном выше определении, как именно дух - наличие таковых эгрегоров противоречит принципу человеческой свободы. Бессознательный дух, обладающей собственной волей и способностью двигать людьми, как пешками - это будет похлеще диавола. Если перефразировать известную поговорку, то получается - от чёрта крестом, от свиньи пестом, а от лихого эгрегора ничем. Не добавлять же нам своим человеческим произволением-произволом в данную Самим Иисусом Христом молитву "Отче наш...", наряду, с "избави нас от лукаваго", ещё и "избави нас от эгрегора". Вообще, дух, с которым невозможно никакое смысловое общение, вследствие его бессознательности, но который обладает всеми остальными атрибутами духовного существа, включая собственную волю - эта идея весьма и весьма проблематична.