Введение в тему
Рамакришна – один из величайших святых Индии. Имя Рамакришны известно всем, кто хоть немного интересовался Индуизмом. И это неслучайно. Рамакришна был первым индийским мистиком, о котором узнала Европа и Америка. Случилось так, что полуграмотный индуский брамин, с самой заурядной внешностью, стал духовным солнцем нового движения в Индуизме. Без Рамакришны Индуизм вряд ли нашел бы в себе силы разорвать вековую замкнутость и обратиться к людям Запада. Мысль о том, что все мировые религии, идя разными путями, впадают в Единый Океан Истины; идея Всечеловечности – все это витало в образованном индуистском обществе и до Рамакришны. Именно Рамакришна освятил эти витающие и часто противоречивые мысли своим духовным авторитетом, придал им внутреннюю цельность. Он не создавал нового учения, даже не оставил после себя никаких писаний и книг. Он не имел ничего, кроме любви к Богу, Божественной Матери и любви к людям. Вот почему так важна сама биография этого удивительнейшего человека. Рамакришна был Вестником Божественной Матери Кали. Он любил Её больше своей жизни и находился в непрестанном диалоге с Ней. Весь духовный опыт Рамакришны, вся его жизнь – это Весть Божественной Матери.
Вестник Божественной Матери
Речь пойдет о Рамакришне... Какое-то время думал - можно ли назвать этого индийского святого вестником? Почему бы нет! Рамакришна был почти необразованным человеком; брахман, который с трудом читал на санскрите. Он был самым заурядным (если смотреть по "социальному паспорту") представителем индийского народа. Человек из глубинки, как говорится: плоть от плоти и кость от костей своей земли. И он стал великим. В чем же его величие: в способности часами, днями находиться в состоянии глубокого мистического транса, включая самадхи... Для справки:
Состояние самадхи — это состояние просветления, при котором исчезает сама идея индивидуального сознания, и человек переходит в чистое состояние бытийности, объединяя наблюдателя и наблюдающего в себе или, иначе, прекращая существование самой концепции разделённости...
oum.ru/yoga/osnovy-yogi/samadkhi/Или в способности быть в постоянном диалоге с Матерью Кали? В его доброте, доступности, отзывчивости... или в том божественном сиянии, что исходило от него, особенно в последние годы жизни? Все это делает человека святым, но не делает еще великим. И совсем непонятно - где же здесь вестничество? А вестничество Рамакришны, на мой взгляд, заключается в том, что этот почти необразованный индус принес совершенно новую РЕЛИГИОЗНУЮ КУЛЬТУРУ ОТНОШЕНИЙ. Не меняя ничего в традиции, не создавая никакого нового учения, новой религиозной секты - он принес именно новое понимание духовных путей человечества. И привычная традиция засияла новым смыслом. (Как бы я желал, чтобы у нас, в нашей традиции, появился такой вот Рамакришна, эх
). И это понимание возникло у него не из головы - мучительное и противоречивое, как у Роя и Кешаба, а сформировалось в самых глубинах сердца, при непрестанном диалоге с Божественной Матерью.
Начало. Гададхар
Рамакришна родился 18 февраля 1836 г. в семье бедного сельского брахмана из рода Чаттопадхья. Несмотря на принадлежность к высшей касте, семья едва сводила концы с концами... Какой, казалось бы, парадокс! Храмовый комплекс Дакшинешвари (знаменитый храм Кали в Калькутте, с рядом более мелких храмов) строится на деньги богатой вдовы из низкой касты шудр, а почтенная семья брахмана влачит жалкое материальное существование. И это 19 век! Индийский биограф Рамакришны и Вивекананды, Свами Прем Вивекананда, считает это началом разложения традиционного феодального строя Индии. До этого брахманы не бедствовали. Впрочем, как признают все биографы Рамакришны, были времена, когда семья Чаттопадхьи жила немного богаче. Отец будущего Рамакришны, Кхудирам, был человеком кристальной честности. Этим самым он и обрек себя на разорение, отказавшись лжесвидетельствовать в пользу местного богача. (История Кхудирама чем-то напоминает историю, рассказанную Пушкиным в романе "Дубровский", только она не так трагична.) Тем не менее, происшедшее сильно подорвало здоровье отца семейства.
Рождение Рамакришны, особенно те легенды, которые ходили (и ходят) среди его учеников и последователей, весьма напоминает схожие библейские истории. (Эту тему, кстати, мастерски обыграл Ромен Роллан в своей книге "Жизнь Рамакришны".) К моменту рождения Рамакришны Кхудирам был уже довольно больным и старым шестидесятилетним человеком. Его супруге, с красивым именем Чандрамани, было сорок пять. Какие тут дети? Представьте, как изнашивались тогда люди к шестидесяти в сельской глубинке… Деревня, где жили Чаттопадхьи, называлась Камарпукур. Она находилась в семидесяти километрах от города Калькутты. Рассказывают, что старый Кхудирам совершал паломничество в город Гайю, последнее паломничество в своей жизни. И там, в Гайе, ночью, он услышал голос Божества внутри себя. Голос сказал: "Я снова рождаюсь к жизни, чтобы указать путь людям". И в то же мгновение его жена Чандрамани почувствовала себя в объятиях бога Шивы. Храм Шивы был как раз напротив их хижины, и Чандрамани увидела, как изображение бога ожило на ее глазах, луч света пронизал ее насквозь... Вернувшийся муж увидел свою жену преображенной. Она носила младенца, она слышала божественный голос.
Гададхар рос художественно одаренным мальчиком: он очень любил петь, танцевать, лепить разные фигурки из глины, а вот систематические школьные знания давались ему с трудом. Но уже в шесть лет сказалась его необычная природа. Он пережил первое в своей жизни "особое" состояние такого накала, что лишился чувств. Это не было еще видение чего-либо, это было созерцание Красоты. Мальчик увидел «странное» облако, которое быстро росло на его глазах, и стаю изумительных птиц, которые это облако огибали. В восьмилетнем возрасте Гададхар участвовал в традиционном религиозном представлении, он играл роль бога Шивы. И вдруг почувствовал, как сливается с Шивой воедино. Слезы счастья хлынули по его щекам, душа полетела ввысь, и мальчик упал. Подбежавшие взрослые думали, что он умер. Не было ни пульса, ни дыхания. Но именно так случается во время самадхи. Восьмилетний Гададхар пережил первое свое самадхи. После этого мистические состояния стали повторяться у него все чаще и чаще. Так что даже вроде бы привычные ко всему этому родители-индусы забеспокоились. Но вскоре стало не до этого. Умирает отец Рамакришны.
Чтобы как-то выжить, старший сын Рамкумар (1805 г. рождения) отправляется в Калькутту, в поисках заработка. После нескольких лет мытарств ему удается основать свою школу по изучению санскрита. Появились, наконец-то, деньги, и старший брат забирает пятнадцатилетнего Гададхара к себе в Калькутту. Образованный Рамкумар хочет, чтобы и младший брат получил достойное образование и открыл какое-то свое дело. Но Гададхар категорически против этого. Он говорит брату, что его путь иной - обретение Бога - а знания ради материального обогащения ему не интересны. Вскоре Рамкумар понял, что его брату, и действительно, не нужны мирские знания. Рамкумар и сам был неплохим брахманом (в смысле, жрецом, отправляющим определенные культы) и даже обладал даром ясновидения. Поэтому к нему часто обращались люди. А он хотел заниматься только своей школой. И Рамкумар с радостью переложил свои обязанности брахмана-служителя на плечи Рамакришны. И тот вскоре так же стал весьма популярен, как и старший брат. Многие брахманы (прямо как наши городские батюшки) читали положенные молитвы небрежно и с сокращениями. Гадахар же все вычитывал полностью, не спеша, с глубоким чувством, и после службы не торопился домой, а часто оставался для духовных бесед.
И вот совершается главное, поворотное событие в жизни Рамакришны. В 1855 году к Рамкумару, как знатоку санскрита и брахману, обращается богатая вдова Рахмони. Она построила большой храм в честь Матери Кали, и никак не может найти брахмана, который бы служил в храме. Ведь согласно кастовым предписаниям, брахман не может служить в храме построенном шудрой, не осквернившись. Можно ли найти выход из этого положения - спрашивала Рахмони Рамкумара. И Рамкумар этот выход нашел.