Сегодня день памяти Фёдора Николаевича Козырева. Уже три года не появляются в Замке его новые посты. Но мы можем писать что-то новое о нём самом. И мне кажется уместным опубликовать сегодня видео занятия семинара «
Поколение, которое мы не должны потерять», посвящённое образовательному проекту
«Тезаурос».
Тут ещё нужно сказать, что по разным объективным причинам это занятие несколько раз откладывалось. Как будто не было готовности у меня и у аудитории воспринять информацию по удивительному козыревскому проекту. Как будто не все кусочки пазла были найдены, чтобы можно было оценить масштаб задумки Фёдора Николаевича. И вот наконец все предуведомления сделаны, и разговор состоялся. Но поскольку мы его уже несколько раз начинали, то некоторые концепты уже были ранее проговорены, обсуждены и в предлагаемом видео могут возникнуть как что-то само собой разумеющееся. Я не останавливаюсь, чтобы их объяснить, потому что аудитории они уже известны. Для восстановления таких пробелов имеет смысл посмотреть видео двух ключевых занятий по типологии образовательных задач (выложу в ближайшее время и дам здесь ссылку), а пока можно обратиться к небольшой
статье, в которой описывается результат коллективного творчества на нашем экспериментальном семинаре.
Начинается занятие с лирического отступления. Я читаю стихотворение Р.Киплинга «Серые глаза — Рассвет...» Дело в том, что в какой-то момент мы решили к каждому занятию учить (или восстанавливать в памяти) стихи и рассказывать в начале занятия (по одному — по два стихотворения), чтобы обмениваться своими поэтическими «тезаурусами» и тренировать память. Ну вот слово и прозвучало само собой. Итак, «Тезаурос». Интерактивный информационно-образовательный ресурс, задуманный Фёдором Николаевичем Козыревым…
Я выстраивала занятие, опираясь на некоторые ключевые понятия козыревского подхода. Может быть, последовательность освещения этих понятий была не совсем оптимальная, но уж как получилось.
Первое понятие —
интерактивность. Интерактивность для «Тезауроса» — это то, что ты помнишь и хранишь, это долгосрочные отклики, выходящие на уровень подлинной интерсубъектности. В Замке такая интерактивность достигается, и я думаю, что это одна из немаловажных причин, по которой Фёдор Николаевич выбрал платформой для своего «Тезауроса» именно «Воздушный Замок». Огромное количество форумов в Сети подразумевают под интерактивностью всего лишь опцию — возможность поставить реакцию в виде картинки или сиюминутной реплики. Итак, «Тезаурос» — это общение, это Встреча, а не просто набор образовательных методик и технологий.
Второе — это
трёхчастная концепция подходов к религии: Религия как Закон, Религия как Факт и Религия как Дар. Это третье — Религия как Дар — и есть удивительное и тончайшее открытие Фёдора Николаевича, то самое буберовское «между», «искомое третье», что может примирить или даже усмирить жёсткие структуры Религии-закона и Религии-факта.
Вслед за Фёдором Николаевичем я пытаюсь подвести под этот третий подход научные основания в виде
феноменологии (описания без интерпретации на основе какой-либо теории, беспредпосылочного описания) и
герменевтики (науки об интерпретации, истолковании). Кажется, что здесь есть противоречие (сначала отказались от интерпретаций, а потом тут же интерпретируем), но всё сложнее и интереснее. Для затравки рассказываю историю с картиной Ван Гога «Башмаки», описанную у Кена Уилбера в книге «Око Духа».
Задача феноменологии —
не привносить лишних смыслов. Задача герменевтики —
докопаться до первоначального смысла и донести его живым. Обе задачи дополняют друг друга. Ввожу здесь понятия «дух времени» и «веяние времени». Донести смысл живым можно с учётом духа времени, но без искажений веяний времени. Через развитие способности делать прошлый опыт своим новым живым опытом, сопрягая его с духом своего времени (оживляя, а не искажая). Это очень принципиально для понимания любого религиозного опыта, в основе которого лежит Встреча с реальностью, превышающей саму природу человеческого, с той самой трансцендентной реальностью, в которую мы погружены, но сами того не замечаем.
Даю несколько определений понятия «герменевтический круг», чтобы как-то дополнить понимание разными смысловыми оттенками. Злоупотреблять интерпретацией — это значит отзываться на веяние времени, вместо того, чтобы привносить в отживший чужой опыт (или просто в опыт Другого) животворящий Дух времени, дух современности (об этом, кстати, прекрасно писал М.Пришвин в своих «Незабудках»).
Третье — как реализовать на практике такой подход в курсе «Религия в мировой культуре». С помощью
трёх приближений.
Первое приближение: задать семантическое поле, которое ещё не связано с той или иной религиозной практикой. Идёт разговор о том, как можно «приятно утонуть» в открывшемся семантическом поле, наработанном человечеством для основных понятий, используемых в религиозном сознании и опыте. Например, понятие «Пробуждение» (беру примеры из учебных пособий «Тезауроса»). Прежде чем подойти к его религиозным интерпретациям, мы погружаемся в семантическое поле «утреннего пробуждения», «предрассветного сумрака», «восхода солнца», «отряхивания сна»…
Второе приближение: знакомство с конкретными формами, в которых данное понятие использовалось в религиозных конфессиях. Феноменологическое знакомство (без лишних интерпретаций).
Третье приближение (ключевое для данного образовательного проекта): соединение предложенных семантических полей и конкретных религиозных форм данного понятия с личными переживаниями обучающегося, с его экзистенцией.
Итак, мы имеем три этапа: 1)семантическое наведение, 2)знакомство с фактологией религиозных Встреч, 3) и наконец, попытка разбудить в ученике собственный экзистенциальный отклик на всё это (при условии, что учитель тоже имеет свой собственный отклик — иначе дело почти безнадёжное). Как понять, достигнута цель или нет? У ученика должна возникнуть какая-то собственная идея, живая мысль по поводу изучаемого. Как боковая веточка прорастает из почки: пошло понимание.
Зачитываю интереснейший эпизод про Ираиду Серафимовну Грачёву — учительницу Фёдора Николаевича. Не буду пересказывать, чтобы была интрига. Уверена, что это был Учитель того же масштаба, что и
Ирина Юрьевна Баженова, о которой в Замке так трепетно пишет Ярослав, что и сам Фёдор Николаевич для своих учеников.
Зачитываю «Притчу о сеятеле». Поговорили о том, что задача образования, может быть, не столько в том, чтобы сеять в умы и сердца «разумное, доброе, вечное», а в том, чтобы подготовить плодородную почву, в которой эти семена приживутся. Слова «культура», «культивировать» подсказывают нам этот немаловажный контекст. Распахивание почвы — дело кропотливое и небыстрое. И вот здесь необходимо сначала предложить семантический контекст, чтобы ученик адаптировался к предлагаемым условиям (утвердился на этой почве), затем ввести религиозные феномены (засеваем почву), и наконец, вызвать эмоциональный отклик (укореняемся и прорастаем).
В качестве примеров и поводов для раздумий над путями религиозного и вообще духовного образования (это уже пошло моё собственное укоренение и прорастание новыми идеями на почве козыревского подхода) предлагаю рассмотреть две сказки: «Мальчик одуванчик и три ключика» классика детской литературы Александра Шарова и «Серёжик» современной писательницы Елены Ракитиной. Опять же пересказывать здесь не буду, чтобы как-то сподвигнуть к просмотру видео и самостоятельному знакомству с этими чудесными произведениями.
Вторая часть занятия более короткая и конкретная. Рассказываю немного об отце и сыне: Николае Александровиче и Фёдоре Николаевиче Козыревых. Краткая история проекта «Тезаурос». Где и как шла апробация проекта. Структура «Тезауроса» в Замке: как там всё устроено, какие ресурсы есть (монографии, пособия, рабочие тетради и т. д.), где это можно найти. Показываю, как
«Тезаурос» представлен в Галерее Замка. Зачитываю некоторые интересные фрагменты. Останавливаюсь и на общем разделе «Страна знаний», показываю разные темы, открытые внутри раздела.
Потом, как обычно, общая дискуссия. Что такое внутреннее состояние современных детей. Какие есть исследования по этому поводу. Почему так много в этом внутреннем мире скуки и раздражения, и как «поселить» туда другие эмоции. Вспомнили проект
«Киноуроки» с его задачей создать обширную эмоциональную палитру. Всё это очень близко задачам «Тезауроса». Поговорили о возвращении смыслов и ценностей Гражданской войны и Великой Отечественной войны в контексте феноменологии и герменевтики. О веяниях времени и о тех фильмах, которые снимали под влиянием этих веяний в течение последних 30 лет. Как сильно они исказили первоначальные смыслы и что теперь со всем этим делать. Делаю анонс занятия по
бабушкиной повести.
В целом, занятие получилось интересное, хотя, конечно, возвращаясь к нему спустя год, понимаю, как много не сказала. Постараюсь в ближайшее время выложить видеоматериалы с
Форума гражданских инициатив в Санкт-Петербурге, где про «Тезаурос» замечательно рассказала Ольга Евгеньевна Любимова.
Часть 1
https://rutube.ru/video/private/f8589d4819193eb2d17333c1827d2af1/?p=ImoLClRKU0XmKPZqHnlgZwЧасть 2
https://rutube.ru/video/private/4eaedbfe83054e480bb52959d15db0ec/?p=n6Yecnppn6xEp0A25plxyQ