Страна знаний
Форум гражданских инициатив "Россия 809"

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Объявление от Вячеслава Ивановича Моисеева

Уважаемые коллеги!

На 28-30 июня 2024 г. планируется большой духовно-нравственный мировоззренческий практико-ориентированный Форум «Россия 809» в Таврическом дворце в г. Санкт-Петербурге.
Девиз Форума: поддерживаем курс Президента РФ на духовно-нравственное возрождение России!
Работа Форума будет поддержана представителями федеральной и региональной власти. Также предполагается участие бизнеса, НКО, преподавателей средней и высшей школы, представителей детских и юношеских движений.
АМЕГРА БРИКС взяла на себя задачу организации Секции "Концепция гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания в непрофильных вузах" в рамках программы Форума. Для решения этой задачи мы с Оксаной Николаевной Моисеевой вошли в оргкомитет Форума.
Также в рамках работы Форума планируется организация Круглого стола авторов учебников по гуманитарным дисциплинам в непрофильных (негуманитарных) вузах.
Главная идея Форума: возврат духовно-нравственного воспитания в систему образования в нашей стране, опираясь на традиционные ценности и положения Указа № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранениюи укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Секция предполагает обсуждение этой темы в применении к гуманитарным дисциплинам и кафедрам в непрофильных вузах. Круглый стол будет направлен на обсуждение возможной комплексной концепции учебника в рамках каждой гуманитарной дисциплины как реализации духовно-нравственного воспитания на основе указа № 809.
Приглашаем всех заинтересованных коллег к участию в этом важном мероприятии!
Мы здесь в основном представляем сообщество гуманитариев в медицинских вузах, и, если у вас есть коллеги из других непрофильных вузов, пожалуйста, распространите для них эту информацию и привлекайте к участию. По всем вопросам можно писать на мой адрес vimo@list.ru.
В работе секции мы ставим пока четыре основных задачи:
1) обзор текущей ситуации с гуманитарным образованием и воспитанием в непрофильных вузах;
2) обсуждение концепции гуманитарного образования и духовно-нравственного воспитания в непрофильных вузах и её обеспечение в контексте реализации Указа № 809;
3) координация с представителями бизнеса и органов власти по вопросам реализации Указа № 809,
4) выработка рекомендаций и Резолюции для властных структур.
Ждём от Вас до 20 мая:
1) предложения по содержательному наполнению Секции и Круглого стола;
2) темы докладов на Секцию.
Если Вы - автор учебника по гуманитарной дисциплине для непрофильных вузов и хотите участвовать в работе Круглого стола, то просьба сообщить об этом до 30 апреля 2024 г. ответным письмом на адрес vimo@list.ru на моё имя.
В ближайшее время на основе этих данных начнётся составление программы работы Секции и определение состава участников Секции и Круглого стола.
По итогам работы Секции и Круглого стола планируется создание проектной группы, которая будет работать над разработкой концепции гуманитарного образования и воспитания и выработки рекомендаций по реализации Указа № 809.


Информация от Вячеслава Ивановича Моисеева, который организует в рамках Форума два круглых стола - по концепции гуманитарного образования и воспитания в непрофильных вузах и по концепции нового типа учебников.

Уважаемые коллеги, первая наша встреча 2 июня в 12 ч. мск будет посвящена основным принципам концепции гуманитарного образования и воспитания, в первую очередь - основным принципам интегрального мировоззрения, на основе которых предлагается строить новую концепцию. В связи с этим посылаю первый материал - "Концепция интегрального мировоззрения и образования" - для подготовки нашей встречи в воскресенье. Просьба посмотреть и подготовить свои предложения по добавлению и изменению этого материала:

Концепция интегрального мировоззрения и образования: основные принципы


    1. Введение

В истории философской мысли издавна существовали два основных вида систем, которые можно обозначать как «равновесные» и «неравновесные системы».
Неравновесные системы мысли опирались на некоторые крайности, выбирая из множества альтернатив одну и абсолютизируя её. Таков, например, материализм, утверждающий, что существует только материя и её формы, или идеализм, утверждающий реальность только нематериального (идеального) начала.
С другой стороны, всегда существовали и равновесные системы, которые пытались скомпенсировать всякую крайность её дополнением в составе того или иного интегрального принципа. Например, представить материю и идею как две стороны единого высшего начала.
Сквозь всю историю человеческой цивилизации проходит линия равновесных систем, в разные времена представленных разными именами и направлениями. Это, например, индийский ведизм и китайский даосизм, античные системы Платона, Аристотеля и неоплатонизма, средневековая схоластика, философия Спинозы, немецкая классическая философия, интегральный подход К.Уилбера и т.д.
Одно из наиболее ярких проявлений равновесной системы мысли в истории отечественной философии – школа русской философии всеединства, основанная В.С.Соловьёвым (1853-1900) и продолженная множеством его последователей (С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, А.Ф.Лосев).
Центральное понятие этой философской системы – понятие всеединства, означающее единство всего в высшем синтезе бытия. Основной метод этой философии – приведение начал во всеединство, когда в каждом начале выделяется положительная составляющая, и все они должны найти своё место в объемлющем их высшем единстве.
Во всеединстве единое не подавляет отдельные элементы, но наоборот, позволяет им максимально выразить свою подлинную индивидуальность в составе свободного целого.
В лице русской философии всеединства линия мировых равновесных систем находит своё максимальное философское развитие и дорастает до возможности создания новой науки интегрального типа, когда проводимые синтезы и интегральные методы могут быть оформлены более строго, средствами новой математики и науки. На этой основе получает своё развитие более естественнонаучное направление философии всеединства – русский космизм (Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский).
Преобразование философии всеединства в интегральную науку реализуется сегодня в России в новом философском направлении, развивающем идеи философии всеединства средствами неклассической науки, – философии неовсеединства.

    2. Россия как третья сила

В работе В.С.Соловьёва «Три силы» была выдвинута оригинальная концепция развития мировой истории. Согласной этой теории, вся мировая история представляет собой три большие эпохи:
1) господство первой силы истории – силы недифференцированного синтеза, в котором единое растворяет в себе многое, и эта сила была представлена в прошлом народами Востока,
2) вторая сила Западной цивилизации, господствующая сегодня и представляющая идею победы анализа над синтезом, когда культура всё более специализируется на множество частных форм и направлений, и мировой исторический процесс утрачивает целостность,
3) третья сила истории, согласно Соловьёву, принадлежит будущему и должна быть представлена народами Евразии, в первую очередь славянскими народами и среди них главную роль в утверждении третьей силы должен сыграть народ русский.
Третья сила есть сила исторического всеединства, которая органично уравновешивает силы интеграции и дифференциации и формирует гармоничную культуру многополярного мира, где индивидуальность каждого народа сохраняется и ещё более развивается в рамках всеединой гармоничной социальной структуры.

    3. Добро как развитие

В рамках неравновесных философских систем происходит резкое разделение и во многом противопоставление основных разделов философского знания – онтологии (учение о бытии), гносеологии (теория познания) и аксиологии (учение о ценностях).
Наоборот, в рамках равновесного философского знания все эти разделы рассматривались как три стороны единого учения о высшем начале бытия, благодаря чему между ними не возникает таких глубоких разделений и противопоставлений, но определения одного раздела органично согласуются с определениями другого.
Например, этика как учение о добре и зле одновременно рассматривается как выражение фундаментальных законов бытия, как объективное знание об интегральной реальности. Добро и зло – не человеческие условности, но выражение объективных природных процессов, поддерживающих ценностный гомеостаз и развитие мирового целого.
Центральную роль в такого рода интегральных представлениях играет понятие развития.
Развитие есть разворачивание всеединства во времени, когда от первоначальной несовместимости разного рода крайностей идёт постепенный переход ко всё более обширным их синтезам в составе объемлющего всеединства.
Объективность добра выражена связью добра с развитием. Добро – всё то, что способствует сохранению и усилению развития бытия. В таком понимании добро оказывается вполне объективным процессом, укоренённым в фундаменте самого бытия. Наиболее ярко эта идея была представлена в основной работе В.С.Соловьёва «Оправдание добра», где он показал добро как движение ко всеединству в самых разных его формах и степенях.
В философии неовсеединства делается следующий шаг в понимании связи добра и развития, формируются контуры интегральной этики, в основе которой лежит синтез положительных сторон всех основных этических направлений и школ. Предлагаются элементы новой математической методологии, более строгие модели развития и возможность определения количественной меры развития.

    4. Традиционные ценности как ценности развития

Ценности – всё то, что способствует сохранению достигнутого уровня развития и дальнейшему развитию отдельного человека или тех или иных сообществ.
Традиционные ценности – виды ценностей, которые прошли проверку временем у всех народов и были закреплены в традиции как способствующие сохранению и усилению развития общества и человека.
Традиционные российские ценности – ценности сохранения и усиления развития российского социума.
Например, традиционные семейные ценности связаны с тем, что семья – тот микросоциум, в котором создаются наиболее тёплые нравственные отношения между родителями и детьми, формирующие способность заботиться не только о себе, но и о других людях, жить интересами целого, формировать единое пространство доверия. Семья – основной институт рождения, образования и воспитания новых людей, членов общества. Здесь во многом закладываются базовые ценности, которые ребёнок берёт от родителей.
Таким образом, традиционная семья во многом создаёт и даёт первое развитие новым людям, формирует их направленность на развитие себя и окружающих.
Служение Отечеству и ответственность за его судьбу – ещё одна важная традиционная ценность, которая выражает осознание человеком себя как члена своего общества, отождествление с ним своих ценностей, что формирует интегральное сознание, позволяющее человеку быть более развитым в своей жизни и посвящать её более высоким целям, развивая себя и общество.
Приоритет духовного над материальным – ещё одна традиционная ценность. Духовность – это способность человека жить интересами высокого уровня – общегосударственного, планетарного, космического масштаба. В этом случае человек выступает от лица высокого бытия, поднимая себя от интересов тела до ценностей и целей развития глобальных целых.
Так в конечном счёте могут быть поняты все традиционные ценности. Они были выработаны народной душой в долгой борьбе за выживание и развитие, формируя своего рода систему вечных ценностей обеспечения безопасности и усиления бытия, позволяющих как сохранять всё ранее достигнутое, так и приумножать его, т.е. развиваться.

    5. От общества потребления к обществу развития

Традиционные ценности – ценности сохранения и развития общества и человека. Примат традиционных ценностей определяет общество как общество развития. Сегодня господствует общество потребления, и необходим переход от общества потребления к обществу развития.
Общество развития – тип общественного устройства, где ценности развития человека и общества являются высшими ценностями. Общество развития опирается на традиционные ценности как свой фундамент.

    6. Россия – лидер будущего общества развития

Человеческая цивилизация движется к образам глобального переустройства. Но та версия глобализма, которая сегодня активно навязывается миру, носит крайне деструктивный характер, грозящий уничтожением феномена человека во Вселенной.
Большинство стран мира сегодня с надеждой смотрят на Россию и ждут от неё альтернативного глобального сценария развития.
Опираясь на традиционные ценности и уникальный опыт реального всеединства, Россия в самом деле в состоянии предложить миру сегодня такой сценарий.
Это образ всеединого человечества, в котором мировая цивилизация будет вдохновляться идеями развития и формировать такой вид социального целого, в котором всё большее развитие целого будет не подавлять, а развивать свободу и индивидуальность своих частей – наций, народов и отдельных людей. Это образ свободного целого, всеединой соборной организации многополярного мира.

    7. Педагогика развития

Педагогика – наука о со-развитии ученика и учителя, т.е. одна из прикладных сфер общей теории развития.
В основе педагогики развития должно лежать живое общение учителя и ученика, построенное на принципах взаимного уважения и сотворчества. Ученик активно осваивает материал культуры, не просто запоминает его, но учится искать ответы на вопросы, поставленные учителем.
Ученик в педагогике развития должен освоить методологию постоянно развивающегося мышления, восходя от фактов к их обобщению в гипотезах и дальнейшей проверке гипотез. Факты – момент многого, гипотеза – момент единого, их координация выражает восхождение ко всеединству знания как синтезу фактов и гипотез.
В то же время ни одна из форм знания не является абсолютной, но только возможно-истинной, и рано или поздно развивается в более интегральные и глубокие формы знания.
От отдельных синтезов в частных науках развивающее обучение должно подвигать учащегося к овладению всё более обширными синтезами знания и опыта, формируя системное мышление.
Интегральность обучения должна выражать себя в синтезах мышления и деятельности – мыследеятельности, когда учащийся должен активно, в своей собственной деятельности в кратком виде воспроизводить основные принципы развития общечеловеческого знания и опыта.
В конечном счёте координация соразвивающих усилий ученика и учителя должна привести к возможности учащегося к саморазвитию, когда он окажется в состоянии самостоятельно продолжить свой путь творческого развития, овладев его основными принципами и методами.
Интегральное образование невозможно без воспитания, соединения направлений развития знания и души. Общество развития должно создавать постоянную среду развития для обучающегося во всех сферах его жизни и деятельности.

«Последнее редактирование: 01 Июня 2024, 10:24:02, Наталия Подзолкова»

В рамках подготовки к Форуму:
От В.И.Моисеева
Коллеги, предлагаю также ввести новый концепт - гуманитарно-интегральное образование (ГИО). Это тип гуманитарного образования, который ставит высшей своей целью интеграцию всего гуманитарного знания, его фундаментальное теоретическое развитие, а также координацию гуманитарного и естественнонаучного знания в рамках единого интегрального мировоззрения. С точки зрения концепции ГИО, работа нашей проектной группы после Форума могла бы опираться на следующие главные задачи:
1.  Формирование гуманитарно-интегрального типа мировоззрения
2.  Создание нового типа учебников и учебно-методических материалов на основе гуманитарно-интегрального мировоззрения
3.  Создание Центра подготовки новых гуманитарно-интегральных педагогических кадров, обучение и выпуск новых кадров
4.  Создание новой системы гуманитарно-интегрального образования и воспитания в вузах

Что касается Концепции, то теперь она могла бы звучать не просто как Концепция гуманитарного образования и воспитания, но как Концепция гуманитарно-интегрального образования и воспитания.
И для неё можно предложить, например, следующий стартовый план.

План Концепции гуманитарно-интегрального образования и воспитания в непрофильных (негуманитарных) вузах

1.  Основы гуманитарно-интегрального мировоззрения
2.  Теоретическое ядро основных гуманитарных дисциплин (философия (в том числе аксиология, антропология), логика, этика, история и др.)
3.  Целевой образ гармонично-развитой личности
4.  Основные этапы развития личности
5.  Методологические основы развития личности
6.  Принципы интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания для данной специализации непрофильного вуза
7.  Координационная карта гуманитарных дисциплин для данного вуза по курсам и семестрам.
8.  Концепция Гуманитарного Центра как главного координирующего общественного органа по гуманитарным вопросам в вузе
9.  Формы творческой работы студентов и преподавателей
10.  Учебно-методический комплекс по гуманитарным дисциплинам в данном вузе

Предложения от Тамары Викторовны Старцевой, руководителя сектора "Образование" Форума:
Вячеслав Иванович, мне кажется, что в Концепции должны найти отражение такие моменты:
1. Современное состояние гуманитарного образования и необходимость разработки Концепции гуманитарного образования.
2. Сущность Концепции гуманитарного образования на основе идеологии патриотизма.
3. Место гуманитарного образования в формировании гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
4. Цели и задачи гуманитарного образования.
5. Принципы и подходы в гуманитарном образовании.
6. Содержание гуманитарного образования и учебные дисциплины в непрофильных вузах.
7. Методология гуманитарного образования в высшем образовании.


От Сыромятникова Олега Ивановича, профессора кафедры русской литературы Пермского государственного национального исследовательского университета, доктора филологических наук, эксперта Сретенского клуба

Реформа российского гуманитарного образования в свете Указа №809

Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (далее – Основы).
Все выделения жирным шрифтом и курсивом внутри поста – авторские.

В ст. 12 Основ «ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей». В ст. 20 утверждается, что в дальнейшем эта «ситуация может развиваться по позитивному либо негативному сценарию». Под негативным сценарием понимается утрата Россией государственного и культурного суверенитета, под позитивным – стабильное и благополучное развитие государственности и народа России. В ст. 21 говорится о том, что данный сценарий «ориентирован на формирование высоконравственной личности, воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества». То есть впервые в новейшей истории России указан моральный идеал, к которому должны стремиться все граждане, поскольку без достижения его у России нет будущего.
«Основы» называют важнейшей целью госполитики по сохранению и укреплению традиционных ценностей «воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности» (ст. 23, п. «д»). Основными субъектами воспитания служат семья, школа и общество, однако в отсутствие государственной идеологии (ст. 13 Конституции РФ), обеспечивающей преемственность социокультурных норм, педагогическая эффективность семьи и общества крайне мала. В отличие от них система образования специально предназначена для решения подобных задач, и очевидно, что именно на нее ложится основная нагрузка по формированию нового человека новой России. Однако современное российское образование не готово к этому, потому что его главной целью по-прежнему остается успешная сдача ЕГЭ, а не формирование мировоззрения.
Причина этого заключается в сервилическом следовании руководства России 1990-х годов указаниям т.н. европейских «партнеров» и непонимании того, что европейская цивилизация на протяжении трех последних веков шла путем рационализма, отдавая приоритет познанию физического мира и игнорируя существование духовных законов. Постепенно гуманитарные науки были отодвинуты на периферию образовательного процесса, а приоритет отдан т. н. «точным» наукам и профессиональным знаниям. В результате у современного человека сформировалось искаженное, неполноценное представление об окружающей реальности. Его следствием стали многочисленные нарушения духовных и физических законов, породившие глобальные кризисы, угрожающие существованию человечества. Их можно преодолеть, лишь кардинально изменив мировоззрение пассионарной части человечества.
Сегодня в России созданы все условия для научно-технического развития, и нужно вновь обратиться к человеку. Необходима государственная Стратегия образования, главная цель которой – появление нового человека, обладающего ясным, непротиворечивым мировоззрением, основанном на традиционных для России ценностях; человека, понимающего смысл своей жизни и владеющего средствами его достижения; человека, смело и мужественно идущего к счастью – своему, своих близких и своего Отечества. 
Для того, чтобы такой человек появился, нужна политика подлинного гуманизма, при которой человек не провозглашает себя богом, а постоянно совершенствуется, стремясь к идеалу, сформированному на основе традиционных для России ценностей. Человек вновь должен стать целью всех общественных процессов, всех национальных проектов, но не как самодовлеющий индивид, утверждающий свое величие за счет окружающих, а как значимая и необходимая клеточка единого общественно-государственного организма. Для этого необходимо новое Просвещение, потому что современный человек отчужден от фундаментального гуманитарного знания, вследствие чего он не понимает ни самого себя, ни законов, управляющих его жизнью. Его мировоззрение формируется стихийно и спонтанно, оставаясь аморфным, нетвердым и неустойчивым.
Очевидно, что главная роль в формировании мировоззрения принадлежит гуманитарным наукам.
Антропология объясняет сущность и взаимодействие всех уровней трихотомии человеческой личности, помогает выявлять их достоинства и недостатки и ставить цели по самосовершенствованию.
Аксиология исследует процесс и закономерности формирования ценностей, раскрывает их содержание, иерархию и структуру.
Этика изучает мораль и нравственность, показывает взаимодействие высших нравственных ценностей (идеал, счастье, смысл жизни), этических категорий (добро, зло, совесть, долг, свобода, справедливость, честь, достоинство) и моральных требований (моральные принципы, моральные нормы и правила поведения). Главное – исследует способы нахождения смысла жизни и обретения счастья.
Эстетика описывает мир с позиции его чувственного восприятия, раскрывает сущность и взаимосвязь таких категорий как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др. Главное – она учить видеть и понимать красоту.
Культура религии (которая должна быть адаптирована к реальной религиозной ситуации региона) показывает механизм традиции духовных и нравственных ценностей, раскрывает их содержание и исследует процесс его формирования. Она описывает важнейшие духовные законы, управляющие жизнью каждого человека, больших и малых социальных групп, народов и человечества в целом; объясняет взаимодействие духовного мира человека с внешним духовным миром; развивает фидеическое сознание; закладывает основы аксиологического ядра личности и всех моральных и эстетических представлений; помогает выстроить межпоколенчатые связи и восстановить культурную традицию.

Обратим внимание на значение, которое Основы придают этой сфере знания. В ст. 6 говорится: «Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию».
Значение гуманитарных дисциплин переоценить невозможно. Именно поэтому они должны стать осью всего образовательного процесса, начиная с детского сада и заканчивая профессиональной подготовкой. Все остальные учебные дисциплины, все внеучебные программы и мероприятия, все вспомогательные инструменты образовательных учреждений должны быть внутренне, содержательно едины с блоком гуманитарных дисциплин и работать на конечный результат – формирование мировоззрения.

Для этого необходимо:
1. Разработать и принять государственную Стратегию образования, направленную на формирование мировоззрения гражданина России в соответствии с требованиями, сформулированными в Основах и других документах органов госуправления. Внести соответствующие поправки в ФЗ «Об образовании».
Дисциплины, непосредственно связанные с формированием мировоззрения, сделать основой (ядром, осью) всего образовательного процесса.
2. Реформировать все уровни образования, определив их главные задачи:
2.1. Дошкольное образование должно:
а) выявить характер и особенности дарования ребенка на духовном, душевном и телесном уровнях его личности;
б) выявить степень и особенности повреждения духовной сферы ребенка, наметить пути ее восстановления;
в) сформировать базовые представления о фундаментальных онтологических понятиях: добре и зле, прекрасном и безобразном, правде и лжи, любви и дружбе, смысле жизни и счастье, вере и верности, чести и достоинстве, свободе и долге, совести и справедливости и др.
2.2. Школа должна:
а) развить выявленные дарования;
б) санировать выявленные духовные дефекты;
в) углубить и расширить мировоззренческие представления, выстроить их связи с традиционными духовными и нравственными ценностями;
г) сформировать представление об идеале и на его основе помочь найти смысл жизни, а также способствовать нахождению путей и средств его осуществления, в наибольшей степени соответствующих индивидуальным способностям и возможностям ребенка.
2.3. Различные внешкольные объединения детей и молодежи (военно-патриотические, спортивные, научные, художественные и пр.), продолжая общую линию образования, должны способствовать выработке идеала в сфере, в наибольшей степени отвечающей индивидуальным особенностям ребенка, тем самым подготавливая его к выбору профессии.
Подспорьем могут быть и негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку по лицензированным программам. Такие центры созданы сегодня в некоторых регионах РФ.
2.4. Среднее и высшее профессиональное образование должны дать молодому человеку теоретические знания и практические навыки, необходимые для реализации смысла его жизни.
3. В системе профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров:
3.1. Разработать и принять программы по антропологии, аксиологии, этике, эстетике и культуре религии.
3.2. Включить эти программы в процесс профессиональной подготовки и переподготовки педагогов.
3.3. Разработать учебные пособия («Основы российского мировоззрения»).
Они должны быть свободны от излишнего теоретизирования, излагать материал системно и непротиворечиво, содержать ясные и простые определения, ориентироваться на решение конкретных задач, связанных с формированием мировоззрения. Весь дополнительный и поясняющий материал должен быть вынесен в УМК.
3.4. Определить цели и задачи всех ступеней образовательного процесса.
3.5. Ликвидировать (там, где это есть) пропаганду атеистической и либеральной идеологии.
3.6. Дать четкое определение светскости (опора на ОСК РПЦ и постановления Верховного суда РФ). Указать, что речь идет не о преподавании вероучительных дисциплин, а о просвещении знаниями о традиционных российских религиозных культурах.
3.7. Разработать систему оценки результатов педагогической деятельности, включающую следующие показатели:
а) общественно-полезная деятельность в рамках формальных и неформальных общественных объединений и организаций;
б) снижение количества правонарушений и преступлений;
в) снижение наркомании всех форм – от химической до игровой;
г) снижение случаев суицида и суицидальных наклонностей;
д) семейная жизнь: стабильный брак, наличие трех и более детей, все из которых имеют ясное, твердое, непротиворечивое мировоззрение на основе традиционных российских ДНЦ.


Дорогие друзья, форум приближается. Активно идёт подготовка концепций, резолюций, предложений в национальный проект. Поэтому выкладываю ряд предварительных документов, подготовленных руководителем круглого стола "Духовно нравственное развитие студентов и молодежи" профессором В.И.Моисеевым, для осмысления и ваших предложений.


Краткое содержание интегрального мировоззрения

    1. Онтогносеология

Категории единого, многого и многоединого. Познание как единство чувственного (многое), рационального (единое) и интегрального (многоединое) познания. Научное познание как познание на основе структур. Структура как многоединство элементов, операций и предикатов. Три уровня организации научного знания: логические теории, структуры и эмпирические реализации структур. Разорванность современного научного знания и культуры. Феномен интегральной науки как единства строгости и универсальности. Необходимость создания новых математических структур (интегральной математики) для выражения феноменов жизни и сознания, повышения теоретического уровня гуманитарных наук и их координации с естественными науками.

    2. Онтоаксиология

Абсолютное, три его вида: Ставшее Абсолютное, Становящееся Абсолютное и Мета-Абсолютное. Становящееся Абсолютное как Всемир. Два вида частей Всемира – мироподобные и немироподобные части, малые миры. Бесконечная иерархия малых миров. Наша вселенная в составе мировой иерархии.
Категории единого, многого, многоединого. Прямое и обратное бытие. Внутренний мир как обратномироподобная система - малый мир (мироподобная система) с преобладанием единого над многим. Прямая и обратная материя. Обратная материя как субстрат внутреннего мира. Возможность обратной материи только в малых мирах.
Прямосущее – сущее внешнего мира, единство формы и прямой материи. Обратносущее – сущее как единство внутреннего мира и обратной материи (материи жизни). Высокая онтологическая замкнутость обратносущего, его способность существования без прямой (средовой) материи. Необходимость соединения обратносущего и средовой материи для возможности развития обратносущего. Воплощённое и невоплощённое обратносущее.
Типы жизни: (-1)-, 0- и (+1)-жизнь. Инстинкт и коллективные субъекты. Человеко-бытие как единство трёх типов жизни. Разум как способность оперирования с бесконечными изображениями внутреннего мира. Рефлексивная самость (я) и свобода. Законы необходимости и законы долга (императивы). Свобода как я-детерминизм.
Модель субъектной онтологии: самость, оценка как субъектное измерение, ценность, афферентная онтология, эфферентная телесность и ценностное поле (поле степеней себя). Закон субъектности и самость-реализации. Понятие подсубъекта и надсубъекта. Атомарные и молекулярные субъекты. 
Понятие полярности, базовых полярностей и полярного портрета системы. Векторная модель полярностей. Мера развития. Закон развития.
Закон добра как закон развития. Аксиологический анализ процесса принятия решения. Закон причин и следствий. Возможность управления судьбой. Развитие как смысл жизни человека. Общество развития.


ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ
Круглого Стола
«Духовно-нравственное развитие студентов и молодёжи»
(28-29 июня 2024 г., г. Санкт-Петербург, Форум «Россия 809»)

Круглый Стол «Духовно-нравственное развитие студентов и молодёжи» был организован по инициативе профессоров и преподавателей гуманитарных кафедр непрофильных (негуманитарных) вузов России в связи с необходимостью пересмотра цели, задач и методов гуманитарной подготовки  будущих специалистов в связи с реализацией Указа № 809 Президента России.
Профессиональная деятельность в условиях современного общества является интегральной и включает как специальную, так и социогуманитарную составляющую. Каждый из компонентов профессиональной деятельности является необходимым, и ослабление одного из них неизбежно ведет к ухудшению профессиональной деятельности в целом. Социогуманитарный компонент профессионального образования не должен уменьшаться, а наоборот, увеличиваться, учитывая требования, предъявляемые обществом к уровню подготовки специалиста в условиях растущей геополитической конкуренции. Уровень и качество социогуманитарного образования в непрофильных вузах России должны соответствовать требованиям современной науки к подготовке квалифицированных кадров.
В то же время участники Круглого Стола отмечают острое прогрессирующее усугубление негативных тенденций в социогуманитарном обеспечении профессионального образования будущих специалистов, которое формирует гуманитарную угрозу национальной безопасности России и проявляется в следующем:
в сокращении учебных часов и дисциплин социогуманитарного цикла;
в отсутствии компетентных специалистов по основным гуманитарным дисциплинам в Федеральных органах власти;
в незаинтересованности руководства ряда вузов в развитии социогуманитарной составляющей в рамках профессионального образования;
в отсутствии системы повышения квалификации преподавателей социогуманитарных дисциплин непрофильных вузов по конкретным специальностям;
в отсутствии в системе непрерывного профессионального образования (НПО), например в медицине, социогуманитарной составляющей;
в отсутствии гуманитарной компоненты в курсах профильных дисциплин;
в избыточности дистанционных форм обучения, затрудняющей формирование коммуникативных навыков, жизненно необходимых в профессиональной деятельности.
 
Исходя из вышесказанного, основной целью данного Круглого Стола является объединение усилий всех специалистов социогуманитарного профиля для преодоления процесса дегуманизации профессионального образования. Сознавая свою ответственность за формирование у будущих специалистов установок на позитивное применение полученных в вузе профессиональных знаний,  приобретение социально-необходимых компетенций и формирование навыков гуманного отношения к людям, участники Круглого Стола считают необходимым реализовать следующие мероприятия:
1. Для решения задачи объединения усилий профессорско-преподавательского состава кафедр социогуманитарных дисциплин сформировать  постоянно действующую Рабочую группу по гуманитарному образованию и воспитанию в непрофильных вузах.
2. Для решения задачи модернизации социогуманитарной подготовки разработать Концепцию гуманитарного образования и воспитания в непрофильных вузах России. Поручить Рабочей группе подготовить для общего обсуждения проект данной Концепции.
3. Поручить Рабочей группе разработать новый философско-этический курс для непрофильных вузов, сопроводить его соответствующим учебно-методическим комплексом (УМК).
4. Добиваться повышения статуса гуманитарного образования в непрофильных вузах, в частности, внедрения сквозного графика изучения гуманитарных дисциплин на всех курсах: например, на первых двух - теоретическая часть социально-гуманитарных дисциплин, ориентированная на профессию; на остальных - практикумы по выбору по социально-гуманитарным дисциплинам. Практикумы могут вести совместно преподаватель-гуманитарий и преподаватель-специалист по данной дисциплине.
5. Добиваться утверждения единой номенклатуры гуманитарных дисциплин для всех непрофильных вузов. В частности, в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) способствовать введению обязательного курса по этико-правовым основам профессиональной деятельности.
6. Работать в направлении разработки и внедрения системы Непрерывного Гуманитарного Образования (НГО), предполагающую включение гуманитарной проблематики  в курсы профильных теоретических дисциплин и практикумов.
7. Разработать и добиваться введения в социальную практику системы Гуманитарной экспертизы в высшем образовании с перспективой расширения ее применения.
8. Для решения задачи модернизации процесса последипломного образования преподавателей социогуманитарного цикла добиваться открытия социогуманитарных направлений повышения квалификации и переподготовки в системе НПО, где могли бы проходить обучение не только преподаватели социогуманитарных дисциплин непрофильных вузов и колледжей,  но и преподаватели специальных кафедр, практические специалисты и организаторы профессиональной деятельности.

Данная Резолюция будет доведена до сведения всех заинтересованных субъектов.

«Последнее редактирование: 24 Июня 2024, 08:53:08, Наталия Подзолкова»

Интернет-портал как произведение искусства
и творческая альтернатива денежному тоталитаризму в культуре

Портал "Воздушный Замок" не коммерческий проект, создан и развивается уже 15 лет за счёт бескорыстного труда энтузиастов, понимающих всю важность существования в Интернете островков культуры, руководствующихся не коммерческими мотивами. Коммерческие критерии в оценке культурного продукта привели к снижению его качества и ряду гибельных для культуры духовных подмен. Необходим иной подход, иные мотивы. В т.ч. и в творческом освоении новой интерактивной информационной среды.

Смысл портала и его идейный вектор обозначены на Главной странице. Духовно портал наследует и развивает русскую религиозную философию и классическую русскую литературу.

На Круглом столе представлены два уникальных авторских проекта, находящихся на нашем домене и способных стать качественным подспорьем для гуманитарного религиозного, нравственного и эстетического образования и воспитания. Это "Перекличка вестников" Е. В. Морошкина, содержащая 1412 выпусков, и "Тезаурос" Ф.Н. Козырева.

Портал содержит также целый ряд других уникальных творческих проектов, как авторских, так и коллективных. Уникален и сам подход к дискуссионному интернет-пространству, позволяющий создавать в нём многогранные и глубокие тексты-диалоги. Такой подход требует большого труда для создания необходимой для содержательной дискуссии атмосферы. На протяжении 15 лет творческий актив ресурса абсолютно бескорыстно работает над преобразованием интернет-среды в феномен культуры и в новые жанры искусства.

Вот только несколько примеров тех плодов, что такой подход даёт в интерактивном пространстве:

Для патриотического воспитания (три последних больших темы 22-23 годов):
1. Две статьи о творчестве Бориса Неменского:
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=5452.0
2. Книга участницы Великой отечественной войны Раисы Антоновны Коршуновой «Зацветут ещё сады, зацветут», написанная в 1961-1965 годах и впервые опубликованная на нашем портале в 2023 году.
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=5470.0
3. Проект «Сокол». О творчестве Виталия Булата, погибшего в ходе СВО 18 июня 2022 года.
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=5492.0

Для осмысления национальной идеи России, преодоления извечного русского раскола, для понимания непрерывности истории, совмещения в национальной идее имперского русского стиля, советского опыта и новой России как реальной альтернативы бездуховной западной глобализации существует несколько интерактивных разделов. Выход в общественное дискуссионное пространство такой тематики также является необходимым составляющим элементом созидательной атмосферы для нравственного образования и воспитания.

По материалам нашей Интерактивной книги можно сверстать десятки бумажных сборников на самые актуальные исторические, культурологические и философские темы. Это тоже требует большого труда, а прежде всего - заинтересованности в таких материалах издательств.

Вот три примера уже свёрстанных на таком материале книг:
1. "Украина – танец Велги (интерактивная публицистика)".
8 реальных авторов и 4 виртуальных. Книга составлена из форумных постов.
https://lib.rmvoz.ru/bigzal/ukraine-interactive-publicism
2. "Истина истины – это..." Книга составлена из форумных постов 2-х авторов.
https://lib.rmvoz.ru/bigzal/istina_istiny
3. "Интерактивное искусство как новая реальность". Книга составлена из форумных постов 1-го автора.
https://lib.rmvoz.ru/bigzal/interactive_art_reality

А с широкой тематикой и богатым содержанием такого рода материалов можно ознакомиться здесь:
https://rmvoz.ru/sobor/izbrannye-dialogi/

На портале также опубликованы индивидуальные авторские произведения очень высокого качества, не нашедшие себе места в коммерческой современной культуре, но не просто следующие в русле традиционной культуры, но и творчески обогащающие и развивающие её. Это произведения в разных жанрах: поэзия, художественная проза, философские эссе, публицистика, пространственные искусства (Галерея), музыкальная культура и фольклор (Фонотека), искусство общения (сотни часов записей устных бесед).

Отдельно хочется подчеркнуть, что Фонотека портала содержит огромное количество записей духовной и народной музыки, а также уникальных коллекций аутентичного фольклора, собранных в экспедициях. Это должно быть востребовано в русле тех изменений в культурной и образовательной политике, которым посвящён настоящий Форум.

Выше были показаны лишь несколько примеров уникального содержания этого проекта и его творческого подхода к интернет-пространству. Такой подход, позволяющий это пространство одухотворять и преображать в искусство, может стать реальной альтернативой тому, что принято называть "интернет-зависимостью" и что ведёт к деградации нравственного и творческого начал человека.

Что необходимо для развития и популяризации этого проекта и его культурных плодов

1. Финансовая помощь для оплаты работы программистов по технической модернизации проекта, оптимизации его под мобильные устройства и для поддержания растущего дискового пространства сервера.
2. Финансовая помощь редакторам и корректорам портала, с целью высвобождения их времени и сил на работу с новыми материалами и на приведение накопленных в удобочитаемый вид.
3. Протекционизм для издания и распространения уникальных и качественных текстов (книг, статей, сборников) по материалам ресурса (в самых разных жанрах).
4. Протекционизм опубликованным на портале произведениям талантливых авторов, незаслуженно оказавшихся не востребованными в современной культуре.
5. Лицензирование права образовательной деятельности и придание статуса порталу как официального СМИ.
6. Помочь решить вопрос с авторским правом, которое используется формально коммерческими структурами для борьбы с такими альтернативными проектами, как наш. Например, в нашей Библиотеке был сформирован "Детский зал" для домашнего чтения (очень важный компонент нравственного образования и воспитания человека). После претензий коммерческих издательств, сделанных в ультимативном тоне с угрозой закрытия ресурса, пришлось удалить с десяток книг. Этот зал формировался у нас задолго до ужесточения авторского права в интернете и никаких коммерческих целей никогда не преследовал. Также наш домен был заблокирован в "Википедии" (удалены несколько десятков уникальных материалов и авторских страниц) под предлогом "авторского права", а на самом деле по политическим соображениям.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 28 Июня 2024, 00:03:37, Ярослав»

Итак, 28-30 июня состоялся «Форум гражданских инициатив» в Санкт-Петербурге. На нём выступили три докладчика от «Воздушного Замка»: Евгений Морошкин, который представлял «Перекличку вестников», Ольга Евгеньевна Любимова (вдова Ф.Н. Козырева), которая представляла «Тезаурос» и очно работала на Форуме все три дня, и я. О своём сообщении скажу чуть позже.
  Отмечу также, что предыдущий пост Ярослав подготовил с двумя целями:
  1) Помочь сформулировать предложения в Национальный проект «Молодёжь и дети», которые готовились от нашего Круглого стола. В итоге предложения о судьбе «Замка» нашли отражения в пунктах 2.4 и 2.6. Полный текст прикрепляю doc-файлом.
  2) Помочь собрать материал для рассказа о «Воздушном Замке» на Форуме в рамках очень жёсткого регламента (5 минут). Пост тоже очень помог!

Ярослав, большое спасибо!

Да, сообщения на самом форуме были действительно очень краткими, но им предшествовали встречи в течение всего месяца. Поэтому выступали мы не один, не два и даже не три раза. Успели заранее познакомиться с некоторыми участниками. Как будто начали слышать друг друга. Формат обычной конференции редко позволяет это сделать, нужны выездные многодневные семинары, и то — редкость и счастье, когда что-то такое получается. А в данном случае, благодаря активной работе Вячеслава Ивановича Моисеева, который руководил Круглым столом и собирал нас каждое воскресенье, а иногда и чаще, что-то, как мне кажется, удалось.

Надеюсь, что будет возможность потом выложить видео наших встреч и выступлений, а пока просто скажу, о чём говорила на Форуме.

Я говорила о том, что пространство «Воздушного Замка» — это прообраз Сети, которая помогает развитию субъекта, а не его разрушению. Здесь создаётся пространство, в котором гарантируется глубина, качество, интенсивность содержания. Грамотный текст, содержательные обсуждения, связанность произведений друг с другом. В целом, это можно назвать «духовной безопасностью».
  Сейчас вот думаю, что термин спорный. Потому что духовность — это всегда риск, всегда выход на простор или погружение в глубину, как говорит Зинаида Миркина: «отказ от перил». Но для формирования готовности выйти на этот простор нужно ещё попасть в определённую среду, и для детей и молодых людей такая среда сейчас очень нужна. Это и есть «духовная безопасность».
  Целевая аудитория Замка — именно молодёжь. Как Е.В. Дубровская (проект «Киноуроки в школах России и мира») поставила себе задачу наполнить Интернет созидательным контентом (захватывающим, эмоциональным, побуждающим менять себя), так и в Замке. Хорошие книги, прекрасные аудиотреки, удивительные картинные выставки, выходы на лучшие сайты. Причём, как и в «Киноуроках»: не просто посмотреть фильм, но сначала побеседовать, потом посмотреть фильм, потом обсудить, а главное «на выходе»: социальная практика (доброе дело, которое проросло из этих бесед и просмотров). В Замке аналогично: появилась новая статья, книга или выставка — это только повод для Встречи. Поэтому сначала автор анонсирует своё произведение (или того автора, которого он представляет), затем произведение обсуждается в Интерактиве, а потом это перерастает в сотворчество, иногда даже в новые формы произведений. Например, подвиг Виталия Булата превращается в стихотворения Ярослава Тарана…

Такая возникла аналогия (тоже попыталась озвучить её на Форуме): вот у нас появился разум, мы ещё не сумели его осмыслить, а он уже начал нас разрушать; вот появилась способность расщепления ядра атома, не успели её осмыслить, как это умение нас чуть не уничтожило; сейчас у нас появился Интернет, и снова мы не успеваем осмысливать этот грандиозный инструмент, а он начинает разрушать наших детей; ещё ИИ — тоже новый инструмент, и опять мы уже пользуемся, не успев осмыслить. Осмысление — всегда опаздывает. Важнейшие инструменты, если они не осознаются именно как инструменты развития сокровенной глубины, Целого и Главного, начинают это Целое разрушать.
  «Воздушный Замок» — это осмысление Интернета как инструмента для Целого, для соборного коллективного творчества. И если успеть осмыслить Интернет-пространство, то можно ещё всё исправить, даже спасти поколение детей, которые сейчас уже «искажены и больны» Интернетом «как злокачественной опухолью».

Вот почему у меня связались два проекта: экспериментальный семинар для преподавателей «Поколение, которое мы не должны потерять» и «Воздушный Замок». У меня произошла настоящая верификация, даже «валидация». Я увидела на собственном опыте, что замысел Замка — работает! Мы обсуждали с преподавателями: как читать.., как смотреть кино.., как учиться понимать искусство.., как слышать друг друга.., как отличать подлинный патриотизм, от национализма и нетерпимости к чужому… И оказалось, что всё это есть в Замке. У меня не было изначально никакой цели «рекламировать» Замок. В моей рабочей программе скромно стоял один раздел: «новое отношение к Сети на примере ВЗ». Но оказалось, что практически каждый раздел раскрывается через Замок. На протяжении всех занятий понадобилось буквально 3-4 выхода по внешним ссылкам, не относящимся к Замку. А всё остальное уже собрано здесь, аккумулировано как мощный запас энергии. Мне не нужно было «рыскать по Сети», чтобы найти какие-то пособия и методики, я просто рассказывала, что у нас тут происходит. И тема за темой словно сами ложились друг за другом. Здесь уже состоялся реальный диалог сообществ, сайтов, культур.
  Вот я и попыталась на форуме представить «Замок» как вариант искомой методики образования и воспитания, которая может сработать для возвращения подлинных духовно-нравственных ценностей.

Ещё отметила тот удивительный факт, что Замок был создан буквально несколькими поэтами, писателями и композитором! На форуме была женщина из Нижневартовска. В названии её доклада как-то присутствовала мысль, что всё прорастает из Слова (попрошу потом прислать эту презентацию). В Замке так и случилось. Слово проросло!
  Сказала, что эти люди вот уже 15 лет как атланты держат весь Замок на своих плечах. Пора уже им помочь! К чему я и призвала новое «инициативное сообщество» Форума.
  Например, внести в Новую концепцию гуманитарного образования и воспитания пункт о преобразовании Интернет-пространства и Интернет-взаимодействия в пространство развития (а не пространство деградации), используя опыт Замка, его новые возможности и формы коллективного (соборного) творчества.
  И хотя Резолюция круглого стола (файл тоже прикладываю) не имеет непосредственно каких-то пунктов, связанных с Замком, но суть в том, что общее движение мысли этой резолюции, её намерение (интенция) безусловно совпадают с намерениями наших «воздухоплавателей». Так уж получилось, что Замок вдруг оказался не просто в гуще образовательного процесса, но почти в гуще политических событий. И тут главное, чтобы он проплыл через все перипетии реформ и трансформаций в системе образования и воспитания, сохранив чистоту своего Замысла.
  Ольга Евгеньевна очень хорошо говорила о «Тезауросе», о том, с чего всё начиналось, сколько пришлось пройти испытаний и «мытарств», прежде чем проект был услышан и дал свои первые плоды. Как сейчас всё опять висит на волоске. Но, мне кажется, что само её выступление и было укреплением позиции «Тезауроса», появление «второго дыхания» у начинаний Фёдора Николаевича.
  Рассказ Евгения о проекте «Перекличка вестников» очень заинтересовал Вячеслава Ивановича Моисеева. Он увидел в нём большой образовательный и воспитательный потенциал и даже с удовольствием ассистировал Евгению, когда возникли технические неполадки с микрофоном.
  Будет замечательно, если Ольга Евгеньевна и Евгений Викторович поделятся своими впечатлениями от Форума.
  Работа, начатая на Форуме, будет продолжаться в Рабочих группах, поэтому появился реальный шанс изменить что-то на уровне государственной политики. Мы сделали в этом направлении первые шаги. Посмотрим, что и как дальше сложится.
  Огромная благодарность Ольге Евгеньевне, Евгению и Ярославу!

«Последнее редактирование: 17 Июля 2024, 15:54:34, Золушка»

Низкий поклон Вячеславу Моисееву и Наталии Подзолковой за их деятельную энергию, их труд и веру!

Семена-идеи, посеянные в нашем Замке и уже давшие первые реальные ростки, должны принести значимые культурные плоды, не могут не принести. А после таких мероприятий - в контексте происходящих ныне в России и мире тектонических изменений - появляется надежда, что и при своей жизни мы увидим первые социальные плоды нашего общего детища. Хотя... я уже как-то сравнивал искусство строительства интернет-портала с парковым искусством.

Ожерелье парков окружает Санкт-Петербург: в них явлена гармония человеческого творчества (и не только архитектурного) и творчества Природы. Это удивительные духовные богатства, вкусить которые можно только изнутри, долгими прогулками и общением с ними. И создатели их не могли физически увидеть при жизни заложенное ими великолепие... Есть прекрасный цикл телепередач (и книги) Дмитрия Лихачёва о пригородах Петербурга и их парках. Такие записи необходимо включать в образовательный процесс! Это наглядная иллюстрация той гармонии, чей идеал явлен в практических, конкретных феноменах.

Аналогии с интернет-порталом здесь имеют глубокий и тонкий смысл. И не только в синтезе коллективного и индивидуального творчества он, но и во взаимодействии с той неуловимой и повышенной степенью свободы, которую нельзя ни запланировать, ни даже предсказать, но от которой зависит итоговый результат. Это в прямом смысле слова творческое взаимодействие со временем, работа с будущим...

В целом, это можно назвать «духовной безопасностью».
  Сейчас вот думаю, что термин спорный.

Согласен, термин неудачный. Дух плохо совместим с безопасностью. Безопасность - это гарантии. А Дух - это свобода. Духовное никаких гарантий не даёт и давать не может, оно определяется только изнутри, на свой страх и риск. Таковы любовь, вера, творчество - как высшие духовные качества в человеке.

Здесь уместнее было бы сказать о «душевной безопасности», хотя сам термин двусмысленный получается... Речь идёт об этических и стилистических гарантиях: отсутствие оскорблений, переходов на личности, пустопорожней болтовни и т.п. Участник дискуссии получает гарантию того, что на его мысли по существу ответ будет, даже если он эти мысли оспаривает, также по существу. Формально всё просто, а на деле такой уровень содержательности в пространстве коллективной письменной речи выдерживать очень непросто. Такой стиль диалога может быть хорошим наглядным тренингом умения вести предметный и содержательный диспут в письменной речи. Это почти учебное пособие - с кучей практических решений и примеров. Умение владеть письменной речью, а не только устной, как и чтение, одно из неотъемлемых качеств настоящего образования, увы, во многом утерянное...

Целевая аудитория Замка — именно молодёжь.

О! я это твердил и десять лет назад. И продолжаю верить в это (уже молча), вопреки отсутствию практических подтверждений. Нет ведь ничего практичнее хорошей теории, как известно (философам). А наша теория хорошая... Это правда.

Я увидела на собственном опыте, что замысел Замка — работает!

Да, работает. Несмотря ни на что, она вертится! Душа Замка. Пусть и в немногих пока душах... Но здесь куда важнее качество, чем количество. Лучше одно-два зерна истины, чем тысячи пустоцвета... Забавно, что нас столько лет называли "демагогами" те люди, что кроме пустых прожектов так ничего и не смогли создать. А у нас всё-таки - дело. И есть его реальные плоды. А ключевые слова здесь "на собственном опыте"!

Здесь уже состоялся реальный диалог сообществ, сайтов, культур.

Каким бы ни был состав участников такого диалога (пусть в некоторых темах это два-три человека), но наш Замок на сегодняшний день единственная площадка, где состоялся диалог (а главное, создана для него качественная потенция) между сторонниками мифа Даниила Андреева, Теории Времени Николая Козырева, русским космизмом, религиозной русской философией, православием, русской поэзией, культурологией Померанца и Миркиной. (Я перечислил только самые ключевые точки, а их гораздо больше. Можно было упомянуть и сторонников христианского (православного) социализма, например, а также белого и красного проектов.)

По отдельности такие сообщества представлены в Сети, но вот место их встречи и содержательного диалога пока предложил (и создал для этого все необходимые условия) только наш портал. И дело не столько в условиях диалога, а в том, что здесь явлен целый ряд идей, которые такой диалог делают предметным и творческим. Это пограничные идеи, раскрывающиеся исключительно в общении сообществ, а не в каждом из них отдельно. И это также одно из тех семян, которое у нас посеяно и должно прорасти, не может не прорасти...

Капля камень точит.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Июля 2024, 15:56:17, Золушка»

Иллюстрация к пункту 6 (см. пост №6 в этой теме).

На нашу редакционную почту пришло очередное письмо с требованием удалить контент в Детском Зале и с угрозами блокировки ресурса, цитирую:

«АЗАПИ обнаружила на Вашем ресурсе нелегальный контент. Требуем оперативно его удалить, а также предпринять достаточные меры для предотвращения нелегального размещения контента и ссылок на него.

Сообщаем, что никакой ресурс не вправе размещать и содействовать размещению контента без письменного соглашения с правообладателем.

Служба отдела мониторинга АЗАПИ вносит данный ресурс в список для более пристального контроля. В случае обнаружения повторного нарушения, Ассоциация оставляет за собой право инициировать процедуру блокирования интернет-ресурса на территории РФ.

«АЗАПИ» (Ассоциация по защите авторских прав в Интернете) является полномочным представителем правообладателей: Литрес и пр., с правом предъявления претензий по нарушениям и правом подачи в суд.
»
antipiracy@azapi.ru

На этот раз удалению подлежит страница «Джон Р. Р. Толкин. Властелин Колец».

Ответ редакции портала:

Ваше требование вынужденно удовлетворено и страница по указанной вами ссылке удалена. В связи с этим инцидентом прошу учесть следующее:

1. Портал «Воздушный Замок» не коммерческий проект. На нашем ресурсе нет рекламы. Это наша сознательная гражданская и человеческая позиция.

2. Указанные произведения были размещены у нас в 2010 году, ещё до ужесточения авторского права в сети Интернет. А закон обратной силы не имеет.

3. Трилогия «Властелин Колец» размещена в Детском Зале нашей библиотеки первым переводчиком Толкина и его издателем в России, В.И. Грушецким:
https://lib.rmvoz.ru/about
Файлы в формате fb2 делались лично В.И. Грушецким с переведённых и изданных им книг. И размещены были до появления в Интернете выражающих сегодня нам претензии коммерческих ресурсов.

Из-за вопиющей несправедливости ваших угроз и требований, которым мы вынуждены до сих пор подчиняться, ответ нашей редакции размещён в открытом пространстве – в теме «Форум гражданских инициатив «Россия 809»», в котором участвовали и представители нашего ресурса.

Одним из предложений в Национальный проект «Молодёжь и дети» является с нашей стороны просьба оградить от давления коммерческих ресурсов культурологические волонтёрские интернет-проекты. Пользуясь формально юридическими зацепками (даже придавая обратную силу закону!), борцы с якобы нелегальным контентом работают по факту на неолиберальную глобалистскую систему, которую Президент России В.В. Путин уже открыто назвал «сатанизмом» и с которой наша Родина ныне ведёт войну.

Пришло время называть вещи своими именами.
Тотальная коммерциализация культуры и интернет-пространства ведёт к духовному вырождению и порабощению человека у неолиберального глобализма (сатанизма, по В.В. Путину). Исход борьбы с этим мировым злом, которую начало Российское государство, зависит не только от победы на внешнем контуре, но прежде всего – во внутреннем культурном пространстве.

Мы надеемся, что голос таких волонтёрских проектов, как наш, будет Российским государством наконец услышан, и оно навсегда отобьёт охоту у адептов антикультуры предъявлять нам свои претензии и тем более угрожать нам.

Редакция портала «Воздушный Замок».



И пару слов без протокола.
Демагогией об авторском праве, правах человека, свободе и демократии в неолиберальной матрице прикрывается один единственный интерес – денежный. Финансовый критерий в этой системе стал не только универсальным оценочным мерилом, что произведения искусства, что человеческой личности и её места в социуме, но самое страшное – и единственным смыслом существования этой личности и человеческой культуры.

Нет на свете большего юридического крючкотвора и буквоеда, чем либерал. Либерал ко всему относится не всерьёз, над всем может иронизировать и всё может свести к стёбу, кроме юридических процедур. Сокрушив все традиционные иерархии ценностей, все нравственные приоритеты и всё святое, либерал поклоняется универсальной финансовой иерархии, только её воспринимает за незыблемую реальность, а «букву закона» использует как главное оружие в борьбе с другими системами ценностей. Только к юридическим закорючкам и цифрам на банковском счёте либерал испытывает сакральное чувство, а всё остальное – либо для него относительно, либо им презирается. Это и есть денежный тоталитаризм, который, сбросив уже последние маски, явил миру своё подлинное лицо – сатанизм.

Шутки кончились. Идёт война.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Июля 2024, 23:57:19, Ярослав»

Последняя иллюстрация показательна! Это частный случай, за которым стоит та система отношений, ценностей и приоритетов, гибельность которой для духовной и нравственной культуры стала, наконец, осознаваться государством, как и невозможность его выживания без настоящей культуры.

Преодолению антикультуры в образовательной сфере и был посвящён данный Форум, если я верно понял его главный смысл. Антикультура работает на разрыв поколений, на такие подмены, которые делают практически невозможной духовную преемственность. Подобные обобщения нуждаются в конкретных примерах. И вот (см. пост выше) подоспел (так к месту и так вовремя!) один из них.

Истинной целью претензий (осознаваемой исполнителями или нет – вопрос несущественный) является вовсе не забота о своём кармане (аудитории), а тем более – о каком-то авторском праве. Какое отношение тот же Литрес имеет к авторскому праву Толкина? Вопрос даже не риторический, но вообще лишённый смысла. Право у того, у кого есть лицензия на распространение электронных версий. Откуда она, на чём основана – никого не волнует (не должно это волновать, то есть): есть буква "закона", и этого достаточно. А "законы" пишутся для "своих". Кто первый занёс, застолбил, того и место, того и корова. Это та же схема, что и в приватизации 90-х, но теперь это приватизация не материального объекта, но "буквы закона".

Цель – исключить духовную альтернативу из культуры как таковую. Создать единую и общеобязательную систему оценок, мотивов и приоритетов, основанную на универсальном финансовом критерии. И не только в общественных институтах исключить иную ценностную систему, но прежде всего – во внутреннем мире человека. Это и есть истинная цель антикультуры. Остальное – детали, дело техники (буквально).

Российское государство дозрело до того, чтобы назвать вещи своими именами: неолиберализм и его антикультуру – сатанизмом. Но внутри нашего государства работает по-прежнему та же неолиберальная оценочная система, та же тоталитарная шкала подмен, тот же универсальный денежный критерий. Это та химера, которая может свести на нет и обесценить победу над любым внешним врагом – изнутри, в сердце и разуме человека.

В связи с последним инцидентом, мне вспомнилась история восьмилетней давности, когда наш домен был заблокирован в Википедии с удалением десятков страниц с уникальными материалами – под формальным предлогом того же "авторского права" (тогда сослались на то, что со смерти Ахматовой не прошло 70-ти лет, а у нас в библиотеке размещены её стихи).

Это всё, конечно, абсурд с точки зрения здравого смысла, когда бы он не был продиктован единой волей тоталитарной антикультуры. Ещё такой штрих: один из админов Википедии (это более высокий уровень, чем редакторы, там) озаботился несправедливостью удаления наших уникальных страниц, согласился со мной в абсурдности причин удаления и вызвался эти страницы восстановить. Там какой-то мудрёный механизм подачи жалоб и многоступенчатого их рассмотрения; впрочем, как и всегда в неолиберальной анонимной казуистике, где никто ни за что не несёт личной ответственности, а всё решает безликая "буква", якобы коллегиальность и демократия (хотя за всем этим какой-то таки конкретный персонаж стоит, но его лицо покрыто коммерческой тайной).

И тут самое смешное. По совету этого доброго следователя, я составлял списки удалённых страниц с подробным фактологическим описанием их авторского права и уникальности, отсылал ему, потом писал какие-то развёрнутые жалобы в Администрацию по его инструкциям, где они якобы рассматривались. А через месяц-другой в одном из писем он намекнул мне на свои финансовые трудности... Я, по простоте душевной, посетовал, что мы тоже такие испытываем, что у нас некоммерческий проект, но, мол, ничего, если мы с вами понимаем ценность того, что делаем... После чего он перестал отвечать на мои письма (понял, что я дурак и намёков не слышу). Расчёт был, видимо, на то, что он меня уже втянул в процесс и я потратил несколько месяцев, и мне жалко будет бросить всё на пороге вожделенной цели – снятия с нас бана в Википедии и восстановления там наших страниц и ссылок. С тех пор прошло 8 лет. Наш домен в Википедии по-прежнему заблокирован, но теперь это уже скорее нам в плюс, чем в минус. А если победит система, которую Википедия обслуживает, тогда – тем более: тогда уже вообще последний выбор станет на дворе без маски и во весь рост.

Я к чему это всё тут расписал так подробно. Это наглядный пример того, что делает с людьми неолиберальная матрица, в какую труху, двуличие и лживость превращает их внутренний мир. И таких примеров духовного калечения, увы, тьма. Для нашего ресурса и для меня лично последние – в "Новой Литературе", с которой мы сотрудничали 10 лет, но пришлось это сотрудничество закрыть. Вариантов для компромисса не осталось: война заставила сделать духовный выбор.

От того, насколько мы осознаём, с кем, за что и почему идёт сейчас война, будет зависеть ясность нашего сознания в каждой конкретной ситуации, ставящей перед нами не какие-то житейские или даже политические, а именно духовные развилки. А от ясности нашего сознания, в каждой локальной ситуации и на своей человеческой кочке, зависит исход глобального противостояния двух несовместимых духов, определяющих ныне исторический путь всего мира на долгие века. И это уже не литература, но реальность. Хотя что из них первично – ответа у меня так и нет... Обе первичны, скорее всего. И скорее всего, это одна и та же реальность, определяемая духом.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 18 Июля 2024, 06:21:20, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика