Картонное небо Станислава Сенькина
"Профессиональный верующий – всегда лицемер"
из Предисловия к "Картонному небу"
Возвращаясь к началу темы
На днях побывал в гостях у друга священника. Служит он в небольшом и довольно удаленном (от магистральных трасс) степном селе. Собственно, село это не так уж и далеко от областного центра, но как-то неудачно расположено. Нет туда прямых дорог. Глухомань, хотя село не такое и маленькое.
За разговорами батюшка посетовал на то, что все меньше и меньше людей посещает церковь. Даже на Пасхальном богослужении людей значительно меньше, чем, например, было еще каких-то лет пять назад. Приход держится в основном на пресловутых "церковных бабушках", т.е. на пожилых женщинах, которые тихо уходят в мир иной. Молодежь предпочитает Интернет, а там известно, что о церкви пишут. Настроение обычных сельских "работяг" к попам меняется, и меняется не в лучшую сторону. Священников все чаще считают тунеядцами. Здесь мой друг-священник вспомнил одну сцену, что произошла в городе. Он ехал по делам в трамвае. Трамвай остановился на перекрестке, по сигналу светофора. Рядом с трамваем остановилась шикарная черная иномарка с батюшкой за рулем. Батюшка был во всем облачении, покрытый позолотой крест сиял у него на груди (или на животе - если точнее). Но главное не это, главное то, с каким чувством смотрели на него затурканные нищенским "постмайданным" бытом (дело было на Юге Украины) обычные пассажиры обычного трамвая. Они смотрели с НЕНАВИСТЬЮ. Чувство это буквально вспыхивало электрическими разрядами в салоне трамвая.
Что же будет дальше? - вопрошал мой друг-священник. Неужели слова анонимного благочинного, приведенные на сайте "Ахилла", о том, что лет через десять (если тенденция негативного отношения светского общества к церкви будет усиливаться) священников станут просто бить на улицах?.. Возможно, подобные страхи - преувеличение. Возможно. Но то что в Сети растет вал антицерковной критики, то что в обществе все более презрительное отношение к священникам (к ним относятся как к мошенникам и хитрым аферистам, как к лицемерам) - эта тенденция видна уже и не в Сети. Выхода из пути церкви к "Гибельной Щели" пока не видно. (Разве что вмешается напрямую Промысел Божий и произойдет нечто непредвиденное.)
Итак, снова и снова я возвращаюсь к началу темы в этой ветке. Обозначу эту тему еще раз: почему РПЦ за все годы своего свободного существования так и не смогла стать НРАВСТВЕННЫМ МЕРИЛОМ ОБЩЕСТВА, НРАВСТВЕННОЙ ВОДИТЕЛЬНИЦЕЙ НАРОДА? Более того, ныне церковь стремительно теряет какой-либо авторитет вообще. Есть ли причина этого в самой церкви или виновато исключительно виртуальное пространство Интернета, духовно необразованное внешнее общество, атеизм и масоны? Если вины церкви тут нет никакой, то, собственно, все наши разговоры в этой ветке (и в похожих на нее темах) бессмысленны. Ну, а если причина отчуждения не только в происках атеистов, но и в самой церкви? Тогда еще раз попытаемся понять природу современной церкви и то, что в этой самой "природе" вызывает у внешнего общества растущее чувство неприязни. И тут нам может помочь последняя книга известного православного автора Станислава Сенькина "Картонное небо".
Пару слов об авторе
Рассказывает сам автор:Всё, что нужно знать постороннему теме человеку – я прожил восемь лет в монастырских стенах, из них три последних на святой горе Афон. Десять лет моей жизни в миру ознаменовались рождением новой православной звезды, литературными премиями и большими тиражами, когда написанные мною книги по теме религии били рекорды продаж в лавках православных храмов. Но вновь родившаяся звезда сорвалась с пьедестала и полетела «во тьму», как это казалось православному сообществу, оставляя в падении шлейф алкогольных скандалов. Это падение, за которым можно было наблюдать через интернет, длилось лет пять, и казалось, что я сам себя закопал так глубоко, что меня никто уже из-под земли не вытянет. Но я всё ещё жив, стою крепко на этой земле обеими ногами и наконец созрел для серьёзного разговора...
...мне было невыгодно покидать своё забронированное место на православном Олимпе. Оно у меня уже было, и довольно неплохое. Меня никто в церкви не обижал и не отталкивал. Напротив, относились хорошо и обласкали, душой приняв мои книги. Это был шанс от Бога, заработанный талантом, терпением в монастырях и стечением обстоятельств. Шанс найти своё место под солнцем, своих критиков и обожателей и более-менее лёгкую копейку. Писать-то – оно не мешки ворочать. Не существовало экономических причин для протеста, хотя были внутренние причины – раньше, на Афоне, я видел все церковные грехи и язвы как бы через тусклое стекло, а теперь, «в миру», узрел всё воочию. Но по правилам игры (помните?) ты страус, благочестивый страус. Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.
Всё бы шло как шло. Но тут вмешался дьявол, будь он неладен. Змей был хитрее других тварей полевых. Алкоголь всегда потрошит зависимого человека, привыкшего лгать самому себе... Алкоголик, продолжающий лицемерие – обречён на дальнейшее употребление и смерть. Не было бы этих проблем с алкашкой, я б кривил душой, потому что так надо, так принято. Я бы изловчился управлять этой кривизной, найдя утешение в каких-нибудь хобби, и пытался бы соответствовать тому образу, который нарисовал себе мой читатель по прочтении «Афонских рассказов». Но всё это было разрушено, плотина чувств была прорвана, границы перейдены, и благочестивый образ был скомкан моими же руками и выброшен на помойку. Моё сердце наконец распрямилось, что бы это ни значило, и я получил шанс справиться со своей болезнью. Здесь мудрость! Не зелёный змей подбил меня на бунт (есть большое количество злоупотребляющих церковников, остающихся в обойме), а противодействие змию требовало этого бунта – как активного освобождения от лицемерия, как необходимого условия для приобретения святой трезвости...Итак, автор "Картонного неба" известный в определенных кругах церковный писатель. Пожив не один год в разных монастырях, автор, под впечатлением, написал ряд книг о монахах, старцах, Афоне. Книги хорошо продавались. Я, собственно, догадываюсь, что это за книги. Такой литературой забита любая церковная лавка. Самый ходовой книжный товар в церкви. Небольшие, относительно недорогие книги, описывающие в романтическом таком ореоле жизнь монахов, непрекращающиеся знамения и чудеса Божьи, духоносных старцев и т.п. Я сам никогда подобную литературу не читал, посему имя автора было мне совершенно неизвестно. Однако "погуглив" Сеть понял: автор, действительно, был весьма популярным православным писателем. И вот популярный автор, обласканный вниманием церковных издателей и гонорарами, уходит сперва в запой, затем пропадает на несколько лет. Появляется вновь (он уже трезвенник). И главное - Сеньчин уже не образец "православного благочестивого писателя", он "церковный бунтарь". Впрочем, сам автор пишет о своей "бунтарской" книге так:
Ответственно заявляю, что за этой книгой не стоит желание отомстить за мнимые обиды или кому-нибудь насолить. Но и тактику «невыноса сора из избы» считаю вредной. Церковь – это общественный институт, занимающийся в том числе и миссионерской деятельностью. Как и в случае с другими общественными институтами, церковь отчаянно нуждается в общественном контроле. Однако духовенство воспитало довольно равнодушную и терпимую к церковным грехам паству. Верующему предлагают заняться собой, забывая, что сама идея церкви, как тела Христова, подразумевает общую боль и общую радость, а не сосредоточенность на личной истории и шоры по отношению к поступкам священноначалия... По-моему, весьма трезвое заявление. Автору не откажешь в наблюдательности. Автор весьма точен в формулировках. В этом смысле книга "Картонные небеса" дает более полную критическую картину, чем аналогичная книга Марии Кикоть "Исповедь бывшей послушницы" (книга Марии вышла годом ранее книги Сенькина).
Картонные небеса - о чем книга; пара любопытных цитат
Книга "Картонные небеса" состоит из немного затянутого предисловия, в котором автор объясняет "смену своей позиции"; и семи глав. Каждая глава посвящена одному из смертных грехов, или страстей: гордыня, гнев, зависть, уныние, сребролюбие, чревоугодие, блуд. Но уже в предисловие к книге немало интересных мыслей по современной церкви. Единственно что меня порой раздражало - это бойкий, напористый и чуть грубоватый стиль автора; но это местами. Однако из-за стиля не стал предлагать книгу в нашу Библиотеку.
Пара цитат из Предисловия:
Нет в церкви личного греха. Грех духовника – это грех самой церкви, как общности верующих людей. Говорят, что церковь чиста и непорочна, даже если и состоит из грешных людей. Дух-де управляет в ней, а ты, Вась, блюди себя и не обращай внимания на чужие грехи. Церковь у нас одна, святые одни, а грехи у всех свои. Каждый отвечает сам за себя, а за всю церковь отвечает сам Бог. И ничего, что Бог кажется каким-то безответственным. При возникновении вопросов тебе говорят, что Бог попускает священнику или епископу впасть в грех. Подобный ответ – кляп, ибо неисповедимы пути Господни...
Давайте будем честными: священники – это обычные мужики, где-то образованные, а где-то нет. Часто авантюристы. Священники совершают не только грехи, но и уголовные преступления и зачастую фигурируют в криминальной хронике... Профессиональный верующий – всегда лицемер. Подавленные сомнения деформируют личность, а сребролюбие почти всегда выходит в число главных мотивов.
Мы более не являемся народом с живыми патриархальными традициями... Игра в патриархальность в утратившем патриархальность обществе требует развитого навыка лицемерия. Этот навык имеют, к примеру, гомоиерархи и скрытые педофилы. Это не простые грешники, а люди с удивительным навыком лицемерия. Сохранить трезвый ум и не расщепиться до шизофрении, не упасть в бутылку или «на колёса» при ежедневных-то службах, обильных славословиями и нравоучительными молитвами – это нужно сильную голову иметь... В современной России «спасение» становится товаром...litres.ru/stanislav-senkin/kartonnoe-nebo-ispoved-cerkovnogo-buntarya/chitat-onlayn/ (
продолжение обязательно следует - не успеваю )