Информация от
Вячеслава Ивановича Моисеева, который организует в рамках Форума два круглых стола - по концепции гуманитарного образования и воспитания в непрофильных вузах и по концепции нового типа учебников.
Уважаемые коллеги, первая наша встреча 2 июня в 12 ч. мск будет посвящена основным принципам концепции гуманитарного образования и воспитания, в первую очередь - основным принципам интегрального мировоззрения, на основе которых предлагается строить новую концепцию. В связи с этим посылаю первый материал - "Концепция интегрального мировоззрения и образования" - для подготовки нашей встречи в воскресенье. Просьба посмотреть и подготовить свои предложения по добавлению и изменению этого материала:
Концепция интегрального мировоззрения и образования: основные принципы
1. ВведениеВ истории философской мысли издавна существовали два основных вида систем, которые можно обозначать как «равновесные» и «неравновесные системы».
Неравновесные системы мысли опирались на некоторые крайности, выбирая из множества альтернатив одну и абсолютизируя её. Таков, например, материализм, утверждающий, что существует только материя и её формы, или идеализм, утверждающий реальность только нематериального (идеального) начала.
С другой стороны, всегда существовали и
равновесные системы, которые пытались скомпенсировать всякую крайность её дополнением в составе того или иного интегрального принципа. Например, представить материю и идею как две стороны единого высшего начала.
Сквозь всю историю человеческой цивилизации проходит линия равновесных систем, в разные времена представленных разными именами и направлениями. Это, например, индийский ведизм и китайский даосизм, античные системы Платона, Аристотеля и неоплатонизма, средневековая схоластика, философия Спинозы, немецкая классическая философия, интегральный подход К.Уилбера и т.д.
Одно из наиболее ярких проявлений равновесной системы мысли в истории отечественной философии –
школа русской философии всеединства, основанная В.С.Соловьёвым (1853-1900) и продолженная множеством его последователей (С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, А.Ф.Лосев).
Центральное понятие этой философской системы – понятие
всеединства, означающее единство всего в высшем синтезе бытия. Основной метод этой философии –
приведение начал во всеединство, когда в каждом начале выделяется положительная составляющая, и все они должны найти своё место в объемлющем их высшем единстве.
Во всеединстве единое не подавляет отдельные элементы, но наоборот, позволяет им максимально выразить свою подлинную индивидуальность в составе
свободного целого.
В лице русской философии всеединства линия мировых равновесных систем находит своё максимальное философское развитие и дорастает до возможности создания новой науки интегрального типа, когда проводимые синтезы и интегральные методы могут быть оформлены более строго, средствами новой математики и науки. На этой основе получает своё развитие более естественнонаучное направление философии всеединства –
русский космизм (Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский).
Преобразование философии всеединства в интегральную науку реализуется сегодня в России в новом философском направлении, развивающем идеи философии всеединства средствами неклассической науки, –
философии неовсеединства.
2. Россия как третья силаВ работе В.С.Соловьёва «Три силы» была выдвинута оригинальная концепция развития мировой истории. Согласной этой теории, вся мировая история представляет собой три большие эпохи:
1) господство
первой силы истории – силы недифференцированного синтеза, в котором единое растворяет в себе многое, и эта сила была представлена в прошлом народами Востока,
2)
вторая сила Западной цивилизации, господствующая сегодня и представляющая идею победы анализа над синтезом, когда культура всё более специализируется на множество частных форм и направлений, и мировой исторический процесс утрачивает целостность,
3)
третья сила истории, согласно Соловьёву, принадлежит будущему и должна быть представлена народами Евразии, в первую очередь славянскими народами и среди них главную роль в утверждении третьей силы должен сыграть народ русский.
Третья сила есть сила исторического всеединства, которая органично уравновешивает силы интеграции и дифференциации и формирует гармоничную культуру многополярного мира, где индивидуальность каждого народа сохраняется и ещё более развивается в рамках всеединой гармоничной социальной структуры.
3. Добро как развитиеВ рамках неравновесных философских систем происходит резкое разделение и во многом противопоставление основных разделов философского знания – онтологии (учение о бытии), гносеологии (теория познания) и аксиологии (учение о ценностях).
Наоборот, в рамках равновесного философского знания все эти разделы рассматривались как три стороны единого учения о высшем начале бытия, благодаря чему между ними не возникает таких глубоких разделений и противопоставлений, но определения одного раздела органично согласуются с определениями другого.
Например, этика как учение о добре и зле одновременно рассматривается как выражение фундаментальных законов бытия, как объективное знание об интегральной реальности. Добро и зло – не человеческие условности, но выражение объективных природных процессов, поддерживающих ценностный гомеостаз и развитие мирового целого.
Центральную роль в такого рода интегральных представлениях играет понятие развития.
Развитие есть разворачивание всеединства во времени, когда от первоначальной несовместимости разного рода крайностей идёт постепенный переход ко всё более обширным их синтезам в составе объемлющего всеединства.
Объективность добра выражена связью добра с развитием.
Добро – всё то, что способствует сохранению и усилению развития бытия. В таком понимании добро оказывается вполне объективным процессом, укоренённым в фундаменте самого бытия. Наиболее ярко эта идея была представлена в основной работе В.С.Соловьёва «Оправдание добра», где он показал добро как движение ко всеединству в самых разных его формах и степенях.
В философии неовсеединства делается следующий шаг в понимании связи добра и развития, формируются контуры
интегральной этики, в основе которой лежит синтез положительных сторон всех основных этических направлений и школ. Предлагаются элементы новой математической методологии, более строгие модели развития и возможность определения количественной
меры развития.
4. Традиционные ценности как ценности развитияЦенности – всё то, что способствует сохранению достигнутого уровня развития и дальнейшему развитию отдельного человека или тех или иных сообществ.
Традиционные ценности – виды ценностей, которые прошли проверку временем у всех народов и были закреплены в традиции как способствующие сохранению и усилению развития общества и человека.
Традиционные российские ценности – ценности сохранения и усиления развития российского социума.
Например, традиционные семейные ценности связаны с тем, что семья – тот микросоциум, в котором создаются наиболее тёплые нравственные отношения между родителями и детьми, формирующие способность заботиться не только о себе, но и о других людях, жить интересами целого, формировать единое пространство доверия. Семья – основной институт рождения, образования и воспитания новых людей, членов общества. Здесь во многом закладываются базовые ценности, которые ребёнок берёт от родителей.
Таким образом, традиционная семья во многом создаёт и даёт первое развитие новым людям, формирует их направленность на развитие себя и окружающих.
Служение Отечеству и ответственность за его судьбу – ещё одна важная традиционная ценность, которая выражает осознание человеком себя как члена своего общества, отождествление с ним своих ценностей, что формирует
интегральное сознание, позволяющее человеку быть более развитым в своей жизни и посвящать её более высоким целям, развивая себя и общество.
Приоритет духовного над материальным – ещё одна традиционная ценность.
Духовность – это способность человека жить интересами высокого уровня – общегосударственного, планетарного, космического масштаба. В этом случае человек выступает от лица высокого бытия, поднимая себя от интересов тела до ценностей и целей развития глобальных целых.
Так в конечном счёте могут быть поняты все традиционные ценности. Они были выработаны народной душой в долгой борьбе за выживание и развитие, формируя своего рода систему
вечных ценностей обеспечения безопасности и усиления бытия, позволяющих как сохранять всё ранее достигнутое, так и приумножать его, т.е. развиваться.
5. От общества потребления к обществу развитияТрадиционные ценности – ценности сохранения и развития общества и человека. Примат традиционных ценностей определяет общество как общество развития. Сегодня господствует общество потребления, и необходим переход от общества потребления к обществу развития.
Общество развития – тип общественного устройства, где ценности развития человека и общества являются высшими ценностями. Общество развития опирается на традиционные ценности как свой фундамент.
6. Россия – лидер будущего общества развитияЧеловеческая цивилизация движется к образам глобального переустройства. Но та версия глобализма, которая сегодня активно навязывается миру, носит крайне деструктивный характер, грозящий уничтожением феномена человека во Вселенной.
Большинство стран мира сегодня с надеждой смотрят на Россию и ждут от неё альтернативного глобального сценария развития.
Опираясь на традиционные ценности и уникальный опыт реального всеединства, Россия в самом деле в состоянии предложить миру сегодня такой сценарий.
Это образ
всеединого человечества, в котором мировая цивилизация будет вдохновляться идеями развития и формировать такой вид социального целого, в котором всё большее развитие целого будет не подавлять, а развивать свободу и индивидуальность своих частей – наций, народов и отдельных людей. Это образ свободного целого, всеединой соборной организации многополярного мира.
7. Педагогика развитияПедагогика – наука о со-развитии ученика и учителя, т.е. одна из прикладных сфер общей теории развития.
В основе педагогики развития должно лежать живое общение учителя и ученика, построенное на принципах взаимного уважения и сотворчества. Ученик активно осваивает материал культуры, не просто запоминает его, но учится искать ответы на вопросы, поставленные учителем.
Ученик в педагогике развития должен освоить методологию постоянно
развивающегося мышления, восходя от фактов к их обобщению в гипотезах и дальнейшей проверке гипотез. Факты – момент многого, гипотеза – момент единого, их координация выражает восхождение ко всеединству знания как синтезу фактов и гипотез.
В то же время ни одна из форм знания не является абсолютной, но только
возможно-истинной, и рано или поздно развивается в более интегральные и глубокие формы знания.
От отдельных синтезов в частных науках развивающее обучение должно подвигать учащегося к овладению всё более обширными синтезами знания и опыта, формируя
системное мышление.
Интегральность обучения должна выражать себя в синтезах мышления и деятельности –
мыследеятельности, когда учащийся должен активно, в своей собственной деятельности в кратком виде воспроизводить основные принципы развития общечеловеческого знания и опыта.
В конечном счёте координация соразвивающих усилий ученика и учителя должна привести к возможности учащегося к
саморазвитию, когда он окажется в состоянии самостоятельно продолжить свой путь творческого развития, овладев его основными принципами и методами.
Интегральное образование невозможно без
воспитания, соединения направлений развития знания и души. Общество развития должно создавать постоянную
среду развития для обучающегося во всех сферах его жизни и деятельности.