Сказать, что была потрясена статьями Нонны Александровны Яковлевой и картинами Бориса Михайловича Неменского — значит ничего не сказать. Настолько своевременно (но не сиюминутно!), настолько глубоко (но ни в коем случае не заумно!) и настолько насущно (действительно как хлеб!), что просто периодически начинала плакать: где-то от боли, где-то от радости. Попробую пояснить, где боль, и в чём радость.
Последний год было всё труднее находить правильные слова в разговорах с людьми, которые совсем не помнят страну до 1985 года. Моё поколение — последнее, воспитанное в СССР. Да, мы впитали с молоком матери что-то очень важное, что теперь нужно передать нашим детям, но мы не можем этого сделать, потому что сами не понимаем, что это такое! Что это за «Военная Тайна», которую не смогли выпытать буржуины у Мальчиша-Кибальчиша? Вдруг выясняется, что мы сами почти забыли, в чем она заключается.
У нового поколения есть важное преимущество — отсутствие идеологического страха. А потому эти ребята гораздо реже покупаются на фальшь, на лозунги, на нелогичные сентенции, основанные на ностальгии.
По сети ходит такой трогательный ролик, о том, что мы, люди родившиеся между 1945 и 1985 годом — «благословенны», что мы «уникальное поколение», «штучный товар» и «нас надо ценить» (мне этот ролик уже несколько раз присылали), но аргументы, которые там приводятся — более чем спорные. Сейчас тоже читают книжки, бегают во дворе, катаются на велосипедах, ходят в школу без сопровождения и даже с удовольствием едят черный хлеб. А то, что раньше катались без шлемов и детские площадки были не так безопасны — очень сомнительные аргументы в пользу какой-то особенной духовности. Молодёжь как-то махом объявляется лишённой чести, порядочности, совести, чувства локтя только потому, что она с детства привыкла жить с сотовыми телефонами, компьютерными играми и интернетом. Как это связано!?
Заметила ещё, что если кто-то вдруг начинает вспоминать, как жили в Советском Союзе (негласно подразумевается: когда всё было «хорошо и правильно»), то речь, чаще всего, идёт о полупустых прилавках 80-х и очередях за бананами и орехами, как будто в очередях и дефиците таится корень «особой элитарности».
Почему это особенная заслуга — жить без мобильных телефонов и не иметь возможности сообщить близким, если вдруг в пути сломался автобус? И почему пропадать до вечера во дворе, носясь за мячом — это какая-то великая доблесть, а играть с друзьями по сети в стратегии — бесполезное убивание времени?
Разве в этом дело! Да, разница есть, но из-за всех этих странных аргументов она совсем теряется. И сейчас, когда так важно действительно передать новому поколению что-то ценное, исчезающее, мы не понимаем, в чем же оно заключается, не можем его ухватить, отрефлексировать, а потому вызываем у детей своими пустыми разговорами только недоумение и глухое раздражение.
И вот тут появляются тексты Нонны Александровны! Они как настоящие маяки дарят спасительный свет, выявляют именно то, что нужно, что существенно, без чего мы пропадём. Например, удивительные художественные образы Бориса Неменского…
И если статья о творчестве Бориса Неменского прекрасна и глубока, как и картины художника, то вторая статья, в которой говорится о судьбе конкретного художественного образа — образа, вскрывающего корень зла в человеческой природе, призывающего к очищению самой природы человека — статья эта (и, конечно, картина) несёт в себе посыл просто огромной силы!
Что же было особенного в нашей стране в советский период, на чем так важно сейчас сосредоточиться? Скажу словами Нонны Александровны: «... безжалостный огонь войны, очищающие душу страдания и безмерное напряжение духовных сил вопреки человеческой логике, наперекор всему выплавили ту реальность, в которую сегодня трудно поверить и о самом существовании которой идут ожесточенные споры: особую человеческую популяцию –
советский народ. Единый, преданный идее добра, в ХХ веке принявшей облик воплощения мечты – коммунизма как грядущего светлого будущего равенства и братства, труда и созидания. Этот народ высоко образован и проницателен – без начетничества, добр, великодушен и … доверчив.
При всех противоречиях, которые были в этом обществе, в котором, как во всяком потоке, было илистое дно, на котором среди мусора и тины обитали свои чудовища, была поверхность, по которой плыло все то, что не тонет, но
основным был мощный поток воды, очищенный единым для всех страданием и духовным подъемом огненного четырехлетия Великой Отечественной войны».
Но ведь сказать можно что угодно. Не есть ли это всего лишь очередная идеологическая сентенция? Почему слова Нонны Александровны воспринимаются, как ответ, как исторический факт?
Потому что они вытекают из данного в самой статье эмпирического материала — текстов писем этого самого «советского народа»! Автор делает удивительную вещь — она предоставляет свою статью в качестве трибуны тем людям, которые на самом деле редко на трибуны попадали. Это рядовые рабочие, учителя, студенты, журналисты, которые откликнулись на художественный образ Бориса Неменского, но отзывы и письма которых иногда даже не были опубликованы. Их письма и отзывы и есть свидетельства того, что такое духовное явление, как «советский народ» было! Что оно состоялось, вопреки всему. И есть надежда, что оно есть и сейчас! И что сегодня именно этот «народ» — это глубинное единение людей на основе добра, красоты и справедливости — поднимает голову, будоражит чувства, вызывает недоумение у тех, кто чужд этому скрытому от глаз потоку.
Оказалось, что обыкновенные советские граждане могут на равных спорить с маститыми искусствоведами и побеждать. Что они тонко и глубоко чувствуют искусство, будучи причастны ему не как профессии, а как подлинной Красоте, не как идеологическому оружию, а как настоящему Добру, не как мертвой догме, а как живой Истине, идущей от самого сердца.
Вот отрывок из письма журналиста Ж.С. Журибеды:
«Мы, к сожалению, привыкли к картинам, которые, в общем-то, не несут в себе больших идей, причисляя их к шедеврам. А они, как моментальные снимки, интересны только тем, что отражают один миг истории человечества. Таковы многие полотна о войне, созданные до этого времени. Там ненависть к врагу. А здесь неизмеримо больше. Здесь ненависть к тем силам, которые превращают людей во врагов. Неменский здесь пишет необычно глубоко ... Он поднимает глубинные пласты, обнажает сущность показываемого явления, убивает корни, уничтожает зло в зародыше. Это очень много. Мыслить такими крупными масштабами пока не привыкли наши некоторые художники и критики. Обвиняя автора "Безымянной высоты" в пацифизме, они расписываются в своей беспомощности правильно осмыслить сущность многих жизненных явлений.
"Безымянная высота" – это не просто полотно о Великой Отечественной войне, это не маленький эпизод хроники военных лет... Это неизмеримо больше! Это столкновение противоборствующих сил, столкновение двух миров. Это – борьба доброго и злого начал в человеке. Это – картина о сущности человеческих взаимоотношений. Большая заслуга Неменского в том, что он решает эти вечные проблемы по-новому, с позиции советского мастера.»А вот отрывок из письма рабочего каменщика СМУ-12 ЦАС Николая Крылова:
«Народам всего мира надо добиваться объявления вне закона фашизма и средств его распространения и влияния, как фактора неизбежности чудовищных по своей форме войн. Особенно упорно нужно бороться против его влияния на молодежь – потенциальную силу живучести любой идеи.
Переход фашизма к государственным формам приведет мир к новым "загубленным юностям", к новым «Безымянным высотам». Борьба за мир, борьба против фашизма и его влияния, борьба за психологию и мораль молодежи – одно целое и нерушимое».
Мы теперь должны были бы сказать: «А! Это тот самый Николай Крылов, которого сегодня весь мир знает как … Ну, конечно, ничего удивительного, гении тоже бывают выходцами из народа. Вот, например, Ломоносов или Горький…» Нет! Эти удивительные по глубине и силе пророческие слова сказал человек, которого мы не знаем. Он так и остался рабочим СМУ-12, который написал письмо в редакцию не ради публикации, а чтобы поддержать художника и его духовное дело. Кстати, сегодня в интернете картина Неменского (её завершающий вариант 1995 года «Это мы, Господи!») тоже активно обсуждается, но таких глубоких откликов, которые были в письмах 1965 года, я не нашла.
Десятки писем и отзывов на картину, которые цитирует Нонна Александровна, разворачивают у нас перед глазами настоящий акт со-творчества художника и зрителя. Она много говорит об этом в статье и подчёркивает, как остро чувствовал сам художник это участие зрителя в работе над образом, над его углублением и одновременно прояснением.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что в профессиональной среде не оказалось глубоко чувствующих людей. Конечно же, их тоже было много. Нонна Александровна приводит тексты и стенограммы выступлений знаменитых художников и писателей в защиту картины.
Потому что тут дело не в том, какой профессией человек овладел и на какой ступени социальной иерархии тогда находился. Иерархия была другой. Человек или чувствует себя частью этого могучего вневременного потока, который зовётся советским народом, или он сам по себе — мещанин-обыватель — которому ни до кого нет дела и который обустраивает исключительно свою жизнь в заданных социальных и временных условиях. Распознание этих двух типов — важнейшая тема в советском искусстве.
«И потому, что незнакомый докладчик из города говорил так, как будто бы он давно и хорошо знал, о чем здесь все думали, в чем еще сомневались и что должны были делать, Васька, который стоял на бугре и смотрел, как бурлит внизу схватываемая плотиной вода, вдруг как-то особенно остро почувствовал, что ведь и на самом деле все — одно целое.
И разъезд №216, который с сегодняшнего дня уже больше не разъезд, а станция «Крылья самолёта», и Алешино, и новый завод, и эти люди, которые стоят у гроба, а вместе с ними и он, и Петька — всё это частицы одного огромного и сильного целого, того, что зовётся Советской страной.
И эта мысль, простая и ясная, крепко легла в его возбужденную голову.
— Петька, — сказал он, впервые охваченный странным и непонятным волнением, - правда, Петька, если бы нас с тобой тоже убили, как Егора, или на войне, то пускай?.. Нам не жалко!
— Не жалко! — как эхо, повторил Петька, угадывая васькины мысли и настроение. - Только, знаешь, лучше мы будем жить долго-долго».(А. Гайдар «Дальние страны», 1932 г.)
И спустя 30 лет, заглядывая в далёкое будущее, братья Стругацкие волновались о том, что даже в этом прекрасном новом мире кто-то так и не сумеет почувствовать главного — того, что давным-давно поняли гайдаровские мальчишки:
«Сумасшедший мир. Дурацкое время, - сказала она устало. - Люди совершенно разучились жить. Работа, работа, работа... Весь смысл жизни в работе. Все время чего-то ищут. Все время что-то строят. Зачем? Я понимаю, это нужно было раньше, когда всего не хватало. Когда была эта экономическая борьба. Когда еще нужно было доказывать, что мы можем не хуже, а лучше, чем они. Доказали. А борьба осталась. Какая-то глухая, неявная. Я не понимаю ее. Может быть, ты понимаешь, Григорий?
- Понимаю, - сказал Дауге.
- Ты всегда понимал. Ты всегда понимал мир, в котором ты живешь. И ты, и Володька, и этот скучный Быков. Иногда я думаю, что вы все просто ограниченные люди. Вы просто неспособны задать вопрос - "зачем?" - Она снова отпила из бокала. - Ты знаешь, недавно я познакомилась с одним школьным учителем. Он учит детей страшным вещам. Он учит их, что работать гораздо интереснее, чем развлекаться. И они верят ему. Ты понимаешь? Ведь это же страшно! Я говорила с его учениками. Мне показалось, что они презирают меня. За что? За то, что я хочу прожить свою единственную жизнь так, как мне хочется?
Дауге хорошо представил себе этот разговор Марии Юрковской с пятнадцатилетними пареньками и девчонками из районной школы. Где уж тебе понять, подумал он.»(А.и Б.Стругацкие «Стажеры», 1962 г.)
И здесь на повестке дня вопрос воспитания, вопрос педагогики, который так волнует Бориса Неменского и Нонну Яковлеву. Говорим ли мы сегодня обо всём этом в прошедшем времени, или чувствуем, что советский народ никуда не делся — может быть, дремал, может быть, находился 30 лет в анабиозе — но сейчас в это переломное время вдруг просыпается, и его духовный потенциал вновь востребован. И если он действительно жив, то и новое поколение сможет его почувствовать, сможет отозваться на его невидимый призыв. А задача новой педагогики сделать этот призыв внятным и четким.
Вот отчего хотелось мне плакать, то от радости и надежды, что не ушло из нашей жизни великое и доброе, хотя и казалось потерянным, то от боли, ведь причиной пробуждения стала страшная язва фашизма, обнажившаяся вновь на теле человечества.
Нужно ещё поговорить о художественных параллелях и перекличках, вызванных картинами Бориса Неменского, но это уже действительно «другая история», поэтому оставлю её для другого поста.
Ещё раз огромное спасибо Художнику Борису Неменскому и Критику Нонне Яковлевой, а также всем Советским Зрителям, которые поднялись в своём восприятии художественного образа до настоящего преобразующего мир со-творчества!
PS Первое, что я сделаю, когда начнётся весенний семестр в институте, проведу с первокурсниками на Истории занятие по картине Бориса Неменского «Это мы, Господи!», зачитывая отрывки из писем, приведённых в статье Нонны Александровны, обсуждая вопросы, которые там поднимаются.