Искусство слова
Несостоявшееся прощание

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #16 : 20 Мая 2022, 23:07:45 »
Отпевание Фёдора Николаевича Козырева, катехизатора Собора Владимирской иконы Божией Матери, состоится в субботу, 21 мая, в 11.30.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #17 : 04 Июня 2022, 00:41:28 »
Наш Замок потерял в этом году несколько ведущих авторов. Фёдора Козырева забрала от нас физическая смерть. Другие наши активные участники не могут больше писать здесь, так как проживают физически за пределами России - в странах с окончательно победившей свободой и демократией. Там наш домен заблокирован, как и в Википедии. Где нельзя дать ссылку, например, на авторский сайт "Тезаурос" на странице Фёдора Козырева, где говорится о создании им уникальной системы гуманитарного религиозного образования, которую Фёдор Николаевич Козырев и представляет развёрнуто на своём сайте "Тезаурос". Его попытка там дать ссылку на свой сайт натолкнулась на показательный ответ: "мнение автора страницы не является приоритетным для Википедии". Соответственно - нельзя дать там ссылки и на другие его тексты, наиболее полная подборка которых в Сети Интернет существует только на нашем домене. Не могут больше у нас писать без угрозы быть заблокированными виртуально, а то и физически (!) и другие наши авторы, находящиеся вне территории РФ.

И я пока не знаю, какое будущее ждёт наш Замок. Так бывает, например, с уходом ведущего артиста, режиссёра или сценариста из театра. Театр физически вроде бы длит своё существование, но быть самим собой уже перестал. Такие примеры есть и среди музыкальных групп - уход одного или нескольких из ведущих её музыкантов и авторов приводит к угасанию данного коллективного феномена в целом, несмотря на его физическое существование. Что ждёт наш Замок теперь и какова его дальнейшая судьба - всё в воле Божьей. Мы сделали, что могли. И будем делать дальше, что в наших силах.

Я знаю одно: Воздушный Замок как феномен русской культуры уже состоялся. Его оценка и значение - в будущем. И никто уже не может его оттуда изъять. А на Небесах у нас появился ещё один серьёзный ходатай и защитник.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 04 Июня 2022, 00:48:20, Ярослав»

« #18 : 23 Июня 2022, 23:26:02 »
Удивительное наблюдение: и похороны Фёдора, и поминки на 40 дней оставили у меня (и не только) в душе очень светлое, очень вдохновляющее на жизнь и на творчество чувство... Даже радостное! Разум противится: нужно печалиться, а душа почти ликует. Это и есть Поэзия. И это из глубин сердца идущее чувство радости и свободы вопреки ужасу вечной разлуки и давлению объективной необходимости и есть главное, если так можно выразиться, доказательство бытия Божьего и бессмертия души человеческой.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 23 Июня 2022, 23:31:11, Ярослав»

« #19 : 30 Июня 2022, 00:29:09 »
Фёдор Николаевич Козырев, умер 13 мая 2022, память, созидающая сила

Созидающей силой память станет для нас, если мы будем читать и перечитывать книги Фёдора Козырева...
Многое пришло слишком поздно и оборвалось слишком рано... Светлая память Вам, удивительный, мудрый, бесконечно образованный и бесконечно талантливый, живой, тонкий, открытый и очень добрый человек!

Хочется сказать, но трудно что-то добавить.
Светлая память!


« #20 : 12 Января 2023, 12:45:42 »
С Днём Рождения, Фёдор Николаевич!
Новых Вам творческих путей и открытий! И не забывайте о нас, пожалуйста...

Возьму на себя смелость и размещу здесь недавнюю мою переписку со вдовой Фёдора, Ольгой. Вот отрывок из её письма:

"...неожиданно нашедшееся у школьного Фединого друга Федино стихотворение - из Крестов (1979 года!), совершенно пророческое, вплоть до слов о "мае":

Как хорошо, что есть Господь!
Как хорошо, что не пригоден
Для службы пользе, что свободен
Тот мир, что сокрывает плоть.

Как хорошо, что можно бредить
И клясться вечностью, и жить
Так неразумно… и любить,
И не уму, а сердцу верить.

И быть уверенным в себе
Так неразумно и нахально,
А крест предвиденья печальный
Беспечно предложить судьбе.

Служить лишь своему народу,
Обиды милым лишь прощать,
Тонуть в грехах, не видя броду,
А выплыв – землю целовать.

Забыть весь свет, в страстях сгорая,
Очнувшись – мудро, строго жить,
И всё равно в душе до мая
Огонь неистовства таить.

И как беспутный пёс: набедокурит,
И, хвост поджав, к хозяину бежит,
Бежать к Нему, Кто лишь один осудит,
Вздохнёт устало – и простит!

1979 г. Кресты. Ф. Козырев."
(ЯТ. Кресты - следственный изолятор в Ленинграде.)

Отрывок из моего ответа:
Удивительные стихи, не по возрасту (ЯТ. 18 лет!) мудрые и глубокие. Какое счастье, что Фёдор успел вернуться к поэзии! Это прекрасная закольцовка жизни, её божественная кода. Лишнее подтверждение, что его вело по жизни Провидение. А значит, и в его уходе есть этот высший смысл. Плохое утешение для земных близких, но, видимо, потребовался он там, для какой-то всем нам нужной миссии. Совпадение его ухода с началом войны (во всех смыслах) также неслучайно. И то, что он успел сказать своё "да" происходящему - тоже... Как бы было хорошо эти стихи разместить в теме, где Фёдор представляет свой сборник стихов и где мы с ним потом прощались..."

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Января 2023, 13:23:49, Ярослав»

« #21 : 13 Мая 2023, 14:21:59 »
Сегодня, 13-го мая 2023 года, годовщина ухода от нас Ф.Н. Козырева. Эта дата послужила мне стимулом вновь просмотреть мною написанное в поэзии за последние 6 лет и составить в итоге композицию "Роженица", которую я посвятил Ф.Н. Козыреву. В процессе её построения обнаружилось немало внутренних взаимосвязей и перекличек и со стихами Фёдора Николаевича, и с его Амартией; причём взаимосвязей, появившихся параллельно и независимо друг от друга и только в последний год становящихся для меня самого всё заметнее и пронзительней.

Светлая Вам память, Фёдор Николаевич!
Низкий поклон Вам за всё, что Вы успели дать русской культуре!
Настоящая оценка людьми значимости этого вклада (клада) ещё впереди... Я, например, считаю "Прощание Амартии" наиболее близкой духовно "Запискам из подполья" Достоевского - из всего, что было написано в русской литературе. И мне кажется, что я совсем не преувеличиваю. И я уверен, что так будет казаться через какое-то время всем и станет в русской литературе нормой эта параллель. Доживём ли? Неизвестно. Но это уже и не так важно...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #22 : 13 Мая 2023, 23:15:29 »
"Читать и перечитывать книги Ф.Н.Козырева"... Как это верно сказано. Открыла наугад. "Поединок Иакова". Невозможно оторваться. Текст необычайной глубины, где буквально в каждом предложении ждёт тебя радость возвращения к себе.
Так просто сказано: "Историки и фольклористы то и дело пытаются доказать, что мифы, сказки, легенды и культ отражают формы социальной жизни и хозяйственной деятельности древних людей. Библия доказывает обратное — то, что всякое явление социальной и хозяйственной жизни несет в себе образ духовной реальности". Какой огромный путь нам ещё предстоит, чтобы переменить сознание для восприятия этих простых слов.
Нажимаю "Обсудить книгу с автором...", чтобы посмотреть, что наговорено и обдумано,... и больно сжимается сердце. Тема открыта в 2014 году, но в ней нет ни одного отклика. Опоздала... А сколько ещё таких текстов, которые мы не успели обсудить... Текстов, которые были совсем рядом. Здесь, в нашем Замке, под рукой...
Конечно, книги Фёдора Николаевича продолжают с нами говорить. Конечно, они отвечают на самые глубинные запросы нашего сердца. Но так хочется сказать просто живое человеческое "спасибо"... Надеюсь, что Фёдор Николаевич слышит.


« #23 : 13 Мая 2023, 23:26:49 »
И ещё. Прочитала композицию "Роженица", вновь переболела этими стихотворными вехами, которыми Ярослав отмечал последние годы-события нашей истории. Гулкими шагами отзываются его рифмы в коридорах Воздушного Замка. Или это не коридоры Замка, а запутанные тропы Истории, или лабиринты души Поэта. Наверное, это всё одно. Ярослав, говорю Вам - спасибо! Разделяю Вашу боль.

«Последнее редактирование: 13 Мая 2023, 23:41:56, Золушка»

« #24 : 13 Мая 2023, 23:40:46 »
Тема открыта в 2014 году, но в ней нет ни одного отклика. Опоздала...

На похоронах Ф.Н. Козырева было два-три десятка человек (сегодня на годовщину втрое меньше). Правда в Соборе, где он служил катехизатором, было народу больше. А ведь хоронили великого мыслителя (уровня Соловьёва и Бердяева), большого писателя, талантливого поэта (об этом вообще мало кто знал даже из пришедших), выдающегося педагога (его учебные курсы в "Тезауросе" - беспрецедентная разработка для педагогики будущего!)... Меня не отпускала тогда горькая мысль, что это и есть отражение нашей сегодняшней культурной жизни - в её перевёрнутой пирамиде качеств (сравнить если с похоронами "звёзд")...

Впрочем, на мои похороны вообще, наверное, никто не придёт... Но нам на это смотреть нечего. Нам нужно смотреть - за эту грань. И последний, страшный, трагический год России вселяет надежду, что вектор на вырождение сменился вектором на возрождение. Сегодня я это очень почувствовал - в воздухе витало... Но доказать я ничего не смогу, конечно.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 13 Мая 2023, 23:44:26, Золушка»

« #25 : 12 Января 2024, 21:53:00 »
С Днём рождения, дорогой Фёдор Николаевич!
Где бы Вы ни были, в Воздушном Замке Вы всегда рядом.
Счастья Вам, Света, Радости и Благодати!

И ещё у меня к Вам разговор, просьба, не знаю, что правильнее.
Как недавно написал Ярослав: «у нашего Замка появился ещё один небесный защитник, Сокол». (17 Декабря 2023, 17:34:55) Это погибший на СВО летом 2022 года философ и художник Виталий Булат. Надеюсь, что это не новость для Вас.
И дальше Ярослав пишет: «Я всем сердцем чувствую, что встреча Фёдора Козырева и Виталия Булата состоялась».
Где-то глубоко отозвались внутри эти слова. Тайная радость, смутная надежда… И целое облако мыслей пронеслось: нашли ли вы друг друга, узнали ли, над чем работаете? Всё это безответные и, в целом, бесполезные мысли, но не думать об этом не получается. Очень бы хотела, чтобы путь Виталия действительно продолжился в тех запредельных нашему пониманию далях под Вашей чуткой заботой и опекой. Верю, что именно с Вами ему предстоит искать ответы на свои глубокие вопросы, которые заставляли его при жизни так быстро расти и вырасти в полную меру Человека — стать настоящим Героем.

Есть ещё такая новость. В следующем учебном году планирую активно использовать и развивать Ваш образовательный проект «Тезаурос». Жизнь сама так складывается. В вузах вводят новый предмет «История религий России». Чтобы это не превратилось в фарс, нужно что-то очень сильное и очень честное. И тут я поняла, что это и есть Ваш «Тезаурос». И нестрашно, что студенты — не маленькие дети. Перед вопросами духовной культуры и духовного воспитания — мы все сейчас маленькие дети. Читаю Ваши материалы и понимаю, что адаптировать их будет совсем не сложно. Эти тексты подобраны так тщательно, с такой любовью, что разговор вокруг них захватит слушателей любого возраста.
Надеюсь, что рано или поздно получится выйти на сообщество учителей и преподавателей, которые по достоинству оценят материалы Тезауроса, будут работать с ним и активно развивать.

Помним Вас! Спасибо за то, что Вы делали Здесь и продолжаете делать Там.


« #26 : 13 Мая 2024, 21:58:39 »
Вот уже два года, как осиротел наш Замок. Но всё-таки Фёдор Николаевич продолжает жить в нём, продолжает ставить перед нами свои глубокие и своевременно-вневременные задачи. Сегодня одна из важнейших задач — воспитание детей, образование как воспитание, образование как раскрытие и развитие духовного измерения в человеке. И каждый новый шаг на этом поле ведёт к тем открытиям, которые успел сделать для нас Фёдор Николаевич. Недавно нашла у Ш.А.Амонашвили такие удивительные слова: «настоящий современный педагог — это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам не имеет надежды быть причастным, а тот, кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего».

Прибыл из будущего — это точно про Фёдора Николаевича. Он писал о том, о чем мы пока даже не знаем, как спрашивать. А в системе образования занимался самым сложным и «неподъёмным» вопросом — религиозным образованием.

«...Применительно к учителю новизна ситуации выражается в том, что, не выступая более в роли транслятора догматических истин и канонических норм, он оказывается перед учащимся в уязвимой открытости своего личного религиозного опыта. В каком-то смысле можно сказать, что гуманитарное религиозное образование требует от учителя большей религиозной восприимчивости, чуткости и открытости, чем этого требовало обучение религии как закону».
Из главы 3: «Гуманитарное религиозное образование в аналитическом приближении»

Он открыл на этом трудном поприще срединный «третий путь»: путь раскрытия перед учениками религии как дара. Пройдя между Сциллой и Харибдой двух очевидных и по-своему бесплодных подходов (религии как факта и религии как закона). Путь, открывающий дорогу к душам детей, к искомому духовному воспитанию через восприимчивость, сочувствие, эмпатию к духовному опыту Другого. Открытие Фёдора Николаевича ещё почти не известно широкой общественности, но это протянутая из будущего рука. Некоторые мыслители и педагоги интуитивно следуют этому пути, но сами не знают, как назвать, а главное, как передать другим своё видение. Глубокая научная рефлексия Фёдора Николаевича, которая сочеталась в нём с живым религиозным чувством, с жизнью на Глубине (как сказала бы Зинаида Александровна Миркина), позволили ему превратить смутные догадки в реальные методики, в воспроизводимые учебные курсы, в настоящее образование будущего.

Замечательно, что Замок хранит это «сокровище» в виде образовательного портала «Тезаурос». Но мало только хранить. Солярис — это не Дракон, чтобы спать на своём сокровище. Открытия Фёдора Николаевича должны работать, служить людям. Их время пришло, несмотря на кажущуюся несовместимость глубины и сложности Козырева с плоскостью и пошлостью современного века. Мне кажется, об этом — замечательная статья-крик Нонны Александровны Яковлевой «Камо грядеши?».
Ведь и Померанц назвал 21 век — «веком Святого Духа». Кажется: «Куда там! Какой там Святой Дух!» Но суть не в том, что мы так близко к Нему подошли, а в том, что очень далеко ушли… и затосковали, по-настоящему затосковали о Святом Духе. Так сильно, что чиновники от образования, сами не понимая зачем, кинулись вводить новые дисциплины, прикрываться какими-то новыми слоганами о духовности, лишь бы залатать открывшуюся брешь, провал, пустоту. Но пустота — это место для Духа. И чем дальше мы уходим, тем непостижимо ближе оказываемся.

Роман Перельштейн в своей новой книге «Встречи с Померанцем и Миркиной» написал о Фёдоре Николаевиче замечательные слова. Надеюсь, что Роман Максович сам когда-нибудь поделится своими размышлениями в Замке. А я сейчас процитирую только вывод: «Он уйдёт в шестьдесят один гол, в расцвете своих сил. Однако и за три жизни не успеть сделать того, что Козырев сделал за одну...»
Фёдор Николаевич, мы помним Вас. Мы работаем. Извините, если в словах о Вас появляется пафос, которого Вы не хотели. Слова подбираются трудно, наверное, потому, что не сказаны вовремя.

«Последнее редактирование: 14 Мая 2024, 08:18:36, Наталия Подзолкова»

« #27 : 13 Мая 2024, 22:27:49 »
Светлая Память – с надеждой на деятельную Помощь.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #28 : 12 Января 2025, 21:17:52 »
С Днём рождения, дорогой Фёдор Николаевич!
Прошедший год, надеюсь, стал для отечественного образования переломным. Что-то сдвинулось не "в верхних эшелонах", а в самом "теле" образования. Пока "верхи в смятении", учителя и преподаватели получили больше свободы высказывать свои идеи, творить, встречаться, проявлять инициативу. И даже не то, что раньше не разрешали, а просто меньше хотелось, энтузиазм как-то присыпало холодным пеплом. А теперь живой огонёк вновь затеплился. Может, конечно, мне это только кажется.
Как бы там ни было - прошёл форум гражданских инициатив, на котором мы с Ольгой Евгеньевной и с Евгением Морошкиным рассказали о Замке и о Тезауросе. Подобный форум планируется и в апреле 2025, теперь мы лучше представляем, что это такое, и можно будет попробовать подать заявку на конкурс, а значит и на государственное финансирование и более масштабное распространение Ваших замечательных идей и материалов. Медленно, но всё сдвигается с места, набирает обороты.
Как-то сама собой сложилась своеобразная традиция два раза в год "отчитываться" Вам о проделанной работе. Не вижу в этом ничего странного. Кажется логичным и правильным. А это значит, что, даже уйдя из мира физического, Вы не ушли из внутреннего мира отношений, которым всё держится (в том числе и физический мир). Бывают люди, которые и при жизни очень условно в этих отношениях присутствуют, а Вы из числа тех, на плечах которых держится эта "мировая всеединая сеть". Замок помогает этой сети становиться зримой частью культуры. Пусть так и будет дальше.
Иногда очень становится горько без Вас! Но это не то чувство, которое Вам хотелось бы рождать в нас, поэтому только иногда. Мы стараемся.
С Днём рождения!


« #29 : 13 Января 2025, 03:22:15 »
Общение на равных – подвиг души

В эти годы я мысленно не раз возвращался к нашим диалогам с Фёдором, к нашей переписке... Скажу чуть подробнее только об одном аспекте. Ни книги, ни педагогическая и научная деятельность, ни вневременный уход Ф.Н. Козырева не вызвали такого резонанса в официальной культуре и общественной жизни, какой они неизбежно породили бы, живи Фёдор Николаевич на несколько десятилетий раньше.

Религиозный русский философ, сравнимый по значимости своих трудов с Вл. Соловьёвым и Н. Бердяевым, великий педагог, поэт, богослов, Ф.Н. Козырев остался неоценённым в официальной культуре не во времена гонений на веру, но когда государство «взяло на вооружение» православную традицию (что само по себе благо, конечно). Когда государство озаботилось по-настоящему системой образования в русле «традиционных ценностей», разработанные Ф.Н. Козыревым программы (просто бери и внедряй) тоже пока остаются «незамеченными». Когда государство бросило вызов глобальной неолиберальной системе, назвав её «сатанизмом», книги Ф.Н. Козырева, раскрывающие самую суть «обморока либерализма» в свете христианской философии, также остаются невостребованными.

В отличие, скажем, от меня и некоторых других участников нашего проекта, Ф.Н. Козырев профессор, человек из академической среды. Почему же под конец жизни он порвал с этой средой и признался, что наиболее полное собрание его сочинений в Сети оказалось на любительском (волонтёрском) ресурсе, находящемся на обочине официальной культуры и вне профессиональной среды вообще, в чём причина такого поворота?

Ф.Н. Козырев успел поддержать СВО, чем бросил ещё одну перчатку своему окружению (постарались не заметить). Но в чём же причина молчания государства, на словах сейчас нуждающегося, как в воздухе и хлебе, в таком философе и педагоге, как Ф.Н. Козырев?

Такие вопросы много раз приходили мне на ум, когда в наш Замок какими-то ветрами заносило людей из профессиональной среды (литературной, философской, художественной, научной). И мне кажется, я нашёл ключевой ответ. Сравнивая невольно сам стиль нашего общения с Фёдором и с представителями «профессиональных сред», я пришёл к выводу, что эта среда, а следовательно, и все её представители (вне зависимости от личных качеств), выпала из реальности, живёт инерцией стиля и ложной надеждой на возвращение в культуру старой системы отношений (императорской или советской, не важно). Такое выпадение из реальности блокирует способность общения с чем-то новым и не укладывающимся в известный шаблон отношений, проверенный временем, но им же и отброшенный теперь.

Сетуя (и справедливо!) на разлив низкопробного масскульта, на рыночный подход к литературе и искусству, на перевёрнутую за десятилетия либерализма пирамиду качества, «профессионалы» видят спасение в возвращении правильной иерархии, в восстановлении высокого качества «культурной продукции» и былого социального статуса (общественной значимости) избранных «профессионалов».

Это очень сложный и многогранный вопрос, почему кажущийся благим и очевидным рецепт возвращения в культуру истинной иерархии качеств бессилен перед нынешним её кризисом и не может исцелить её от вырождения в антикультуру? Если совсем кратко, пунктиром на него ответить, то можно нарисовать следующую картину.

Сама эта иерархия, сделавшая из литературы «государство в государстве» (по аналогии с наукой), невольно создала своего рода литературную квазицерковь, касту жрецов (властителей дум) со своим пантеоном и культом. Что не могло не кончиться карикатурой (нынешнее состояние). Духовная инерция великой русской литературы 19-го века, когда не было ещё никаких «союзов писателей» и т.п., длилась благодаря кровопусканиям, жертвоприношениям и трагедиям 20-го века – вопреки, а не благодаря превращению литературы в квазицерковь. Но к 21-му веку полностью себя исчерпала, утратила нравственный авторитет в обществе. И никакого возвращения в отжившую своё парадигму не будет. Это духовно невозможно и не имеет смысла.

Возрождение культуры произойдёт в принципиально другой парадигме, в других отношениях. Властители дум (избранные) и внимающие им массы (общество) ушли в прошлое навсегда. Нет уже на свете того читателя, который мог бы (хотел бы) признать за своим современником «властителя дум». Читатель стал интерактивным и требует общения на равных, творческого соучастия в общем деле. Интернет только катализатор этого процесса, инструмент. Те же процессы идут во всех сферах: государственной, философской, церковной, научной. И в этой метаморфозе привычных отношений находится и смысл, и причина перехода человека из гуманистической эры в новую. Возвращается в человеческую душу и культуру религиозная вертикаль, но уже творчески обогащённая и раскрытая веками гуманизма.

Ф.Н. Козырев был открыт жизни со всеми её духовными вызовами и новыми смыслами. Из этой открытости и внутренней свободы вытекает естественным образом и сам его стиль – и в текстах, и в живых диалогах. Он не смотрел на «статус», поэтому мог видеть настоящее качество, а не только его преломление в косной среде. Государство, как очень косная структура, доверяет только проверенным «профессионалам» и двигается в их инерционной системе отношений, уже оторвавшейся от реальности и не отвечающей времени. Отсюда и непонимание им, и невостребованность таких фигур как Ф.Н. Козырев; казалось бы, самим Богом ему данных для заполнения нынешнего идейного вакуума (бери и пользуйся; не берут, потому что не видят и не понимают).

С днём рождения, Фёдор! Я почитаю Вас (хотя мы были в последние годы на «ты») своим Другом. Для меня это и живое, и святое слово.

Капля камень точит. И солнце встаёт над бездной...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Января 2025, 13:22:25, Ярослав»

« #30 : 13 Мая 2025, 23:43:02 »
Сегодня день памяти Фёдора Николаевича Козырева. Уже три года не появляются в Замке его новые посты. Но мы можем писать что-то новое о нём самом. И мне кажется уместным опубликовать сегодня видео занятия семинара «Поколение, которое мы не должны потерять», посвящённое образовательному проекту «Тезаурос».

Тут ещё нужно сказать, что по разным объективным причинам это занятие несколько раз откладывалось. Как будто не было готовности у меня и у аудитории воспринять информацию по удивительному козыревскому проекту. Как будто не все кусочки пазла были найдены, чтобы можно было оценить масштаб задумки Фёдора Николаевича. И вот наконец все предуведомления сделаны, и разговор состоялся. Но поскольку мы его уже несколько раз начинали, то некоторые концепты уже были ранее проговорены, обсуждены и в предлагаемом видео могут возникнуть как что-то само собой разумеющееся. Я не останавливаюсь, чтобы их объяснить, потому что аудитории они уже известны. Для восстановления таких пробелов имеет смысл посмотреть видео двух ключевых занятий по типологии образовательных задач (выложу в ближайшее время и дам здесь ссылку), а пока можно обратиться к небольшой статье, в которой описывается результат коллективного творчества на нашем экспериментальном семинаре.

Начинается занятие с лирического отступления. Я читаю стихотворение Р.Киплинга «Серые глаза — Рассвет...» Дело в том, что в какой-то момент мы решили к каждому занятию учить (или восстанавливать в памяти) стихи и рассказывать в начале занятия (по одному — по два стихотворения), чтобы обмениваться своими поэтическими «тезаурусами» и тренировать память. Ну вот слово и прозвучало само собой. Итак, «Тезаурос». Интерактивный информационно-образовательный ресурс, задуманный Фёдором Николаевичем Козыревым…

Я выстраивала занятие, опираясь на некоторые ключевые понятия козыревского подхода. Может быть, последовательность освещения этих понятий была не совсем оптимальная, но уж как получилось.

Первое понятие — интерактивность. Интерактивность для «Тезауроса» — это то, что ты помнишь и хранишь, это долгосрочные отклики, выходящие на уровень подлинной интерсубъектности. В Замке такая интерактивность достигается, и я думаю, что это одна из немаловажных причин, по которой Фёдор Николаевич выбрал платформой для своего «Тезауроса» именно «Воздушный Замок». Огромное количество форумов в Сети подразумевают под интерактивностью всего лишь опцию — возможность поставить реакцию в виде картинки или сиюминутной реплики. Итак, «Тезаурос» — это общение, это Встреча, а не просто набор образовательных методик и технологий.

Второе — это трёхчастная концепция подходов к религии: Религия как Закон, Религия как Факт и Религия как Дар. Это третье — Религия как Дар — и есть удивительное и тончайшее открытие Фёдора Николаевича, то самое буберовское «между», «искомое третье», что может примирить или даже усмирить жёсткие структуры Религии-закона и Религии-факта.
Вслед за Фёдором Николаевичем я пытаюсь подвести под этот третий подход научные основания в виде феноменологии (описания без интерпретации на основе какой-либо теории, беспредпосылочного описания) и герменевтики (науки об интерпретации, истолковании). Кажется, что здесь есть противоречие (сначала отказались от интерпретаций, а потом тут же интерпретируем), но всё сложнее и интереснее. Для затравки рассказываю историю с картиной Ван Гога «Башмаки», описанную у Кена Уилбера в книге «Око Духа».

Задача феноменологии — не привносить лишних смыслов. Задача герменевтики — докопаться до первоначального смысла и донести его живым. Обе задачи дополняют друг друга. Ввожу здесь понятия «дух времени» и «веяние времени». Донести смысл живым можно с учётом духа времени, но без искажений веяний времени. Через развитие способности делать прошлый опыт своим новым живым опытом, сопрягая его с духом своего времени (оживляя, а не искажая). Это очень принципиально для понимания любого религиозного опыта, в основе которого лежит Встреча с реальностью, превышающей саму природу человеческого, с той самой трансцендентной реальностью, в которую мы погружены, но сами того не замечаем.
Даю несколько определений понятия «герменевтический круг», чтобы как-то дополнить понимание разными смысловыми оттенками. Злоупотреблять интерпретацией — это значит отзываться на веяние времени, вместо того, чтобы привносить в отживший чужой опыт (или просто в опыт Другого) животворящий Дух времени, дух современности (об этом, кстати, прекрасно писал М.Пришвин в своих «Незабудках»).

Третье — как реализовать на практике такой подход в курсе «Религия в мировой культуре». С помощью трёх приближений.
Первое приближение: задать семантическое поле, которое ещё не связано с той или иной религиозной практикой. Идёт разговор о том, как можно «приятно утонуть» в открывшемся семантическом поле, наработанном человечеством для основных понятий, используемых в религиозном сознании и опыте. Например, понятие «Пробуждение» (беру примеры из учебных пособий «Тезауроса»). Прежде чем подойти к его религиозным интерпретациям, мы погружаемся в семантическое поле «утреннего пробуждения», «предрассветного сумрака», «восхода солнца», «отряхивания сна»…
Второе приближение: знакомство с конкретными формами, в которых данное понятие использовалось в религиозных конфессиях. Феноменологическое знакомство (без лишних интерпретаций).
Третье приближение (ключевое для данного образовательного проекта): соединение предложенных семантических полей и конкретных религиозных форм данного понятия с личными переживаниями обучающегося, с его экзистенцией.
Итак, мы имеем три этапа: 1)семантическое наведение, 2)знакомство с фактологией религиозных Встреч, 3) и наконец, попытка разбудить в ученике собственный экзистенциальный отклик на всё это (при условии, что учитель тоже имеет свой собственный отклик — иначе дело почти безнадёжное). Как понять, достигнута цель или нет? У ученика должна возникнуть какая-то собственная идея, живая мысль по поводу изучаемого. Как боковая веточка прорастает из почки: пошло понимание.

Зачитываю интереснейший эпизод про Ираиду Серафимовну Грачёву — учительницу Фёдора Николаевича. Не буду пересказывать, чтобы была интрига. Уверена, что это был Учитель того же масштаба, что и Ирина Юрьевна Баженова, о которой в Замке так трепетно пишет Ярослав, что и сам Фёдор Николаевич для своих учеников.

Зачитываю «Притчу о сеятеле». Поговорили о том, что задача образования, может быть, не столько в том, чтобы сеять в умы и сердца «разумное, доброе, вечное», а в том, чтобы подготовить плодородную почву, в которой эти семена приживутся. Слова «культура», «культивировать» подсказывают нам этот немаловажный контекст. Распахивание почвы — дело кропотливое и небыстрое. И вот здесь необходимо сначала предложить семантический контекст, чтобы ученик адаптировался к предлагаемым условиям (утвердился на этой почве), затем ввести религиозные феномены (засеваем почву), и наконец, вызвать эмоциональный отклик (укореняемся и прорастаем).

В качестве примеров и поводов для раздумий над путями религиозного и вообще духовного образования (это уже пошло моё собственное укоренение и прорастание новыми идеями на почве козыревского подхода) предлагаю рассмотреть две сказки: «Мальчик одуванчик и три ключика» классика детской литературы Александра Шарова и «Серёжик» современной писательницы Елены Ракитиной. Опять же пересказывать здесь не буду, чтобы как-то сподвигнуть к просмотру видео и самостоятельному знакомству с этими чудесными произведениями.

Вторая часть занятия более короткая и конкретная. Рассказываю немного об отце и сыне: Николае Александровиче и Фёдоре Николаевиче Козыревых. Краткая история проекта «Тезаурос». Где и как шла апробация проекта. Структура «Тезауроса» в Замке: как там всё устроено, какие ресурсы есть (монографии, пособия, рабочие тетради и т. д.), где это можно найти. Показываю, как «Тезаурос» представлен в Галерее Замка. Зачитываю некоторые интересные фрагменты. Останавливаюсь и на общем разделе «Страна знаний», показываю разные темы, открытые внутри раздела.
Потом, как обычно, общая дискуссия. Что такое внутреннее состояние современных детей. Какие есть исследования по этому поводу. Почему так много в этом внутреннем мире скуки и раздражения, и как «поселить» туда другие эмоции. Вспомнили проект «Киноуроки» с его задачей создать обширную эмоциональную палитру. Всё это очень близко задачам «Тезауроса». Поговорили о возвращении смыслов и ценностей Гражданской войны и Великой Отечественной войны в контексте феноменологии и герменевтики. О веяниях времени и о тех фильмах, которые снимали под влиянием этих веяний в течение последних 30 лет. Как сильно они исказили первоначальные смыслы и что теперь со всем этим делать. Делаю анонс занятия по бабушкиной повести.

В целом, занятие получилось интересное, хотя, конечно, возвращаясь к нему спустя год, понимаю, как много не сказала. Постараюсь в ближайшее время выложить видеоматериалы с Форума гражданских инициатив в Санкт-Петербурге, где про «Тезаурос» замечательно рассказала Ольга Евгеньевна Любимова.

Часть 1 https://rutube.ru/video/private/f8589d4819193eb2d17333c1827d2af1/?p=ImoLClRKU0XmKPZqHnlgZw
Часть 2 https://rutube.ru/video/private/4eaedbfe83054e480bb52959d15db0ec/?p=n6Yecnppn6xEp0A25plxyQ

«Последнее редактирование: 14 Мая 2025, 08:52:05, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика