6. Образ Бога, спасение и теодицея
В какого Бога мы верим? Во Всемогущего Властелина или в Творца? В попускающего зло Судию или в любящего Отца? Бог не нуждается в моём творчестве для реализации Своего Замысла. Он создал меня, чтобы воспитывать и наказывать за мои прегрешения – и больше Ему ничего от меня и не нужно. Это мне нужно спастись и попасть в объятия Бога, а не Богу что-то от меня. Богу и так хорошо, без меня. И без всех тех миллионов существ, кто по глупости или по гордыне своей не спаслись, но попали в Ад.
Спрашивается, а зачем Ты меня вообще тогда создавал? Почему не создал сразу совершенным, с полнотой и ясностью сознания, чтобы я не совершал хотя бы те грехи, которых не осознаю? Для чего это воспитательское иезуитство? Я, что, просил меня создавать таким уродом, единственная цель которого избавиться от своего уродства и спастись?
Зачем мучить детей? Зачем печи Освенцима нужны в деле спасения? Зачем нужны невинные страдания животных? Неужели нельзя было найти иной педагогической системы для нашего вразумления? Если вся цель наша – спасение, а мир какая-то больница (скорее тогда мучилище и казарма), то это цель метафизического садиста, получающего тайное удовольствие от страданий созданных им нравственных уродов. Неужели все эти бесчисленные страдания лишь следствие нарушения нашим предком какого-то запрета? Зачем вообще было создавать это дерево познания, если его плоды несли такие страдания всему живому? И всё же – а как же невинные младенцы и животные, их-то за что мучить?
Это первичные религиозные вопросы, а не «карамазовщина». И самые естественные, детские и в то же время самые глубоко философские. Их нельзя закрыть. Более того, с них и начинается религиозное сознание. И религии индуистские, в т.ч. и буддизм, дают более приемлемые ответы для нашего нравственного чувства на эти вопросы, чем те христианские системы, где Бог Всемогущий, попускающий зло Властитель, не нуждающийся ни в каком творческом ответе человека: хочешь спасайся – не хочешь не спасайся, но тогда пеняй на себя.
Я могу верить (и верю) только в такого Бога, который нуждается во мне, который страдает без моего творческого ответа на Его Зов и который не может без меня осуществить Свой Великий Замысел о мире и обо мне. Мой грех – это уклонение от участия в Божьем Творчестве. Так я понимаю и притчи о работниках в Библии (это сквозной сюжет там, как и сюжеты с богом-ревнителем и всемогущим властелином).
Я могу верить только в Бога, в Замысел которого никакое зло и ни в каких педагогических целях не входило. Да и вообще педагогические цели не совмещаются с совершенным Творцом: твори таких же совершенных и безгрешных, в чём проблема для Всемогущего?
Проблема только в том, что Творцу нужны сотворцы, а творчество немыслимо без свободы. Бог есть Любовь, а любви нужен Другой. Но свобода однажды дала отрицательный ответ Богу. Так зародилось зло. Никакое зло Богом не попускается и попускаться не может, если он не деспот, а любящий Отец. Никакие страдания невинных детей немыслимы для такого Бога!
Вот оттого, какой образ Бога в сердце человека, с каким Богом человек хочет сопребывать, спасшись, и зависит наше отношение ко всему на свете и к самому понятию спасения. И образ этот творится в человеке не только в церковных таинствах, но и в культурной жизни, и в общении с другими религиозными системами, и в общении с природой. И этот образ Бога – и есть ключевая духовная развилка, внутри каждой системы, каждого сообщества, каждой личности.
7. Наш ресурс и диалоги на нём имеют смысл только как творчество нового отношения, а не новой мировоззренческой системы
Если Бог попускает зло и весь смысл этого мира только лечебный или педагогический, а Бог не нуждается в сотворчестве человека, то тогда, действительно, лети оно всё в тар-тарары (чем хуже, тем лучше), один конец у мира – гибель, а кто не спрятался, я не виноват. Кто спасся – молодец. А остальные – что ж, достаточно их вразумляли.
Образ Бога, во власти которого всё в мире и само зло Ему служит в итоге, рождает такое отношение к миру, к человеческому творчеству и общению, к культуре, к иным религиям и культурам, к природе, – которое не нуждается, по большому счёту, уже ни в чём новом: всё давным-давно сказано, и пути спасения, как и духовные методологии, известны. Нужно их только соблюдать в меру сил и молиться. Для такого отношения большого смысла в поднятых здесь вопросах нет (они для него праздные измышления), либо есть только прикладной смысл, в лучшем случае: помочь заблудшим вернуться в церковь.
Если Бог продолжает творить мир, если для осуществления Его Замысла нужны все Его дети, их свободное творчество, их «Да» Богу и Его Миру, тогда спастись можно только всем вместе. Тогда творческое раскрытие каждого Божьего Дара в каждой личности имеет непреходящую ценность для всех и для Самого Бога. Никакое зло тогда Богом не попускается и является отрицательным ответом Ему, противлением Ему, волей к небытию. И предсказанный конец мира не его исчезновение, но переход в новое качество. И чем больше детей Божьих ответят на Божий Зов, тем менее катастрофическим этот переход будет и тем быстрее наступит Царствие Божие как осуществлённый Замысел Творца о мире, где все без исключения спасены и все нужны. А до того и сам Рай не настоящий, но временный. Ад же изначально был временным и ни в какой Божий Замысел не входил и Богом не творился и не попускался.
И это совершенно другое отношение ко всему на свете.
Оба этих отношения к миру и оба образа Бога, их порождающих, можно найти и в Писании, и у святых отцов. Как и тенденцию к высветлению образа Бога от Всемогущего Властителя – к Любящему Отцу и Творцу. Но есть там и ключевой символ – предупреждающий от тяжелейшей духовной подмены, от внесения в образ Бога черт прародителя зла и самодура-деспота, это символ «князя мира сего». И это глубочайший символ. Это символ духовной объективации, уплотняющей, приземляющей и угашающей Дух.
Мы (как соборный смысл нашего Замка) не «меневцы», не «андреевцы», не «козыревцы», не «бердяевцы» (если такие есть), не «экуменисты», не «самовыраженцы», не какие-то ещё ячейки в очередной схеме. Наш ресурс не является единой мировоззренческой системой и не посвящён популяризации какой-то системы или учения, но
новому отношению систем и учений. Их
живому общению.
Мы не стремимся к созданию какой-то общей экуменической системы или языка, но учимся
искусству перевода с языка одной системы на язык другой. Для взаимного обогащения каждой и для их творческого расцвета – без смешения и без усреднения. И Бердяев, и Мень, и Андреев, и Козырев, каждый в своей сфере, именно такое новое отношение изнутри той или иной системы создавали – к миру, к иным системам, к природе, к культуре, к творчеству, к науке, к истории. И если какой-то свой скромный вклад мы внесём в это дело, значит, уже не зря жгли электричество, читали книжки и пачкали бумагу в молодости.
Я верю в такого Бога, который нуждается в нас и не может без нас, а не только мы нуждаемся в Нём и не можем без Него.