В феврале-апреле 2024 года в Озёрском технологическом институте НИЯУ МИФИ состоялся экспериментальный семинар преподавателей и сотрудников института и колледжа «ПОКОЛЕНИЕ, КОТОРОЕ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПОТЕРЯТЬ».
Ситуация в стране и во всем мире сегодня требует от каждого думающего и ответственного человека максимум усилий для выбора оптимального направления развития. И речь не только о политике, но о том, что лежит гораздо глубже: о выборе жизненного пути; о будущем детей, которые рождаются сегодня; о современной молодёжи, которая попала в ситуацию мирового смысложизненного кризиса. В конечном счёте, речь о выборе человеческого в человеке.
Именно поэтому воспитательный и философско-мировоззренческий аспекты выходят на первые позиции в образовании (обратите внимание на сопряжённую тему, посвящённую
Форуму гражданских инициатив «Россия 809»). Как и сто лет назад, на глазах меняется история, проявляется сущностная разница мировоззрений российской и западно-европейской цивилизаций. Институты образования не могут находиться в стороне в этот переломный момент.
С 1 сентября 2023 года во всех вузах России введена новая дисциплина «Основы Российской государственности». В Проекте учебно-методического комплекса по этой дисциплине говорится:
«Возрастает риск неприемлемой дивергенции между современными теоретическими основами современного преподавания общественных наук, реалиями российской высшей школы и психолого-поведенческими особенностями молодого поколения; последствия такой дивергенции могут привести к политической дестабилизации, эскалации социальной напряженности, разрастанию существующих (к примеру, поколенческих) и появлению новых общественных расколов. Более того, расхождение в ключевых политических представлениях и моделях может привести к росту конфликтов внутри самой образовательной среды, подвергнув опасной эрозии традиционно сложившиеся представления об академической этике, исследовательской свободе и взаимном уважении в рамках научной дискуссии».Но достаточно ли 72 часов, выделяемых на дисциплину, чтобы способствовать стабилизации обстановки и своевременному предотвращению указанных рисков, чтобы решить проблемы с формированием адекватного современным вызовам мировоззрения у молодых людей? Снимает ли наличие подобной дисциплины ответственность за воспитание будущего поколения с остальных преподавателей вузов? Конечно же, нет. Именно поэтому мы провели свой курс-диспут, курс-обмен опытом, на котором коллегиально попытались выстроить методику эффективного воспитания неравнодушных личностей, настоящих граждан своей страны, носителей лучших человеческих качеств. На наших встречах мы старались шаг за шагом вырабатывать согласованную и взвешенную позицию в отношении формирования достойных духовно-нравственных ориентиров. Мы уверенны, что подобную задачу можно решать только сообща.
Мы работаем со студентами института и колледжа – очень активным и гибким поколением (16 – 25 лет) – поколением, которому предстоит утверждать свои приоритеты в самом ближайшем будущем. Сейчас от внутренней ответственности их преподавателей и наставников (т. е. от нас) во многом зависит формирование нравственного стержня этого поколения, детские годы которого прошли под псевдонейтральной вывеской либерализма. Вот почему мы назвали наш экспериментальный семинар «Поколение, которое мы не должны потерять».
Искренняя обеспокоенность предметом исследования и со-творческий подход сделали возможным рождение на занятиях
новой концепции, раскрывающей вариативность преподавательских подходов в пределах разных регионов внутреннего мира человека. Опорными вехами стало выявление различий в образовательных целях 1) функционального обучения; 2) обучения как приращения души и общечеловеческой культуры; 3) обучения как духовного просветления. Предлагаю познакомиться с небольшой обзорной статьей «
Типология преподавательских задач с точки зрения структуры внутреннего мира человека». Работа в данном направлении продолжается.
Поскольку занятия семинара писались на видео, то есть возможность более детально проанализировать, что и как получилось/не получилось, услышать критику и предложения жителей Воздушного Замка, продолжить коллективную творческую работу. Для этого постепенно буду выкладывать видео занятий с небольшими текстовыми комментариями.
Важно отметить, что именно Воздушный Замок стал той незримой осью, которая скрепляла наши дискуссии. Оказалось, что в Замке аккумулируются очень существенные ресурсы педагогики будущего – подходы, позволяющие вырваться из замкнутого круга «неразрешимых» этических антиномий, взглянуть на проблему одновременно и шире, и глубже.
Замок как «Культурный поиск» собрал уже достаточный потенциал для начала конструктивного Диалога, а
Солярис как живая коллективная Душа Замка уже достаточно окреп, чтобы вести и поддерживать этот Диалог, не давая ему распадаться на бесчисленные атомы субъективных мнений и замкнутых на самих себя концепций.