Мне кажется, что можно подвести
предварительный итог состоявшейся дискуссии. В самом начале нашего диалога с Юрием я написал следующее:
Юрий, если на Ваш взгляд, нет ни трагедии, ни проблемы отчуждения православной церкви от других духовных рек и нет в этом отчуждении духовного обеднения православной жизни. Если нет жизненной потребности в диалоге с другими религиями, ибо полнота истины находится внутри православия и этой полноты достаточно. Если достаточно для духовной жизни человека совершать таинства по канонам православия, а всё остальное на уровне хобби. Если нет никакой трагедии в отчуждении культуры и церкви (и это проблема культуры, а не церкви); если нет трагедии в отсутствии жгучей потребности у церкви в диалоге с природой (как вопроса жизни и смерти); если боль культуры и природы от глухоты к ним церкви (да и нет никакой глухоты) не является болью прихожанина православной церкви, — то отвечать на мои вопросы и на следующие посты по этой тематике вряд ли имеет смысл: на нет и суда нет.
Дальнейший диспут шёл вокруг одной
центральной дилеммы:
1. Проблема есть. Её нужно обозначить, без чего невозможно искать пути разрешения (даже теоретически).
2. Проблемы нет. Вся проблема — в личном отношении и адекватности суждений.
Одна сторона говорит, что болезнь есть и болезнь серьёзная: не только в обществе, в культуре, но и в церкви. И преодолеть эту болезнь можно только совместными усилиями, изменением отношения ко многим и многим вещам. Другая сторона утверждает, что болезнь есть в обществе и «т.н. светской культуре», а в церкви всё хорошо (люди хотя грешные, но это падший мир, с чем не поспоришь). А в том, что культура стала светской, вина и беда самой культуры и общества, а не церкви. Церковь ни в чём не виновата по определению.
Обе стороны привели более чем развёрнутую аргументацию своих позиций. Вряд ли по существу ещё что-то можно добавить. От себя лично скажу, что я был бы рад, если бы правой оказалась Ваша позиция, Юрий, и вся проблема заключалась в искажённых взглядах отдельных людей, в частности Ваших оппонентов. Говорю с предельной искренностью: дай Бог, чтобы так оно и было. Более того, чтобы так стало, мы и открыли эту тему. Пусть мизерный, но свой вклад внести в преодоление отчуждения (пусть оно и находится только в нас самих).
о системах
Космос тоже система, по определению - иначе это не прекрасный космос, а безобразный хаос. И в человеке нельзя видеть только скелет, но нельзя не видеть также, что скелет тоже есть, а без него была бы многоклеточная амёба.
Одно дополнение: космос — это организм, а не механизм. А системы бывают разными: закрытыми, открытыми, интерактивными. Применительно к настоящей теме показательным является
открытое христианство Александра Меня (за что и был навешен на него ярлык «экумениста»).
Я уже «
оправдывался», что и в мыслях не держал противопоставлять систему диалогу, что само такое противопоставление абсурдно. Слово «система» вынесено из контекста и обыграно, но к тому, что я называю Духом Системы, не имеет ни малейшего отношения. У меня речь идёт о вполне конкретном духе, под эгидой которого может объединиться человечество. Что это будет: диалог систем или одна система? Под диалогом я подразумеваю гармонизацию систем, их отношений и атмосферу, в которой возможна эта гармонизация. Под Духом Системы — волю «всё не-я должно стать мною», ибо единая система (ценностей, идеологии, отношений) в человечестве не может не стать тоталитарной и тиранической. Эту волю к подавлению других систем я и назвал Духом Системы, в какой бы из систем этот дух ни проявлялся.
Сама же система — как иерархия (если речь об иерархических структурах) — не может быть злом. Злом может быть только воля системы к самоутверждению за счёт других или, как вариант её, — самозамкнутость и самовыкипание (и то, и то — воля к небытию). Более того, в спорах с неолибералами (или неонигилистами, в Вашей терминологии) я как раз защищал принцип иерархичности, которому противопоставляется сетевой принцип структурирования. Одно другому противопоставлять так же справедливо, как берегам — реку, а воздуху — камень. Точно так же и диалог — системе. Речь у меня идёт о векторе, а не о системе как структуре.
Два слова о философских системах. Я говорил о жанре: есть систематическая философия, а есть такая, какую невозможно не только уложить в стройную систему, но и вообще отнести к одному жанру. Никакого противопоставления берегам реки у меня не было и здесь. Но философские системы это не законы физики и не математические формулы, которые все понимают одинаково, а если отклоняются от общего понимания, то всегда могут быть возвращены в разум опытным экспериментированием.
Философские системы — это не только открытые, но интерактивные системы. Никакой философии Бердяева и Даниила Андреева как объективной данности не существует: эта философия преображается читающим сознанием. Поэтому, когда Вы говорите, что Бердяев и Андреев антиподы, а их духовная преемственность (или «синтез») — это уже философия Ярослава Тарана, — Вы правы. С одним уточнением: не Бердяев и Андреев антиподы, а Бердяев-Бухаров и Андреев-Бухаров. Также и единство их обнаруживается не в объективном и общеобязательном порядке, но в Бердяеве-Таране и Андрееве-Таране. В Вашем внутреннем мире они антиподы, а в моём — близнецы. Вот и вся философия Ярослава Тарана. Её тоже можно увидеть, ой как, по-разному. Есть, конечно, более систематические философы, понимание которых меньше зависит от субъективного читательского творчества, но ни Бердяев, ни Андреев к таковым не относятся. То, что субъективность не синоним ложности, а объективность не синоним истинности, наверное, говорить излишне.
о Розе Мира
То, что разговор в этой теме периодически переходит в разговор о Розе Мира, мне представляется глубоко символичным...
Что же до "Розы Мира" Даниила Андреева, то моё отношение к ней отчасти буквально совпадает с отношением Александра Меня
Юрий, Вы уже упоминали здесь это высказывание Александра Меня (оно единственное). Это высказывание приводят всякий раз, когда хотят противопоставить православие Даниилу Андрееву (мол, даже такой либерал, как Мень... и так далее). И я Вам уже
подробно отвечал на тему этого высказывания. Но раз привели его вновь, то напомню последний пункт моего ответа:
Александр Мень не был знаком с творчеством Даниила Андреева в полном объёме, только по нелегально ходившим по рукам распечаткам. Андреева же, как никого из поэтов, необходимо знать целостно как целостный миф.
Не знаю, есть ли на портале "Воздушный Замок" соответствующая тема, где "Роза мира" обсуждалась бы в метафизическом и онтологическом аспектах. Но в любом случае в современной российской философии, насколько мне известно, такого обсуждения по сути ещё нет. А жаль!
Да, современная философия пока не знает, как приступить к самой этой задаче. Это как с Козыревым — явление есть, а подхода (узаконенного принятой методологией) нет. Мы в меру сил что-то пытаемся делать. Есть ряд тем в разделе «Роза Мира, эпоха постгуманизма». Можете поучаствовать (было бы здорово) или открыть новую тему, если имеющиеся не удовлетворяют.
о формализме
Любая тенденция проявляется в конкретных фактах. И обсуждаться должна соответственно, а не исходя из каких-то умозрительных конструкций или априорных предубеждений.
Я, сколько смог себе позволить, описал конкретные факты из личного опыта. Предъявлять же имена, пароли и явки не считаю нужным. Бросить упрёк, что человек исходит из умозрительных концепций или априорных предубеждений, а не из конкретных фактов, можно любому. Вам в том числе. И пусть оправдывается, доказывает. Как правило, такие доказательства только топят уличаемого, а никак не оправдывают. И чем больше будет доказывать, тем быстрее утонет. Посему: в нашем интерактиве считается по умолчанию, что здесь пишут люди добросовестные и имеющие основания к тем или иным выводам (без доказательств и предъявления паспорта). Другие у нас не задерживаются...
Для этого всё равно требуется знать всех и каждого. Вы знаете всех? Сомневаюсь.
Убийственный аргумент и универсальный к тому же. Им можно оглушить любого, кто попытается рассуждать о каких-то общих тенденциях, социологических ли, культурологических, да любых. А ты знаешь всех? Нет? Ну, тогда и помалкивай. Одна тут только закавыка: а Вы знаете всех, чтобы делать вывод о неправомочности обозначенной Вадимом тенденции?
Коль люди не понимают элементарной вещи, что в Церковь они идут не к священнику, а к Богу, то всё прочее и объяснять бесполезно.
А коль понимают, тогда что? И коль вера в Бога мешает больше всего принять давящую атмосферу чинопочитания и отчуждения друг от друга? Не священник конкретный, а сложившаяся система отношений. (Вряд ли мы увеличим сумму добра в мире в подобном ключе диалога и на уровне таких аргументов.)
В Церкви нет понятия критики, в Церкви есть понятие обличения. И оно всегда должно быть связано с состраданием и любовью к обличаемому человеку. Независимо от места в церковной иерархии. Ведь не иерархия возглавляет Церковь, глава её Иисус Христос. Я так понимаю всё это.
И никто не может узурпировать права говорить от имени Христа, никакой человеческий коллектив и никакой его глава. И в мире много христианских церквей и конфессий, и во главе каждой Христос. А также Христос во главе того, что Вы называете «т.н. светской культурой». А также Христос во главе того, что мы называем Природой...
Идти же в Церковь с миссией обличения — это подвиг, к которому должно быть призвание Свыше и которому нужно отдать жизнь. Но если у человека нет такого призвания, это не означает, что он не имеет права делиться своим личным опытом, возникающими вопросами, видением проблем и т.д. — на том же форуме, хотя бы и на этом. У каждого свой путь, свои задачи.
В этой связи, кстати, всегда вызывает улыбку встречающиеся выражения, вроде "воцерковлённый православный". Это всё равно, что "квадратный квадрат", ибо не воцерковлённый - это и не православный.
Вот! Это ключевая формула. В ней и заключается тот
формальный подход, который мертвит церковную жизнь лучше любых внешних нападок.
Я в этой теме не раз говорил, что мне выпало счастье знать людей, которые оказали на меня самое благое влияние и которых я считал и буду считать до конца дней истинно православными. Потому что знаю, сколько они сделали доброго и сколько душ благодаря их любви, мудрости и духовному обаянию пришли ко Христу. Но эти люди не стали воцерковлёнными. А значит, и православными? Формула проста, как площадь квадрата, это точно.
Вопрос остаётся один: в том, что такие люди не смогли стать своими в современной православной церкви и были выдавлены за её ограду самой атмосферой, вина только этих людей или есть что-то неладное в самом институте? Собственно, этому вопросу и посвящена настоящая тема.
А с позиции человека, ошибшегося в своём жизненном выборе, любая система представляется монстром - только потому, что не в ту попал, в какую бы следовало. Это, конечно, очень печально, это трагедия, и даже не столько вина человека, сколько его беда, но и решить свою жизненную коллизию может только сам человек.
Нет человека — нет проблемы. Спасибо за сочувствие.
Повторю на бис особенно проникновенную фразу: «
с позиции человека, ошибшегося в своём жизненном выборе, любая система представляется монстром — только потому, что не в ту попал, в какую бы следовало».
А существуют ли в нашем наихристианнейшем из миров люди, которым вообще не следовало попадать ни в какую систему? Бог не велел. Чтобы системы не схлопнулись. Думаю, что Вам известна печальная истина: ни одна система не может себя описать. И саморазвивающейся может быть только открытая система, которой необходимы внесистемные субстанции
как воздух.