Сергей Борчиков
Вчера в 20:31:42
Вы знаете, как я не люблю слово "мы", переносимое на саморефлексивные реалии. Уже отвечал выше А.Л., когда он употреблял слова "Наше Я".
В речи есть помимо семантически нагруженных слов также служебные слова и местоимения. Отличие слова мы от слова я в речи всего лишь численное «местоимение первого лица множественного числа». Значит в выражении «Наше Я» используется местоимение Я во множественном числе и не более того.
Вводя гипотезу Мета-Я, я сразу оговорил:
У меня есть Мета-Я. Не бог Атман, а мое личное маленькое Мета-Я, наблюдающее за моим Я и даже за моими Оно и Сверх-Я (по Фрейду).
Заметьте, не понятие Я, а форма, или как я гноврю, формаль, функция, способность, которую я именую "Мета-Я".
А у других Вы не предполагаете этого «Мета-Я»? Если да, то у каждого из
НАС-Я есть своё Мета-Я. Разве не так?
Что же касается Вашего определения значения выражения «Мета-Я» как способности человека «раздваивать» (рефлексировать) себя на Я-наблюдающее и Я-наблюдаемое, так это, по мне, не более чем одна из мод-способностей (по-вашему «функции») человека, как плерона, умозрительно (онтологически, но не онтически) расчленять плерон-модус на части-моды.
Но разве должны все вслед за Вами ограничивать трактовку «Мета-Я» Вашим личным определением что есть «Мета-Я»?
И верифицировать ее я не могу в чьем-либо Я (Вашем или любого другого человека), а только в себе. Что и делаю в последнее время, не скажу ежедневно, но после завершения книги по "Теории ТРД" практически еженедельно, прибегая к медитативным метарефлексиям.
Я понимаю, что такой самоверификации недостаточно, поэтому и спрашиваю у коллег по Клубу и по этой Дискуссии: а у вас есть некая аналогичная способность, пусть именуемая не Мета-Я, а каким-то другим термином? И если есть, то, выясняя общие интенциальности, мы могли бы провести небольшое сравнительное микроисследование.
Тут, как говорится, только выпусти джина из бутылки (или как сказал Ярослав, обращаясь к Вам «не будите во мне лихо» - как созвучно с «не будите во мне зверя )))») и дискуссия пойдет, живя уже собственной жизнью, а не по колее, заданной Вами для дискуссии.
Не беда, если кто-то не рефлексирует себя так же. Кто-то, возможно, не играет в шахматы так, как я, а я не сочиняю стихи так, как вы.
Как-то по жизни всё наоборот: я не пишу стихи (самое большее – составить рифму, что к поэзии относится как седло к корове) и вместе с тем ни в малейшей степени не интересуюсь шахматами.
Но если мы ищем какие-то метафизические и метаисторические основы мироздания, нам не миновать и МЕТАПСИХОЛОГИЧЕСКИХ реалий. И искать их надо не в книжках и продуктах других авторов, а в себе (каждому).
Опять Вы поддаетесь соблазну простого логического правила «или, или», тогда как предмет исследования требует более сложных логических правил.
Нам нужны и знания других (коллег и предшественников) и собственная способность к творческому мышлению. В противном случае («или, или») всякая дискуссия будет лишена какого-либо смысла. Ведь Вы ратуете за ограничение познание глухими рамками только себя (…искать их надо…в себе каждому). А я Вам в сотый раз повторяю: ценность дискуссии не в тупом утверждении своей точки зрения как истинной, а чужие точки зрения заведомо ложные, а в том, что в дискуссии каждый её участник в выигрыше от того, что приобщается к многоголосью выражения разных аргументов, описывающих предмет дискуссии с разных сторон. Каждый может обогатить своё понимание предмета дискуссии теми зернами истины, которые делают дискуссию не битвищем за своё якобы истинное видение проблемы, а кладезем содержания дискуссии как сокровищницей с зернами истины от каждого участника дискуссии.
Очень хотелось бы знать, как у участников дискуссии происходит? Если кому-то удобнее слёту фальсифицировать даже не Метапсихологию, а малюсенькую идею Мета-Я, то, ради Бога, фальсифицируйте, я не против. Но каким образом мне удалить ту реалию, которая есть во мне, я такой процедуры не знаю. Если вы знаете такую процедуру, поделитесь, как вы фальсифицируете собственные иллюзии. Уже четвертый раз вопрошаю.
И фальсификация собственных иллюзий также есть сокровище умных интерсубъектных дискуссий. Осмысливая аргументы участников дискуссии, я начинаю видеть «бревно в своем глазу», который в практике моего самопогруженного исследования предмета познания не виден в связи с феноменом «замылевания глаза» по методу «в чужом глазу видна и соринка, а в своем глазу и бревна не видишь».