Творчество и спасение, культура и религия,
или диалог начистоту, по-нашему, по-православному...
Тема открывается выдержками из эпистолярного диалога с Павлом Тихомировым, начатого на форуме при обсуждении его книги «Камешек в башмаке» (о не христианской поэзии Башлачёва, в частности) и возобновившегося в наших письмах по поводу новой редакции книги. На мой взгляд, несмотря на свою застарелую типичность, тема о взаимоотношениях культуры и религии вообще и человеческого творчества и пути спасения каждой отдельной души не теряет, да и не может потерять своей духовной, а не только социальной актуальности. ПТ. – Павел Тихомиров.
ЯТ. – Ярослав Таран.Творчество человека попускается Богом…
ПТ. Дорогой Ярослав, я насчёт христианства в поэзии русских поэтов размышлял всю осень, перечитывая и переслушивая и Мандельштама, и Пастернака, и Бродского, и наших почвенников – Рубцова с Мельниковым... Благо, в ютубе есть кое-что стоящее среди хлама.
ЯТ. И что это тебя вдруг потянуло на Бродского? Это уж совсем в сторону... Ходасевича советую почитать для такой постановки вопроса (христианская-не-христианская) или М. Волошина, например... Подсказка: нет ни малейшего шанса определить «христианскость» поэзии по каким-то формальным критериям или по «содержанию» (тому, что поддаётся пересказу), но только по ДУХУ – ЦЕЛОСТНО. Впрочем, то же относится и к музыке, и в определённой степени к любому искусству (хотя есть нюансы). Но если смотреть на искусство утилитарно, искать в нём нравственную
пользу или
средство выражения каких-то идей, тогда в нём вообще ничего сущностного понять нельзя. И лучше тогда никаких вердиктов не выносить, чтобы не оказаться в глупом положении. По большому счёту тут не важно – с коммунистической, либерастической или христианской меркой подходить – важен
сам подход. Утилитарный или служения. Искусство требует именно служения, как и церковь. И не самому себе (самовыражению), но Божьему Дару, которому виднее – что, как, зачем и когда... В настоящем художественном произведении есть внутреннее солнце, над которым не властен художник и требования которого исполняет. И нет ни у кого права решать – от Бога свет этого солнца или нет – это решает Сам Бог (а в человеческом плане бытия – суд времени).
ПТ. Согласен полностью насчёт подхода к восприятию духа произведений искусства. Именно поэтому Башлачёв – глубоко нехристианский поэт. Мир в душу его творчество не приносит. Сколь бы высокоталантливыми не были строки. Вообще, к искусству стараюсь относиться просто и без затей: «пробуждать лирой добрые чувства». Не убаюкивать, нет. Но если и звать, то на бой, а не подталкивать к самоубийстенному отчаянию.
ЯТ. Ну, каждый не только пишет, как он дышит, но и читает. «Самоубийственное отчаяние» – такого же уровня восприятия и справедливости диагноз для башлачёвской музы, как «алкоголическое саморазрушение» для музы Высоцкого. А над тем, что цель поэзии «пробуждать добрые чувства», сам же Пушкин, автор этой сентенции, не раз иронизировал, но только сторонники утилитарного подхода к искусству не заметили его иронии в «Памятнике»... Если Башлачёв не христианский по духу, то и Лермонтов тоже. Они близнецы духовные. Но и Тютчев тогда, и Пушкин, и Фет не подходят под твой критерий. Да и вообще почти никто. Тогда проще ответить на вопрос: а кто из русских поэтов христианский? Но есть и другие вопросы...
Не христианские поэты служат Богу или дьяволу? Их дарование от кого? Звёздное небо над православными странами или, например, Индией – одно по сути? Цель его пробуждать добрые чувства? А Книга Иова – по такому критерию – христианская? Апокалипсис Иоанна Богослова? А Достоевский? Поэзия нехристианских стран – это пустая порода, бесовщина? Японская, индийская, китайская, арабская и т.д. Вообще нехристианские культуры угодны Богу, нужны Ему, входят неотторжимо в Его Замысел?.. А ведь дай волю такому подходу, как у тебя, они были бы вынесены во тьму внешнюю, впрочем – и 80%, если не 90, и русской культуры...
Эх, Паша, когда ты начинаешь выносить свои категорические диагнозы в отношении тех реальностей, которые занесены тобою в лагерь «чужих» (или попросту они тебе недоступны), я не знаю, плакать или улыбаться... Всё это, извини, топорно как-то выглядит. Даже полемизировать скучно... Но ты человек добрый – и для меня это искупает твою... скажу мягко: категоричность. На мой взгляд, это следствие технократического подхода (или технологического, может так точнее), не применимого к культуре вообще и к искусству в частности.
ПТ. Ярослав, моя категоричность проистекает из некоторого опыта наблюдения за собой. За своими реакциями на тот или иной раздражитель, если под произведениями культуры и искусства подразумевать эстетизированные раздражители чувств. Некие настроения приводят внутреннее состояние в такие состояния, что лучше эти раздражители игнорировать. Целее буду. Утилитарно. А как иначе?
Господу всё угодно, даже проявления зла попускаются с некой целью, иногда «многоходовой». Это в дуализме две силы противоборствуют. В монотеизме предполагается, что всё – так или иначе содействует благу, поскольку конечная цель – не благополучие земной жизни, а конкретные изменения в конкретных душах, одному – пилюля, другому – курорт, третьему – хирургия. Если понимать жизнь как больницу. Если так не понимать, то тогда, конечно, все воспринимается иначе.
Ну, ладно, я не навязываю, делюсь принципами, на основе которых выстраивается отношение.
ЯТ. Искусство (настоящее) не является «эстетизированным раздражителем чувств». Тот же ярлык можно навесить на что угодно, включая храмы, иконы, церковное пение и т.п. – «опиум для народа». Чем отличается по сути высказывания? Да ничем! И то, и другое говорит не о самом искусстве, а об его отражении в том или ином человеке – с его уровнем понимания. Мало ли в ком и что раздражает? Я знал человека, который от классической музыки впадал в уныние и негодовал, что такую скукоту люди вынуждены слушать, чтобы притворяться культурными. Другого мотива, кроме притворства, он в такой музыке не мог предположить. А кто-то таким же притворством считает любую религию и ужасно раздражается, когда прислушивается к себе, соприкасаясь с любым религиозным феноменом. С таким критерием можно развешивать любые ярлыки куда заблагорассудится – и оспорить их невозможно. Мало ли какие чувства что-то в ком-то вызывает... Один и тот же феномен может вызывать самые разные чувства в разных людях, до полной их противоположности.
Утилитарность подхода – в оценке полезности для себя. «Ты пользы, пользы в нём не зришь!» Художник служит Дару Божьему, а не самовыражению и т.п. Можно верить этому или не верить, подозревать самые низменные мотивы – точно так же, как и в религиозном служении. Искусство нужно Богу, а не только человеку. И является такой же необходимой частью Божественного Замысла о мире и человеке, как и культура вообще, как и религия вообще. Если ты этого не понимаешь, потому что видишь только один единственный путь спасения, а спасение личное считаешь единственной и главной целью человека, это лишний раз говорит о том, что Богу виднее, кому и какой Дар давать и Зачем.
У тебя и к религии, на мой взгляд, насквозь технократический и утилитарный подход: для тебя служение является методом личного спасения. И не более. У каждого свой путь и своя задача. И не надо решать за Бога, что он попускает, что цель, а что средство и т.п. Ты всё на свете один раз в голове своей расчертил на какую-то схему – там монотеизм, там дуализм, там христианское, там не христианское и т.д., и т.п. – и почему-то абсолютно уверен, что эта схема отражает реальность лучше всех остальных подходов. Причём уверенность эта распространяется и на Бога, а не только на людей. Вот эта абсолютная уверенность в правильности один раз расчерченной в голове схемы, всё объясняющей, меня всегда в тебе удивляла...