И вновь о Духе Диалога,
или почему нельзя "закрыть тему"
Павел, перегородки между религиями не доходят до Неба. Но кто-то очень хочет, чтобы дошли, чтобы мы дробились и делились дальше, на радость мировым «глобализаторам». Ведь если твой подход к Культуре, иным религиозным ликам верен, то тогда правы «альтернатившики». Прав тот же Дэвид Айк, который утверждает, что религии были созданы с целью РАЗДЕЛЕНИЯ (Истина только у нас, нет у нас, вы неправы, нет, вы заблуждаетесь) и УПРАВЛЕНИЯ разделенными сегментами. Подумай об этом, как-нибудь.
Этот ключевой смысл в самой ткани всего содержания нашего ресурса и пронизывает практически все самые важные его темы, а в религиозных темах всё время всплывает на поверхность и становится центральным. Не раз и не два мы обменивались мнениями вокруг этого смысла и в темах о Православии; собственно и с Павлом не раз выходили на этот смысл ещё 10 и даже 20 лет назад.
Но до поры до времени люди воцерковлённые могли вытеснять на периферию сознания эту проблематику, не воспринимать
как личную трагедию разделённость культуры и церкви. Вернее, считать это проблемой только самой светской культуры, а не церкви. А культурно-религиозное единство мыслить как возвращение культуры под руководство церкви в качестве внешнего круга, несущего служебную функцию. Также и открытость к диалогу с другими религиями можно было воспринимать как проблему внешнюю, а не внутреннюю; как задачу второстепенную и не существенную, а то и вредную для высшей и главной духовной цели - спасения души.
Чуткие к глубинным метаисторическим токам души, как в лоне культуры, так и в лоне церкви, уже в 19-м веке почувствовали, что культурно-религиозное единство и взаимодействие с другими религиями и культурами перестаёт быть вопросом теоретическим и внешним, а становится одним из самых важных вопросов внутренних, в том числе и внутрицерковных. Так в русской культуре появилась идея "всемирной отзывчивости", так зародилась русская религиозная философия и философия всеединства.
В 20-м веке, столкнувшись в историческом бытии с интернациональными идеологиями, обладающими огромной силой и волей ко всемирности, наиболее одарённые представители культуры и церкви вопрос единства осознали как главный духовный вопрос времени, от разрешения которого зависит само существование культуры и церкви, воистину как вопрос их жизни и смерти. Диалог культуры и религии, религий и культур, религии и науки из сферы теоретической окончательно, словно спустившись с Небес, перешёл в жизненную актуальность - на вершинах. Но в срединных слоях пока сохранялась инерция самодостаточного состояния культурных и религиозных организмов...
В 21-м веке не только культуры и религии, но и государства стали лицом к лицу с новой Системой, победившей всех конкурентов среди интернациональных доктрин и ставшей уже действительно глобальной, приступившей на деле к поглощению и растворению в себе всех тысячелетних традиций. Культура столкнулась со страшной угрозой антикультуры, глобального масскульта. Государства - с транснациональными корпорациями и с финансовым интернационалом. Религии - с унифицирующими их и разъедающими изнутри квазирелигиозными процессами. Сквозь глобализацию стал просвечивать всё больше не просто бездуховный, но антихристов лик. И это уже реальная угроза, противостоять которой в одиночку долго не сможет ни одно государство, ни одна национальная культура, ни одна конфессия, даже ни одна мировая религия.
Попросту бессмысленно навешивать теперь ярлыки "экуменизма" и т.п. на
саму постановку вопроса о создании единого духовного и культурно-религиозного фронта. Такие ярлыки не только бессмысленны и ничего не дают, но работают на действительного Врага, общего для всех и имеющего уже явное инфернальное содержание. Вопрос теперь не в том, нужно ли объединять усилия и необходим ли диалог культур и религий, а в том,
как вести этот диалог,
на каких основаниях соединять духовные силы, что в реальности можно противопоставить глобальной Системе - какое содружество.
А это и есть прежде всего
вопросы изменения отношений между системами, вопросы внутренние для каждой из них: и для культурных, и для государственных, и для церковных, и для научных. И поэтому тема Диалога, которую сторонники самодостаточности церкви пытались закрыть или отодвинуть на периферию в течение двух веков, стала внутренней темой для самой церкви. Гром грянул по-настоящему, когда впервые в её истории была закрыта пасхальная служба...
Вот уж не думал, что придётся возвращаться к той теме, которую полагал закрытой ещё четверть века назад.
"Её в дверь - она в окно". Дверь можно было закрыть, а вот Окно - никак. Окно открыл сам Дух Святой, и это Окно внутри церкви, внутри каждого её члена. В это Окно льются духовные силы Откровения, должные преодолеть закон роста энтропии в замкнутых системах, внести в них новый творческий огонь. Законопатить это Окно не в силах человеческих...
А в наших силах попытаться понять Смысл происходящего, не отворачиваться от глубоких вопросов, не пытаться вливать новое вино в старые меха. И прежде всего, как
необходимое условие, это
изменить своё отношение к иным системам: культурам и религиям. Без такого изменения отношения диалог с ними невозможен; а ни одна, замкнутая только на себя, система не сможет противостоять Системе глобальной, обречена на поражение.
Нужно понять, что иные культуры и религии не просто попускаются Богом, но являются такими же составляющими Духовного Целого, как и православная церковь. И смысл их не служебный или вспомогательный, преходящий, но такой же вечный, как и Смысл Православия. И каждая из них выражает собою ту неповторимую полноту Истины, которую может выражать только она. Поэтому слияние всех систем в одну так же пагубно и богопротивно, как и отчуждение их и выстраивание между ними непроходимых стен.
Никакой диалог между системами невозможен, когда одна из них претендует на водительство, на то, что она главное, а другие вторичные, вспомогательные. Но самый интересный вопрос не в необходимости такого Диалога (для большинства духовно чутких людей эта необходимость осознана уже не только как человеческая, но и Божья воля), а в том, КАК его вести? Как найти общий язык, какая субстанция может стать его носителем, как избежать смешения и усреднения столь разных систем, как не утратить в этом всемирном Диалоге своей самобытности и неповторимости?
И вот в таких вопросах приходит на помощь Культура. В отличие от государства, науки и религии, культура не является единой Системой, не имеет общей методологии и единой структуры, это текучая субстанция, способная принимать разные формы без утраты своей сущности. Это именно та субстанция, которую Достоевский назвал "всемирной отзывчивостью", характеризуя поэзию Пушкина. Поэтому от взаимной открытости культуры и религии зависит сама наша способность к диалогу с другими культурно-религиозными мирами, а от того зависит - теперь уже в самом прямом смысле слова - наше историческое бытие.
Можно было бы продолжать отмахиваться от таких вопросов и задач, как не существенных для личного спасения, если бы внутри самой церкви не шли процессы разрушительные. И на них закрывать глаза уже не получается. Такое впечатление, что кирпичи, составляющие веками единое здание, перестали скрепляться раствором, стены стали разрушаться. Все попытки их сложить в прежние стройные структуры прерываются порывом ветра. А откуда ветер дует, и где это Окно, как его закрыть теперь - совершенно не понятно.
Нет самого субъекта новой ереси. Диалог как таковой таким субъектом не является. Субъектами являются только его участники. На них можно навешивать разные ярлыки по старинке, обличать их в ереси, уклонах, прелести и т.д., но это ничего не даёт, не работает уже. Приходится махать кулаками наугад и в пустоту. Диалог продолжает возникать то там, то тут, словно сам по себе. Раствор всё слабее, а кирпичи всё чаще выпадают из стен. Ветер всё сильнее. Окно всё больше, а где оно - так и не ясно толком...
Не люди это Окно открыли, но Бог. И закрыть его не получится. И слава Богу.
Если бы не это Окно, не этот страшный ветер, взрывающий былое единство и закручивающий воронки всяких уклонов и течений, враждующих друг с другом, система оставалась бы замкнутой. А это смерти подобно - теперь в буквальном смысле слова. Атмосфера внутри церкви всё сильнее напоминает первые века, в ней раскаляются словно сами собою споры разных течений, хотя ничто и не повторяется в истории. Но признак Откровения, Божественного вмешательства налицо. И говорящих, уже кричащих как набат, тревожных символов всё больше и больше. Но не отыскать того субъекта, которого можно побить камнями и выгнать за ограду храма во имя сохранения общего единства. Одного выгонишь - появится десять других. А самые рьяные защитники устоев, страх разрушения коих для них становится смертельным наваждением, только отвращают от церкви приток новых творческих сил извне и доходят буквально до изуверства и ослепления, граничащего с идиотизмом.
Новое ещё и в том, что сформировались в последние века рядом с церковью великая культура и наука, с которыми тоже приходится вступать в диалог. Причём с наукой проще - это мощная система, её самостоятельность нельзя не признавать, а потому, хочешь не хочешь, а вести диалог надобно уважительный. Как и с государством.
А вот культура не представляет собою такой единой системы, а потому возникает искушение вести с её представителями диалог сверху вниз: как с единичными субъектами, а не с большой организацией, по аналогии с наукой или государством. Но это именно искушение, даже духовная ловушка. Чтобы найти формы взаимодействия с культурой, необходим творческий подход, творческий дух внутри самой церкви. И ещё поэтому нельзя "закрыть тему" - к культуре причастны так или иначе все члены церкви, и тема культурно-церковного диалога непроизвольно возгорается внутри каждого из них.
И совсем уже Новое - за дверями храма глобальная Система и её антикультура... И удержать двери закрытыми перед её натиском уже не получается. Она может отменить даже пасхальную службу, если захочет!..
Окно открыто - и в нём Ответ. Но Ответ этот творческий, а Окно - внутри. И всё зависит от
изменения отношения к Другому. Другой должен из "оно" стать "Ты". Только диалог с "Ты" может (и должен!) стать действенным противостоянием зловещей унификации, только против такого
качества общения унифицирующая Система бессильна. А по одиночке она поглотит все церкви, все государства и все культуры одну за другой...