Т.е. создание религии - это творчество. Эта позиция близка иеротопическому подходу (создание сакральных пространств как творчество) и лично мне очень понятна.
Вопрос в
отношении к собственно человеческому творчеству (нуждается или нет Бог в нём), а с другой стороны — в том, какое творчество освящается и оправдывается церковью? Является ли только Евхаристия главным творчеством человека в церкви, а остальное, в лучшем случае, прикладным? Или сама реализация Божьего дара (таланта) есть такое же Богосотворчество, как и принятие таинств? В этих вопросах, как и в религиозном
отношении к культуре и природе, мы, увы, общего языка в этой теме не нашли с представителями церковного большинства. А что иеротопический подход близок по духу сакральному отношению к творчеству и является по сути религиозным творчеством — это безусловно.
В процессе этой дискуссии, церковное учение рассматривалось (по-моему, обеими сторонами) в его застывшем, догматическом виде, как его видят сегодняшние верующие.
Не столько учение рассматривалось (учение — это только буква, которая может быть наполнена разным духом), сколько тенденции в современном православии. Верующие бывают тоже ведь разного духа...
Получился простой вывод, что законсервированная религия не может быть частью Розы Мира.
По-моему, никакая религия не может быть
частью Розы Мира, если Роза Мира понимается как некая универсальная концепция. Но тогда это уже и не Роза Мира совсем. Если Роза Мира понимается как эпоха (новая эра) или как глобальный
процесс гармонизации систем, тогда всё в человеческом мире является частью Розы Мира по определению. Книга же «Роза Мира» — часть культуры, тоже по определению. А вот культура часть религии или религия часть культуры — зависит от приоритетов исторической эпохи и свойственного ей мировоззрения. В Средние века культура была частью религии, в гуманистическую эру — наоборот: религия стала частью культуры.
В идеале, в постгуманистическую эпоху и религия, и культура должны стать двумя крыльями одного духовного и социального Целого. Во всяком случае, именно такой виделась эпоха Розы Мира и Даниилу Андрееву, и другим мыслителям и поэтам, предвещавшим наступление Золотого Века (Нового средневековья, Игры в бисер и т.д.) Расхождения в деталях, а в целом новая эпоха представлялась как
творческая гармонизация культурно-религиозного бытия, как
одухотворение отношения человека к миру, к природе, к космосу, к культурному и социальному творчеству с возвращением в мировосприятие
религиозно-сакральной вертикали.
К сожалению, косность многовековых систем обладает огромной инерцией и пока оказывается сильнее в большинстве душ, чем потребность гармонизации, преодолевающей обособленность и закрытость традиций. Традиции, сопротивляясь либеральному всесмешению, ещё больше затвердевают, вместо того, чтобы открыться навстречу друг другу и пересмотреть своё отношение к человеческому творчеству. Затвердевают — и становятся хрупкими, что чревато новым дроблением под напором глобальных исторических процессов. Затвердевая, традиции невольно отторгают от себя множество творческих натур, чем ещё больше делают свои позиции уязвимыми.
Главная беда в том (как она видится и по итогам этой дискуссии), что церковное большинство не считает трагедией ни взаимное отчуждение церкви и культуры, ни отчуждение человека от природы. Уповают на то, что «врата адовы не одолеют церковь» и в самоизоляции церковь выстоит. Это ложное самоуспокоение: врата адовы не одолеют Церковь как Целое, как духовное единство на Небесах церкви и культуры —
как метакультуру. Но в историческом плане церковь может выкипеть в самоизоляции, и творческий дух может покинуть её окончательно. Такая опасность не рассматривается... Впрочем, мы достаточно здесь привели аргументов с обеих сторон.
А я вот о чём на днях думал. В советском, атеистическом обществе отношение людей друг к другу было более христианским, чем сейчас, когда возрождается религия, восстанавливаются и строятся храмы. Последнее прекрасно. Но в советское время (о послесталинском периоде говорю) брали оступившихся на поруки, нянчились с ними, никто не мог остаться на улице, без работы и средств к существованию. Были гарантированы и обучение детей, и медицинская помощь всем. Сейчас человек может оказаться совершенно покинутым, никому не нужным при стечении неблагоприятных обстоятельств. Каждый сам за себя. Разобщение людей растёт на всех уровнях жизни, даже на бытовом. И в церкви отношение людей друг к другу, увы, мало отличается от мира за церковной оградой. И так же, как в мире, деньги играют громадную роль.
В церкви стало слишком много бизнеса: беспошлинная и не облагаемая налогами торговля, например, в церковных магазинах. Там даже нет кассовых аппаратов: мол, это помощь церкви. Если на периферии это не так бросается в глаза, то в таких городах, как Петербург, уже становится слишком явным. При центральных соборах, где велик туристический поток и где были рядом магазины церковных книг, теперь там же торгуют не книгами, а ювелирными украшениями — под эгидой церкви и без кассовых аппаратов, в обход налогов. Не потому ли такая битва была за Исаакий?..
Там где бизнес, правят волчьи законы бизнеса, а не братской любви. Слишком много фарисейства, неискренности, вторых мыслей... Отчуждение людей друг от друга растёт и в церкви. И церковь не противостоит этому, но вливается в нынешнюю Систему на правах одного из ведущих игроков.
Видеть всё это больно. А самое грустное, что вопросы, поднятые ещё Достоевским и ставшие центральными для религиозной русской философии в Серебряном веке, так же не находят отклика и так же представляются излишними интеллигентскими умствованиями, как и тогда. Словно и не было трагедии 20-го века...
Диалог по-прежнему почти невозможен. Страшная это сила, духовная успокоенность...
Мне и в данной дискуссии, и в большинстве разговоров с воцерковлёнными людьми приходит из каких-то глубин и заполняет душу одно слово — «жестоковыйность»... И это слово объясняет всё. И музыка его печальна, как само время...