Вадим, меня в такой картине мира и в таком понимании спасения волнует не столько вопрос: за что? Ответ ведь можно спрогнозировать на него (если ошибусь, надеюсь, Павел поправит): христианин не спрашивает "за что?", но говорит "помилуй меня, Господи". И даже не вопрос, а что делать с остальным человечеством, с теми душами, что не стали принимать "лекарство", большинство из которых вообще о нём ничего не ведали? И не вопросы о самих "врачах" и доверии к ним. И даже не вопрос об едином фронте светлых сил против глобальной угрозы (такой вопрос в данной картине мира попросту ни поставить, ни решить нельзя).
Меня волнует ИСТОК таких вопросов. Тот ОБРАЗ БОГА, который такой мир создал (жуткую, совершенно несправедливую и не объяснимую без нарушения элементарного нравственного чувства "лечебницу", действительно "Палату №6"). Такой образ Бога должен иметь исток внутри самого человека - его ОТНОШЕНИЯ к людям, к другому.
Я сейчас не о Паше говорю, Бог ему судья, как и всем нам. Я о самой проблеме, т.к. сталкиваюсь с подобными "верующими" в "такого бога" постоянно. Один пример я уже приводил выше: и не важно, что он католик, а не православный. Это-то совсем не важно, а важно то, что голос совести заглушается в таком образе Бога и подавляется СТРАХОМ. Характерно, что у выше названного персонажа любимыми книгами Библии были книга Иисуса Навина, книга Ездры и т.п. Какой уж тут католицизм... О любви вообще такого рода "верующие" не любят говорить, их образ Бога плохо совместим с нею, но очень любят говорить о СТРАХЕ Божьем. И о послушании, называя его "смирением".
И действительно, такого бога можно только бояться, его любить невозможно. Это не Отец и не Творец, но абсолютный Тиран, которого сам вопрос о мотивах приводит в гнев. Кстати, слово "гнев", как и "страх", наиболее часто встречающееся в таком образе Бога, в отличие от слова "любовь". А слова "свобода" и "творчество" в нём отсутствуют вообще. Разговор о том, что человек образ и подобие Божие, а не скот, также очень быстро пресекается - именно изнутри! - страхом. На сей раз - страхом гордыни. Вообще разновидностей страха, начиная от страха Ада и кончая огромной вереницей страхов разных страстей и состояний прелести, в таком образе Бога очень много, в отличие от символов любви, не говорю уже о сотворчестве. Страхи буквально смакуются, концентрируют на себе внимание.
Воистину, задумаешься над т.н. "эффектом духовного зеркала", когда человек становится сам в итоге тем, на чём больше всего концентрируется его внимание. А внимание концентрируется по-настоящему в таком образе Бога только на страхе. Через страх Ада сам Ад начинает проникать в душу и замещать собою в ней евангельский образ Бога. Борьба со страстями из-за страха Ада ведёт в Ад ещё быстрее и глубже, чем все гедонические мирские страсти и пороки. Ад становится уже тотальным, а значит, главное - это занять в нём место поближе к главному Авторитету, к Пахану. К слову, упомянутый персонаж уверовал в Бога как раз в тюрьме...
И как тут не вспомнить афоризм: "Бог создал человека по Своему образу и подобию - человек ответил Ему тем же". Если бы Православие было носителем такого образа Бога по преимуществу, то оно давно бы сошло в ранг изуверских сект, как и те течения в ветхозаветной истории, для каких книга Левит или книга Ездры были первыми духовными маяками. Есть другой образ Бога в Православии, другие верующие. Со страхом вести диалог вообще невозможно даже психологически: для диалога нужен другой климат в душе. А он и воцаряется в ней благодаря её внутреннему солнцу - тому образу Бога, который творится в ней в течение всей её жизни.
В таких темах приходит порою на ум (хорошо, что не в сердце) вопрос: а вдруг тот "образ бога" ближе к настоящему Богу?.. Тогда жить нельзя. Да и незачем. Тогда вслед за Иваном Карамазовым нужно "вернуть билет в рай", и нет другого нормального выхода. Да и не "рай" там тогда вовсе, но элита Ада, наслаждающаяся мучениями душ, которые, конечно, сами во всём виноваты, а потому сидят в нижних его кругах. Если спасутся не все, если Бог и все его святые могут жить спокойно и вкушать райское блаженство, пока не спасся последний из детей Божьих, если Бог не любит всех Своих детей без исключения, то и мы не Его дети и Он не Отец наш Небесный, а князь мира сего, главный создатель этой чёртовой "лечебницы", полной бесовских ловушек и прелестей. А в бога-садиста я верить отказываюсь. Равно как и бояться его. Дальше своего ада не сошлёт, а хуже, чем войти в элиту Ада, нет ничего на свете.
У меня совсем другой образ Бога в душе - и он не боится никаких открытых и прочих карамазовских вопросов, никаких антиномий и противоречий. Наоборот: именно в Нём все они только и разрешаются... И сколько бы кто-то из-за вечного страха ошибки, сам боящийся любого открытого вопроса, ни пугал меня "религиозным свободомыслием", я могу верить только в такого Бога, который отвечает голосу моей совести и которому не страшны никакие неудобные вопросы, никакие противоречия, никакие иные формы богопознания. Иначе грош цена всей моей вере, а есть в ней только один смысл - самому лично попасть в Рай.
Только ведь не один Ад - это "концлагерь запертый изнутри", но и Рай - такая же инверсия внутреннего мира и выбирается, и создаётся по его образу и подобию нами самими. И Рай, созданный Страхом Божьим, ничем не лучше Ада. А по-моему, Ад даже в чём-то честнее такого Рая... И вопрос тогда не в том, спасаться или не спасаться, принимать "лекарство" или не принимать, а КУДА спасаться и ЗАЧЕМ. Всем вместе или только избранным?