Страна знаний
Форум гражданских инициатив "Россия 809"

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Объявление от Вячеслава Ивановича Моисеева

Уважаемые коллеги!

На 28-30 июня 2024 г. планируется большой духовно-нравственный мировоззренческий практико-ориентированный Форум «Россия 809» в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.
Девиз Форума: поддерживаем курс Президента РФ на духовно-нравственное возрождение России!
Работа Форума будет поддержана представителями федеральной и региональной власти. Также предполагается участие бизнеса, НКО, преподавателей средней и высшей школы, представителей детских и юношеских движений.
АМЕГРА БРИКС взяла на себя задачу организации Секции "Концепция гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания в непрофильных вузах" в рамках программы Форума. Для решения этой задачи мы с Оксаной Николаевной Моисеевой вошли в оргкомитет Форума.
Также в рамках работы Форума планируется организация Круглого стола авторов учебников по гуманитарным дисциплинам в непрофильных (негуманитарных) вузах.
Главная идея Форума: возврат духовно-нравственного воспитания в систему образования в нашей стране, опираясь на традиционные ценности и положения Указа № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранениюи укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Секция предполагает обсуждение этой темы в применении к гуманитарным дисциплинам и кафедрам в непрофильных вузах. Круглый стол будет направлен на обсуждение возможной комплексной концепции учебника в рамках каждой гуманитарной дисциплины как реализации духовно-нравственного воспитания на основе указа № 809.
Приглашаем всех заинтересованных коллег к участию в этом важном мероприятии!
Мы здесь в основном представляем сообщество гуманитариев в медицинских вузах, и, если у вас есть коллеги из других непрофильных вузов, пожалуйста, распространите для них эту информацию и привлекайте к участию. По всем вопросам можно писать на мой адрес vimo@list.ru.
В работе секции мы ставим пока четыре основных задачи:
1) обзор текущей ситуации с гуманитарным образованием и воспитанием в непрофильных вузах;
2) обсуждение концепции гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания в непрофильных вузах и её обеспечение в контексте реализации Указа № 809;
3) координация с представителями бизнеса и органов власти по вопросам реализации Указа № 809,
4) выработка рекомендаций и Резолюции для властных структур.
Ждём от Вас до 20 мая:
1) предложения по содержательному наполнению Секции и Круглого стола;
2) темы докладов на Секцию.
Если Вы - автор учебника по гуманитарной дисциплине для непрофильных вузов и хотите участвовать в работе Круглого стола, то просьба сообщить об этом до 30 апреля 2024 г. ответным письмом на адрес vimo@list.ru на моё имя.
В ближайшее время на основе этих данных начнётся составление программы работы Секции и определение состава участников Секции и Круглого стола.
По итогам работы Секции и Круглого стола планируется создание проектной группы, которая будет работать над разработкой концепции гуманитарного образования и воспитания и выработки рекомендаций по реализации Указа № 809.


Информация от Вячеслава Ивановича Моисеева, который организует в рамках Форума два круглых стола - по концепции гуманитарного образования и воспитания в непрофильных вузах и по концепции нового типа учебников.

Уважаемые коллеги, первая наша встреча 2 июня в 12 ч. мск будет посвящена основным принципам концепции гуманитарного образования и воспитания, в первую очередь - основным принципам интегрального мировоззрения, на основе которых предлагается строить новую концепцию. В связи с этим посылаю первый материал - "Концепция интегрального мировоззрения и образования" - для подготовки нашей встречи в воскресенье. Просьба посмотреть и подготовить свои предложения по добавлению и изменению этого материала:

Концепция интегрального мировоззрения и образования: основные принципы


    1. Введение

В истории философской мысли издавна существовали два основных вида систем, которые можно обозначать как «равновесные» и «неравновесные системы».
Неравновесные системы мысли опирались на некоторые крайности, выбирая из множества альтернатив одну и абсолютизируя её. Таков, например, материализм, утверждающий, что существует только материя и её формы, или идеализм, утверждающий реальность только нематериального (идеального) начала.
С другой стороны, всегда существовали и равновесные системы, которые пытались скомпенсировать всякую крайность её дополнением в составе того или иного интегрального принципа. Например, представить материю и идею как две стороны единого высшего начала.
Сквозь всю историю человеческой цивилизации проходит линия равновесных систем, в разные времена представленных разными именами и направлениями. Это, например, индийский ведизм и китайский даосизм, античные системы Платона, Аристотеля и неоплатонизма, средневековая схоластика, философия Спинозы, немецкая классическая философия, интегральный подход К.Уилбера и т.д.
Одно из наиболее ярких проявлений равновесной системы мысли в истории отечественной философии – школа русской философии всеединства, основанная В.С.Соловьёвым (1853-1900) и продолженная множеством его последователей (С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, А.Ф.Лосев).
Центральное понятие этой философской системы – понятие всеединства, означающее единство всего в высшем синтезе бытия. Основной метод этой философии – приведение начал во всеединство, когда в каждом начале выделяется положительная составляющая, и все они должны найти своё место в объемлющем их высшем единстве.
Во всеединстве единое не подавляет отдельные элементы, но наоборот, позволяет им максимально выразить свою подлинную индивидуальность в составе свободного целого.
В лице русской философии всеединства линия мировых равновесных систем находит своё максимальное философское развитие и дорастает до возможности создания новой науки интегрального типа, когда проводимые синтезы и интегральные методы могут быть оформлены более строго, средствами новой математики и науки. На этой основе получает своё развитие более естественнонаучное направление философии всеединства – русский космизм (Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский).
Преобразование философии всеединства в интегральную науку реализуется сегодня в России в новом философском направлении, развивающем идеи философии всеединства средствами неклассической науки, – философии неовсеединства.

    2. Россия как третья сила

В работе В.С.Соловьёва «Три силы» была выдвинута оригинальная концепция развития мировой истории. Согласной этой теории, вся мировая история представляет собой три большие эпохи:
1) господство первой силы истории – силы недифференцированного синтеза, в котором единое растворяет в себе многое, и эта сила была представлена в прошлом народами Востока,
2) вторая сила Западной цивилизации, господствующая сегодня и представляющая идею победы анализа над синтезом, когда культура всё более специализируется на множество частных форм и направлений, и мировой исторический процесс утрачивает целостность,
3) третья сила истории, согласно Соловьёву, принадлежит будущему и должна быть представлена народами Евразии, в первую очередь славянскими народами и среди них главную роль в утверждении третьей силы должен сыграть народ русский.
Третья сила есть сила исторического всеединства, которая органично уравновешивает силы интеграции и дифференциации и формирует гармоничную культуру многополярного мира, где индивидуальность каждого народа сохраняется и ещё более развивается в рамках всеединой гармоничной социальной структуры.

    3. Добро как развитие

В рамках неравновесных философских систем происходит резкое разделение и во многом противопоставление основных разделов философского знания – онтологии (учение о бытии), гносеологии (теория познания) и аксиологии (учение о ценностях).
Наоборот, в рамках равновесного философского знания все эти разделы рассматривались как три стороны единого учения о высшем начале бытия, благодаря чему между ними не возникает таких глубоких разделений и противопоставлений, но определения одного раздела органично согласуются с определениями другого.
Например, этика как учение о добре и зле одновременно рассматривается как выражение фундаментальных законов бытия, как объективное знание об интегральной реальности. Добро и зло – не человеческие условности, но выражение объективных природных процессов, поддерживающих ценностный гомеостаз и развитие мирового целого.
Центральную роль в такого рода интегральных представлениях играет понятие развития.
Развитие есть разворачивание всеединства во времени, когда от первоначальной несовместимости разного рода крайностей идёт постепенный переход ко всё более обширным их синтезам в составе объемлющего всеединства.
Объективность добра выражена связью добра с развитием. Добро – всё то, что способствует сохранению и усилению развития бытия. В таком понимании добро оказывается вполне объективным процессом, укоренённым в фундаменте самого бытия. Наиболее ярко эта идея была представлена в основной работе В.С.Соловьёва «Оправдание добра», где он показал добро как движение ко всеединству в самых разных его формах и степенях.
В философии неовсеединства делается следующий шаг в понимании связи добра и развития, формируются контуры интегральной этики, в основе которой лежит синтез положительных сторон всех основных этических направлений и школ. Предлагаются элементы новой математической методологии, более строгие модели развития и возможность определения количественной меры развития.

    4. Традиционные ценности как ценности развития

Ценности – всё то, что способствует сохранению достигнутого уровня развития и дальнейшему развитию отдельного человека или тех или иных сообществ.
Традиционные ценности – виды ценностей, которые прошли проверку временем у всех народов и были закреплены в традиции как способствующие сохранению и усилению развития общества и человека.
Традиционные российские ценности – ценности сохранения и усиления развития российского социума.
Например, традиционные семейные ценности связаны с тем, что семья – тот микросоциум, в котором создаются наиболее тёплые нравственные отношения между родителями и детьми, формирующие способность заботиться не только о себе, но и о других людях, жить интересами целого, формировать единое пространство доверия. Семья – основной институт рождения, образования и воспитания новых людей, членов общества. Здесь во многом закладываются базовые ценности, которые ребёнок берёт от родителей.
Таким образом, традиционная семья во многом создаёт и даёт первое развитие новым людям, формирует их направленность на развитие себя и окружающих.
Служение Отечеству и ответственность за его судьбу – ещё одна важная традиционная ценность, которая выражает осознание человеком себя как члена своего общества, отождествление с ним своих ценностей, что формирует интегральное сознание, позволяющее человеку быть более развитым в своей жизни и посвящать её более высоким целям, развивая себя и общество.
Приоритет духовного над материальным – ещё одна традиционная ценность. Духовность – это способность человека жить интересами высокого уровня – общегосударственного, планетарного, космического масштаба. В этом случае человек выступает от лица высокого бытия, поднимая себя от интересов тела до ценностей и целей развития глобальных целых.
Так в конечном счёте могут быть поняты все традиционные ценности. Они были выработаны народной душой в долгой борьбе за выживание и развитие, формируя своего рода систему вечных ценностей обеспечения безопасности и усиления бытия, позволяющих как сохранять всё ранее достигнутое, так и приумножать его, т.е. развиваться.

    5. От общества потребления к обществу развития

Традиционные ценности – ценности сохранения и развития общества и человека. Примат традиционных ценностей определяет общество как общество развития. Сегодня господствует общество потребления, и необходим переход от общества потребления к обществу развития.
Общество развития – тип общественного устройства, где ценности развития человека и общества являются высшими ценностями. Общество развития опирается на традиционные ценности как свой фундамент.

    6. Россия – лидер будущего общества развития

Человеческая цивилизация движется к образам глобального переустройства. Но та версия глобализма, которая сегодня активно навязывается миру, носит крайне деструктивный характер, грозящий уничтожением феномена человека во Вселенной.
Большинство стран мира сегодня с надеждой смотрят на Россию и ждут от неё альтернативного глобального сценария развития.
Опираясь на традиционные ценности и уникальный опыт реального всеединства, Россия в самом деле в состоянии предложить миру сегодня такой сценарий.
Это образ всеединого человечества, в котором мировая цивилизация будет вдохновляться идеями развития и формировать такой вид социального целого, в котором всё большее развитие целого будет не подавлять, а развивать свободу и индивидуальность своих частей – наций, народов и отдельных людей. Это образ свободного целого, всеединой соборной организации многополярного мира.

    7. Педагогика развития

Педагогика – наука о со-развитии ученика и учителя, т.е. одна из прикладных сфер общей теории развития.
В основе педагогики развития должно лежать живое общение учителя и ученика, построенное на принципах взаимного уважения и сотворчества. Ученик активно осваивает материал культуры, не просто запоминает его, но учится искать ответы на вопросы, поставленные учителем.
Ученик в педагогике развития должен освоить методологию постоянно развивающегося мышления, восходя от фактов к их обобщению в гипотезах и дальнейшей проверке гипотез. Факты – момент многого, гипотеза – момент единого, их координация выражает восхождение ко всеединству знания как синтезу фактов и гипотез.
В то же время ни одна из форм знания не является абсолютной, но только возможно-истинной, и рано или поздно развивается в более интегральные и глубокие формы знания.
От отдельных синтезов в частных науках развивающее обучение должно подвигать учащегося к овладению всё более обширными синтезами знания и опыта, формируя системное мышление.
Интегральность обучения должна выражать себя в синтезах мышления и деятельности – мыследеятельности, когда учащийся должен активно, в своей собственной деятельности в кратком виде воспроизводить основные принципы развития общечеловеческого знания и опыта.
В конечном счёте координация соразвивающих усилий ученика и учителя должна привести к возможности учащегося к саморазвитию, когда он окажется в состоянии самостоятельно продолжить свой путь творческого развития, овладев его основными принципами и методами.
Интегральное образование невозможно без воспитания, соединения направлений развития знания и души. Общество развития должно создавать постоянную среду развития для обучающегося во всех сферах его жизни и деятельности.

«Последнее редактирование: 01 Июня 2024, 10:24:02, Наталия Подзолкова»

В рамках подготовки к Форуму:
От В.И.Моисеева
Коллеги, предлагаю также ввести новый концепт - гуманитарно-интегральное образование (ГИО). Это тип гуманитарного образования, который ставит высшей своей целью интеграцию всего гуманитарного знания, его фундаментальное теоретическое развитие, а также координацию гуманитарного и естественнонаучного знания в рамках единого интегрального мировоззрения. С точки зрения концепции ГИО, работа нашей проектной группы после Форума могла бы опираться на следующие главные задачи:
1.  Формирование гуманитарно-интегрального типа мировоззрения
2.  Создание нового типа учебников и учебно-методических материалов на основе гуманитарно-интегрального мировоззрения
3.  Создание Центра подготовки новых гуманитарно-интегральных педагогических кадров, обучение и выпуск новых кадров
4.  Создание новой системы гуманитарно-интегрального образования и воспитания в вузах

Что касается Концепции, то теперь она могла бы звучать не просто как Концепция гуманитарного образования и воспитания, но как Концепция гуманитарно-интегрального образования и воспитания.
И для неё можно предложить, например, следующий стартовый план.

План Концепции гуманитарно-интегрального образования и воспитания в непрофильных (негуманитарных) вузах

1.  Основы гуманитарно-интегрального мировоззрения
2.  Теоретическое ядро основных гуманитарных дисциплин (философия (в том числе аксиология, антропология), логика, этика, история и др.)
3.  Целевой образ гармонично-развитой личности
4.  Основные этапы развития личности
5.  Методологические основы развития личности
6.  Принципы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания для данной специализации непрофильного вуза
7.  Координационная карта гуманитарных дисциплин для данного вуза по курсам и семестрам.
8.  Концепция Гуманитарного Центра как главного координирующего общественного органа по гуманитарным вопросам в вузе
9.  Формы творческой работы студентов и преподавателей
10.  Учебно-методический комплекс по гуманитарным дисциплинам в данном вузе

Предложения от Тамары Викторовны Старцевой, руководителя сектора "Образование" Форума:
Вячеслав Иванович, мне кажется, что в Концепции должны найти отражение такие моменты:
1. Современное состояние гуманитарного образования и необходимость разработки Концепции гуманитарного образования.
2. Сущность Концепции гуманитарного образования на основе идеологии патриотизма.
3. Место гуманитарного образования в формировании гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
4. Цели и задачи гуманитарного образования.
5. Принципы и подходы в гуманитарном образовании.
6. Содержание гуманитарного образования и учебные дисциплины в непрофильных вузах.
7. Методология гуманитарного образования в высшем образовании.


От Сыромятникова Олега Ивановича, профессора кафедры русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета, доктора филологических наук, эксперта Сретенского клуба

Реформа российского гуманитарного образования в свете Указа №809

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Основы).
Все выделения жирным шрифтом и курсивом внутри поста – авторские.

В ст. 12 Основ «ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей». В ст. 20 утверждается, что в дальнейшем эта «ситуация может развиваться по позитивному либо негативному сценарию». Под негативным сценарием понимается утрата Россией государственного и культурного суверенитета, под позитивным – стабильное и благополучное развитие государственности и народа России. В ст. 21 говорится о том, что данный сценарий «ориентирован на формирование высоконравственной личности, воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества». То есть впервые в новейшей истории России указан моральный идеал, к которому должны стремиться все граждане, поскольку без достижения его у России нет будущего.
«Основы» называют важнейшей целью госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности» (ст. 23, п. «д»). Основными субъектами воспитания служат семья, школа и общество, однако в отсутствие государственной идеологии (ст. 13 Конституции РФ), обеспечивающей преемственность социокультурных норм, педагогическая эффективность семьи и общества крайне мала. В отличие от них система образования специально предназначена для решения подобных задач, и очевидно, что именно на нее ложится основная нагрузка по формированию нового человека новой России. Однако современное российское образование не готово к этому, потому что его главной целью по-прежнему остается успешная сдача ЕГЭ, а не формирование мировоззрения.
Причина этого заключается в сервилическом следовании руководства России 1990-х годов указаниям т.н. европейских «партнеров» и непонимании того, что европейская цивилизация на протяжении трех последних веков шла путем рационализма, отдавая приоритет познанию физического мира и игнорируя существование духовных законов. Постепенно гуманитарные науки были отодвинуты на периферию образовательного процесса, а приоритет отдан т. н. «точным» наукам и профессиональным знаниям. В результате у современного человека сформировалось искаженное, неполноценное представление об окружающей реальности. Его следствием стали многочисленные нарушения духовных и физических законов, породившие глобальные кризисы, угрожающие существованию человечества. Их можно преодолеть, лишь кардинально изменив мировоззрение пассионарной части человечества.
Сегодня в России созданы все условия для научно-технического развития, и нужно вновь обратиться к человеку. Необходима государственная Стратегия образования, главная цель которой – появление нового человека, обладающего ясным, непротиворечивым мировоззрением, основанном на традиционных для России ценностях; человека, понимающего смысл своей жизни и владеющего средствами его достижения; человека, смело и мужественно идущего к счастью – своему, своих близких и своего Отечества. 
Для того, чтобы такой человек появился, нужна политика подлинного гуманизма, при которой человек не провозглашает себя богом, а постоянно совершенствуется, стремясь к идеалу, сформированному на основе традиционных для России ценностей. Человек вновь должен стать целью всех общественных процессов, всех национальных проектов, но не как самодовлеющий индивид, утверждающий свое величие за счет окружающих, а как значимая и необходимая клеточка единого общественно-государственного организма. Для этого необходимо новое Просвещение, потому что современный человек отчужден от фундаментального гуманитарного знания, вследствие чего он не понимает ни самого себя, ни законов, управляющих его жизнью. Его мировоззрение формируется стихийно и спонтанно, оставаясь аморфным, нетвердым и неустойчивым.
Очевидно, что главная роль в формировании мировоззрения принадлежит гуманитарным наукам.
Антропология объясняет сущность и взаимодействие всех уровней трихотомии человеческой личности, помогает выявлять их достоинства и недостатки и ставить цели по самосовершенствованию.
Аксиология исследует процесс и закономерности формирования ценностей, раскрывает их содержание, иерархию и структуру.
Этика изучает мораль и нравственность, показывает взаимодействие высших нравственных ценностей (идеал, счастье, смысл жизни), этических категорий (добро, зло, совесть, долг, свобода, справедливость, честь, достоинство) и моральных требований (моральные принципы, моральные нормы и правила поведения). Главное – исследует способы нахождения смысла жизни и обретения счастья.
Эстетика описывает мир с позиции его чувственного восприятия, раскрывает сущность и взаимосвязь таких категорий как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др. Главное – она учить видеть и понимать красоту.
Культура религии (которая должна быть адаптирована к реальной религиозной ситуации региона) показывает механизм традиции духовных и нравственных ценностей, раскрывает их содержание и исследует процесс его формирования. Она описывает важнейшие духовные законы, управляющие жизнью каждого человека, больших и малых социальных групп, народов и человечества в целом; объясняет взаимодействие духовного мира человека с внешним духовным миром; развивает фидеическое сознание; закладывает основы аксиологического ядра личности и всех моральных и эстетических представлений; помогает выстроить межпоколенчатые связи и восстановить культурную традицию.

Обратим внимание на значение, которое Основы придают этой сфере знания. В ст. 6 говорится: «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».
Значение гуманитарных дисциплин переоценить невозможно. Именно поэтому они должны стать осью всего образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая профессиональной подготовкой. Все остальные учебные дисциплины, все внеучебные программы и мероприятия, все вспомогательные инструменты образовательных учреждений должны быть внутренне, содержательно едины с блоком гуманитарных дисциплин и работать на конечный результат – формирование мировоззрения.

Для этого необходимо:
1. Разработать и принять государственную Стратегию образования, направленную на формирование мировоззрения гражданина России в соответствии с требованиями, сформулированными в Основах и других документах органов госуправления. Внести соответствующие поправки в ФЗ «Об образовании».
Дисциплины, непосредственно связанные с формированием мировоззрения, сделать основой (ядром, осью) всего образовательного процесса.
2. Реформировать все уровни образования, определив их главные задачи:
2.1. Дошкольное образование должно:
а) выявить характер и особенности дарования ребенка на духовном, душевном и телесном уровнях его личности;
б) выявить степень и особенности повреждения духовной сферы ребенка, наметить пути ее восстановления;
в) сформировать базовые представления о фундаментальных онтологических понятиях: добре и зле, прекрасном и безобразном, правде и лжи, любви и дружбе, смысле жизни и счастье, вере и верности, чести и достоинстве, свободе и долге, совести и справедливости и др.
2.2. Школа должна:
а) развить выявленные дарования;
б) санировать выявленные духовные дефекты;
в) углубить и расширить мировоззренческие представления, выстроить их связи с традиционными духовными и нравственными ценностями;
г) сформировать представление об идеале и на его основе помочь найти смысл жизни, а также способствовать нахождению путей и средств его осуществления, в наибольшей степени соответствующих индивидуальным способностям и возможностям ребенка.
2.3. Различные внешкольные объединения детей и молодежи (военно-патриотические, спортивные, научные, художественные и пр.), продолжая общую линию образования, должны способствовать выработке идеала в сфере, в наибольшей степени отвечающей индивидуальным особенностям ребенка, тем самым подготавливая его к выбору профессии.
Подспорьем могут быть и негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку по лицензированным программам. Такие центры созданы сегодня в некоторых регионах РФ.
2.4. Среднее и высшее профессиональное образование должны дать молодому человеку теоретические знания и практические навыки, необходимые для реализации смысла его жизни.
3. В системе профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров:
3.1. Разработать и принять программы по антропологии, аксиологии, этике, эстетике и культуре религии.
3.2. Включить эти программы в процесс профессиональной подготовки и переподготовки педагогов.
3.3. Разработать учебные пособия («Основы российского мировоззрения»).
Они должны быть свободны от излишнего теоретизирования, излагать материал системно и непротиворечиво, содержать ясные и простые определения, ориентироваться на решение конкретных задач, связанных с формированием мировоззрения. Весь дополнительный и поясняющий материал должен быть вынесен в УМК.
3.4. Определить цели и задачи всех ступеней образовательного процесса.
3.5. Ликвидировать (там, где это есть) пропаганду атеистической и либеральной идеологии.
3.6. Дать четкое определение светскости (опора на ОСК РПЦ и постановления Верховного суда РФ). Указать, что речь идет не о преподавании вероучительных дисциплин, а о просвещении знаниями о традиционных российских религиозных культурах.
3.7. Разработать систему оценки результатов педагогической деятельности, включающую следующие показатели:
а) общественно-полезная деятельность в рамках формальных и неформальных общественных объединений и организаций;
б) снижение количества правонарушений и преступлений;
в) снижение наркомании всех форм – от химической до игровой;
г) снижение случаев суицида и суицидальных наклонностей;
д) семейная жизнь: стабильный брак, наличие трех и более детей, все из которых имеют ясное, твердое, непротиворечивое мировоззрение на основе традиционных российских ДНЦ.


Дорогие друзья, форум приближается. Активно идёт подготовка концепций, резолюций, предложений в нацпроект. Поэтому выкладываю ряд предварительных документов для осмысления и ваших предложений.


Краткое содержание интегрального мировоззрения

    1. Онтогносеология

Категории единого, многого и многоединого. Познание как единство чувственного (многое), рационального (единое) и интегрального (многоединое) познания. Научное познание как познание на основе структур. Структура как многоединство элементов, операций и предикатов. Три уровня организации научного знания: логические теории, структуры и эмпирические реализации структур. Разорванность современного научного знания и культуры. Феномен интегральной науки как единства строгости и универсальности. Необходимость создания новых математических структур (интегральной математики) для выражения феноменов жизни и сознания, повышения теоретического уровня гуманитарных наук и их координации с естественными науками.

    2. Онтоаксиология

Абсолютное, три его вида: Ставшее Абсолютное, Становящееся Абсолютное и Мета-Абсолютное. Становящееся Абсолютное как Всемир. Два вида частей Всемира – мироподобные и немироподобные части, малые миры. Бесконечная иерархия малых миров. Наша вселенная в составе мировой иерархии.
Категории единого, многого, многоединого. Прямое и обратное бытие. Внутренний мир как обратномироподобная система - малый мир (мироподобная система) с преобладанием единого над многим. Прямая и обратная материя. Обратная материя как субстрат внутреннего мира. Возможность обратной материи только в малых мирах.
Прямосущее – сущее внешнего мира, единство формы и прямой материи. Обратносущее – сущее как единство внутреннего мира и обратной материи (материи жизни). Высокая онтологическая замкнутость обратносущего, его способность существования без прямой (средовой) материи. Необходимость соединения обратносущего и средовой материи для возможности развития обратносущего. Воплощённое и невоплощённое обратносущее.
Типы жизни: (-1)-, 0- и (+1)-жизнь. Инстинкт и коллективные субъекты. Человеко-бытие как единство трёх типов жизни. Разум как способность оперирования с бесконечными изображениями внутреннего мира. Рефлексивная самость (я) и свобода. Законы необходимости и законы долга (императивы). Свобода как я-детерминизм.
Модель субъектной онтологии: самость, оценка как субъектное измерение, ценность, афферентная онтология, эфферентная телесность и ценностное поле (поле степеней себя). Закон субъектности и самость-реализации. Понятие подсубъекта и надсубъекта. Атомарные и молекулярные субъекты. 
Понятие полярности, базовых полярностей и полярного портрета системы. Векторная модель полярностей. Мера развития. Закон развития.
Закон добра как закон развития. Аксиологический анализ процесса принятия решения. Закон причин и следствий. Возможность управления судьбой. Развитие как смысл жизни человека. Общество развития.


ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ
Круглого Стола
«Духовно-нравственное развитие студентов и молодёжи»
(28-29 июня 2024 г., г. Санкт-Петербург, Форум «Россия 809»)

Круглый Стол «Духовно-нравственное развитие студентов и молодёжи» был организован по инициативе профессоров и преподавателей гуманитарных кафедр непрофильных (негуманитарных) вузов России в связи с необходимостью пересмотра цели, задач и методов гуманитарной подготовки  будущих специалистов в связи с реализацией Указа № 809 Президента России.
Профессиональная деятельность в условиях современного общества является интегральной и включает как специальную, так и социогуманитарную составляющую. Каждый из компонентов профессиональной деятельности является необходимым, и ослабление одного из них неизбежно ведет к ухудшению профессиональной деятельности в целом. Социогуманитарный компонент профессионального образования не должен уменьшаться, а наоборот, увеличиваться, учитывая требования, предъявляемые обществом к уровню подготовки специалиста в условиях растущей геополитической конкуренции. Уровень и качество социогуманитарного образования в непрофильных вузах России должны соответствовать требованиям современной науки к подготовке квалифицированных кадров.
В то же время участники Круглого Стола отмечают острое прогрессирующее усугубление негативных тенденций в социогуманитарном обеспечении профессионального образования будущих специалистов, которое формирует гуманитарную угрозу национальной безопасности России и проявляется в следующем:
в сокращении учебных часов и дисциплин социогуманитарного цикла;
в отсутствии компетентных специалистов по основным гуманитарным дисциплинам в Федеральных органах власти;
в незаинтересованности руководства ряда вузов в развитии социогуманитарной составляющей в рамках профессионального образования;
в отсутствии системы повышения квалификации преподавателей социогуманитарных дисциплин непрофильных вузов по конкретным специальностям;
в отсутствии в системе непрерывного профессионального образования (НПО), например в медицине, социогуманитарной составляющей;
в отсутствии гуманитарной компоненты в курсах профильных дисциплин;
в избыточности дистанционных форм обучения, затрудняющей формирование коммуникативных навыков, жизненно необходимых в профессиональной деятельности.
 
Исходя из вышесказанного, основной целью данного Круглого Стола является объединение усилий всех специалистов социогуманитарного профиля для преодоления процесса дегуманизации профессионального образования. Сознавая свою ответственность за формирование у будущих специалистов установок на позитивное применение полученных в вузе профессиональных знаний,  приобретение социально-необходимых компетенций и формирование навыков гуманного отношения к людям, участники Круглого Стола считают необходимым реализовать следующие мероприятия:
1. Для решения задачи объединения усилий профессорско-преподавательского состава кафедр социогуманитарных дисциплин сформировать  постоянно действующую Рабочую группу по гуманитарному образованию и воспитанию в непрофильных вузах.
2. Для решения задачи модернизации социогуманитарной подготовки разработать Концепцию гуманитарного образования и воспитания в непрофильных вузах России. Поручить Рабочей группе подготовить для общего обсуждения проект данной Концепции.
3. Поручить Рабочей группе разработать новый философско-этический курс для непрофильных вузов, сопроводить его соответствующим учебно-методическим комплексом (УМК).
4. Добиваться повышения статуса гуманитарного образования в непрофильных вузах, в частности, внедрения сквозного графика изучения гуманитарных дисциплин на всех курсах: например, на первых двух - теоретическая часть социально-гуманитарных дисциплин, ориентированная на профессию; на остальных - практикумы по выбору по социально-гуманитарным дисциплинам. Практикумы могут вести совместно преподаватель-гуманитарий и преподаватель-специалист по данной дисциплине.
5. Добиваться утверждения единой номенклатуры гуманитарных дисциплин для всех непрофильных вузов. В частности, в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) способствовать введению обязательного курса по этико-правовым основам профессиональной деятельности.
6. Работать в направлении разработки и внедрения системы Непрерывного Гуманитарного Образования (НГО), предполагающую включение гуманитарной проблематики  в курсы профильных теоретических дисциплин и практикумов.
7. Разработать и добиваться введения в социальную практику системы Гуманитарной экспертизы в высшем образовании с перспективой расширения ее применения.
8. Для решения задачи модернизации процесса последипломного образования преподавателей социогуманитарного цикла добиваться открытия социогуманитарных направлений повышения квалификации и переподготовки в системе НПО, где могли бы проходить обучение не только преподаватели социогуманитарных дисциплин непрофильных вузов и колледжей,  но и преподаватели специальных кафедр, практические специалисты и организаторы профессиональной деятельности.

Данная Резолюция будет доведена до сведения всех заинтересованных субъектов.

«Последнее редактирование: Вчера в 17:57:35, Наталия Подзолкова»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика